Автор: Позднякович Любовь Ивановна
Должность: преподаватель основного музыкального инструмента
Учебное заведение: МКУ ДО "ДШИ п. Михайловка"
Населённый пункт: Иркутская область, Черемховский р–он., п. Михайловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над гаммами в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
«Работа над гаммами в классе фортепиано»
Детям играть гаммы трудно, так как детское внимание очень не просто
удерживать
на
протяжении
длинных
однотипных
построений.
Обычно
ученик
приступает
к
игре
гамм
в
самом
конце
первого
года
обучения.
Преподавателю необходимо ответственно отнестись к этой работе. Ученик не
должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что
получается.
Изучение
гамм,
арпеджио,
аккордов
является
обязательной
частью
музыкального
воспитания.
Их
освоение
начинается
в
младших
классах
детской
музыкальной
школы
и
продолжается
в
консерватории.
Они
«одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и
даже опытному, искусному исполнителю,- замечает К. Черни.- Нет такой
степени
мастерства,
когда
постоянное
упражнение
в
гаммах
сделается
излишним» (Корыхалова «Играем гаммы»)
Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества
исполнения.
Ведь
гаммы
являются
составной
частью
фактурных
произведений,
и
мы
должны
учить
ученика
выполнять
художественные
задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука.
Уже с первых шагов обучения необходимо знакомиться с различными
видами
упражнений,
которые
постепенно
развивают
разносторонние
технические
навыки.
Сначала
это
цикл
упражнений
на non
legato.
Где
усваиваются
правильные
движения,
воспитывается
хорошее
ощущение
клавиатуры, устойчивость пальцев.
Постепенно задания усложняются, и
упражнения на нон легато сменяются упражнениями на legato. Главная задача
на
этом
этапе
-
умение
плавно
соединять
звуки.
Добиваться
legato
(Грохотов «Как научить играть на рояле»)
При игре гамм большое значение имеет подкладывание первого пальца.
Первый палец (при игре правой рукой вверх), едва он отыграл, надо сразу же
начать поводить к клавише, которую ему следует взять. Локоть и плечевая
часть руки при этом отводятся вправо, а кисть постепенно и мягко чуть-чуть
приподнимается и одновременно немного поворачивается (также по ходу
движения)
так,
что
пальцы
как
бы
слегка
наклоняются
в
указанном
направлении. Затем, в момент подкладывания, кисть немного опускается.
Так, в пределах октавы, кисть проделывает два волнообразных движения.
(Корыхалова Н. «Играем гаммы»).
Для
подкладывания
первого
пальца
предлагаются
несколько
упражнений.
Первое упражнение делаем без рояля. Нужно перевернуть ладонь вверх
и медленно без рывков вести первый палец к пятому, затем также медленно и
плавно отвести его обратно.
Второе упражнение лучше начинать с использованием чёрных клавиш
(хроматический ход) от ноты "фа" до ноты "си" правой рукой, а левой рукой в
другую сторону. Чёрные клавиши сначала берём вторым пальцем, затем
третьим, а потом четвертым. В этом упражнении первый палец, берущий
белые клавиши, удобно ставить достаточно высоко (обязательно округлый в
ладонь), и после чёрной клавиши для него достаточно пространства, чтобы
его подложить. Затем следует отработка перекладывания кисти через первый
палец, что сделать гораздо легче.
Упражнение «Игра по позициям». Первая группа – трихорд – играется
123 пальцами, вторая группа – тетрахорд – 1234.
Упражнение «Игра кластерами». Те же группы нот гаммы играть вместе
(как аккорд) пальцами 123, затем смещая руку в бок, играть пальцами 1234.
Сделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах двух,
трех
и
четырех
октав.
Это
значительно
улучшит
зрительное
восприятие
периодичности гаммы на клавиатуре.
Игра гаммы аппликатурой 1-2-1-2-1-2, 1-3-1-3-1-3, 1-4-1-4-1-4.
Г.
Нейгауз
рекомендовал вычленять
в
гамме
звуки,
на
которые
приходится подкладывание.
.
Отрабатывая выше описанные упражнения, ребёнок к тому времени
ознакомлен с тоном и полутоном и вполне может начинать строить гаммы по
тетрахордам. Первые четыре звука играют левой рукой, затем следующие
четыре
звука
продолжает
играть
правой
рукой.
Рассмотрев
по
гамме
до
мажору, что каждый тетрахорд строиться как тон-тон-полутон, по этой схеме
он может строить и последующие гаммы, которые он находит, поднимаясь от
тоники предыдущей гаммы на квинту (пять ступенек) вверх. Соединение
тетрахордов
ребёнок
подбирает
по
слуху.
Так
в
игровой
форме
он
знакомиться с квинтовым кругом мажорных тональностей.
Нейгауз
предлагет
начинать
изучение
всего
гаммового
комплекса
с
гаммы Ми мажор, так как в этом звукоряде заложена «Формула Шопена».
Ученик начинает придерживаться середины клавиатуры и не спускаться к
краям клавиш. Располагая пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает,
естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц.
Играя
гаммы
различными
методами,
можно
повысить
интерес
у
учащихся. Ведь задача преподавателя состоит в том чтобы научить ученика с
интересом играть гаммы. Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а
сыграть ее так что бы она вызвала эстетическое удовольствие. (Либерман Е.
«Работа над фортепианной техникой»).
1.
Артикуляционные способы работы над гаммой
к краям клавиш.
Располагая длинные
пальцы на четырех
клавишах, кисть
приобретает естественную,
непринужденную форму,
исключающую зажим
Прежде всего, маленький ученик должен научиться
игре пальцевым и
кистевым
стаккато. Кистевое staccato
–
отскок
кисти
с
одновременной
опорой и отталкиванием от клавиши. Пальцевое staccato – цепким кончиком
пальцев «царапаем» клавиши, делая активное, резкое движение пальца под
ладонь. Legato -
погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу
(контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка,
следует плавное переступание с пальца на палец (передача веса). Кисть
движется
за
звуком.
При
этом
необходимо
следить,
чтобы
неиграющие
пальцы
не
напрягались,
не
оттопыривались,
а
двигались
за
играющими.
Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье
при игре звуков одной гаммовой позиции делают объединяющее движение.
2.
Динамические способы работы над гаммой.
- игра гаммы на «f». В игре должна участвовать вся рука от плеча, свободная
во всех сочетаниях. Вес верхней части руки свободно опирается на пальцы,
Локоть подвижный свободный, вес руки заставляет чувствовать в локте как
бы висящую "свинцовую гирьку" .
- гаммы на «p». Звук должен быть опертый, пронизывающий. Как говорил Н.
Перельман
«пиано
должно
быть
слышно
и
в
сотом
ряду
зала».
Чтобы
добиться качественного звука вся нагрузка должна приходится на пальцы.
Возрастает роль цепких, активных, точных, собранных пальцев с упругими,
покалывающими клавиши кончиками.
Русские педагоги Т. Лешетицкий, В. Сафонов рекомендовали играть
гаммы
с
различной
нюансировкой,
добиваясь
от
ученика
ровного,
постепенного crescendo и diminuendo в пределе от рр до f (не допуская,
однако, чрезмерной силы удара, вызывающей напряжения руки), или играть
гамму одной рукой – рр, а другой – f.
- вверх сгеscendo. вниз diminuendo и наоборот.
3. Ритмические способы работы над гаммой.
- игра в пунктирном ритме;
- чередование: 2 звука быстро – 2 звука медленно и наоборот.
- игра дуолями с акцентом на первую долю.
- игра квартолями с акцентом на первую.
- испонение гаммы с остановкой на тоническом звуке.
Рука пианиста должна быть «слышащей», любил говорить профессор
Ленинградской
консерватории
С.И.Савшинский.
Работа
над
гаммами
помогает воспитать такую «слышащую» руку.
Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера
звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с
соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно
должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и
пианистическим
движением,
то
есть
сформироваться
так
называемое
мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик
будет
совершенствовать
свои
пианистические
движения,
физически
приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы,
мы
должны
стоять
перед
учащимся
конкретные
звуковые
задачи,
учить
гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой
результат.
Требования по игре гамм
1 класс -
Гаммы: C - dur, а - moll – отдельными руками в 2 октавы, в
противоположном движении от одного звука при симметричной аппликатуре.
Аккорды по
3
звука
без
обращений
каждой
рукой
отдельно
в
данных
тональностях. Арпеджио по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно в
данных тональностях.
Хроматические гаммы от тоник данных тональностей
в прямом движении двумя руками в 2 октавы.
2 класс – Гаммы C - dur, G-dur в прямом и противоположном движении
а
– moll,
e-moll в прямом движении. Аккорды по 3 звука с обращениями
каждой рукой отдельно в 2 октавы. Арпеджио по 3 звука с обращениями
каждой рукой отдельно. Хроматическая гамма в две октавы.
3
к л а с с
– Г а м м ы G-dur,
D-dur,
F-dur,
B-dur
в
прямом
и
противоположном
движении
e-moll,
h-moll,
d-moll,
g-moll
в
прямом
движении двумя руками в 4 октавы; Аккорды по 3 звука с обращениями
отдельными руками в 4 октавы в данных тональностях (с педалью).
Короткое арпеджио по 3 звука с обращениями отдельными руками в 4
октавы в данных тональностях. Длинное арпеджио (отдельными руками)
Хроматические гаммы от тоник заданных тональностей.
4
к л а с с
– Г а м м ы
D-dur,
A-dur,
B-dur,
Es-dur
в
прямом
и
противоположном движении h-moll,
fis
– moll,
g-moll,
c-moll в прямом
движении двумя руками в 4 октавы; Аккорды по 3 звука с обращениями
двумя
руками
в
4
октавы
в
данных
тональностях.
Арпеджио
(короткое,
длинное, ломанное) по 3 звука с обращениями двумя руками в 4 октавы в
данных
тональностях.
Хроматические
гаммы
от
тоник
заданных
тональностей.
5
к л а с с
– Га м м ы
A-dur,
E-dur,
Es-dur,
As-dur
в
прямом
и
противоположном движении fis
– moll,
cis-moll,
c-moll,
f-moll в прямом
движении двумя руками в 4 октавы; Аккорды по 3 звука с обращениями
двумя
руками
в
4
октавы
в
данных
тональностях.
Арпеджио
(короткое,
длинное, ломанное) по 4 звука с обращениями двумя руками в 4 октавы в
данных
тональностях.
Хроматические
гаммы
от
тоник
заданных
тональностей.
6
класс
– Га м м ы
E-dur,
H-dur,
As-dur,
Des-dur
в
прямом
и
противоположном движении, в терцию, дециму cis-moll, g-moll, f-moll, h-moll
в
прямом
движении
двумя
руками
в
4
октавы.
Аккорды
по
3
звука
с
обращениями двумя руками в 4 октавы в данных тональностях. Д7 (длинное)
Арпеджио (короткое, длинное, ломанное) по 4 звука с обращениями двумя
руками в 4 октавы в данных тональностях. Хроматические гаммы от тоник
заданных тональностей.
7
класс
– Гаммы
H-dur,
Fis-dur,
Des-dur,
Ges-dur
в
прямом
и
противоположном движении, в терцию, дециму g-moll,
dis-moll,
h-moll,
es-
moll в прямом движении двумя руками в 4 октавы. Аккорды по 3 звука с
обращениями двумя руками в 4 октавы в данных тональностях. Д7 (длинное
арпеджио), VII7
(длинное
арпеджио).
Арпеджио
(короткое,
длинное,
ломанное) по 4 звука с обращениями двумя руками в 4 октавы в данных
тональностях. Хроматические гаммы от тоник заданных тональностей.
Список используемой литературы:
1.
Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.
2.
Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.
3.
Очерки по методике обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1955.
4.
Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -
Л.:Музыка, 1985.
5.
Грохотов «Первые шаги на рояле»М.: ИД Классика-XXI, 2006.