Напоминание

"Читалочка" для детей 6-7


Автор: Хозяинова Галина Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ" с.Усть–Лыжа
Населённый пункт: РК Усинский район с. Усть–Лыжа
Наименование материала: программа для дошколят
Тема: "Читалочка" для детей 6-7
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«основная общеобразовательная школа» с.Усть-Лыжа ГО «Усинск» Республика Коми

Общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности

«Читалочка» для детей 6-7

Срок реализации программы 1 год

.

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «ООШ» с. Уст-Лыжа

Хозяинова Г. Е.

Содержание общеразвивающей программы.

I. Пояснительная записка.

1.1.Актуальность и педагогическая целесообразность, особенность программы, возрастные особен-

ности детей.

1.2. Цели и задачи программы .

1.3. содержание программы по обучению чтению

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы

1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогиче -

ского процесса.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников.

1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1.8. Средства, необходимые для реализации программы.

II. Учебно-тематический план.

IV. Методическое обеспечение общеразвивающей программы.

V. Список используемой литературы.

VI. Список литературы для детей и родителей.

VII. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в

процессе обучения чтению:

I. Пояснительная записка.

1.1Актуальность.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка

на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных

мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования

ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это

обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функ-

ций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.

Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важ -

но развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буква -

ми и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ран-

ний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного под-

хода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные

взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе –

развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не

обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и

научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому

что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать

душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 6 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут

фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой.

Сказка для них-это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими

принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру

в не меньшей степени, чем логика науки.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллек -

туально развитого и эмоционального читателя.

Задачи:

Учить послоговому чтению.

Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

Воспитывать культуру речи.

1.3. Содержание программы

Программа рассчитан на обучение детей 6 летнего возраста. Главная задача – ввести детей в мир

звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков

родного языка. Обучение решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического вос-

приятия. Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита. Описанное выше по-

строение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к

дальнейшему обучению в школе.

Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического вос -

приятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изуче -

ния – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие

согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется

его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим

изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный

звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произ -

носим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к

концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с

использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать глав -

ную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навы -

ков.

На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная за -

дача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только ин-

теллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Все занятия проводятся в доступной игровой

форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путеше-

ствия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им

задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиоза -

писчь. Говорунчик появляется сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья , он может при -

слать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка – куклы из куколь -

ного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке.

Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на

основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывает -

ся дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педаго -

га.

Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.

Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых ма-

териалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенно -

сти слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формиру -

ется творческое мышление, складывается система знаний о языке. В занятия включены физкультми-

нутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смыс -

ловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, но-

вых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особен -

ности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, форми-

руется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

принципу продвижения от простого к сложному;

принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;

принципу психологической комфортности;

принципу развития творческой личности.

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца зада -

ния…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы, рассказы детей, чтение худ. литературы.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательно-

сти от простого к сложному (концентрически).

Особенности метода

-Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка

-Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.

- Обучение по слоговому принципу.

-

нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометри-

ческих фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей

букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассо-

циаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает об-

руч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его,

экспериментировать с ним.

1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педа-

гогического процесса.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует

возрастным нормам детей: 1 раз в неделю по 25 минут.

Количество занятий в год 30 часов.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разгра-

ничить занятие на структурно-смысловые части.

Формы организации педагогического процесса:

- Специально – организованная деятельность учителя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

- работа с книгой;

- использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также форми-

руются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброже -

лательность.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года обучения дети научатся:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– членить простые предложения на слова;

– определять место звука в слове;

– давать характеристику звуку;

– самостоятельно составлять предложение;

– уметь работать с кассой букв;

– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют опре-

делить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой воз -

растной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагности-

ческие методики:

– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”,

“Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),

– Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),

– Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),

Уровни усвоения программы

Уровень подготовленности детей.

п/п

Фамилия, имя.

Звукопр

оизнош

ение

Звуковой анализ

Знание букв,

чтение

(послоговое)

Гласный

в начале

слова

Гласный в

конце

слова

Согласный в

начале слова

Согласны

й в конце

слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.8. Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно-методическая литература

Наборы дидактических игр

Компьютер, проектор

Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

Рабочие тетради дошкольника

Магнитная азбука;

Карточки для индивидуального чтения;

Фланелеграф;

Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

II. Учебно -тематический план

Темы

Кол-во ч.

Дата.

1.

Мы расскажем сказку. Слова и предложения.

1

2.

По- щучьему велению. Звуки и буквы А и О.

Предложения длинные и короткие.

1

3.

Где же вы, АУ! Звук и буква У.

1

4

Звуки разные нужны, звуки всякие важны.

Артикуляционные и акустические признаки звуков М, Ш,

понятия слог. Как муравьишка домой спешил.

1

5

Мы гостей к себе позвали. Сова. Звуки и буквы С.с,сь.

1

6

Таинственный голос. Звуки и букваы Л,л, ль.

1

7

Вдоль по улице идем… Молоток стучит: «Тук-тук»

Буква и звуки Т и Т, ть. Знаменитый утёнок Тим

1

8

Дружба начинается с улыбки. Звуки и буквы Р, рь, Ппь.

1

9

Звуки и буквы К. кь, И. Гласные звуки и буквы

1

10

Звуки и буквы Н. нь, Ы. Стихи с этими буквами

1

11

Прятки. Буква Е.

1

12

Куда села галочка? Буква Ё.

1

13

Помогаем цыплёнку учить находить звук и букву Ц

1

14

Буквы Я, я. Вопросительное предложение.

1

15

Буквы Ю,ю. Вопросительное предложение.

1

16

Звук и буквы Ч,ч. Повторение понятия знак вопроса.

1

17

Звук и буквы Х,х, согласные звуки.

1

18

Дедушка и дети. Буква и звуки Д.д.дь

1

19

Звуки и буквы Б,б, бь

1

20

Жили у бабуси…Звуки и буквы Г,г, гь

1

21

К нам пришла Зима и загадки принесла. Звуки и буквы З,

з,зь

1

23

Звуки и буквы В,в,вь

1

23

Эта буква широка и похожа на жука- Ж

1

24

Звуки и буквы Ф, ф,фь

1

25

Сказка за сказкой.Звук и буквы Щ,щ, щь

1

26

Что это? Звук и буквы Э.э

1

27

Звук и буквы Й.й

1

28

Как хорошо уметь читать! Ь и Ъ знаки..

1

29

У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК –

СЛОГ – СЛОВО.

1

30

Обобщающее занятие. Полет в космос.

1

Всего

30

IV. Методическое обеспечение общеразвивающей программы:

1.

3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет».

Сценарии учебно-игровых занятий«От А до Я».

2.

Компьютер, проектор

3.

Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

4.

Карточки для индивидуального чтения;

5.

Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

6.

Презентации.

V. Список использованной литературы: 1.Бук-

варь .Учебник для малышей. В.А. Степанов ООО. Издательство «Фламинго». 2014г 2.Во-

лина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

3.Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год

4. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь

читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.

VI. Литература для детей и родителей:

Балинш Агнеш. Гном Гномыч и Изюминка.

Барто Агния. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я

расту. И другие.

Блайтон Хэйден Энид. Знаменитый утёнок Тим.

Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домиш-

ки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.

Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).

Заходер Борис. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.

Кротов Виктор. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

Маршак Самуил. Усатый - полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот такой рассеянный. Урок

вежливости. И другие.

Миллер Зденек. Крот и волшебный цветок.

Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).

Михалков Сергей . Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Пе-

сенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.

Мошковская Эмма. Зоопарк. И другие стихи.

Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка

со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.

Носов Николай. Живая шляпа.

Осеева Валентина. Волшебное слово.

Пляцковский Михаил Солнышко на память (рассказы).

Сладков Николай. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И др. рассказы.

Сутеев В.. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса.

Капризная кошка. Палочка-выручалочка.

Хармс Даниил. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.

Хитрук Фёдор. Топтыжка.

Чуковский Корней. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-цокотуха. Айболит. Путаница.

Юдин Георгий. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

VII. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в

процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира,

наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между

прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста

не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно разви-

та. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или де-

фектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому

на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчико-

вая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте

терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения ин -

дивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь

найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенно -

стям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия

не принесут успеха!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники