Автор: Макарова Вера Афанасьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ - Сыланская СОШ имени профессора Г.П. Башарина Населённый пункт: Село Усун - Кюель Наименование материала: Внеаудиторная программа Тема: Внеаудиторная программа "Логика" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа
по
курсу
«Алыптаах
ахсаан»
составлена
для
обучения
младших
школьников
навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения,
строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Программа составлена для с первого класса по четвертый класс для обучения по одному часу
в неделю – 33- 34 часа в год, для обучающихся 6,5 - 10 лет. Она разработана в целях развития
интеллектуальных
способностей
обучающихся
с
учетом
межпредметных
и
внутрипредметных
связей, возрастных особенностей младших школьников.
Программа
включает
три
раздела:
Пояснительную
записку,
раскрывающую
общую
характеристику курса, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание
обучения в 1 -4 классах и Ожидаемые результаты, которыми по окончанию курса, школьники
должны будут овладеть.
Актуальность курса.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия,
находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому
курс «Алыптаах ахсаан», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий
стиль мышления, является важным и актуальным.
Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим
технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач
может способствовать курс «Алыптаах ахсаан». Это определяется тем, что ребенок поступает в
первый
класс
и
для
успешного
обучения
в
школе
ему
необходимо
помочь
в
развитии
его
психических процессов, становлении психических функций.
Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не
только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны
ребенку
в
жизни.
Умение
анализировать,
сравнивать,
выделять
главное,
решать
проблему,
способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным,
самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не
научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах
школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об
актуальности этого курса.
Занятия на «Алыптаах ахсаан» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся,
качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей
школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных
межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.
Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, на первый взгляд,
полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы
обучения стоит пред трудностями, не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются
трудности
в
формулировании
определенных
правил
и
понятий,
установлении
и
обосновании
причинно-следственных
связей.
Одна
из
распространенных
причин
такого
положения
—
недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать
стимулировать
и
развивать
логическое
мышление
тем
более
высоким
окажется
его
уровень
познавательной
деятельности,
тем
быстрее
осуществится
плавный
естественный
переход
от
конкретного мышления к более сложной форме — словесно - логическому.
Цели программы:
-формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
-развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
-развитие
образного
и
логического
мышления,
воображения;
формирование
предметных
умений
и
навыков,
необходимых
для
успешного
решения
учебных
и
практических
задач,
продолжения образования;
-воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
1
Познавательная:
-научить
младших
школьников
сознательно
использовать
основные
мыслительные
операции:
сравнивать
и
находить
закономерности,
классифицировать,
рассуждать
и
делать
выводы.
-формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных
связей.
Развивающие:
-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.
Воспитательные:
- с п о с о б с т в о в а т ь
р е а л и з а ц и и
и н т е р е с а
р е б е н к а
к
в ы б р а н н о м у
п р е д м е т у ;
-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления
и творческих способностей учащихся.
В
результате
освоения
программы
курса
у
обучающихся
формируются
общие
учебные
умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Основными результатами обучения являются:
–овладение
ребенком
основными
системами
понятий
и
дифференцированных
учебных
действий по всем изученным разделам курса;
–сформированность первичных приемов логического мышления навыков приема сравнения;
-навыков приема синтеза и анализа;
-навыков приема обобщения;
-навыков приема классификации.
Знать
-смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»;
-приемы сравнения;
-отличия характерных признаков от существенных;
-отличия существенных признаков от несущественных;
-правила классификации;
-приемы классификации.
Уметь
-различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»;
-узнавать предмет по заданным признакам;
-сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства;
-выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между
ними;
-выделять характерные признаки для упорядочивания объектов;
-выделять существенные признаки предметов;
-использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать
их в соответствии с содержанием задания (задачи);
-аргументировать свою точку зрения;
-на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод;
-делить объекты на классы по заданному основанию;
-выбирать основание для классификации;
-знания с уроков логики применять и на других предметах;
-решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и
таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
Объем учебной нагрузки (всего, в месяц, в неделю)
Программа составлена для обучения по одному часу в неделю, 4 часа в месяц, 33 -34 часа в год.
Основные формы и методы обучения
Реализация
программы
предполагает
освоение
и
внедрение
личностно-ориентированных
технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения;
технология проблемного обучения, технология критического мышления.
2
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной:
ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе
заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные
виды и формы деятельности:
введение нового материала в форме дискуссии;
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на
предыдущих занятиях. На таких уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и
ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
самостоятельное
решение
логических
заданий
в
форме
индивидуальной,
групповой
работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и
творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства,
что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
Формы работы:
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Нестандартные:
Конкурс Знатоков, олимпиада, диагностические задания
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя,
беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия:
рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, подготовка и проведение олимпиад,
Методы работы:
1. Словесные:
-рассказ
-беседа
-объяснение
-убеждение
-поощрение
2. Наглядные: показ фотографий, таблиц, схем с этапами выполнения заданий, слайды, демонстрация
образцов
3. Практические:
упражнение
4. Аналитические: наблюдение, самоконтроль, самоанализ, опрос.
5. Контрольные: диагностика, тест, олимпиада
3
Содержание программы и тематическое планирование.
1 класс.
Календарно-тематическое
планирование
занятий
по
внеурочной
деятельности
«Алыптаах
ахсаан»
№ Тема
Количество
часов
дата
По плану
Факт.
1
Математические, логические загадки.
1
2
Задачи в стихах. Логические задачи
1
4
В о л ш е б н ы й
к в а д р а т .
З а д а ч и
н а
сообразительность.
1
5
Нахождение
сходств
и
различий.
Задачи
на
смекалки.
1
6
Упражнение на развитие слуховой, зрительной
памяти. Логические задачи
1
7
Закономерность. «Установи, дорисуй, не нарушая
закономерность». Логические задачи
1
8
Сбор
целого
из
частей.
Деление
заданной
фигуры на части. Логические задачи
1
9
Упражнение
на
развитие
концентрации
на
внимания. Логические задачи
1
1
0
Упражнения
на
развитие
смысловой
памяти.
Логические задачи
1
11
Логические кубики. Игра запомни
1
1
2
Логические кубики. Логические задачи
1
1
3
Нахождение скрытых фигур. Логические задачи
1
1
4
Математические игры. Нахождение недостатков.
1
1
5
О ребятах математиках. Логические задачи
1
1
6
Ребусы. Логические задачи
1
1
7
Сравнения. Задачи в стихах. Логические задачи
1
1
8
Математические фокусы. Логические задачи
1
1
9
Комбинаторные задачи
1
2
0
Комбинаторные задачи.
1
2
1
Занимательные квадраты.
1
2
2
Установи закономерность
1
2
3
Математические лабиринты
1
2
4
Упражнение на развитие памяти.
1
2
5
Логические кубики.
1
4
2
6
Логические задачи
1
2
7
Задачи на сообразительность
1
2
8
Нахождение скрытых фигур
1
2
9
Нахождение скрытых фигур
1
3
0
Олимпиада.
1
3
1
Олимпиада.
1
3
2
Смысловые пары
1
3
3
Наш математический альбом
1
2 класс
Календарно-тематическое
планирование
занятий
по
внеурочной
деятельности
«Алыптаах
ахсаан»
№ Тема занятия
Количес
тво
часов
Дата
По
пл
Факт
1
Выявление
уровня
развития
познавательных
процессов у второклассников в начале учебного года.
1
2
Развитие
концентрации
внимания.
Логически
–
поисковые
задачи.
1
3
Тренировка внимания учащихся. Логические задачи
на
развитие
аналитических
способностей
и
способностей рассуждать.
1
4
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
р а з в и т и е
а н а л и т и ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
и
способностей рассуждать.
1
5
Тренировка
зрительной
памяти.
Логически
–
поисковые задачи.
1
6
Поиск закономерностей.
1
7
Развитие быстроты реакции.
1
8
Развитие концентрации внимания. Логические задачи
на
развитие
аналитических
способностей
и
способностей рассуждать.
1
9
Тренировка
внимания.
Коррегирующая
гимнастика
для глаз.
1
1
0
Тренировка слуховой памяти.
1
5
11
Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.
1
1
2
Поиск закономерностей.
1
1
3
Совершенствование воображения. Ребусы.
1
1
4
Многоугольники. Многогранники.
1
1
5
Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые
задания.
1
1
6
Развитие концентрации внимания.
1
1
7
Тренировка внимания. Веселая переменка.
1
1
8
Тренировка слуховой памяти.
1
1
9
Тренировка
зрительной
памяти. Коррегирующая
гимнастика для глаз.
1
2
0
Поиск
закономерностей. Логические
задачи
на
р а з в и т и е
а н а л и т и ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
и
способностей рассуждать.
1
2
1
Совершенствование воображения. Ребусы.
1
2
2
Развитие быстроты реакции.
1
2
3
Тренировка концентрации внимания.
1
2
4
Тренировка внимания. Веселая переменка.
1
2
5
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые
задачи.
1
2
6
Тренировка зрительной памяти.
1
2
7
Поиск закономерностей.
1
2
8
Совершенствование
воображения.
В е с е л а я
переменка.
1
2
9
Развитие быстроты реакции.
1
3
0
Развитие концентрации внимания.
1
3
1
Тренировка
внимания.
Логические
задачи
на
р а з в и т и е
а н а л и т и ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
и
способностей рассуждать.
1
3
2
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые
задачи.
1
3
3
Тренировка
зрительной
памяти.
Коррегирующая
гимнастика для глаз.
1
3
4
Поиск закономерностей. Числовые закономерности.
1
3 класс
Календарно-тематическое
планирование
занятий
по
внеурочной
деятельности
«Алыптаах
ахсаан»
6
№ Тема
Количество
часов
дата
По плану
Факт.
1
Повторение
1
2
Кроссворды
1
4
Ребусы
1
5
Упражнения
на
развития
внимания,
памяти,
мышления
1
6
Смысловые пары. Конструирование
1
7
Закономерность. Запоминание цифр
1
8
Логические
кубики.
Задания
по
развитию
способности рассуждать
1
9
Логические задачи со сказочным сюжетом
1
1
0
Якутские народные задачи
1
11
Геометрические задачи
1
1
2
Геометрические задачи
1
1
3
Задачи на смекалку. Блиц – турнир.
1
1
4
Упражнения с палочками
1
1
5
Занимательные игры
1
1
6
Логические задачи с цифрами
1
1
7
Комбинаторные задачи
1
1
8
Приемы облегчающие вычисления
1
1
9
Решение логических задач на мышления
1
2
0
Занимательные
задачи
на
единицы
измерения
массы
1
2
1
Старинные задачи
1
2
2
Игры с буквами и словами
1
2
3
Задачи в стихах. Задачи – шутки
1
2
4
Комбинаторные задачи
1
2
5
Олимпиада внутри класса
1
2
6
Магические квадраты
1
2
7
Числовые ребусы
1
2
8
Логогрифы. Анаграммы
1
2
9
Логические задачи на время
1
3
Задачи на сообразительность. Игра «Танграмм»
1
7
0
3
1
Задачи развитие памяти
1
3
2
Логические кубики
1
3
3
Тестирование. Сборник задач
1
4 класс
Календарно-тематическое
планирование
занятий
по
внеурочной
деятельности
«Алыптаах
ахсаан»
№ Тема
Количество
часов
дата
По плану
Факт.
1
Математические игры. Задачи в стихах, загадки
1
2
Интересные приемы устных вычислений
1
3
Упражнения на развитие памяти
4
Запоминание цифр, слов лиц и имен. Логические
задачи.
1
5
Комбинаторные задачи. Лабиринты
1
6
Комбинаторные задачи. Лабиринты
1
7
Логические задачи на движение. Кроссворды
1
8
Логические задачи на знание единиц времени,
закономерность
1
9
Логические задачи на знание единиц массы
1
1
0
Якутские
народные
задачи.
Математические
игры
1
11
Математическое представление якутов
1
1
2
Ребусы.
Задачи
со
сказочным
сюжетом.
Геометрические задачи. Прямая. Отрезок.
1
1
3
Геометрические задачи. Прямоугольник
1
1
4
Контрольная работа
1
1
5
Логические кубики
1
1
6
Геометрические задачи
1
1
7
Удивительный квадрат.
1
1
8
Игры
с
числами.
Ребусы.
Японская
игра
«Судоку»
1
1
9
Задачи на сообразительность. Лабиринты
1
2
0
Комбинаторные задачи
1
2
1
Задачи с палочками. Квадрат.
1
2
2
Блиц – турнир
1
2
Контрольная работа
1
8
3
2
4
Комбинаторные задачи. Закономерность
1
2
5
Логические задачи. Анаграммы
1
2
6
Логические задачи на движение. Ребусы
1
2
7
Логические задачи на время. Кроссворды
1
2
8
Логические задачи на знание единиц массы.
1
2
9
Геометрические логические задачи.
1
3
0
Олимпиада
1
3
1
Тестирование
1
3
2
Контрольная работа
1
3
3
Сборник задач. Праздник
1
Достижения учащихся по математике
Дата
Олимпиада
Результата
2011
Всероссийская олимпиада по математике
«Познание и творчество»:
1.
Сивцева Маша
2.
Христофорова Маша
3.
Говорова Лена
4.
Никифорова Алина
лауреат
лауреат
лауреат
лауреат
2012
Улусная
олимпиада
по
математике
–
Сивцева Маша
3 место;
2014
Международная
олимпиада
п о
математике «Кенгуру»
Макарова Саша-
Говоров Сережа
Макарова Лена –
Макаров Вася –
Романов Коля
81б - 96,4%
77 б – 95%
61б -85,35%
62б -86,2%
62 б-86,2%
2014
М е ж д у н а р о д н а я
о л и м п и а д а
п о
математике «В мире чисел» по проекту
«Инфоурок» (май)
Макарова Лена –
Аммосова Айна
Макарова Маша –
Макарова Саша –
Говоров Сережа -
2 место
Сертификат
3 место
Сертификат
Сертификат
2014
М е ж д у н а р о д н а я
о л и м п и а д а
п о
9
математике «В мире чисел» по проекту
«Инфоурок» (ноябрь)
1.Пермяков Эрик –
2.Макаров Вася –
3.Николаев Олег –
4.Говоров Сережа-
5.Аммосова Айна –
Сертификат
1 место
1 место
1 место
3 место.
2015
Меж дународный
д и с т а н ц и о н н ы й
конкурс по математике «Мега Талант»
1.
Николаев Олег
2.
Романов Коля
3.
Говоров Сережа
2 место
2место
2 место
Итоговые контрольные работы по математике
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо
проанализировать
каждый
ряд
и
установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить
два
числа,
которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
1 )
2, 3, 4, 5, 6, 7;
2 )
6, 9, 12, 15, 18, 21;
3 )
1, 2, 4, 8, 16, 32;
4 )
4, 5, 8, 9, 12, 13;
5 )
19, 16, 14, 11, 9, 6;
6 )
29, 28, 26, 23, 19, 14;
7 )
16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
8 )
1, 4, 9, 16, 25, 36;
9 )
21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Оценка результатов производится с помощью таблицы:
Время выполнения задания (мин.,
сек.)
Кол-во
ошибо
к
Балл
ы
У р о в е н ь
р а з в и т и я логического
мышления
2 мин. и менее
0
5
Очень
высокий
уровень
логического
мышления
10
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.
0
4
Хо р о ш и й
у р о в е н ь ,
в ы ш е ,
ч е м
у
большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.
0
3+
Хорошая норма большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.
1
3
Средняя норма
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.
2-3
3-
Низкая норма
2 мин. 10 сек. — 15 мин. .
4-5
2
Ниже среднего уровня развития логического
мышления
10-15 мин.
0-3
2+
Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин.
Более
5
1
Дефект
логического
мышления
у
человека,
прошедшего
обучение
в
объеме
начальной
школы, либо высокое переутомление
Правильные ответы1) 8; 9 2)24; 27 3)64; 128 4)16; 17 5)4; 1 6)8;1
7 )0.25, 0.125
8) 49; 64 9) 9; 6 10) 38; 76
Диагностика уровня развития логического мышления детей
Класс:
Количество учащихся
Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня
развития логического мышления включила в себя следующие методики
№ Название методики
Цель
методики
1
Методика «Исключение понятий»
Исследование
способности к
классификаци
и и анализу.
2
Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства
и различий в объектах
Определить
степень
развитости
у
ребенка
интеллектуаль
ных
процессов.
11
3
«Последовательность событий»
Определить
способность к
логическому
мышлению,
обобщению.
4
«Сравнение понятий»
Определить
уровень
сформирован
ность
операции
сравнения
у
младших
школьников
1. Методика «Исключения понятий»
Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.
Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду
четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5
минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка, линейка, фломастер, чернила.
Обработка результатов
16-17 – высокий уровень, 15-12 - средний уровень, 11-8 - низкий, меньше 8 - очень
низкий.
2 .
Методика
« Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и
различий в объектах».
Все
это
операции
мышления,
оценивая
которые
мы
можем
судить
о
степени
развитости у ребенка интеллектуальных процессов.
12
Ребенку
задаются
вопросы
и
по
правильности
ответов
ребенка
устанавливаются
данные особенности мышления.
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко - это…?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8.
Который
сейчас
час
(Ребенку
показывают
часы
и
просят
назвать
время),
(Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему
ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный
ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это
инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть
указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь
гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь забивают молотком, а
винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида
транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать
в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это
знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла
так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике
равно 10.
Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют
приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу
поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной
уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время
нельзя
определенно
сказать
что
он
не
верный,
то
допускается
ставить
ребенку
промежуточную оценку - 0,25 б.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
13
2-3 балла - низкий
1.1 балл - очень низкий
1.2
3. Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).
Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению,
умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены
этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки
и дают следующую инструкцию.
«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие.
Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы
стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь
нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено:
если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить
хорошего
рассказа,
необходимо
задать
ему
несколько
вопросов,
чтобы
уточнить
причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог
справиться
с
заданием,
то
такое
выполнение
задания
рассматривается
как
неудовлетворительное.
Обработка результатов.
1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий
уровень.
2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа,
или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень.
3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.
4. Методика «сравнение понятий».
Цель:
Определить
уровень
сформированности
операции
сравнения
у
младших
школьников.
Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те
или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они
отличаются
друг
от
друга.
При
этом
экспериментатор
все
время
стимулирует
испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между
парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются
друг от друга?»
Список слов сравнения.
Утро - вечер
Корова - лошадь
летчик - тракторист
лыжи - кошки
собака - кошка
трамвай - автобус
река - озеро
велосипед - мотоцикл
ворона - рыба
лев - тигр
поезд - самолет
обман - ошибка
14
ботинок - карандаш
яблоко - вишня
лев - собака
ворона - воробей
молоко - вода
золото - серебро
сани - телега
воробей - курица
дуб - береза
сказка - песня
картина - портрет
лошадь - всадник
кошка - яблоко
голод - жажда.
Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия
поколений.
1) Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например
«корова - лошадь»).
2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше
отличаются друг от друга (ворона - рыба).
3) Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различия объектов в
условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник -
лошадь).
Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности
абстрагирования
признаков
ими
наглядного
взаимодействия
объектов,
от
степени
трудности включения этих объектов в определенную категорию.
Обработка результатов.
1) Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.
а) Высокий уровень - школьник назвал более 12 черт.
б) Средний уровень - от 8 до 12 черт.
в) Низкий уровень - менее 8 черт.
2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие
черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия, часто ли он
употреблял родовые понятия.
Тест «Логическое мышление» 3 класс
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция:
В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов
заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые
самым тесным образом связаны со словами за скобками.
1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).
2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).
3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода,
стол, коньки)
15
4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень,
человек).
6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото,
телега).
После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из
ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.
Тест на логическое мышление.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция.
Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но
так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать
составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать
это по возможности быстро.
1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять
много интересных книг).
5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и
клоуны).
Результаты экспериментального исследования
Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице.
Сводная таблица результатов диагностического исследования
№
Имя Фамилия
Методики
1
2
3
4
1
Аммосова Айна высокий
средний высокий высокий
2
Афанасьева К
низкий
низкий
средний низкий
3
Борисов Саша
средний
низкий
средний низкий
4
Барашков Ваня
низкий
средний средний низкий
5
Макарова Лена
высокий
средний высокий высокий
6
Макаров Вася
высокий
высокий высокий средний
7
Макарова Саша
высокий
очень
высокий
высокий высокий
8
Макарова Маша средний
средний высокий низкий
9
Сивцев Ганя
низкий
средний средний низкий
10
Макарова Нар.
средний
низкий
средний средний
11
Николаев Олег
высокий
высокий средний высокий
16
12
Романов Коля
средний
средний высокий высокий
13
Говоров Сережа высокий
средний средний высокий
Качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования.
Методика №1 «Исключение понятий»
Обработка и анализ.
В
ходе
проведения
данной
методики
удалось
выявить,
что
из
13
человек
-
10
выполнили
задание
правильно
(высокий
и
средний
уровень),
т.е.
способны
к
классификации и анализу, 3 чел. показали низкий уровень.
Ученики
которые
правильно
выполнили
задание,
обладают
надлежащим
уровнем
классификации и анализа.
Вывод: результаты исследования показали уровень развития способностей у учащихся:
46.1 % - высокий уровень, 25% - низкий уровень, 46,1% - средний.
№1«Исключение понятий»
Методика №2.
Обработка и анализ.
В ходе проведения данной методики выяснилось что из 13 человек – 11% выполнили
задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими
операциями
мышления,
как
определения
понятий,
выяснение
причин,
выявления
сходства и различий в объектах, 6 человек показали низкий уровень развития данных
операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени
развитости интеллектуальных процессов у учащихся: 23% - высокий уровень, 38% -
низкий, средний - 53%, очень высокий - 8%
3. Методика №3
Обработка и анализ.
В
ходе
проведения
данной
методики
удалось
выявить,
что
из
15
человек
-
13
справились с заданием (высокий и средний уровень, 2 школьника показали низкий
уровень).
Таким образом, исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что ученики
показавшие
высокий
и
средний
уровень,
способны
к
логическому
мышлению,
обобщению,
умению
понимать
связь
событий
и
строить
последовательные
умозаключения.
Результаты исследования показали нам степень развитости у ребенка логического
мышления и интеллектуальных процессов: 46% - высокий уровень, средний - 53%,
низкий - 0%
4. Методика №4
Обработка и анализ.
В ходе проведения данной методики выяснилось что из 13 человек - 8 выполнили
задание, показав средний и высокий уровень, 7 человек не справились, показав низкий
уровень.
Учащиеся,
которые
выполнили
задание
обладают
сформированностью
операции
сравнения.
В данной методике проводилось два вида обработки результатов: качественный и
количественный.
17
Учащиеся которые показали хороший результат по количеству, они так же хорошо,
оценивая
по
качественному
анализу
использовали
родовые
понятия
и
больше
указывали сходства в задачах 2 и 3 групп, чем те кто показал низкий уровень.
Результаты
данной
методики
показывают,
что
операции
сравнения
владеют
46%
учащихся, которые показали высокий уровень, так же 8% показали средний уровень, и
38,4% низкий уровень.
Таким
образом,
исходя
из
полученных
результатов
констатирующего
этапа
исследования
можно
говорить
о
том,
что
с
детьми
необходимо
проводить
развивающую программу направленную на развитие логического мышления в целом.
Заключение
Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими
не
происходит
полноценного
усваивания
учебного
материала.
Проведенные
исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной
мере.
Даже
во
2
классе,
лишь
половина
учащихся
владеет
приемами
сравнения,
подведение под понятие выведение следствие и.т.п. Немало школьников не осваивают
их и к старшим классом. Это неутешительные данные показывают, что именно в
младшем
школьном
возрасте
необходимо
проводить
целенаправленную
работу
по
обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно
использование на уроках задания на развитие логического мышления. С их помощью
учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в
различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
В соответствии с задачами в первой части работы был осуществлен анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме развития логического мышления младших
школьников, выявлены особенности логического мышления младших школьников.
Было
установлено,
что
младший
школьный
возраст
обладает
глубокими
потенциальными
возможностями
физического
и
духовного
развития
ребенка.
Под
воздействием
обучения
у
детей
формируются
два
основных
психологических
новообразования
-
произвольность
психических
процессов
и
внутренний
план
действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами
произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать
материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Произвольность психических
функций
и
внутренний
план
действий,
проявление
способности
ребенка
к
самоорганизации
своей
деятельности
возникают
в
результате
сложного
процесса
интериоризации
внешней
организоанности
поведения
ребенка,
создаваемой
первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.
Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более
эффективно
под
целенаправленным
воздействием
извне.
Инструментом
такого
воздействия являются специальные приемы.
Во
второй
части
были
разработаны
диагностическая
и
развивающая
программы
исследования.
Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исключение
понятий» для исследования способности к классификации и анализу, определение
понятий,
выяснение
причин,
выявление
сходства
и
различий
в
объектах
для
определения
степени
развитости
у
ребенка
интеллектуальных
процессов;
18
«Последовательность
событий»
для
определения
способности
к
логическому
мышлению,
обобщению;
«Сравнение
понятий»
для
определения
уровня
сформированность операции сравнения у младших школьников
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была
разработана развивающая программа, включающая 10 занятий. Итогом ее реализации
должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников
В
третьей
части
исследования
приведены
результаты
исследования,
в
том
числе
проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа
исследования
можно
говорить
о
том,
что
развивающая
программа
способствует
улучшению
результатов
и
повышению
общего
уровня
развития
логического
мышления.
Таким образом, исходя из результатов развивающей работы можно сделать выводы:
- необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным
приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического
мышления;
-
диагностика
и
своевременная
коррекция
мышления
младших
школьников
будет
способствовать
более
успешному
развитию
приемов
логического
мышления
(сравнение, обобщение, классификация, анализ).
- разработанная программа направлена на развитие логического мышления и показала
свою эффективность.
Следовательно, развитие логического мышления в процессе учебной деятельности
младшего школьника будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-
педагогические
условия,
определяющие
формирование
и
развитие
мышления;
выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и
содержание заданий для младших школьников будут направлены на формирование и
развитие у них логического мышления будут носить систематический и планомерный
характер; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего
школьника.
19
Литература
Акимова,
М.
К.
Упражнения
по
развитию
мыслительных
навыков
младших
школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.
Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович -- М.,
1968.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.
Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М.,
2003
Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.
Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/
А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.
Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е.
И.Кикоин. -- М., 2003.
Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.
Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.
Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.
Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н.Соколов. -- М.: Просвещение, 1968.
Тихомиров, O.K. Психология мышления/ O.K.Тихомиров. -- М.: Изд-во МГУ, 1984..
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М.,
2001.
Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. -- М., 2000.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комбинаторные задачи для начальных классов
1.
Группа туристов состоит из 6 иностранцев. Они говорят только
по-французски или по-английски. 3 человека говорят только по-английски, 2 человека
только по-французски. Сколько человек говорят на двух языках: и по-французски и по-
английски?
Ответ: 1 человек говорит по-французски и по-английски.
2.
Запишите все трехзначные числа, используя только цифры 0, 1 и
5. При этом цифры в каждом числе должны быть разные.
Ответ: 105, 150, 501, 510.
3.
Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего
2 партии. Сколько всего партий было сыграно?
Ответ: 3 партии.
4.
Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр
0 и 1? Цифры могут повторяться. Перечисли эти числа.
Ответ: из цифр 0 и 1 можно составить 8 четырехзначных чисел: 1000, 1001, 1010, 1100,
1011, 1101, 1110, 1111.
5.
Четыре
человека
обменялись
рукопожатиями.
Сколько
было
всего рукопожатий?
Ответ: 4 человека обменялись шестью рукопожатиями.
6.
Три товарища: Алеша, Коля и Саша, сели на скамейку в один
ряд. Сколькими способами они могут это сделать?
Ответ: Алеша, Коля, Саша могут расположиться на скамейке шестью способами.
7.
Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2,
3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти
числа и найди их сумму.
Ответ: всего можно составить 6 двузначных чисел: 12, 13, 21, 23, 31, 32.
8.
Сколько всего трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 3,
5 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли эти числа.
Ответ: всего можно составить 6 трехзначных чисел: 135, 153, 315, 351, 513, 531.
9.
Сколько всего двузначных чисел?
Ответ: всего 90 двузначных чисел.
10.
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя
Федор, кот
Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий
крайним слева, сядет между Матроскиным и Федором, то Федор окажется крайним
слева. Кто где сидит?
Ответ: Слева на право сидят: Шарик, Федор, Матроскин, Печкин.
11.
Сколько всего можно составить четырехзначных чисел, сумма
цифр которых равна 3? Перечисли эти числа.
Ответ: всего можно составить 10 чисел. Перечислим эти числа:
1011 1002 2001 3000
1101 1020 2010
1110 1200 2100
12. Аня, Боря, Вера и Гена – лучшие лыжники школы. На районные соревнования надо
составить команду из трех лыжников. Сколькими способами можно составить команду?
Ответ: команду можно составить четырьмя способами. Каждую команду в 3 человека
можно составить, удаляя из 4 лыжников одного из них.
12.
Квартет.
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Для этого они сели кружком, Мартышка расположилась напротив Медведя, а рядом с
нею – Осел и Козел.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Тогда Осел и Козел поменялись местами.
Рассеялись, начали Квартет.
Он все – таки на лад нейдет.
Таким образом, они перепробовали все возможные варианты, причем Медведь всегда
оставался на одном и том же месте.
Сколько всего вариантов расположения незадачливых музыкантов?
Ответ: 6 вариантов.
Задачи
1.
из
40
учащихся
ше стого
класса
32
занимаются
в
математическом кружке, 21 – в спортивной секции, 15 учащихся – и в кружке, и в
спортивной секции. Сколько учащихся не занимаются ни в математическом кружке. Ни
в спортивной секции?
2.
Из
38
учащихся
шестого
класса
изостудию
посещают
28
человек, а 17 – лыжную секцию. Сколько «лыжников» посещают изостудию, если в
классе нет учащихся, которые не посещают изостудию или лыжную секцию?
3.
Из
38
учащихся
шестого
класса
изостудию
посещают
28
человек, а 17 – лыжную секцию. Сколько «лыжников» посещают изостудию, если 4
человека в классе не посещают ни лыжную секцию, ни изостудию?
4.
Учащемуся поручено написать заметку в стенную газету об
успеваемости класса, в котором 40 человек, за первое полугодие. Он взял журнал и,
выписав сведения, сделал следующие выводы: из 40 учащихся не имеет троек по
русскому языку – 25 человек, по математике – 28 человек, по русскому языку и
математике – 16 человек, по физике – 31 человек, по физике и математике – 22 человека,
по физике и русскому языку – 16 человек. Кроме того, 12 человек учатся без троек по
всем предметам. Редактор, прочитав заметку и подумав, сказал: «Ты ошибся в счете,
твои выводы явно неверные». Составьте схему Эйлера и объясните, почему это так.
5.
Из12 учащихся шестого класса 8 занимаются в спортивной
секции, 9 человек – в математическом кружке. Сколько человек занимаются в двух
кружках, если известно, что каждый занимается хотя бы в одном кружке? Сколько
человек занимается в одном кружке?
6.
В классе 35 человек. Все в этом классе занимаются спортом: 25
человек
–
волейболом,
15
–
баскетболом,
19
–
футболом.
Во
всех
трех
секциях
занимаются
4
человека,
волейболом
и
баскетболом
–
10
человек,
баскетболом
и
футболом
–
7
человек,
волейболом
и
футболом
–
11
человек.
Сколько
человек
занимаются только в одной секции и, в какой именно?
7.
Все
80
учащихся
шестых
классов
изучают
хотя
бы
один
иностранный язык: 40 человек – английский, 33 – французский, 15 – немецкий. Двое
изучают
все
три
языка,
трое
–
английский
и
немецкий,
четверо
–
немецкий
и
французский, пятеро – английский и французский. Верни ли составлена задача?
8.
В классе 35 человек. Из них занимаются в математическом
кружке 20 человек, 11 человек – в кружке «Умелые руки», 10 ребят в эти кружки не
ходят. Сколько математиков занимаются в кружке «умелые руки»?
9.
В классе 25 человек. Из них 17 умеют ездить на велосипеде, 13
– плавать, а 8 – ходить на лыжах. Ни один из учеников не владеет всеми тремя видами
спорта.
«Велосипедисты»,
«пловцы»
и
«лыжники»
имеют
хорошие
или
удовлетворительные оценки по математике, 6 учеников по этому предмету не успевают.
Сколько учеников имеют отличные оценки по математике? Сколько «пловцов» умеют
ходит на лыжах?