Напоминание

"Хозяйка чума"


Автор: Явид Валентина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКООУ "ШИООО" д.Харампур, Пуровского района
Населённый пункт: д.Харампур
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "Хозяйка чума"
Раздел: дополнительное образование





Назад





ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Хозяйка чума»

(модули: «Национальная кухня»¸ «Скорняжное дело»)

Возраст детей: 14-18 лет

Срок реализации: 1 год
Автор: Пяк Валентина Алексеевна, педагог дополнительного образования. Харампур 2013 1 «Рассмотрено» на заседании МО Протокол № от «» августа 2013г. «Согласовано» зам. дир. по ОП ________Е.В.Подъчувалова «» сентября 2013г. «Утверждаю» директор МКООУ «ШИООО» д. Харампур __________Л.А. Сухарь «» сентября 2013г.

Модуль «Национальная кухня»

Пояснительная записка
У каждого народа есть своя национальная кухня. В основе каждой национальной кулинарии лежат два главнейших фактора: набор исходных продуктов и способ их обработки. Эти два фактора тесно связаны друг с другом. Набор продуктов определяется тем, что дают природа и материальное производство-земледелие, животноводство, разнообразные промыслы. Это, в свою очередь, означает, что на специфические особенности национальных кухонь влияют географическое положение страны, климат, экономические условия. Так, в национальных кухнях, граничащих с морями и океанами, значительное место занимают блюда из рыбы и продуктов моря. В лесостепных районах – блюда из продуктов животноводства и лесных промыслов, народы южных стран больше используют овощи и фрукты. Например, народы Юго-Восточной Азии, Африки используют больше специй, приправ, острых соусов. Северяне предпочитают пищу менее острую. Национальная кухня создается национальной общностью людей. Каждый народ придает своим кушаньям особый вкус. Дополнительная образовательная программа модуля «Национальная кухня» направлена на оказание помощи учащихся в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании учащихся, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость. У учащихся формируются навыки в приготовлении национальных ненецких блюд, эстетического оформления.
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ:Формирование практических навыков приготовления традиционных блюд с применением национальных и современных технологий. Задачи: Обучающие:  расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных ненецких блюд, их подаче и сервировке стола;  ознакомить с профессией повара и путями получения данной профессии;  научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности;  обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием. Развивающие:  развивать эстетический вкус учащихся;  расширить знания учащихся в технологии приготовления блюд; 2
 развивать память, логическое мышление, внимание. Воспитывающие:  привить чувство национального достоинства и уважения к блюдам всех народов;  воспитать трудолюбие и культуру труда.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Национальная кухня» является то, что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности. Традиции, народные обычаи ненецкого народа, старинные обрядовые блюда, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности .
Программа

модуля

"Национальная

кухня"

состоит

из

разделов
:«Оленина – основа кухни лесных ненцев», «Сыроедение как самостоятельное блюдо лесных ненцев», «Употребление мяса диких животных и птиц», «Мучные изделия», «Блюда из рыб частиковых пород: щуки, окуня, язя, чебака, налима», «Рыбы сиговых пород: озерный щёкур и речной пыжьян», «Современные рыбные блюда лесных ненцев», «Дикорастущие съедобные растения и коренья», «Напитки и чаи», «Северные ягоды», «Грибы», «Кедровые орехи».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 14-18 лет. Практика показала, что учащиеся данного возраста успешно и с интересом занимаются в объединении «Национальная кухня».Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Срок реализации дополнительной образовательной программы- 1 год.

Концепция программы
В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. Решение педагогических задач в дополнительной образовательной программе «Национальная кухня» осуществляется в соответствии со следующими принципами: Принцип непрерывного дополнительного образования, как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюда. Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать. Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках. Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей учащихся. Принцип самореализации предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий, дни открытых дверей объединения. 3

Режим и формы занятий
Занятия учебных групп проводятся2 раза в неделю (всего - 4 часа 20 минут, из которых 20 минут – индивидуальные занятия), всего 145,8 ч. в год. Продолжительность учебного часа- 40 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико- ориентированные учебные занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятиях общественного питания, тематические праздники, конкурсы, выставки, дни национальной кухни. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (учащимся дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини - группы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и другим мероприятиям).
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Знать, понимать, уметь:
- правила санитарии и гигиены при кулинарных работах, безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами; - историю, обычаи и традиции национальной кухни; - организацию современных предприятий общественного питания; - классификацию национальных и современных блюд; - квалификационную характеристику повара; - правила сервировки стола; -самостоятельно готовить блюда по рецептам; - сопоставлять свои возможности и способности с требованиями профессий; - находить и обрабатывать информацию по технологии с использованием современной техники; - выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
Способы проверки знаний
: практические работы, а также активное участие в конкурсах и выставках.
Система контроля знаний
осуществляется после прохождения основных блоков программы, с целью проверки знаний, умений, навыков обучающихся. Формы контроля: собеседование, тестирование, творческие задания и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы.
Главный показатель- личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Критерием

уровня

эффективности
программы является: результаты образовательной, интеллектуальной сферы (в том числе результативность участия в конкурсах), а также воспитанность обучающихся и сохранность контингента. Завершается работа модуля праздничным накрытием стола и дегустацией блюд поварами нашей школы – интерната. 4

Календарно-тематическое планирование объединения дополнительного образования«Хозяйка чума»

Модуль «Национальная кухня»



Тема урока

Цели урока

Практическая работа

Кол-во

часов

дата

Домашняя работа
1. Традиционная кухня лесных ненцев. Общие сведения о питании. Раскрыть содержание курса, требования и правила по технике безопасности, организация рабочего места. Провести инструктаж по ТБ. Дать общие сведения о национальном питании. 2 Подготовить рассказ об истории национальной кухни лесных ненцев. 2.
Оленина – основа кухни

лесных ненцев
. Рецепты приготовления мяса на печке – буржуйке. Научить правилам приготовления мяса по традиционным рецептам. Рассказать учащимся о старинных рецептах приготовления блюд из мяса (на печке буржуйке). Приготовление «Строганины» из замороженного мяса и «Шурпы из оленьего мяса». 2 Доклад о приготовлении традиционных блюд в семье в настоящее время. 3. Современные способы приготовления мяса в чуме. «Жаркое из оленины». Раскрыть ненецкий этикет гостеприимства и традиционное чаепитие. Рассказать о том, какие блюда готовят в тундре в настоящее время из оленьего мяса. Приготовление « Жаркого из оленины». 2 Конспект 4. «Тушёное мясо» по рецепту лесных ненцев. Дать рецепт приготовления блюда по-ненецки «Тушеное мясо». Приготовление блюда по-ненецки «Тушёное мясо». 2 Конспект 5. Современные способы приготовления мяса в тундре. Котлеты из оленины. Научить способам приготовления фарша из оленины с добавлением приправ и других ингредиентов. Приготовление блюда «Котлеты из оленины». 2 Конспект 6. Современные способы приготовления блюд из мяса в тундре из субпродуктов с Рассказать о способах приготовления традиционных блюд из субпродуктов. Приготовление блюда из субпродуктов. 2 Конспект 5
добавлением приправ и специй. 7. Традиции, сохранившиеся в чуме во время трапезы. Посуда и кухонная утварь лесных ненцев. Рассказать о традициях во время трапезы в чуме. Вспомнить вместе с учащимися о необходимой традиционной посуде и кухонной утвари. Приготовление мяса на железном листе (на печке). 2 Конспект 8. Способы приготовления блюд из мяса (варка, тушение, жаренье, запекание, на вертеле, в золе и в горячей земле, в глине, копчение). «Дянвыди» -мучной суп. Рассказать о старинных способах консервирования оленьего мяса (вяление, копчение в летних условиях), об особенностях приготовления супа из муки Приготовление «Дянвыди» - супа, заправленного мукой. 2 Конспект 9.
Сыроедение как

самостоятельное блюдо

лесных ненцев.
Блюдо «Айбат из желудка оленя и мяса» Научить учащихся старинному способу приготовления деликатесного блюда в условиях тундры «Айбат из желудка оленя и мяса» с применением соли. Приготовление блюда «Айбат из желудка оленя и мяса с применением соли». 1 Конспект 10. Строганина из печени и почек. Головной мозг. Мозг из трубчатых костей. Рассказать о старинных национальных блюдах из субпродуктов, которые применяются женщинами и в современное время. Приготовление строганины из печени и почек. 2 11. Основные факторы, влияющие на количество и качество мяса. Рассказать об основных факторах, влияющих на количество и качество мяса. Дать качественную характеристику замороженного мяса. Приготовление мясного шашлыка из оленины с добавлением соли. 1 12. Характеристика оленьего жира. Рассказать о характеристике оленьего жира. Вытапливание оленьего жира «Шаншу». 2 Конспект 13. Консервирование мяса в тундровых условиях (копчение, вяление и сушение). Рассказать о правилах консервирования оленьего мяса в тундровых условиях. 1 6
14. Предварительная обработка дичи (куропатка). Рассказать об ощипывании и потрошении куропаток. Ощипывание и потрошение дичи. Приготовление куропатки по современному рецепту с применением специй и приправ. 2 конспект 15. Разделывание тушки зайца, белки. Рассказать о последовательной обработке тушки зайца и белки. Последовательная обработка тушки зайца и белки. 2 конспект 16.
Мучные изделия
(хыдипчемы нянь, сода нянь, кэм нянь, дюр пимы нянь, чиримя нянь). Рассказать о мучных изделиях по традиционным рецептам. Приготовление лепёшек, замешанных с рыбной икрой. 2 конспект 17. Встреча с поварами школы – интернат. Приготовление блюда «Русский борщ». Беседа о приготовлении мясных блюд в столовой школы-интерната. Рассказать о способах приготовления борща. Совместное приготовление борща. 2 Конспект 18.
Блюда из рыб

частиковых пород: щуки,

окуня, язя, чебака,

налима.
Способы их приготовления. Варианты их разделывания традиционными способами. Рассказать о рыбах частиковых пород, обитающих в реках и озёрах Пуровского района. Рассказать о традиционных способах разделывания щуки. Чистка и разделывание щуки традиционными способами. Приготовление блюд из щуки: «Жареная рыба», «Двойная уха». 2 Приготовить у себя дома на каникулах рыбную икру с брусникой. 19. Варианты чистки и разделывания язя традиционными способами. Рассказать о способах разделывания язя в традиционном стиле (на жарение и уху). Чистка и разделывание рыбы. Приготовление блюд: 1) «Уха» из рыбных голов язя; 2) «Жареная рыба» из язя. 2 Конспект 7
20. Варианты разделывания язя традиционными способами. Рассказать о способах разделывания язя на филе для приготовления котлет и на вяление «пахэ» (юрок). Приготовление рыбных котлет из язя. 2 Конспект 21. Варианты чистки и разделывания окуня. Рассказать о способах чистки и разделывания окуня на жаренье. Приготовление уникального эксклюзивного блюда«Жаркое из окуня». 2 Конспект 22. Варианты чистки и разделывания налима. Печень налима – лакомый деликатес. Рассказать о способах чистки и разделывания налима. Рассказать о полезных свойствах желчи налима в народной медицине. Приготовление блюда «Налим жареный». 2 Конспект 23. Варианты разделывания чебака. Рассказать о маленькой и вкусной рыбке, которая является главным блюдом на столе жителей стойбища «Чебачье». Приготовление вкусной ухи из чебаков без добавления приправ и специй. 2 Конспект 24. Рыбная икра как самостоятельное современное блюдо. Паштет из рыбной икры. Рассказать о способах приготовления паштета из рыбной икры. Приготовление паштета из рыбной икры. 1 Конспект 25. Рыбий жир (из рыб частиковых пород). Рассказать о том, как в старинные времена и в недалёком прошлом готовили рыбий жир женщины лесных ненцев. Угощение рыбьим жиром во время чаепития. 1 Конспект 26.
Рыбы сиговых пород:

озерный щёкур и речной

пыжьян.
«Тройная уха» Рассказать о рыбах сиговых пород, обитающих в реках и озёрах Пуровского района. Дать общие сведения о рыбном рационе лесных ненцев. Приготовление блюда «Тройная уха». 2 Повторить ТБ при разделке рыбы. 27. Рыбные блюда из щёкура. «Уха из щекура» Рассказать о приготовлении блюда «Уха из щёкура». Приготовление блюда «Уха из щёкура». 2 Конспект 8
28. Варёные рыбные головы – лакомство для детей, живущих в чуме. «Айбат» Рассказать о лакомствах лесных ненцев: рыбные головы, икра, желудки рыб. Приготовление ухи из рыбных голов. Приготовление блюда-«Айбат» из свежезамороженного щёкура (стружкой). 2 Конспект 29. Рыбные блюда из щёкура. Рассказать о способах традиционной разделки на филе для копчения и вяления. Предложить учащимся приготовить рыбное блюдо по своему замыслу. Разделывание рыбы на филе для вяления на улице и копчения современным способом. Приготовление блюд из рыбы по рецептам учащихся. 2 Конспект 30. Мука из рыбного филе с добавлением брусники. Процесс приготовления рыбной муки из вяленой и закопчённой рыбы. Приготовление рыбной муки с добавлением ягод брусники. 1 Конспект 31. Свежевыловленная рыба (щёкур). Блюдо «Пятиминутка». Рассказать о приготовление сухого покупного горчичного порошка в условиях чума. Показать на примере способы приготовления свежевыловленной рыбы по традиционному рецепту лесных ненцев «Пятиминутка». Приготовление «Пятиминутки» по традиционному рецепту лесных ненцев. 1 Конспект 32. Налим и щука – священная рыба некоторых родов лесных ненцев. Временные запреты у лесных ненцев. Рассказать о запретах, касающихся о поедании женщинами сырого и варёного налима и щуки. Придумать вместе с учащимися блюдо из любой рыбы и приготовить его. 1 Конспект 33.
Современные рыбные

блюда лесных ненцев.
«Холодный салат» Напомнить о правилах безопасности в кабинете «Национальная кухня». Рассказать о современных рыбных блюдах и показать процедуру приготовления «Холодного салата». Приготовление салата. 1 Конспект 9
34. «Рыба под грибным соусом» «Запечённая рыба». Рассказать о приготовлении блюд: «Рыба под грибным соусом», «Запечённая рыба». Разделывание рыбы и приготовление блюд: «Рыба под грибным соусом» и «Запечённая рыба». 2 Конспект 35. «Консервы рыбные в бульоне». Рассказать о рецепте приготовления блюда «Консервы рыбные в бульоне». Приготовление блюда «Консервы рыбные в бульоне». 2 Конспект 36. «Тушёная рыба». Рассказать о процессе приготовления блюда учащимся. Приготовление блюда «Тушёная рыба». 2 Конспект 37. «Рыба с помидорами». Рассказать о рецепте приготовления блюда «Рыба с помидорами». Приготовление рыбного блюда «Рыба с помидорами». 2 Конспект 38. «Рыбные консервы в собственном соку». Рассказать о рецепте приготовления блюда «Рыбные консервы в собственном соку». Приготовление блюда по современному рецепту «Рыбные консервы в собственном соку». 2 Конспект 39. «Свежая рыба с картофелем». Рассказать о рецепте приготовления блюда «Свежая рыба с картофелем». Приготовление рыбного блюда «Свежая рыба с картофелем». 2 Конспект 40. «Хэ» Рассказать о рецептах приготовления блюда «Хэ». Приготовление блюда «Хэ». 2 Конспект 41. «Рыба в маринаде». Научить способу приготовления блюда «Рыба в маринаде». Приготовление блюда «Рыба в маринаде». 2 Конспект 42. «Шашлык из рыбы». Научить способу приготовления «Шашлыка из рыбы». Приготовление блюда «Шашлык из рыбы». 2 Конспект 43. «Рыба в собственном соку» Дать возможность самостоятельно почистить и разделать рыбу для приготовления блюда «Рыба в собственном соку». Чистка и разделка рыбы. 2 Конспект 44. «Кулебяка по - ненецки». Чистка рыбы и разделывание на филе для приготовления рыбного пирога. Приготовление рыбного пирога (кулебяки) вместе с ученицами. 2 Конспект 10
45. «Строганина» Напомнить о технике безопасности в кабинете дополнительного образования модуля «Национальная кухня». Предложить самостоятельно приготовить строганину из рыб (щука и щёкур) с применением специй и приправ по современному рецепту. Самостоятельная чистка рыбы и разделывание на строганину с применением специй и приправ по современному рецепту. 2 Конспект 46. «Рыба в кляре». Рассказать о процессе приготовления блюда «Рыба в кляре». Приготовление блюда старшеклассницами «Рыба в кляре». 2 Конспект 47.
Дикорастущие

съедобные растения и

коренья. Напитки и чаи.
Рассказать о полезных свойствах съедобных растений и кореньев: а) витаминный напиток лесных ненцев из клюквы, брусники, плодов шиповника и рябины; б) чай из листьев морошки и княженики; в) морс из черники. Приготовить с учащимися напитки и чаи: а) витаминный напиток из клюквы, брусники, плодов шиповника и рябины; б) чай из листьев морошки и княженики; в) морс из черники. 2 Конспект 48. Берёзовая чага. Берёзовый сок. Напомнить о полезных свойствах и применении берёзовой чаги в народной медицине. Рассказать о правилах заваривания чаги для приготовления напитка. Рассказать о времени приготовления берёзового сока. Дать общую характеристику березового сока как целебного средства. Под руководством педагога приготовить напиток из берёзовой чаги. 2 Конспект 49. Корень одуванчика как кофейный современный напиток. Корни и корневища, Познакомить с полезными свойствами дикорастущих съедобных растениях. Дать рецепты приготовления Приготовление кофейного напитка из корней одуванчика. 2 конспект 11
листья и молодые побеги растений как дикорастущие съедобные пищевые добавки. дикорастущих съедобных растений и их корней. 50. Молодые побеги, корни и корневища Иван – чая. «Салат из корневищ Иван – чая». «Щи изИван – чая». «Салат охотничий изИван – чая». «Лепёшка изИван – чая». «Иван – чай с рисом». Напомнить о полезных лекарственных свойствах Иван – чая. Рассказать о современном использовании Иван – чая как овоща многими народами. Приготовление блюд: 1) «Салат из корневищ Иван – чая»; 2) «Щи изИван – чая»; 3) «Салат охотничий изИван – чая»; 4) «Лепёшка изИван – чая»; 5) «Иван – чай с рисом». 2 конспект 51. Щавель – первый весенний источник витаминов. «Суп из щавеля». Запеканка из щавеля». «Щи из щавеля». Дать краткую характеристику щавеля как источника витаминов и минеральных веществ. Приготовление блюд: 1) «Суп из щавеля»; 2) «Запеканка из щавеля»; 3) «Щи из щавеля». 2 конспект 52. Шиповник Дать полную характеристику шиповника. Научить способам приготовления чаёв, коктейлей и напитков из шиповника. Приготовление напитков из плодов шиповника. 2 Конспект 53.
Северные ягоды.
Морошка. Рассказать о ягодах, времени их сбора, чистки от мусора. Приготовление варенья в условиях чума. Приготовление варенья из морошки по традиционному рецепту. Засахаривание свежезамороженных ягод. 2 конспект 54. Современные варенья, соки, морсы, компоты, Научить приготовлению варенья, соков, морсов и т.д. по Приготовление варенья из морошки по 2 конспект 12
настои из северных ягод. современным рецептам. современному рецепту. 55. Княженика или костяника. Рассказать о полезных свойствах княженики и листьев княженики. Приготовление варенья из княженики. 2 конспект 56. Голубика. Рассказать о лекарственном применении голубики как тонизирующего напитка. Научить приготовлению варенья из голубики. Приготовление чая из листьев голубики и варенья по современному рецепту. 2 конспект 57. Черника Рассказать о том, что готовят современные хозяйки из черники и его листьев. Приготовление варенья из черники. 2 конспект 58. Брусника Рассказать о свойствах брусники и брусничных листьев. Приготовление морсаиз брусники и черники. 2 конспект 59. Клюква Рассказать ученицам о полезных свойствах клюквы. Научить правильному приготовлению морса из клюквы. Приготовление морса. 2 конспект 60. Красная и чёрная смородина. Рассказать о рецепте варенья из чёрной и красной смородины. Приготовление варенья из черной и красной смородины. 2 конспект 61. Малина и листья малины. Рассказать о времени сбора и сушки листьев малины. Научить правильно варить варенье из малины. Приготовление чая из листьев малины и варенья из ягод. 2 конспект 62.
Грибы
в рационе лесных ненцев: подосиновик, белый гриб, маслята. Рассказать о современном применении грибов в рационе лесных ненцев. Приготовление грибного паштета. 2 конспект 63. Маринование грибов Научить правилам маринования грибов по рецептам кулинарии. Маринование грибов по рецептам кулинаров. 2 конспект 64. Засолка грибов Научить правилам засолки грибов на зиму. Засолка грибов по рецептам кулинаров. 2 конспект 65. Сушка грибов Научить правилам сушки грибов в проветриваемом помещении. Сушка грибов по рецептам кулинаров 2 конспект 13
вместе со старшеклассницами. 66. Замораживание грибов на зиму. Научить правилам заморозки грибов на зиму. Заморозка грибов по рецептам кулинаров. 2 конспект 67.
Кедровые орехи
в рационе лесных ненцев Кедровые орехи как добавка к рыбным блюдам лесных ненцев. 2 конспект 68. Накрытие праздничного стола. Напомнить о ТБ при использовании электрооборудования на кухне столовой и соблюдении санитарно – гигиенических норм при приготовлении пищи. Научить учениц правилам сервировки праздничного стола. Накрытие праздничного стола. 1,8
Всего часов в год

113,8

Литература:
1.Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы:уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.-СПб.: ООО «Миралл», 2005.- 239с.: ил. 2.Справочник охотника./Под ред. М. С.Долбика.-2 изд.,перераб.и доп.-Мн.:Ураджай,1988.-302 с.: ил. 3.Мухачёв А.Д. Основы оленеводства: Учеб.пособие для учащихся 9-10 кл.сред.сел.общеобразоват.шк.Крайн.Севера.- 2-е изд.,испр.-М.: Просвещение.1986.-.192с.:ил. 4.Блюда из дичи. Составитель К. В. Фомиченко. Минск «БеларускаяЭнцыклапедыя» 1996г. М. Приходько, О. Приходько. Хомани. Санкт- Петербург. Издательский дом «Светлячок» 2002г. 5.А. Д. Мухачёв, Г. П. Харючи, А. А. Южаков. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев // Под ред. доктора ист. наук Е. Т. Пушкарёвой – Екатеринбург, ООО Креативная Команда «Кипяток», 2010 – 160 с., ил.8. Рус., ненецк. 6. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск: Изд – во Том. Ун – та, 2001. – 228с. 7. Сафонов Н. Н. Полный атлас лекарственных растений. – М., Изд–во Эксмо, 2005. – 312с., ил. 14
8.Гардамшина М. И., Чеботаева Н.А., Калитенко Е. В., Саврасова Г. П., 2006 Губкинский музей освоения Севера, 2006 ООО «Инфолио»,2006. 9. Сязи Е. Н., Краюхина О. А., Михеева М. Н. Сборник методических материалов районного конкурса в помощь организаторам туристкой, краеведческой, экологической работы со школьниками.Тарко – Сале, 2004. Список информантов: 1. Алагулова Рита Петровна, жительница д. Харампур, ул. АйваседоЭнтак, Пуровский район, ЯНАО. 2. Лобова Анна Мироновна, жительница д. Харампур, ул. АйваседоЭнтак, дом 9, Пуровский район, ЯНАО.
Модуль «Скорняжное дело»

Пояснительная записка
Скорняжным делом издревле занимались различные народы мира. Веками отрабатывалась технология выделки, отбелки и окраски шкур, создания красивого и прочного меха. Изделия из кожи были популярны уже в Древнем Египте. У египтян искусство обработки и выделки кож заимствовали римляне. Поскольку химия в современном понимании была им недоступна, они обходились подручными материалами, использовали кору – сосновую, ольховую, гранатового дерева, чернильные орешки, жёлуди, для дубления применяли стручки акации и поваренную соль. 15
Старинное русское слово «Скорьё» упоминается почти во всех литературных источниках, дошедших до нас, начиная с Х века. Местные мастера – скорняки и кожевенники – добротно одевали и обували славян, всячески украшали их быт. Сапожники шили сафьяновые или необыкновенной выделки уздечки, шубы и полушубки, воротники и шапки – всё под силу усмарям – кожевенникам. Не перевелись и ныне мастера в России. Достаточно только сходить зимой на базар в средней и северной полосе России. Каких только изделий из кожи и меха там не продают! Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у ненцев относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора. В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют ягушки, малицы, гуси, обувь, капоры. Ягушки и малицы украшаются полосами меховой мозаики, вставками в швы суконного канта. Для малиц характерна декоративная отделка суконным кантом, а для меховых гусей - суконными кисточками. Меховую обувь (кисы) изготавлива ют из оленьих лап - камуса. Украшают орнаментальными полосками и чередованием светлых и темных полос. В боль шинстве случаев для конструктивных швов применяется разноцветное сукно. Внешне женская обувь отличается от мужской наличием украшений из цветных полосок на подъеме. Встречается обувь, украшенная мозаикой из меха. Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок и мешков полуовальная, вертикально или горизонтально вытянутая. Применяются различные способы декорирования: орнаментация, чередование темно-белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески и нашивки. В технике меховой мозаики на мешках и сумках выполняется как орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора, так и центральная розетка. В большинстве случаев украшается вся поверхность изделия. В случае изготовления сумочки из лобной части оленьей шкуры декорируются только естественные отверстия шкуры, в частности, глазницы.
Цель и задачи программы

Цель:
Формирование практических навыков по скорняжному делу и кожевенным работам при изготовлении национальной одежды и обуви, сувениров и предметов быта с применением традиционных и современных технологий.
Основные задачи:
- отработать умение выделывать шкуры, шкурки пушных зверей и камусы традиционными и современными способами; - расширить представление учащихся о скорняжном деле и кожевенных работах при изготовлении национальных сувениров, одежды, обуви, сумочек и мешков для хранения одежды и обуви; -научить обрабатывать камусы, шкуры и шкурки в условиях тундры; 16
- научить из выделанных камусов и шкур раскраивать и шить одежду и обувь с применением национальных орнаментов; - научить подбирать мех из оленьих шкур для мужской и женской одежды; - научить подбирать мех пушных зверей для отделки одежды и шапки (ненецкий национальный меховой капор); - научить способам традиционного женского измерения «Черва»; - различать по готовым изделиям женскую и мужскую праздничную и будничную обувь и одежду; - научить различать полоски из меха и сукна, украшающие обувь, которые обозначают запреты и полосу, которая идёт к носку обуви, обозначающая линию жизни; - расширить представление учащихся о кисах и одежде, о сумках и мешках для хозяйственных принадлежностей; -научить узнавать каждую деталь кисов и одежды при кройке и шитье и называть их; -ознакомить с традиционной и современной одеждой лесных ненцев.
Программа модуля "Скорняжное дело" состоит из разделов
: «Способы выделки камусов, шкурок пушных зверей и шкуры оленя», «Современные фабричные и кустарные производства кожи и меха в России», «Ягушка – традиционная меховая зимняя ненецкая одежда», «Меховая одежда для детей», «Традиционная зимняя меховая малица», «Современное применение оленьего меха и пушных зверей для изготовления национальных сувениров», «Способы декоративной обработки кожи», «Ремонт, переделка меховых изделий».
Основные методы обучения:
практикумы, лекции, демонстрация и показ национальной одежды.
Виды деятельности учащихся:
эксперимент, систематизация знаний, моделирование.
Формы проведения занятий:
практикумы, лекции.
Создание образовательного продукта:
изделия из кожи, модели, конспекты.
Режим и формы занятий
Занятия учебных групп проводятся2 раза в неделю (всего - 4 часа 20 минут, из которых 20 минут – индивидуальные занятия), всего 145,8 ч. в год. Продолжительность учебного часа- 40 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико-ориентированные учебные занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятия, тематические праздники, конкурсы, выставки. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (учащимся дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини - группы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и другим мероприятиям).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Прогнозируемые знания, умения, навыки: 17
- знать способы обработки камусов, пушных шкурок, шкуру оленя; - уметь производить обработку камусов, пушных шкурок, шкуру оленя; - знать отличительные черты одежды различных этнических групп, проживающих в районах Крайнего Севера; - знать подбор и названия шкур оленя для пошива мужской и женской одежды; - знать подбор меха пушных зверей на отделку одежды и шапки (ненецкий национальный меховой капор); -знать названия деталей национальной обуви и одежды при раскрое и пошиве; - знать историю выделки меха. Способы проверки знаний: практические работы, активное участие в конкурсах и выставках.
Система контроля знаний
осуществляется после прохождения основных блоков программы, с целью проверки знаний, умений, навыков обучающихся.
Формы контроля:
собеседование, тестирование, творческие задания и т.д.
Формы

подведения

итогов

реализации

программы.
Главный показатель- личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Критерием

уровня

эффективности
программы является: результаты образовательной, интеллектуальной сферы (в том числе результативность участия в конкурсах), а также воспитанность обучающихся и сохранность контингента.
Календарно-тематическое планирование объединения дополнительного образования «Хозяйка чума»

Модуль «Скорняжное дело»



Тема урока

Цели урока



Практическая

работа

Кол-во

часов

Дата

Домашняя

работа
1. Знакомство с традиционной национальной одеждой и обувью лесных ненцев. Экскурсия в ДК «Снежный». Рассказать об истории традиционной ненецкой одежды лесных ненцев, проживающих на территории Пуровского района. Беседа с мастерицами о жизни и творчестве. Охарактеризовать виды одежды по использованным материалам, по цветовой гамме и 2 Сравнить национальные одежды лесных и тундровых ненцев и найти отличия. 18
назначению. 2.
Способы выделки камусов,

шкурок пушных зверей и

шкуры оленя.
Познакомить со способами выделки камусов, шкурок пушных зверей и шкуры оленя. Рассказать о способах отмоки, выделки шкур (намазывание рыбьем жиром с применением муки, способам скобления слоя мездры). Напомнить о санитарно – гигиенических нормах и правилах по технике безопасности при выделке шкур, камусов и пушных зверей, и соблюдении санитарно – гигиенических норм в кабинете скорняжного дела. Подготовка средств для отмоки камусов и шкурок (влажные чайные чаинки, влажный мох и др.). 2 Повторить правила по ТБ и санитарно – гигиенические нормы. 3. Первичная
выделка камусов
и шкурок традиционным способом. Объяснить правила пользования национальными и современными инструментами при обработке меха и пушнины. Научить первичной обработке камусов. Показать на примерах способы обработки камусов, шкурок пушных зверей. Дать возможность самим учащимся выполнить все упражнения по выделке камусов. 2 Запомнить последовательност ь обработки и способы выделки камусов. 4. Съёмка камусов. Показать процесс съёмки с конечностей камусов. Разглаживание и правка сырых камусов. 2 5. Вторичная выделка традиционным способом камусов с применением «Чимч». Объяснить технику вторичной обработки камусов. Рассказать о способах приготовления «Чимч». Обработать камусы приготовленным раствором «Чимч». Провести вторичную выделку. 2 Запомнить последовательност ь обработки и способы выделки камусов. 6. Правка выделанной оленьей шкуры. Показать процесс правки выделанной оленьей шкуры. Объяснить значение правки только что выделанной шкуры. Выполнить процесс правки оленьей шкуры. 2 7. Третичная обработка камусов. Рассказать о третичной обработке камусов – правка. Выполнить третичную обработку камусов – правку. 2 19
8. Выделка меховых шкур современными способами. Дать характеристику выделки меховых шкур современными способами. Приготовление раствора для выделки меховых шкур. 2 Конспект 9. Выделка камусов современными способами. Дать характеристику выделки камусов современными способами. Приготовление раствора для выделки шкур пушных зверей. 3 Конспект 10. Раскрой орнамента из камуса оленя. Рассказать о подборе меха на орнаменты. Показать процесс раскроя орнаментов из камуса оленя. Раскройка орнамента из камуса разных оттенков. 3 Конспект 11. Шитьё орнамента из камуса. Показать методы сшивания орнаментов из разных оттенков камуса. Сшивание деталей орнамента из двух разных оттенков. 2 Конспект 12.
Выделка шкурок пушных

зверей
современными способами. Рассказать о приемах выделки шкурок пушных зверей современными способами. Выделка шкур пушных зверей. 2 Конспект 13. Словарь скорняка и кожевенника. Познакомить со словарём скорняка и кожевенника. Ознакомиться со словарем скорняка и кожевенника. 2 Выучить словарь скорняка и кожевенника. 14. Съёмка пушных зверей. Показать приемы съёмки шкурки пушных зверей (белки). Съёмка пушных зверей. 3 Конспект 15. Правилки пушных зверей. Показать и рассказать о правилках пушных зверей (лисы, песца). 2 Конспект 16. Техника безопасности при выделке шкур современным способом. Рассказать о вреде мехового производства на предприятиях и о мерах предосторожности в обращении с отработанными растворами (содержащими кислоты и соли хрома). Рассказать о пушмехмастерской ТОО совхоза «Верхнепуровский» г.Тарко – Сале Пуровского района ЯНАО. 2 17. Консервирование шкур оленя, камусов. Рассказать о консервировании шкур оленя, камусов в ТОО совхоза «Верхнепуровский». 2 18. Консервирование шкурок пушных зверей. Рассказать о консервировании шкур оленя,камусов и шкурок пушных зверей в ТОО совхоза «Верхнепуровский». 2 Конспект 20
19. Пороки кожевенного и пушно – мехового сырья Дать краткую характеристику пороков кожевенного и пушно – мехового сырья. Определить на невыделанных камусах и шкурках зверей пороки. 2 20.
Современные фабричные и

кустарные производства

кожи и меха в России.
Рассказать о современных фабричных и кустарных производствах кожи и меха в России. 2 Конспект 21. Выделка меховых шкур. Рассказать о процессах выделки шкур современным способом на предприятиях мехового производства: а) отмока; в)мездрение и разбивка; в) пикелевание; г) дубление; д) жирование; е) разбивка. Показать все процессы выделки шкур современным способом. 2 Конспект 22. Советы известного русского мастера М.Рылова. Рассказать о советах известного русского мастера М. Рылова. 1 23. Мастер Ф. Давыдов. Технические приёмы, применяемые арзамасскими скорняками. Рассказать по описаниям мастера Ф. Давыдова технические приёмы, применяемые арзамасскими мастерами. 2 Конспект 24. Выделка шкур вятскими мастерами. Приспособления. Орудия и инструменты. Производство работ. 1 Конспект 25. Стильная обувь своими руками. Рассказать о богатом опыте разных мастеров – сапожников. Выкроить и сшить домашние меховые тапочки. 1 Конспект 26. Изготовление домашней меховой обуви для малышей ясельной группы. Рассказать о способе раскроя и сшивания деталей обуви для малышей ясельной группы. 2 Конспект 27. В стиле народных традиций. Рассказать о современной кожевенной промышленности: сложные физико – химические процессы для выделки, дубления, жирования, крашения кож. 1 21
28. Познакомить со способами традиционного женского измерения «Черва», названиями всех пяти пальцев руки на ненецком языке и сделать перевод на русский язык. Рассказать о способах традиционного женского измерения «Черва»: для чего он применяется и зачем он вообще нужен в тундре. Объяснить учащимся, об удивительных способностях каждой мастерицы, которые без специальных сантиметровых лент, лекал и чертежей шьют национальную одежду и обувь. Показать на примерах своих пальцев о значении женского измерения «Черва», обратить внимание на то, что у каждой любой женщины он индивидуален. 2 Запомнить названия всех пяти пальцев на русском и ненецких языках и знать их назначение. 29. Познакомить с национальной женской обувью - кисы. Дать чёткую характеристику особенностей женской обуви. Рассказать о каждой детали женской обуви, об их значении в жизни каждой женщины. Научить кроить и шить «маттак» («центр, лицо»): а) «пыдяката»; б) «шинк перячемя»; в) «шинк перячемя патар»; г) «дялатата»; д) «дяратата патар»; е) левые и правые боковины «шатунта кэв»; ж) заднюю часть кисов «пеэвта»;) з) заднюю часть «пеэвта кэв,дял»;подошвы. Показать значение каждой детали национальной женской обуви. 2 Запомнить все названия каждой детали обуви. 30. Повторить ненецкие названия каждой детали обуви. Применении традиционного измерения «Черва». Знать названия каждой детали обуви. Уметь применять традиционное измерение «Черва». Показать на примере раскрой и шитьё центральной части женских кисов, левых, правых и задних боковин, подошвы. Раскрой и шитьё центральной части женских кисов, левых, правых и задних боковин, подошвы. 2 31. Продолжить раскрой и сшивание деталей женских кисов. Научить правильно раскраивать и сшивать детали женских кисов. Продолжить работу по сшиванию кисов. 3 32.
Ягушка – традиционная

меховая зимняя ненецкая

одежда.
Рассказать о традиционной женской ненецкой меховой ягушке: из чего шьют, какой покрой и мех выбирают; какие орнаменты идут на подол, рукава, плечи и полочки; из какого цвета меха шьют подол. 2 Нарисовать ягушку красочно с соблюдением всех требований к одежде. 33. Подкладка ягушки из шкуры оленя. Познакомить с раскроем и распределением оленьей выделанной шкуры на подкладку Распределить шкуры двух оленей так, 2 22
ягушки. чтобы хватило меха на ягушку для женщины среднего роста. 34. Ягушка - праздничная традиционная одежда из сукна с меховой подкладкой. Рассказать о том, чем отличается традиционная меховая ягушка от суконной и почему; какой материал и орнамент применяют на её изготовление. 2 35. Ягушка - будничная или праздничная верхняя одежда для хозяйственных работ возле чума? Будничная – значит не новая? Рассказать о будничной верхней одежде для хозяйственных работ недалеко от чума. 2 Конспект 36.
Меховая одежда для детей
от младенческого возраста до года. Рассказать об одежде детей младенческого возраста, которую шьют их мамы. 2 Конспект 37. Одежда детей дошкольного возраста. Рассказать об отличительных чертах одежды младенцев и детей дошкольного возраста. 3 Конспект 38. Люлька зимняя. Люлька зимняя – совершенство и точность мастериц тундры при раскрое и шитье зимнего мехового одеяла по размеру люльки. 2 Конспект 39. «Велой» - подшейный волос оленя. Ознакомить с «Велой» -подшейным волосом оленя. Рассказать о его применении в чуме. Попробовать наложить накладные швы из пучков подшейного волоса. 2 Конспект 40. Меховая женская ненецкая шапка (капор.) Рассказать об особенностях кройки и шитья шапки женской меховой с применением традиционных требований: сшит из шкурки оленя, снятый с его головы. 1 Конспект 41.
Тобаки (меховые чулки)
Рассказать о тобаках и его применении внутри кисов, которые являются меховыми носками. Особенность шитья со стороны меха, мездрой наружу. Приготовить кисы к ношению: положить в кисы солому традиционным способом, затем натянуть на кисы 1 Конспект 23
тобаки. 42.
Пояса:
мужские кожаные и женские, плетёные из шерстяных ниток и из бисера. Рассказать и показать на примерах женские и мужские пояса, рассказать об их предназначении в жизни лесных ненцев. 1 Конспект 43.
Традиционная зимняя

меховая малица
. Формировать представление о мужской традиционной зимней одежде, к которой пришиты наглухо рукавицы и капюшон специального покроя; о типах выкройки (пяков, айваседо, халесовинский, харампуровский, нысма, нойсама,дяньлёта). Сшить национальную малицу на куклы собственного приготовления. 3 44. Традиционная будничная (рабочая) малица. Рассказать о будничной жизни оленевода и рыбака, о том какую одежду они носят во время работы. Продолжить шитьё малиц на куклы. 2 Конспект 45. Гусь меховой. Рассказать об особенностях выкройки гуся и его применении в условиях тундры. 1 Конспект 46. Сумочка для хозяйственных принадлежностей (тушан). Рассказать о сумочке: из какого материала шьют,как раскраивают, какие отделочные материалы применяют мастерицы. 1 Конспект 47. Мешки для хранения меховых и кожевенных изделий. Рассказать о традиционных меховых мешках каждой мастерицы, о том, что в былые времена женщина тундры не пользовалась ни чемоданами, ни мешками, ни рюкзаками. 1 Конспект 48.
Современное применение

оленьего меха и пушных

зверей для изготовления

национальных сувениров.
Рассказать о меховых сувенирах, изготовляемых мастерами ДПИ ДК «Снежный». Экскурсия в музей ДК «Снежный». 1 Конспект 49. Современные способы работы по применению оленьего меха в пушмехмастерской ТОО совхоза «Верхнепуровский». Рассказать и показать современные способы работы мастериц пушмехмастерской ТОО совхоза «Верхнепуровский». Раскрыть перед учащимися очевидную полезность скорняжного дела и кожевенных работ. Выполнение пробных работ по современной технологии мастериц ДПИ ТОО совхоза «Верхнепуровский». 3 Конспект 56. Декоративная обработка кожи: плетёные косички. Познакомить с декоративной обработкой кожи: плетёные косички. Выполнение любой поделки на свой вкус 2 Конспект 24
Выполнить любую поделку на свой вкус из кожи. из кожи с применением декора: плетёные косички. 57. Декоративная обработка кожи: северная вышивка по коже бисером. Познакомить с декоративной обработки кожи: северная вышивка по коже бисером. Выполнить любую поделку на свой вкус из кожи с применением бисера. Выполнить любую поделку с применением бисера. 2 Конспект 58. Декоративная обработка кожи: аппликация и цветы из кожи. Познакомить с декоративной обработки кожи: аппликация и цветы из кожи. Выполнить поделку по заданию учителя. Выполнение поделки с декоративной аппликацией по заданию учителя. 2 Конспект 60. На что сгодятся старые кожаные вещи. Рассказать о втором применении старых кожаных вещей. Чистка и распарывание старых вещей для дальнейшего их применения в мастерской скорняжного дела. 2 Конспект 61.
Ремонт, переделка меховых

изделий.
Переделка изделий, находящихся в хорошем состоянии. 2 Конспект 62. Ремонт: кисов, тобаков (меховых чулок), малицы. Рассказать о способах ремонта кисов. 3 Конспект 66. Ремонт и реставрация современных меховых шуб из норки, мутона. Рассказать о приёмах и методах работы по ремонту и реставрации меховых шуб. Ремонт и реставрация меховых шуб. 2 Конспект 67. Уход за мехом. Как правильно хранить, носить меховые изделия. Рассказать о правилах пользования меховой одеждой, обувью. Уход за меховыми изделиями. 2 Конспект 68. Какую одежду носят лесные ненцы в разное время года? Обобщающее занятие. 2 Конспект 69. Выставка работ из меха и кожи. 1,8
Всего часов в год

Литература:
25
1. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С 21-22; 2. Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.254-255; 3. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.129-132 4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143; 5. Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81 6. Мухачёв А. Куропаткин чум и чудо северной одежды.//Ямальский меридиан.-2002.-№3.-С.39; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143-145; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.- С.81-82 7. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.23; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.134 8. Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20; 9. Зинченко Е. Ни – ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19; 10. Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20; 11. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.20; 12. Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.252; 13. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.130-131 14. Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.253-254; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.133-134 15. Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12; 16. Неща (лесные ненцы): в 5 кн./ГМОС.-М.: «Комеити», 2004.-С.28-29; 17. Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат .дом «Светлячок»2002.-С.80; 18. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.146-147 19. Обработка и выделка шкур / Ростов н/Д :Владис; М. РИПОЛ классик, 2011. – 192 с. – ( Начинающему фермеру); 20. Составитель Лихонин А. С. Скорняжные и кожевенные работы. – Нижний Новгород: «Времена», 2000. – 224с.,илл. Список информантов: 1. Алагулова Рита Петровна, жительница д. Харампур Пуровского район, ЯНАО. 2. Айваседо Валентина Каулывна, жительница д. Харампур Пуровского район, ЯНАО. 26


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники