Автор: Хозяинова Галина Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ" с.Усть–Лыжа
Населённый пункт: РК Усинский район с. Усть–Лыжа
Наименование материала: программа для дошколят
Тема: "Читалочка" для детей 6-7
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа» с.Усть-Лыжа ГО «Усинск» Республика Коми
Общеразвивающая программа
социально- педагогической направленности
«Читалочка» для детей 6-7
Срок реализации программы 1 год
.
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «ООШ» с. Уст-Лыжа
Хозяинова Г. Е.
Содержание общеразвивающей программы.
I. Пояснительная записка.
1.1.Актуальность и педагогическая целесообразность, особенность программы, возрастные особен-
ности детей.
1.2. Цели и задачи программы .
1.3. содержание программы по обучению чтению
1.4. Основные методы, используемые при реализации программы
1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогиче -
ского процесса.
1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников.
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1.8. Средства, необходимые для реализации программы.
II. Учебно-тематический план.
IV. Методическое обеспечение общеразвивающей программы.
V. Список используемой литературы.
VI. Список литературы для детей и родителей.
VII. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в
процессе обучения чтению:
I. Пояснительная записка.
1.1Актуальность.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка
на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных
мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования
ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это
обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функ-
ций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важ -
но развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буква -
ми и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ран-
ний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного под-
хода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные
взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе –
развитие связной речи.
Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не
обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и
научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому
что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать
душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.
Программа предназначена для детей 6 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут
фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой.
Сказка для них-это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими
принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру
в не меньшей степени, чем логика науки.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллек -
туально развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Учить послоговому чтению.
Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
Воспитывать культуру речи.
1.3. Содержание программы
Программа рассчитан на обучение детей 6 летнего возраста. Главная задача – ввести детей в мир
звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков
родного языка. Обучение решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического вос-
приятия. Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита. Описанное выше по-
строение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к
дальнейшему обучению в школе.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического вос -
приятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изуче -
ния – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие
согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется
его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный
звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произ -
носим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к
концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с
использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать глав -
ную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навы -
ков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная за -
дача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только ин-
теллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Все занятия проводятся в доступной игровой
форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путеше-
ствия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им
задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиоза -
писчь. Говорунчик появляется сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья , он может при -
слать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка – куклы из куколь -
ного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке.
Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на
основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывает -
ся дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педаго -
га.
Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.
Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых ма-
териалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенно -
сти слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формиру -
ется творческое мышление, складывается система знаний о языке. В занятия включены физкультми-
нутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смыс -
ловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, но-
вых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особен -
ности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, форми-
руется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
принципу продвижения от простого к сложному;
принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
принципу психологической комфортности;
принципу развития творческой личности.
1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца зада -
ния…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы, рассказы детей, чтение худ. литературы.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательно-
сти от простого к сложному (концентрически).
Особенности метода
-Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка
-Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.
- Обучение по слоговому принципу.
-
нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометри-
ческих фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей
букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассо-
циаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает об-
руч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его,
экспериментировать с ним.
1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педа-
гогического процесса.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей: 1 раз в неделю по 25 минут.
Количество занятий в год 30 часов.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разгра-
ничить занятие на структурно-смысловые части.
Формы организации педагогического процесса:
- Специально – организованная деятельность учителя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
- работа с книгой;
- использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также форми-
руются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброже -
лательность.
1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года обучения дети научатся:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют опре-
делить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой воз -
растной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагности-
ческие методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”,
“Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),
– Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),
– Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),
Уровни усвоения программы
Уровень подготовленности детей.
№
п/п
Фамилия, имя.
Звукопр
оизнош
ение
Звуковой анализ
Знание букв,
чтение
(послоговое)
Гласный
в начале
слова
Гласный в
конце
слова
Согласный в
начале слова
Согласны
й в конце
слова
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.8. Средства, необходимые для реализации программы.
Учебно-методическая литература
Наборы дидактических игр
Компьютер, проектор
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Рабочие тетради дошкольника
Магнитная азбука;
Карточки для индивидуального чтения;
Фланелеграф;
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
II. Учебно -тематический план
№
Темы
Кол-во ч.
Дата.
1.
Мы расскажем сказку. Слова и предложения.
1
2.
По- щучьему велению. Звуки и буквы А и О.
Предложения длинные и короткие.
1
3.
Где же вы, АУ! Звук и буква У.
1
4
Звуки разные нужны, звуки всякие важны.
Артикуляционные и акустические признаки звуков М, Ш,
понятия слог. Как муравьишка домой спешил.
1
5
Мы гостей к себе позвали. Сова. Звуки и буквы С.с,сь.
1
6
Таинственный голос. Звуки и букваы Л,л, ль.
1
7
Вдоль по улице идем… Молоток стучит: «Тук-тук»
Буква и звуки Т и Т, ть. Знаменитый утёнок Тим
1
8
Дружба начинается с улыбки. Звуки и буквы Р, рь, Ппь.
1
9
Звуки и буквы К. кь, И. Гласные звуки и буквы
1
10
Звуки и буквы Н. нь, Ы. Стихи с этими буквами
1
11
Прятки. Буква Е.
1
12
Куда села галочка? Буква Ё.
1
13
Помогаем цыплёнку учить находить звук и букву Ц
1
14
Буквы Я, я. Вопросительное предложение.
1
15
Буквы Ю,ю. Вопросительное предложение.
1
16
Звук и буквы Ч,ч. Повторение понятия знак вопроса.
1
17
Звук и буквы Х,х, согласные звуки.
1
18
Дедушка и дети. Буква и звуки Д.д.дь
1
19
Звуки и буквы Б,б, бь
1
20
Жили у бабуси…Звуки и буквы Г,г, гь
1
21
К нам пришла Зима и загадки принесла. Звуки и буквы З,
з,зь
1
23
Звуки и буквы В,в,вь
1
23
Эта буква широка и похожа на жука- Ж
1
24
Звуки и буквы Ф, ф,фь
1
25
Сказка за сказкой.Звук и буквы Щ,щ, щь
1
26
Что это? Звук и буквы Э.э
1
27
Звук и буквы Й.й
1
28
Как хорошо уметь читать! Ь и Ъ знаки..
1
29
У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК –
СЛОГ – СЛОВО.
1
30
Обобщающее занятие. Полет в космос.
1
Всего
30
IV. Методическое обеспечение общеразвивающей программы:
1.
3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет».
Сценарии учебно-игровых занятий«От А до Я».
2.
Компьютер, проектор
3.
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
4.
Карточки для индивидуального чтения;
5.
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
6.
Презентации.
V. Список использованной литературы: 1.Бук-
варь .Учебник для малышей. В.А. Степанов ООО. Издательство «Фламинго». 2014г 2.Во-
лина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
3.Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год
4. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь
читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.
VI. Литература для детей и родителей:
Балинш Агнеш. Гном Гномыч и Изюминка.
Барто Агния. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я
расту. И другие.
Блайтон Хэйден Энид. Знаменитый утёнок Тим.
Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домиш-
ки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
Заходер Борис. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.
Кротов Виктор. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
Маршак Самуил. Усатый - полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот такой рассеянный. Урок
вежливости. И другие.
Миллер Зденек. Крот и волшебный цветок.
Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
Михалков Сергей . Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Пе-
сенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.
Мошковская Эмма. Зоопарк. И другие стихи.
Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка
со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.
Носов Николай. Живая шляпа.
Осеева Валентина. Волшебное слово.
Пляцковский Михаил Солнышко на память (рассказы).
Сладков Николай. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И др. рассказы.
Сутеев В.. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса.
Капризная кошка. Палочка-выручалочка.
Хармс Даниил. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.
Хитрук Фёдор. Топтыжка.
Чуковский Корней. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-цокотуха. Айболит. Путаница.
Юдин Георгий. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
VII. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в
процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира,
наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между
прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста
не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно разви-
та. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или де-
фектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому
на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчико-
вая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте
терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения ин -
дивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь
найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенно -
стям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия
не принесут успеха!