Автор: Коваленко Лариса Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №5 Населённый пункт: Краснодарский край, город Апшеронск Наименование материала: Конспект урока Тема: Знакомство с задачей Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока « Знакомимся с задачей». 1 класс
Программа «Начальная школа ХХI века»
Математика
1 класс
Тема «Знакомство с задачей»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: научить определять элементы задачи.
Планируемый результат: научатся отличать задачу от текста.
Задачи:
Воспитательная:
- научить ориентироваться в ситуации общения;
- научить корректировать своё поведение, оценить себя, при помощи ролевых правил;
- учить оценивать свою работу с помощью символов.
Развивающая:
-составить алгоритм последовательности элементов задачи на основе актуализации знаний.
Обучающая:
- учить отличать задачу от текста, определять условие и вопрос задачи.
В результате формируются УУД:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- умение проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- проговаривать алгоритм действий на уроке;
- уметь проверять правильность решения на основе алгоритма.
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- уметь составлять алгоритм на основе знаний;
- самостоятельно составлять условие задачи и придумывать вопрос на основе коллективно составленного алгоритма;
- уметь проверять правильность составления условия задачи.
Коммуникативные УУД:
- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе.
Средства обучения: мультимедиапроектор, карточки с заданием.
Ресурсы:
1)
учебник «Математика. 1кл.» В.Н Рудницкая ,Тетрадь №2 с.13
2)
Методическое пособие «Математика: 1 класс»
3)
Презентация
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологическая карта.
1.Ввести понятия «условие» и «вопрос».
2.Научиться выполнять поиск условия и ставить вопросы в задаче с усложненной структурой.
3.Учиться дополнять текст до задачи по рисунку.
4.Совершенствовать навык расположения геометрических фигур в прямоугольной таблице с одновременным учетом формы и цвета.
5.Уметь проверить по эталону.
Технология
проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания
каждого этапа
Планируемые результаты
(УУД)
1 этап. Мотивация
к учебной
деятельности.
Формулировать правила
поведения на уроке и
аргументировать их.
Создать мотивацию
учебной
деятельности
Прозвенел для всех звонок
Начинаем наш урок
Руки? На месте
Почему эти правила нужно
соблюдать каждому из вас?
Цель:
мотивировать
учащихся
к
учебной
деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
(организовать такие
условия, чтобы
первоклассники
захотели учиться).
Подвести к
изучению нового
материала.
Ноги? На месте
Локти? У края!
Спина? Прямая!
-Закончите
пословицу:
"Если
не
лениться можно…."
-Кто готов получать новые знания?
- Для чего мы получаем новые знания?
Постараемся в течении урока помогать
друг
-
другу,
если
в
этом
будет
необходимость.
Коммуникативные УУД
У м е т ь
с о в м е с т н о
договариваться
о
правилах
поведения
и
общения
в
школе и следовать им;
участвовать в коллективном
устном общении, вступать в
диалог, понимать вопросы и
з а д а н и я ,
и н с т р у к ц и и
у ч и т е л я ,
а д е к в а т н о
реагировать на них;
Личностные УУД:
мотивация к обучению и
целенаправленная
познавательная
деятельность.
2 этап.
Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
пробном действии.
Цель:
актуализировать
правила нахождения
отличий между
рисунками, которые
можно использовать
для составления
задачи и тех, которые
нельзя. Тренировать
вариативность
мышления,
сравнение, анализ,
обобщение.
Подтвердить
имеющиеся знания
учащихся
Участвовать в обсуждении
проблемных вопросов,
формулировать собственное
мнение и аргументировать его.
Работать
с
информацией,
представленной на рисунке, с
целью
поиска и выделения
необходимой информации;
Организовать
групповую работу
Включить учащихся
в обсуждение
проблемных
вопросов.
Перед вами рисунки.
Составьте рассказ к картинкам и
придумайте вопросы.
(Работа в группах, сравнение
результатов)
(На ветке было 5 листочка, один
листочек упал. Сколько листочков
осталось?
На веточке были листочки. Когда один
листочек опал, то на ней осталось 4
листочка. Сколько листочков на ветке
было?
На веточке 4 листочка, опал 1 листочек.
На сколько больше листочков на ветке,
чем опало?)
А что мы с вами составляли, если
говорить математическим языком?
(Задачи)
-Кто уже встречался с этим словом?
Где? Что вы знаете о задаче?
-Что хотите узнать о задаче?
Познавательные УУД
У м е т ь ориентироваться
в
сво ей
системе
з н а н и й :
отличать
новое
от
уже
изве стного
с
помощ ью
учителя;
добывать
новые
знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник,
свой
жизненный
опыт
и
информацию, полученную на
уроке
3 этап.
Выявление места и
причины
затруднения.
Цель: выявить и
зафиксировать место
и причину
затруднения.
К какой картинке можно составить
рассказ, но нельзя задать вопрос?
(К первой)
Можем мы этот рассказ назвать
задачей? (Нет. Здесь ничего не
спрашивают.)
Попробуйте определить тему урока.
(Знакомство с задачей. )
- Можете ли вы сразу определить, что
такое задача, из чего она состоит?
Какова цель нашего урока?
(определить части задачи)
На доске фиксируем запись: ЗАДАЧА
Учащиеся умеют выполнять
сравнение
с
э т а л о н о м ;
а н а л и з и р о в а т ь ;
в и д я т
п р и ч и н у
з а т р уд н е н и я ;
удерживают цель на данном
этапе;
умеют
выстраивать
шаги
алгоритма
действий
выхода из затруднения.
4 этап.
Построение проекта
выхода из
затруднения.
Цель:
1)Построить
алгоритм выхода из
затруднения, выбрать
наиболее
эффективные
способы решения
поставленной задачи
2) учить выполнять
поиск условия и
ставить вопросы к
задаче
Работать с информацией,
представленной в учебнике.
Зад 1.
Участвовать в обсуждении
вопросов, учиться
аргументировать свой ответ
Контролировать правильность
и аккуратность собственных
записей.
Формулировать на основе
анализа ответы на
проблемные вопросы.
Организовать
работу по учебнику
Организовать
работу в тетради.
Оценивать
правильность
выполнения
задания.
Рассмотрим задачи.
Пять гномиков пустились в путь.
Трое из них решили отдохнуть.
- Получается решить эту задачу?
Почему? (нет вопроса)
Вывод
1:
В
задаче
должен
быть
вопрос. (вынос на доску ВОПРОС ?)
-Можно ли поставить вопрос к тексту
так, чтобы получилась задача?
– Послушайте следующую "задачу".
Чего больше листочков
красных или желтых?
Это задача? (Нет).
-
Почему?
Ведь
это
вопрос?
(Нам
ничего не известно.
-Значит в задаче должно быть то,
что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должен быть вопрос
и
у с л о в и е .
( в ы н о с
н а
д о с к у
УСЛОВИЕ)
Личностные УУД
Уметь проводить самооценку
н а
о с н о в е
к р и т е р и я
у с п е ш н о с т и
у ч е б н о й
деятельности.
Регулятивные УУД
Логическое решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательства, выдвижения
гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД
принимать и сохранять
учебную задачу;
учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве
с учителем; планировать
свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации, в том числе во
внутреннем плане;
( Коммуникативные УУД)
У м е т ь
с о в м е с т н о
договариваться
о
правилах
поведения
и
общения
в
школе и следовать им;
у ч а с т в о в а т ь
в
кол л е к т и в н ом
ус т н о м
о б щ е н и и ,
в с т у п ат ь
в
диалог, понимать вопросы
и
задания,
инструкции
у ч и т е л я ,
а д е к в а т н о
проговариванием во
внешней речи.
Цель: организовать
усвоение нового
знания при помощи
тренировочных
упражнений во
внешней речи.
Вывод: В задаче должно быть
условие, вопрос и тогда мы
можем её решить . Что значит
решить задачу? (Записать
пример – решение задачи) И
получим ответ.
7 этап.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой и
взаимопроверкой по
эталону.
Цель:
1)
закрепить умение
отличать условие
задачи от вопроса
2)
умение работать
самостоятельно
8 этап .
Включение данного
задания в систему
знаний и
повторение.
Цель: расширить
границы
применимости нового
знания, повторить
содержание
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
возможность/невозможность
его выполнения.
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственную
запись с предложенным
вариантом.
Взаимоконтроль.
1)
Работа в парах. (Составляют
вместе условие, вопрос и
выкладывают решение при
помощи карточек.)
С. 66 №3
-Прочитайте условие задачи
-Прочитайте вопрос
2)
Рабочая тетрадь с.13 №1
(Самостоятельно)
-установить соответствие между
условием и вопросом.
Подумайте, что для этого нам
надо сделать
В задании № 2 рассмотрите рисунок.
-Сколько ягод собрал Петя?
- А Вася?
-Сколько всего ягод собрали мальчики?
Контроль, коррекция,
изученного.
-Дополните
текст
задачи
числами
и
запишите решение.
Самостоятельно + Взаимопроверка
Управление поведением
партнера.
9 этап.
Рефлексия
деятельности. 3 мин
Цель:
1) подвести итог
проделанной работе
на уроке.
Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите по схеме чему научились на уроке.
- Новые знания мне пригодятся…
Извлечение информации из учебника,
логические операции с информацией,
её обработкой (ПУД).
Целеполагание (РУД)
Осознанные высказывания
учащихся строго по теме
урока. Звучат доказательства
и аргументация своей точки
зрения. Учащиеся
демонстрируют владение
математически грамотной
речью. Учебник открыт на
нужной странице, поиск
заданий в нём учащимися не
занимает много времени.
Шкала оценивания
(«Смайлики»).