Автор: Котельникова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт.Ярославский
Населённый пункт: пгт. Ярославский Приморский край
Наименование материала: методическая разработка конспекта урока по литературному чтению
Тема: И.З. Суриков "Детство"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
УМК: «Школа России»
Котельникова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов.
Дидактический материал создан с помощью Microsoft Pow er Point
Тема урока: Стихотворение И.З. Сурикова «Детство»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Детство», с его
жизнью и творчеством; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь,
мышление.
.Задачи:
-учить слушать стихотворение;
-воспитывать чувство красоты картинами родной природы;
-учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации
настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью
слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом),находить
рифмующиеся слова.
Формировать чувства гордости за Родину;
развить чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия .
соответствии с поставленной задачей;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник по
литературному чтению 3 классЛ.Ф.Климанова ,В.Г. Горецкий. («Школа России).
|.Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на уроке пришли гости. Поприветствуем их! Хочется, чтоб на
уроке были хорошие и добрые отношения весь урок!
||. Экспресс-опрос.
-Как называется раздел, в котором работаем?
-Назовите произведение , с которым мы познакомились? (Никитин И.С. Встреча зимы.)
-О чём произведение?
-Какой приём использовал автор, для создания картины природы?
-Назовите подвижные картины природы.
|||. Проверка домашнего задания.
-Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение автора.( 3-4 ученика)
(показывают свои иллюстрации)
| V. Актуализация знаний.
1.Постановка темы урока.
Чтобы узнать тему урока посмотрите на иллюстрацию. Слайд.
-Что вы видите? (как дети развлекаются зимой)
-О чём будем читать ?(о детских забавах)
-Какие у вас любимые развлечения зимой?
-Похожи ли забавы крестьянских детей и ваши?
Слайд– Прочитайте и назовите тему нашего урока.
Тема: Ивана Захаровича Суриков “ Детство”.
-Сегодня мы продолжаем знакомство с произведением раздела « Стихи русских поэтов»
и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Суриков
Слайд 2.Постановка учебной задачи.
Чему будем учиться? ( выразительно читать стихотворение и находить в нём новые и
красивые слова)
Что будем развивать? (развивать свою речь)
-Будем говорить о чувствах, развивать творчество и фантазию. Для чего пишут стихи?
(заинтересовать ,пробудить чувства, учиться красиво и правильно говорить)
-В конце урока вы расскажите о своих чувствах.
- Пофантазируем, узнаем какие же чувства были основными в стихотворении
А сейчас узнаем немного о самом поэте, некоторые факты из его биографии.
3. Слайд. Сообщение о поэте.
Иван Захарович Суриков (1841-1880) — русский поэт-самоучка. Иван Суриков родился (25
марта)
6
апреля
1841
года
в
деревне
Новоселово
Ярославской
губернии
в
семье
крестьянина,
Детство
Иван
провел
в
деревне,
о
чем
сохранил
самые
светлые
воспоминания. Суриков много читать и ещё в детстве начал писать собственные стихи.
Однако детские стихи не сохранились — автор уничтожил. Стихи Сурикова» отличаются
простотой и мелодичностью. Их основная тема- тяжёлое положение народа.
Многие
стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными
народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»).
ФИЗМИНУТКА
V.Работа по теме урока.
1.Чтение за учителем.
- Отметьте ,если встретятся непонятные слова
К какому литературному жанру относится .Докажите.
( У стихотворения есть рифма .)
2.Словарная работа.Слайд.
-Встретились непонятные слова? Почему? (написано давно)
-Объясните.
Слайд.
Лапти- крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Прялка- приспособление для ручного прядения
Светец- подставка для лучины ,освящавшей жильё, избу.
-Как вы понимаете слова:
Кубарем качуся – стремительно, быстро
Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.
Омрачали – сделать мрачным, темным
Смежить – сомкнуть, закрыть
Зябнуть – испытывать чувство холода, страдать от холода
Брести – идти с трудом или тихо
Чтение стихотворения учениками по отрывкам.
-Кто герой стихотворения?
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Как называется вид речи?
-Какие чувства пробудило это стихотворение?
-Кроме жалости какие чувства? ( сочувствие, сопереживание)
3.Выборочное чтение.
-Посмотрите на иллюстрацию и подпишите её словами из текста.
-Прочитайте ,какие забавы были у детей.
-Найдите слова, которые характеризуют душевное состояние мальчика.
«Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!»
-Что означает: “И я на бок — хлоп!”?
4.Творческая работа.
-Попробуйте рассказать эту историю от другого лица. Со стороны стоим и наблюдаем.
-Что санки могут рассказать?
-Как автор относится к герою?
-Для чего написал это произведение (чтобы никто не делал так)
Это произошло в детстве с ним. Случались ли с вами подобная ситуация, какие вы
испытывали чувства? Но от этого вы не перестали любить кататься.
-О какой сказке вспоминает мальчик?( сказка “Иван-царевич и серый волк”.)
-Какие чувства были у мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
-Найдите строчки, где автор показывает, что сказки то мальчик любил.
«И начну у бабки
Сказки я просить»
Слайд –Прочитайте строки
-Найдите предложение ,где заключена главная мысль стихотворения.(последнее
четверостишье)
-Суриков вспоминает детство с огорчением или с радостью?
Детские годы- это самая счастливая пора в жизни. Все детские огорчения спустя какое- то
время забываются и напоминают о приятных временах, Именно об этом и хотел сказать
автор.
5.Слайд. Творческое задание.
Что такое рифма?(одинаковое окончание слов)
-Одинаково ли рифмуются строки?
-К слову зима подберите рифму. Снежинка- пушинка.
Придумайте строчки
-----------------------------синий
---------------------------- иней .
Посмотрите, какой синий
На деревьях висит иней.
V|. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вспомним начало урока. Совпали ваши чувства с авторскими?
-О каких чувствах говорит поэт?( печаль, грусть, жалость, сочувствие, переживание,
сопереживание)
-Кто хочет выучить стихотворение?
V||. Домашнее задание.
1.Дифференцированное домашнее задание. (Сильным больший объём, слабым детям –
меньше объём выучить стихотворение)
2.Вспомнить из своей жизни случай, который бы заставил сопереживать вам.
Спасибо за урок.