Напоминание

"Развитие музыкальной памяти в классе фортепиано"


Автор: Кантур Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "ДШИ п. Михайловка"
Населённый пункт: Иркутская область, Черемховский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальной памяти в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие музыкальной памяти в классе фортепиано»

Проблема развития музыкальной памяти ученика на начальном этапе

обучения

игре

на

фортепиано

является

доминирующей.

В

фортепианной

методике

существует

много

рекомендаций

для

решения

этого

вопроса.

Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные

способы решения данных задач.

По

мнению

А.Д.

Алексеева

необходимо,

чтобы

у

пианиста

были

развиты, по крайней мере, три вида памяти – слуховая, служащая основой

для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая –

связанная

с

пониманием

содержания

произведения,

закономерностей

развития

мысли

композитора,

и

двигательная

крайне

важная

для

исполнителя-инструменталиста.

Этой точки зрения придерживался и С.И. Савшинский который считал,

что

«память

пианиста

комплексная

она

и

слуховая,

и

зрительная,

и

мышечно-игровая».

Английская

исследовательница

проблем

музыкальной

памяти

Л.

Маккинон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого

вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной

памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных

видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек – это память

уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в

процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере три

памяти:

слуховая,

тактильная

и

моторная.

Зрительная

память,

обычно

связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный

квартет».

Б.М. Теплов говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательной

компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти

считались

им

ценными,

но

вспомогательными.

Слуховой

компонент

в

музыкальной

памяти

является

ведущим.

Но,

как

говорил

Б.М.

Теплов,

«вполне

возможно,

и,

к

сожалению,

даже

широко

распространено

чисто

двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки.

Зрительная память, по мнению Л. Маккинон – один из общих видов

памяти, но ее значение для музыкантов достаточно велико. Многие педагоги

рекомендуют своим ученикам запоминать нотный текст, так, чтобы можно

было его записать по памяти.

Известный

скрипач

Ш.

Брио

рекомендовал

своим

ученикам

переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех пор, когда они

твердо запоминались зрительно.

По мнению Л. Маккинон важную роль зрительная память играет в

выучивании

произведения

наизусть.

Хорошая

память

помогает

быстро

выучивать нотный текст.

Следует

особо

оценить

значение

зрительной

памяти

на

эстраде.

На

первый

взгляд

кажется,

что

значение

ее

во

время

выступления

велико.

Находясь на сцене, исполнитель может, как бы играть по нотам, не боясь

забыть текст. Однако, по мнению большинства выдающихся исполнителей,

игре на сцене по нотам снижает качество исполнения. Ф. Бузони говорил о

том,

что

игра

на

память

обеспечивает

несравненно

большую

свободу

выражения. Ноты, от которых зависит исполнитель, не только ограничивает

его, но и мешают. Даже знаменитые дирижеры Г. Рихтер, Г. Фон Бюлов, А.

Тосканин считали, что дирижировать лучше наизусть.

Из сказанного выше следует, что использовать зрительную память на

эстраде

как

бы

мысленно

играть

по

воображаемым

нотам

не

рекомендуется,

это

отвлекает

исполнителя

от

слушания

звучания

художественных ассоциаций. В изучении произведения зрительную память

следует применять на начальном этапе работы.

Начинать развитие музыкальной памяти можно по «Школе игры на

фортепиано»

польского

педагога

Лонгшамп-Дружкевичева,

которая

предлагает

упражнения

с

картами.

Ученику

показывают

несколько

карт,

затем, закрыв их, спрашивают, сколько было черных и сколько красных. По

«мысленной фотографии» ученик дает ответ. Усложнение задания: показать

карты одного цвета с разными рисунками или разным количеством знаков.

Лонгшамп-Дружкевичева

предлагает

упражнения,

тренирующие

зрительную память, можно проводить на нотном тексте с учеником, еще не

знающим нотной грамоты. Педагог просит ученика запомнить все, что видит.

Затем следует ответить на вопрос: «Сколько шариков внутри клеток? Сколько

черных? Сколько пустых? Сколько шариков с хвостиками?» В текст, нот,

естественно, должно быть немного. Это задание приучает ребенка к картине

нотной записи. Постепенно задания можно усложнять, разделяя на вопросы

по

верхнему

и

нижнему

нотоносцу,

по

запоминанию

длительности,

звуковысотности и др.

Следующий

вид

памяти,

входящий

в

музыкальную

память,

Л.А.

Москаленко определяет как тактильный вид памяти. Слово «тактильный»

переводится с латинского как осязательный, ощущаемый, прикасаемый. Это

техническое чувство, возникающее как память ощущений. Пианисты, играя

скачки в обеих руках, обычно одной рукой играют на основе тактильности.

Упражнения

на

тактильные

ощущения

просты:

провести

рукой

по

клавиатуре, ощупывая группы клавиш вокруг двух и трех черных, а затем,

закрыв глаза узнать эти группы.

Более

высокий

уровень

игра

«вслепую»,

говорит

Л.А.

Москаленко.

Любое выученное произведение можно попытаться сыграть с закрытыми

глазами, в полумраке, в темноте.

Следующий вид музыкальной памяти – это логический.

Логическое мышление связано с осмысливанием нотного текста. Его

анализом предполагает Л. Маккинон. Естественно, что маленькому ребенку

анализ доступен лишь на самом примитивном уровне, однако, необходимо

приучать его к размышлению над текстом.

По мнению этого же автора любой вид изучения текста закладывает

основу

логического

мышления,

развивает

логическую

память.

Следует

помнить,

что

логический

вид

памяти

годится

лишь

для

работы

над

произведением, для сцены логическая память «медлительна».

Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память.

Моторная

память

это

запоминание

движений

рук

и

пальцев,

по

мнению

Л.

Маккинон.

Чтобы

выработать

моторную

память

необходимо

много

тренироваться,

поддерживая

активность

движений

и

постоянную

аппликатуру.

Этот же автор предлагает, что выработку моторности следует начинать с

первых лет обучения. Особенностью моторной памяти является постепенное

увеличение

единицы

технического

мышления.

Вначале

обучающийся

обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает думать «на раз», а играть

в этот момент четыре звука.

Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые,

ничего не запоминающие пальцы.

Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную сторону,

которую обеспечивает эмоциональная память, она является одним из самых

сложных видов памяти, по мнению И.А. Каирова.

И.А. Каиров говорит, что при изучении произведения она находится на

периферии, возникает спонтанно, часто неосознанно, а отсюда и нелогично.

И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время

сценического выступления, так как эмоциям удается соединить в себе все

виды навыков, необходимых для исполнения произведения.

Для

формирования

эмоциональной

памяти

необходимо

постоянно

проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств,

их логику предполагает Л. Маккинон. Но это сложно даже для взрослых

исполнителей.

Часто

эмоции

(требующие

нервных

затрат)

заменяется

умозрительностью:

мыслями

о

чувствах.

Разработка

и

переживания

эмоционального сюжета дается не просто, часто образуется «эмоционально

пустые места», которые опасны на сцене.

Из

всего

выше

сказанного

можно

сделать

следующие

выводы,

что

музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов

памяти, но два из них слуховой и моторный являются для нее самыми

важными.

Логические

способы

запоминания,

такие

как

смысловая

группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могут быть

рекомендованы

молодым

музыкантам,

желающим

продвинуться

в

этом

направлении. Однако опора на произвольную или непроизвольную память

может зависеть и от особенностей мышления музыканта – исполнителя,

преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Разные

этапы работы требуют различных подходов к запоминанию.

Правильное распределение повторений в процессе заучивания, когда

делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер

повторения, также способствует успеху.

Качество

памяти

характеризуется

не

только

спо собно стью

воспроизвести произведение тотчас же после его прослушивания, но и тем

временем,

в

течение

которого

оно

остается

в

нашем

сознании

(то

есть

скоростью его забывания).

Показателем

качества

запоминания

является

полное

узнавание

учащимися

слышанной

музыки.

Если

обучающиеся

вспомнят

сочинение

неполно, то, следовательно, они его уже забыли или начали забывать. Значит

продолжительность сохранения музыки в их сознании меньше того времени,

которое прошло от ее запоминания до воспроизведения.

Обучающиеся,

привыкшие

играть

от

начала

до

конца,

не

могут

повторить и сыграть по памяти отдельный фрагмент произведения. Для того,

чтобы

помочь

обучающимся

научиться

быстро

и

легко

запоминать

музыкальные произведения, следует опираться на методы, предложенные

И.Гофманом,

В.И.

Муцмахером,

С.И.

Савшинским,

Л.

Маккинон,

А.

Щаповым.

Развитие скорости (быстроты) запоминания музыкального материала.

О бу ч а ю щ е м у с я

п р е д л а г а е т с я

несложная мелодия. Он внимательно

играет

ее

с

листа,

затем

ноты

мелодии убираются.

Задания:

1. сыграть

данную

мелодию

по

памяти,

2.

сыграть

данную

мелодию

на

октаву выше,

3.

сыграть

данную

мелодию

от

другого звука.

Педагог исполняет на инструменте с

пением знакомую для обучающегося

песню.

Задания:

1.

простучать ритмический

рисунок мелодии;

2.

воспроизвести ритмический

рисунок по фразам: педагог

выстукивает – первую фразу,

ученик – вторую фразу, педагог

– третью фразу, ученик –

четвертую фразу;

3.

воспроизвести ритмический

рисунок следующим образом:

первую фразу ученик

простукивает по столу, вторую

фразу «про себя», третью фразу

по столу, четвертую фразу «про

себя».

Педагог

исполняет

на

инструменте

мелодию.

Задания:

1.

определить количество тактов.

2.

напеть повторяющиеся

мелодические элементы.

3.

определить направление

мелодии.

Учащемуся

предлагается

зрительно

и зу ч и т ь

и

с ы г р ат ь

м е л о д и ю ,

состоящую из 4 тактов.

Задания:

1.

спеть мелодию по памяти.

2.

из 5 предложенных мелодий

расположенных на карточках

учащемуся необходимо выбрать

нотное изображение

услышанной мелодии.

3.

учащемуся необходимо сыграть

на инструменте услышанную

мелодию.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

использование

комплекса

специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений, на

уроках

специальности,

направленные

на

развитие

таких

навыков,

как

скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения,

прочность сохранения музыкального материала в памяти, объём музыкальной

памяти значительно повысят уровень развития музыкальной памяти.

Список, используемой литературы

1.

Алексеев А.Д. «О воспитании музыканта – исполнителя»/ Советская

музыка. – 1980.

2.

Брио Ш. «Пианизм как искусство» М.: Музыка, 1987.

3.

Каузова А.Г. «История фортепианного искусства» – М.1988

4.

Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967.

5.

Савшинский С.И. «Работа пианиста над техникой» - Л.: Музыка, 1968.

6.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники