Автор: Аюшеева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 4 "Малыш"
Населённый пункт: Петропавловка
Наименование материала: Статья
Тема: Модель адаптационного периода "В детский сад без слёз"
Раздел: дошкольное образование
Е.Н. АЮШЕЕВА
МАДОУ детский сад № 4 «Малыш»,
село Петропавловка, Джидинский район
МОДЕЛЬ АДАПТАЦИОННОГО КЛУБА «В детский сад – без слез»
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального
стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б. Эльконин).
Родители
задумываются,
стоит
ли
отдавать
малыша
в
ДОУ
или
продолжать
воспитывать
его
дома.
С
одной
стороны,
ребенку
необходимо
общество
сверстников,
кроме
того,
в
детском
саду
работают
специально
обученные педагоги, но, с другой, настораживают проблемы, подождать, когда
малыш окрепнет, подрастет, наберется сил. Пугают разговоры о том, что в
детском саду дети много плачут и часто болеют. Бесспорно, родители, лучше
всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но когда они, не имея
большого опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей
нет достаточно глубокого представления о созданных там условиях воспитания
и обучения.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: педагогических,
психологических и социальных.
Как известно, работа с семьей важная задача образовательной системы. .И
поэтому необходимо взаимодействия и преемственность между детским садом
и
семьей.
Ребенок
часто
находится
между
этими
двумя
институтами
воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его
эмоциональное и психическое развитие.
Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но
и родителей. потому что в корне меняется не только режим дня, привычный с
рождения, но и полностью изменяется окружающая среда. Чтобы избежать
осложнений
в
период
адаптации
и
обеспечить
ее
оптимальное
течение,
необходима
психологическая
и
педагогическая
подготовка
родителей
перед
поступлением
ребенка
в
ДОУ
четкая
профессионально-слаженная
и
продуманная
работа
педагогов,
психолога,
медицинских
работников,
взаимодействие с родителями.
Совместная
подготовка
ребенка
к
посещению
детского
сада
-
залог
успешной адаптации.
Проблемой адаптации были озадачены многие педагоги, каждый искал
какие-то свои формы работы, которые бы обеспечили комфортное пребывание
ребенка в детском саду.
Я
считаю,
что
эффективной
формой
работы
является
создание
родительского клуба - это первое и построение целостной модели работы по
адаптации детей к ДОУ через работу родительского адаптационного клуба - это
второе, в чем и заключается инновация моей работы. .Но я так же учитывала,
какие могут возникнуть риски, а именно: трудности установления контакта с
родителями будущих воспитанников (не все родители знают, что переход из
семейной привычной обстановки в новую для малыша среду - это стресс; что
при поступлении малыша в ДОУ происходит ломка стереотипов, а именно:
четкий
режим
дня,
отсутствие
родителей,
другой
стиль
общения,
новые
требования
к
поведению,
постоянный
контакт
со
сверстниками,
новое
помещение и все это создает у ребенка стрессовую ситуацию).
И еще беспокоило, что не все родители будут уделять должного внимания
проблеме
адаптации,
именно,
как
проблеме.
Непонимание
взрослыми,
что
возрастная
незрелость
системы
адаптационных
механизмов
приводит
к
психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются
различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет.
Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ма-
лышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в
детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие из-
менения в жизни ребенка - ему на благо.
В завершение хочется отметить, что дошкольное образовательное учреж-
дение является таким общественным институтом, с которым ежедневно всту-
пают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение.
Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосред-
ственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошколь-
ного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка не-
обходимо их взаимодействие. От качества целенаправленной совместной дея-
тельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогиче-
ской культуры родителей а, следовательно, и уровень воспитания. Положи-
тельных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при под-
держке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учрежде-
ния и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здоро-
вого ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.