Напоминание

Карта России. Уральские горы


Автор: Залилова Индира Миниахметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Исмагилово
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Аургазинский район, с.Исмагилово
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Карта России. Уральские горы
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока по окружающему миру.
УМК «Планета знаний» 4 класс Учитель: Залилова Индира Миниахметовна Образовательное учреждение:МБОУ СОШ с.Исмагилово Аургазинского района Республики Башкортостан Целевой блок
Тема
Карта России. Уральские горы
Цель
Познакомить с картой России и научить находить в ней Уральские горы; познакомить с местоположением, населением, численностью и природой России и Уральских гор Формировать УУД: - Личностные: Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся осознание ценности речи в жизни человека - Регулятивные УУД: умение работать на уроке по предложенному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение проводить звуковой анализ слова, проводить сравнение схем; отличать новое от уже известного с помощью учителя; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемы

е результаты
Предметные: Находить и показывать на карте границы России. Определять вид местности (открытая, закрытая). Личностные: осознание ценности речи в жизни человека, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей Метапредметные: уметь на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока; навыки поиска информации в различных источниках, следования инструкциям при выполнений заданий(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Инструментальный блок
Задачи

урока

-
способствовать осознанию информации, полученной на уроке: о численности населения, многообразии состава и природных зон России, выработке умений находить Россию, её столицу, границы на глобусе, картах различного вида; - способствовать формированию у учащихся учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетенций; - формировать уважительное отношение к своей Родине, государственным символам; гордость за величие своей страны; понимание каждым учащимся его значимости как современной личности.
Тип урока
Изучение нового материала
Учебно-

методичес

кий

комплекс
- « Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова 1 ч. - рабочая тетрадь; - физкультминутка - физическая карта России - интерактивная презентация по теме - кроссворд Организационно-деятельностный блок
Основные

понятия
Карта, Россия, Уральские горы
Организация

пространства
Фронтальная, работа в паре
Межпредметн

ые связи
окружающий мир, русский язык

Действия

обучающихся

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? Приветствие друг друга перед началом урока Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!» Вы-вы-вы –будем все мы вежливы Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!» Ас-ус-ос –я не буду вешать нос.
2. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда (слайды 2-8)

А

М

Е

Р

И

Ю

А

Н

К

А

Ж

Т

А

А

Ф

Н

А

В

Р

А

Р

О

С

С

И

Я

К

Т

Е

К

Т

Р

В

А

А

И

А

Е

М

Д

Л

Р

Е

А

И

Н

Р

Я

А

И


Я

К

А
1. Самый холодный материк 2. Самый маленький по размеру материк 3. Этот материк находится в западном полушарии, севернее экватора 4. Материк, где находится пустыня Сахара 5. Большую часть этого материка занимают экваториальные леса (Южная Америка) Ключевое слово РОССИЯ. Что означает это слово. Значит о чем мы будем сегодня говорить на уроке
3. Введение в тему.
- Отгадайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта)(слайды 9,10) - Сегодня на уроке отправимся в путешествие по карте России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны. (слайд 11) 1. Местоположение - На каком материке расположена Россия? В какой части света? - Россия – самая большая по площади страна в мире (17 100 000 кв. км). Она занимает восьмую часть суши. Следующая по площади страна – Канада (10 000 000 кв. км). На сколько больше площадь России? Площадь азиатской части – 13 000 000кв км. Сколько занимает европейская часть? С запада на восток Россия протянулась на 10 000 км, а с севера на юг на 5 000 км. Во сколько раз больше? На сколько километров больше? (
местоположение – материк Евразия, в двух частя света)
) 2. Население. - По площади Россия – самая большая страна в мире, а вот численность населения не самая большая. По данным последней переписи - чуть больше 148 000 000 человек. Для сравнения: самые многочисленные – китайцы, их 1 000 000 000 человек. На сколько китайцев больше? (Карточка на доску
: население – 148 000 000 человек)
3. Состав
- Россия – это многонациональное государство. Десятки разных народов проживают на её территории. Какие народности вы знаете? (Карточка на доску
: состав – многонациональное государство)
4. Природа - Трудно себе даже представить просторы нашей Родины. Когда на одном конце начинается утро, на другом уже ночь. Только карта, как распахнутое окно, позволяет единым взглядом окинуть эту огромную территорию. Сквозь лёгкую сетку меридианов и параллелей видны на карте обширные равнины и многочисленные хребты. Они пересечены извилистыми голубыми линиями широких полноводных рек и узких речушек. На территории России находятся некоторые удивительные географические объекты. Мы должны знать их, уметь находить и гордиться ими.
Сообщение детей:
Озеро Байкал – выступление Диваева Ильнара (слайд 12
)
Байкал – одно из величайших и красивейших озер мира! Оно самое глубокое (1620м), самое большое по объему чистейшей пресной воды (20 % мировых запасов), самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал является классическим примером тектонического озера- водоема, образовавшегося в результате тектонических процессов. Байкал лежит в глубокой впадине, окруженной горными хребтами. Байкал – одно из древнейших озер мира: ему 25 млн. лет. Берега озера расходятся со скоростью 2 см в год, и в дальнейшим будущим оно может превратиться в настоящий океан. В Байкал впадает более 300 рек. Наиболее крупная из них Селенга. Вытекает из Байкала только 1 река – Ангара. В 1959 г. на Ангаре была построена плотина Иркутской гидроэлектростанции, и озеро соединилось с вновь созданным водохранилищем. Уровень воды в озере повысился примерно на один метр. Берга Байкала высокие и крутые. Низкие берега встречаются лишь в устьях притоков, которые при впадении образуют обширные дельты. Среди немногочисленных заливов самым крупным считается Баргузинский и Чывыркуйский. Почти заливом считается пролив Малое Море, отделенный от основной акватории (Большого Моря) самым большим на Байкале островом – Оль хон (площадь около 730 кв. км) Есть около 20 островов, но они небольшие и скалистые. Вода в Байкале темно синего цвета, ярко-синие оттенки наблюдаются в июне; прозрачность в отдельных местах достигает 40 м. Интересен такой факт: в Байкале вода более пресная чем в реках впадающих в нее, и минерализация ее убывает с глубиной. Ученые считают, что на дне Байкале существует мощный постоянный источник сверх пресных вод .Но достоверность этой гипотезы надо еще доказать. Средне годовая температура воды Байкала 4,5 градусов на юге и 3 в средней части. В августе-сентябре вода прогревается до 12 градусов, у берегов- иногда 20. Температура воды в глубинных слоях постоянно держится на отметке 3, 2 градуса. Зимой озеро замерзает. Лед становится прозрачным через него достаточно хорошо видно на глубину 8-10 метров. По бурному нраву Байкал занимает одно из первых мест среди озер мира высота волн во время шторма достигает 4 метров. Уникальная флора и фауна создали Байкалу мировую славу своеобразного природного музея. В озере обитает более 2,6 тыс. видов растений и животных. Почти 2/3 из них обитают только в этом водоеме. Среди них- байкальная нерпа и живородящая рыба голомянка. Уникальный животный и растительный мир способствует сохранению чистоты вод Байкала. Однако если нарушить хотя бы одно из звеньев очень сложного и строго сбалансированного экологической системы, то вся она будет разрушена.
Из всего выше сказанного можно смело утверждать что Байкал это жемчужина России. Кавказские горы – выступление Ахметовой Азалии(слайд 13) Кавказские горы представляют собой горную систему государства Грузия, которая расположена на территории между тремя морями – Каспийским, Азовским и Черным. Система делится на Большой и Малый Кавказ. Большой Кавказ играет значительную роль в Грузии, ведь по его Водораздельному или Главному хребту проходит «граница» между Западным и Северным Кавказом. В последнее время Кавказские горы набирают популярность, поскольку на 2014 год такие горы, как Чигуш, Аибга, Псеашхо и другие будут участвовать в зимних Олимпийских играх. Длина хребтов Большого Кавказа составляет 1100 километров, а ширина – 180 километров. Самыми высокими и известными вершинами считается гора Эльбрус, высота которой составляет 5642 метра, и гора Казбек, длина которой - 5033 метра. Вершины Большого Кавказа покрыты ледниками, которые занимают площадь около 1400 километров квадратных. Кавказские горы обладают довольно разнообразной флорой и фауной, но с каждым годом биоразнообразие падает, ведь горы входят в список 25 самых уязвимых регионов на всей территории Земли. Около 17 видов горных растений возникли именно на Кавказских горах, и сегодня там произрастает 6350 разновидностей цветов. Река Волга – выступление Хайретдиновой Ильвины (слайд 15) Волга – одна из самых больших рек в Европе. Ее исток приходится на Волдайскую возвышенность, находящуюся в области города Твери. Далее, протекая через 11 областей и 4 республики, Волга впадает в Каспийское море. В составе Волжского бассейна насчитывается 151 тысяча водотоков, длина которых в общем счете равна 574 тысяч километров. Количество притоков к Волге равно 200, однако все они расположены до территории Камышина. Волга – одна из самых известных и больших рек всей Европы. Ее исток приходится на Волдайскую возвышенность, находящуюся в области города Твери. Далее, протекая через 11 областей и 4 республики, Волга впадает в Каспийское море. Также важно помнить о том, что, условно, Волга имеет три части. Верхняя ее часть длится, начиная от истока, и заканчивая устьем реки Оки. Средняя Волга приходится на территорию, начиная от впадения Оки и заканчивая устьем Камы. Нижняя часть реки – от впадения Камы до устья. Нижняя часть Волги наиболее полноводна, что позволило создать на территории плотину Жигулевской ГЭС и построить Волжскую ГЭС. Здесь же расположено водохранилище Волгограда. Уральские горы – сообщение учителя (слайды15-23) 1) В каком направлении вытянуты горы, в каких пределах? ( С севера на юг) 2) На сколько километров протянулись горы? ( примерно 2000 км) 3) Как может повлиять на природу вытянутость Урала с севера на юг на 2000 километров? ( разнообразие
климата, природных зон) 4) Определите по карте высоту Уральских гор.( средние и низкие горы, г.Народная-1895 м) Начиная с 13-14 веков Урал осваивался русскими землепроходцами. Сначала Урал называли Камень. Каменным поясом называли земли на Урале много веков назад. Уже в 17 веке эта территория получила название Урал, так переводится гора с башкирского языка. Уральские горы состоят из нескольких хребтов, вытянутых с севера на юг параллельно друг другу. Между хребтами по продольным долинам текут реки. Хребты разделены поперечными долинами на отдельные массивы. Только один образует длинную цепь и не разделен поперек - это Водораздельный, разделяющий речные системы Печоры и Волги на Русской равнине и Оби на Западно-Сибирской. Уральские горы имеют плоские и округлые вершины, покрытые каменными россыпями. Камни в россыпях разных размеров. Над вершинами иногда возвышаются останцы, имеющие причудливые очертания. Приполярный Урал имеет и остроконечные вершины в виде зубчатых гребней. По особенностям рельефа, геологическому развитию, климату Урал делится на Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный.
Работа в парах –
практическая работа по учебнику и по рабочим тетрадям (контурные карты)
Итог урока.
o сегодня я узнал... o было трудно… o я понял, что… o я научился… o я смог… o было интересно узнать, что… o меня удивило… o мне захотелось…
Диагностика

результатов

урока (итог

урока)

Рефлексия «Солнышко и Туча» (24)

-
Кого выбираете: солнце или тучу
Домашнее

задание
На листочках в форме сердечек напишите мини – сочинение на тему «За что я люблю свою Родину?»(слайд 25)


В раздел образования