Напоминание

«Роль концертмейстера в классе духовых инструментов»


Автор: Лунис Кристина Валерьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: Самарская область, г.Новокуйбышевск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Роль концертмейстера в классе духовых инструментов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Детская школа искусств «Вдохновение»

____________________________________________________________

*

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск ул. Миронова, д. 11-а,

(

/ факс 6-11-90; 6-23-24.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Роль концертмейстера в классе духовых инструментов»

АВТОР:

ЛУНИС К.В.

преподаватель фортепиано

2018

1

Самая распространённая профессия среди пианистов - концертмейстер

(аккомпаниатор), помогающий солисту или коллективу музыкантов в их

основной деятельности. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы

музыкантов - от выбора программы и разбора произведения до итога

проделанного пути - выступления на сцене. Особенно важна и ответственна

роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и

школ искусств. Ведь при работе с детьми, концертмейстер не только

исполняет произведения с солистом на концертной эстраде, но и работает на

уроках, репетициях, разрабатывая вместе с педагогом и учащимся

художественную концепцию произведения, вникая во все мелочи технологии

ансамблевого исполнительства.

Очень многие недооценивают роли концертмейстера при работе с детьми

солистами, в частности, в классе духовых инструментов. А ведь именно

концертмейстер вместе с ребёнком исполняет музыкальное произведение,

участвует в создании художественного образа, в создании исполнительской

концепции, начиная с выбора программы, работы над нотным текстом,

балансом звучности, темпо-ритмом произведения, вместе они являются

участниками единого, целостного музыкального организма. Концертмейстер

участвует в процессе работы над произведением, стремясь к подлинно

художественному воплощению своей партии при одновременном контроле за

исполнением солиста, помогая ему дельными профессиональными советами

в процессе работы. И все это завершается совместным творческим

выступлением на концертах, экзаменах и других зачетных мероприятиях.

Поэтому деятельность концертмейстера не ограничивается успешным

выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе, не только

творческую, но и педагогическую направленность.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью приобщения учащегося

духовика к удивительному миру искусства через совместное творчество

педагога специальных классов и концертмейстера, а также показать

значимость концертмейстера в становлении музыканта духовика детской

школы искусств.

Понятия концертмейстер и аккомпаниатор. Аккомпаниатор (от франц.

«Akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию

сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Они очень тесно связаны, но

не тождественны. Концертмейстерское искусство не ограничивается рамками

аккомпанирования. Аккомпаниаторские навыки являются лишь частью

деятельности профессионального концертмейстера. Важа Чачава, грузинский

и российский пианист, педагог и выдающийся концертмейстер, в одной из

своих статей пишет: «Концертмейстер-пианист - это и солист, и

равноправный партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть

концертмейстерского искусства».

При работе с детьми огромное значение имеет увлечённость

концертмейстера своим делом, заинтересованность своей работой. Ребёнок

2

очень хорошо это чувствует. Если концертмейстер вяло играет свою партию,

допускает интонационные и ритмические ошибки, то ребёнку очень тяжело

понять музыкальную ткань и передать в игре художественный образ

произведения. Если концертмейстер требователен к себе, играет с

удовольствием, следит за ритмической и динамической стороной совместного

исполнения произведения, активно помогает учащемуся в освоении нотного

текста, рассказывает о жизни композитора или форме и содержании

произведения, не позволяет лениться себе и учащемуся, то и ученик

чувствует большую ответственность за свою игру, быстро откликается на все

замечания, старается добросовестно выучивать нотный текст, слушает себя,

хорошо представляет себе художественный образ, а также получает огромное

удовольствие от сделанной работы и совместного исполнения музыкального

произведения. То есть, чем больше концертмейстер увлечён творческой

работой с детьми, тем увереннее и осмысленнее становится игра учащегося

при такой сильной и надёжной поддержке. Ведь творчество - это активный

поиск еще неизвестного, углубляющий наше познание, дающий человеку

возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Это

всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

По мнению Е. Шендеровича (Шендерович Евгений Михайлович (р. 26 IV

1918, Ростов-на-Дону) - советский пианист-ансамблист, педагог и

композитор. Заслуженный артист РСФСР (1981)), - «удобство, которое

обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор, обладающий большим

ансамблевым опытом, - это основное условие для работы ... главное из всех

составляющих качеств профессии концертмейстера». Именно с раннего

возраста учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы

метро-ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового

соответствия. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает

ученику выработать технические навыки, учит слушать партнёра, учит

музыкальному мышлению, а также доставляет ребёнку огромное

удовольствие и радость, особенно когда он играет с пианистом-

профессионалом. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и

гармоническими красками сопровождения исполнение становится более

красочным и живым. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по

развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов

музыки. Формирование чувства ритма у учащегося - важнейшая задача не

только педагога, но и концертмейстера. Ансамблевая игра не только даёт

концертмейстеру возможность диктовать правильный темп, но и формирует у

ученика верное темпоощущение. В работе с учениками концертмейстер

создает опору и поддержку юным солистам. Концертмейстер выступает в

качестве организатора музыкального процесса и времени, что роднит его

профессию с профессией дирижера. Концертмейстер должен быстро и точно

поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним

исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но

вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его

3

помощником. Совместная игра с концертмейстером приучает детей быстро

ориентироваться в нотном тексте, не теряться, всегда хорошо знать свою

партию, быть внимательным, уметь слушать не только себя, но и своего

старшего друга и помощника. В свою очередь, и концертмейстеру не

обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста,

соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего

инструмента и художественным замыслом солиста».

Работа концертмейстера в классе духовых инструментов является

интересной и имеет ряд особенностей. Этот класс отличается обилием

инструментария (блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, тенор, альт,

баритон, труба и т.д.). Каждый из инструментов отличается строением,

особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это

необходимо учитывать концертмейстеру при аккомпанементе. Особое

внимание следует обратить на повышенную роль ощущения дирижерской

руки: ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа.

Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов

отличается большей или меньшей плотностью, и насыщенностью.

Одна из важнейших составляющих для концертмейстера при начальном

освоении произведения учащимся - помочь ребёнку разучить его партию.

Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого

урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности,

накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи,

развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.

Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с

учащимся. Сколько раз замечала, как терялся первоклассник при первой

встрече с концертмейстером, хотя свою партию ребёнок знал очень хорошо и

был морально подготовлен своим преподавателем к встрече с опытным

пианистом. Здесь очень важно: ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом

дать понять ребёнку, что ты ему друг и помощник, что вдвоём легче выучить

произведение и раскрыть его содержание. Для ученика зачастую возникает

сложность при вступлении после партии фортепиано. Маленький солист

должен просчитать, почувствовать, а затем запомнить по слуху трудные

вступления в своей партии. Здесь важно не только качество, но и количество

занятий с концертмейстером. Самым маленьким воспитанникам тяжело

дается игра в ансамбле, так как звучание аккомпанемента зачастую мешает

слуховому контролю собственной партии. Чуткость и еще раз чуткость

помогают концертмейстеру решить многие проблемы обучения и

исполнения. концертмейстер солист духовой оркестр

Когда концертмейстер остаётся с учащимся наедине без преподавателя, он

берёт на себя активную педагогическую роль: помогает ученику настроить

инструмент в начале занятия, проучивает вместе с учащимся тест, трудные

места, следит за ритмической чёткостью и интонационной точностью,

отрабатывает моменты начала и окончания звука. Отработка совместного

начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два

4

года обучения - камень преткновения для многих детей. Наша,

концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох,

жест, движение корпуса, даже мимика - здесь может работать что угодно,

лишь бы ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха).

На плечи концертмейстера ложится большой груз ответственности за

начинающего музыканта, который требует повышенного внимания, помощи,

мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Пианист отвечает за

темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.

Поэтому, концертмейстер постоянно должен совершенствовать своё

пианистическое мастерство, без этого попросту трудно и неинтересно

работать. О фортепианной технике певец и аккомпаниатор Дж. Мур пишет,

что «в ней, как и в технике певца или скрипача, подразумевается мастерство

звукоизвлечения, воспроизведение звуков не только красивых, но и

разнообразных по оттенкам...».

Огромное значение при работе с детьми имеет характер отношений между

преподавателем и концертмейстером, так как от этого зависит не только

музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. Для

настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринуждённости и

взаимопонимания. Если это творческие, активные, заинтересованные в своём

деле люди, которые постоянно повышают свой профессионализм,

занимаются концертной деятельностью, участвуют в профессиональных

конкурсах, стремятся к поиску нового, актуального репертуара, ярких

концертных номеров, обсуждают и планируют предстоящую концертную

деятельность учащихся, то это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их

исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и

создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,

иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.

В момент концертного выступления концертмейстер обязан не бояться за

себя и должен быть спокоен за солиста. А посему необходимо быть

уверенным в тексте, знать назубок партитуру, быть готовым к любому

повороту событий, обладать огромной выдержкой. Только с уверенным в себе

и профессиональным концертмейстером ученик чувствует помощь и опору в

игре. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося

уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь

сцены. Таким образом, для педагога в классе духовых инструментов

концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный

единомышленник, который должен обладать постоянной творческой

собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных

художественных результатов при совместной работе с солистами-детьми, в

собственном музыкальном совершенствовании.

Концертмейстер в классе духовых инструментов в современных условиях -

важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной

модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ

5

духового исполнительства. Он играет огромную роль в воспитании

музыканта духовика.

Литература

6

1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-

концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и

современность / Сост. М. Смирнов. М.: Музыка, 1988. С. 156-178.

2. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя

музыки в системе непрерывного педагогического образования / Диссертация

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар:

Ставропольский государственный педагогический институт, 2004.

3. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная

программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по

специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» / Министерство

культуры Российской федерации: Научно-методический центр по

художественному образованию. М., 2002.

4. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, размышления о музыке /

Пер. с англ. (предисловие В. Чачавы) / Дж. Мур. М.: Радуга, 1987. 429 с.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.

М.: Музыка, 1988. 240 с., портр., ил., нот.

6. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,

исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. 2009. № 1.

7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога /

Е. М. Шендерович. М.: Музыка, 1996. 206 с.

7



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники