Напоминание

И.З. Суриков "Детство"


Автор: Котельникова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт.Ярославский
Населённый пункт: пгт. Ярославский Приморский край
Наименование материала: методическая разработка конспекта урока по литературному чтению
Тема: И.З. Суриков "Детство"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 3 классе

УМК: «Школа России»

Котельникова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов.

Дидактический материал создан с помощью Microsoft Pow er Point

Тема урока: Стихотворение И.З. Сурикова «Детство»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Детство», с его

жизнью и творчеством; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь,

мышление.

.Задачи:

-учить слушать стихотворение;

-воспитывать чувство красоты картинами родной природы;

-учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации

настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью

слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;

наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом),находить

рифмующиеся слова.

Формировать чувства гордости за Родину;

развить чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия .

соответствии с поставленной задачей;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник по

литературному чтению 3 классЛ.Ф.Климанова ,В.Г. Горецкий. («Школа России).

|.Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на уроке пришли гости. Поприветствуем их! Хочется, чтоб на

уроке были хорошие и добрые отношения весь урок!

||. Экспресс-опрос.

-Как называется раздел, в котором работаем?

-Назовите произведение , с которым мы познакомились? (Никитин И.С. Встреча зимы.)

-О чём произведение?

-Какой приём использовал автор, для создания картины природы?

-Назовите подвижные картины природы.

|||. Проверка домашнего задания.

-Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение автора.( 3-4 ученика)

(показывают свои иллюстрации)

| V. Актуализация знаний.

1.Постановка темы урока.

Чтобы узнать тему урока посмотрите на иллюстрацию. Слайд.

-Что вы видите? (как дети развлекаются зимой)

-О чём будем читать ?(о детских забавах)

-Какие у вас любимые развлечения зимой?

-Похожи ли забавы крестьянских детей и ваши?

Слайд– Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Ивана Захаровича Суриков “ Детство”.

-Сегодня мы продолжаем знакомство с произведением раздела « Стихи русских поэтов»

и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Суриков

Слайд 2.Постановка учебной задачи.

Чему будем учиться? ( выразительно читать стихотворение и находить в нём новые и

красивые слова)

Что будем развивать? (развивать свою речь)

-Будем говорить о чувствах, развивать творчество и фантазию. Для чего пишут стихи?

(заинтересовать ,пробудить чувства, учиться красиво и правильно говорить)

-В конце урока вы расскажите о своих чувствах.

- Пофантазируем, узнаем какие же чувства были основными в стихотворении

А сейчас узнаем немного о самом поэте, некоторые факты из его биографии.

3. Слайд. Сообщение о поэте.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) — русский поэт-самоучка. Иван Суриков родился (25

марта)

6

апреля

1841

года

в

деревне

Новоселово

Ярославской

губернии

в

семье

крестьянина,

Детство

Иван

провел

в

деревне,

о

чем

сохранил

самые

светлые

воспоминания. Суриков много читать и ещё в детстве начал писать собственные стихи.

Однако детские стихи не сохранились — автор уничтожил. Стихи Сурикова» отличаются

простотой и мелодичностью. Их основная тема- тяжёлое положение народа.

Многие

стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными

народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»).

ФИЗМИНУТКА

V.Работа по теме урока.

1.Чтение за учителем.

- Отметьте ,если встретятся непонятные слова

К какому литературному жанру относится .Докажите.

( У стихотворения есть рифма .)

2.Словарная работа.Слайд.

-Встретились непонятные слова? Почему? (написано давно)

-Объясните.

Слайд.

Лапти- крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Прялка- приспособление для ручного прядения

Светец- подставка для лучины ,освящавшей жильё, избу.

-Как вы понимаете слова:

Кубарем качуся – стремительно, быстро

Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.

Омрачали – сделать мрачным, темным

Смежить – сомкнуть, закрыть

Зябнуть – испытывать чувство холода, страдать от холода

Брести – идти с трудом или тихо

Чтение стихотворения учениками по отрывкам.

-Кто герой стихотворения?

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Как называется вид речи?

-Какие чувства пробудило это стихотворение?

-Кроме жалости какие чувства? ( сочувствие, сопереживание)

3.Выборочное чтение.

-Посмотрите на иллюстрацию и подпишите её словами из текста.

-Прочитайте ,какие забавы были у детей.

-Найдите слова, которые характеризуют душевное состояние мальчика.

«Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!»

-Что означает: “И я на бок — хлоп!”?

4.Творческая работа.

-Попробуйте рассказать эту историю от другого лица. Со стороны стоим и наблюдаем.

-Что санки могут рассказать?

-Как автор относится к герою?

-Для чего написал это произведение (чтобы никто не делал так)

Это произошло в детстве с ним. Случались ли с вами подобная ситуация, какие вы

испытывали чувства? Но от этого вы не перестали любить кататься.

-О какой сказке вспоминает мальчик?( сказка “Иван-царевич и серый волк”.)

-Какие чувства были у мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

-Найдите строчки, где автор показывает, что сказки то мальчик любил.

«И начну у бабки

Сказки я просить»

Слайд –Прочитайте строки

-Найдите предложение ,где заключена главная мысль стихотворения.(последнее

четверостишье)

-Суриков вспоминает детство с огорчением или с радостью?

Детские годы- это самая счастливая пора в жизни. Все детские огорчения спустя какое- то

время забываются и напоминают о приятных временах, Именно об этом и хотел сказать

автор.

5.Слайд. Творческое задание.

Что такое рифма?(одинаковое окончание слов)

-Одинаково ли рифмуются строки?

-К слову зима подберите рифму. Снежинка- пушинка.

Придумайте строчки

-----------------------------синий

---------------------------- иней .

Посмотрите, какой синий

На деревьях висит иней.

V|. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомним начало урока. Совпали ваши чувства с авторскими?

-О каких чувствах говорит поэт?( печаль, грусть, жалость, сочувствие, переживание,

сопереживание)

-Кто хочет выучить стихотворение?

V||. Домашнее задание.

1.Дифференцированное домашнее задание. (Сильным больший объём, слабым детям –

меньше объём выучить стихотворение)

2.Вспомнить из своей жизни случай, который бы заставил сопереживать вам.

Спасибо за урок.



В раздел образования