Автор: Наумова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 города Анадыря" Населённый пункт: Чукотский автономный округ, г.Анадырь Наименование материала: Конспект Тема: Родительское собрание "Детская агрессия" Раздел: начальное образование
Цели собрания:
1.Обсудить с родителями причины детской агрессии, Её влияние на поведение
ребенка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и
пути её преодоления.
Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется как бегством
от собственной душевной боли …
Эрих Фромм
1.Вступительное слово классного руководителя:
- Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это
Тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только
подростки
и
взрослые,
но
и
малыши.
С
чем
это
связано?
Как
бороться
с
проявлением
детской
агрессии?
И
как
мы,
взрослые,
можем
помочь
детям
преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
2. Выступление школьного психолога: Что такое агрессия?
1.Определение
понятия
«агрессия»
и
его
характерные
черты.
Агрессия
–
это
поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе
людей, Агрессия может проявляться физически ( драки), и вербально ( нарушение
прав другого человека без физического вмешательства).
В
психологии
различают
два
вида
агрессии:
инструментальную
и
враждебную.
Инструментальная
агрессия
–
проявляется
человеком
для
достижения
определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей ( я хочу забрать
игрушку, предмет), У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется
враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень
часто
агрессию
путают
с
настойчивостью,
напористостью.
Уровень
агрессивности детей меняется от ситуации а большей или меньшей, степени, но
иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения
много:
положение
ребенка
в
коллективе,
отношение
к
нему
сверстников,
взаимоотношения с учителями.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,
чем другие понимают
иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,
культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной
детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики,
ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления, Психологи
считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз
чаще там, где
агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его
жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения.
Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется
нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они
навязывают эту линию поведения детям. Завтра им удобно говорить другое, что
вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других
людей.
В воспитании можно выделить две
пары важных признаков, которые
позитивно
или
негативно
влияют
на
формирование
детской
агрессивности:
расположение и неприятие.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно
характеризуется
безразличием,
устранением
от
общения,
нетерпимостью
и
властностью,
враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к
проявлению
такого
заболевания,
как
детский
госпитализм.
Что
это
такое?
Одиночество.
Отсутствие
желания
общаться
с
родными
людьми,
отсутствие
в
семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет
поощрение: словом, взглядом, жестом. действием.
3. Анализ анкетирования.
Анкета для родителей.
1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
2.
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3.
Против кого он проявляет агрессию?
4.
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Выступление классного руководителя:
Анализ анкет показывает, что причины проявления детской агрессии в
первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению
друг к другу, грубость и
хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и
ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это –
ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки
мастерства в проявлении агрессии.
Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания.
Тирания
порождает
тиранию.
Требовательность
должна
быть
разумной
и
доброжелательной.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя
требовательность,
необходимо
считаться
с
обстоятельствами,
с
физическим
и
душевным состоянием ребенка.
Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а
ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто.
Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой
форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку
родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются
тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка,
это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их,
врать им.
5.
Выступление классного руководителя по теме:
« Коррекция агрессивности в поведении детей»
Понятие
«агрессивность»
воспринимается
нами
как
нечто
из
ряда
вон
выходящее.
На
самом
же
деле
–
это,
прежде
всего
обычный
феномен
взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребёнок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведёт, не
подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него
на это, конечно же, есть свои причины. И это ещё не значит, что мы имеем дело с
невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребёнок может прекрасно уживаться в одной группе и
совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя
чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей
ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный
ребёнок стал вдруг невротиком. Изменилась всего
лишь ситуация, может быть,
агрессивно настроенный ребёнок переживает дома серьёзные проблемы.
6.
Подведение итогов.
- Наша
встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас
полезней, заставила задуматься.
Вот несколько советов:
Учитесь слышать своих детей.
Старайтесь
делать
так,
чтобы
Вы,
родители,
снимали
их
эмоциональное
напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить их такими, какими они есть.
( Памятка для родителей)
- Уважаемые папы и мамы!
Внимательно
прочтите
эту
памятку!
Для
этого
вооружитесь
карандашом
и
вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касается.
Мысленно представьте лицо вашего ребёнка, будьте честны перед ним и перед
собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Пока ваш
ребёнок во втором классе, ещё не поздно!
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны
иметь:
внимание,
сочувствие,
терпение,
требовательность,
честность,
доверие,
понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
7.
Решение собрания.
1.
Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребёнка в различной обстановке.
2.
Делать установку на положительные эмоции.
3.
Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.