Напоминание

Знакомство с задачей


Автор: Коваленко Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Краснодарский край, город Апшеронск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Знакомство с задачей
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока « Знакомимся с задачей». 1 класс

Программа «Начальная школа ХХI века»

Математика

1 класс

Тема «Знакомство с задачей»

Тип урока: открытие нового знания

Цель:
научить определять элементы задачи.
Планируемый результат:
научатся отличать задачу от текста.
Задачи:

Воспитательная:
- научить ориентироваться в ситуации общения; - научить корректировать своё поведение, оценить себя, при помощи ролевых правил; - учить оценивать свою работу с помощью символов.
Развивающая:
-составить алгоритм последовательности элементов задачи на основе актуализации знаний.
Обучающая:
- учить отличать задачу от текста, определять условие и вопрос задачи. В результате формируются УУД:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - умение проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учиться работать по предложенному учителем плану; - проговаривать алгоритм действий на уроке; - уметь проверять правильность решения на основе алгоритма.

Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - уметь составлять алгоритм на основе знаний; - самостоятельно составлять условие задачи и придумывать вопрос на основе коллективно составленного алгоритма; - уметь проверять правильность составления условия задачи.
Коммуникативные УУД:
- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; - учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе.
Средства обучения:
мультимедиапроектор, карточки с заданием.
Ресурсы:
1) учебник «Математика. 1кл.» В.Н Рудницкая ,Тетрадь №2 с.13 2) Методическое пособие «Математика: 1 класс» 3) Презентация
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологическая карта.
1.Ввести понятия «условие» и «вопрос». 2.Научиться выполнять поиск условия и ставить вопросы в задаче с усложненной структурой. 3.Учиться дополнять текст до задачи по рисунку. 4.Совершенствовать навык расположения геометрических фигур в прямоугольной таблице с одновременным учетом формы и цвета. 5.Уметь проверить по эталону.
Технология

проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания

каждого этапа

Планируемые результаты

(УУД)

1 этап. Мотивация

к учебной

деятельности.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Создать мотивацию учебной деятельности Прозвенел для всех звонок Начинаем наш урок Руки? На месте Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; (организовать такие условия, чтобы первоклассники захотели учиться). Подвести к изучению нового материала. Ноги? На месте Локти? У края! Спина? Прямая! -Закончите пословицу: "Если не лениться можно…." -Кто готов получать новые знания? - Для чего мы получаем новые знания? Постараемся в течении урока помогать друг - другу, если в этом будет необходимость.
Коммуникативные УУД
У м е т ь с о в м е с т н о договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и з а д а н и я , и н с т р у к ц и и у ч и т е л я , а д е к в а т н о реагировать на них;
Личностные УУД:
мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность.

2 этап.

Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

пробном действии.
Цель: актуализировать правила нахождения отличий между рисунками, которые можно использовать для составления задачи и тех, которые нельзя. Тренировать вариативность мышления, сравнение, анализ, обобщение. Подтвердить имеющиеся знания учащихся Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать с информацией, представленной на рисунке, с целью поиска и выделения необходимой информации; Организовать групповую работу Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Перед вами рисунки. Составьте рассказ к картинкам и придумайте вопросы. (Работа в группах, сравнение результатов) (На ветке было 5 листочка, один листочек упал. Сколько листочков осталось? На веточке были листочки. Когда один листочек опал, то на ней осталось 4 листочка. Сколько листочков на ветке было? На веточке 4 листочка, опал 1 листочек. На сколько больше листочков на ветке, чем опало?) А что мы с вами составляли, если говорить математическим языком? (Задачи) -Кто уже встречался с этим словом? Где? Что вы знаете о задаче? -Что хотите узнать о задаче?
Познавательные УУД
У м е т ь ориентироваться в сво ей системе з н а н и й : отличать новое от уже изве стного с помощ ью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

3 этап.

Выявление места и

причины

затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения. К какой картинке можно составить рассказ, но нельзя задать вопрос? (К первой) Можем мы этот рассказ назвать задачей? (Нет. Здесь ничего не спрашивают.) Попробуйте определить тему урока. (Знакомство с задачей. ) - Можете ли вы сразу определить, что такое задача, из чего она состоит? Какова цель нашего урока? (определить части задачи) На доске фиксируем запись: ЗАДАЧА Учащиеся умеют выполнять сравнение с э т а л о н о м ; а н а л и з и р о в а т ь ; в и д я т п р и ч и н у з а т р уд н е н и я ; удерживают цель на данном этапе; умеют выстраивать шаги алгоритма действий выхода из затруднения.

4 этап.

Построение проекта

выхода из

затруднения.
Цель: 1)Построить алгоритм выхода из затруднения, выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи 2) учить выполнять поиск условия и ставить вопросы к задаче Работать с информацией, представленной в учебнике. Зад 1. Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Организовать работу по учебнику Организовать работу в тетради. Оценивать правильность выполнения задания. Рассмотрим задачи.
Пять гномиков пустились в путь.

Трое из них решили отдохнуть.
- Получается решить эту задачу? Почему? (нет вопроса)
Вывод

1:

В

задаче

должен

быть

вопрос. (вынос на доску ВОПРОС ?)
-Можно ли поставить вопрос к тексту так, чтобы получилась задача?
– Послушайте следующую "задачу".

Чего больше листочков

красных или желтых?

Это задача? (Нет).

-

Почему?

Ведь

это

вопрос?

(Нам

ничего не известно.

-Значит в задаче должно быть то,

что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и у с л о в и е . ( в ы н о с н а д о с к у УСЛОВИЕ)
Личностные УУД
Уметь проводить самооценку н а о с н о в е к р и т е р и я у с п е ш н о с т и у ч е б н о й деятельности.
Регулятивные УУД
Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; (
Коммуникативные УУД)
У м е т ь с о в м е с т н о договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
у ч а с т в о в а т ь

в

кол л е к т и в н ом

ус т н о м

о б щ е н и и ,

в с т у п ат ь

в

диалог, понимать вопросы

и

задания,

инструкции

у ч и т е л я ,

а д е к в а т н о


проговариванием во

внешней речи.
Цель: организовать усвоение нового знания при помощи тренировочных упражнений во внешней речи.
Вывод: В задаче должно быть

условие, вопрос и тогда мы

можем её решить
. Что значит решить задачу? (Записать пример – решение задачи) И получим ответ.
7 этап.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой и

взаимопроверкой по

эталону.
Цель: 1) закрепить умение отличать условие задачи от вопроса 2) умение работать самостоятельно
8 этап
.
Включение данного

задания в систему

знаний и

повторение.
Цель: расширить границы применимости нового знания, повторить содержание Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом. Взаимоконтроль.
1)

Работа в парах. (Составляют

вместе условие, вопрос и

выкладывают решение при

помощи карточек.)
С. 66 №3 -Прочитайте условие задачи -Прочитайте вопрос
2)

Рабочая тетрадь с.13 №1

(Самостоятельно)
-установить соответствие между условием и вопросом. Подумайте, что для этого нам надо сделать В задании № 2 рассмотрите рисунок. -Сколько ягод собрал Петя? - А Вася? -Сколько всего ягод собрали мальчики?
Контроль, коррекция,

выделение и осознание

того, что уже усвоено и что

ещё подлежит усвоению,

осознание качества и

уровня усвоения (РУД).

Самоопределение (ЛУД).

Регулятивные УУД
Контроль, оценка, коррекция.
Познавательные УУД
Обще учебные (умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания).
Коммуникативные УУД

изученного. -Дополните текст задачи числами и запишите решение.
Самостоятельно + Взаимопроверка
Управление поведением партнера.
9 этап.

Рефлексия

деятельности. 3 мин
Цель: 1) подвести итог проделанной работе на уроке. Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите по схеме чему научились на уроке. - Новые знания мне пригодятся… Извлечение информации из учебника, логические операции с информацией, её обработкой (ПУД). Целеполагание (РУД) Осознанные высказывания учащихся строго по теме урока. Звучат доказательства и аргументация своей точки зрения. Учащиеся демонстрируют владение математически грамотной речью. Учебник открыт на нужной странице, поиск заданий в нём учащимися не занимает много времени. Шкала оценивания («Смайлики»).


В раздел образования