Напоминание

Научно–исследовательский проект «Исследование воды каскада прудов в совхозе имени Ленина»


Автор: Долгов Александр Эдуардович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Научно–исследовательский проект «Исследование воды каскада прудов в совхозе имени Ленина»
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «СОШ совхоза имени Ленина»

Ленинского района Московской области

Научно-исследовательский

проект «Исследование воды

каскада прудов в совхозе

имени Ленина»

Автор: Долгов Александр Эдуардович

2014-2015 г.г.

Формирование

экологической

культуры

населения

России

важнейшая

задача,

неоднократно

сформулированная

первыми

лицами

государства.

9

июня

2011

г.

на

заседании президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности Президент РФ

Д.А. Медведев произнёс часто цитируемую фразу: «Если хотите, экологическая тема

должна стать модной и престижной... Сделать это можно только путём так называемого

экологического воспитания, образования». Президент РФ В.В. Путин объявил 2013 год

Годом

охраны

окружающей

среды

в

России.

Документ

«Основы

государственной

политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденный

Президентом

РФ

в

2012

году,

уделяет

особое

внимание

механизмам

формирования

экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.

В свою

очередь, воспитание ответственного отношения к воде среди молодёжи — актуальнейшая

проблема как для России, так и для всего мира. Запасы пресной воды на нашей планете

строго ограничены. При этом за последние 100 лет население Земли выросло в 3 раза, а

потребление пресной воды — в 7 раз, в том числе на коммунально-питьевые нужды — в

13

раз.

В

ряде

регионов

мира

возникла

нехватка

водных

ресурсов.

Международные

эксперты сходятся во мнении, что уже в ближайшее время дефицит пресной воды станет

одной из самых насущных проблем человечества. Россия занимает 2-е место в мире по

объёму речного стока и 3-е место в мире по водообеспеченности на одного человека. На

каждого россиянина приходится 30,2 тыс. м3 пресной воды. Однако водные ресурсы

неравномерно

распределены

по

территории

России.

Районы

европейской

части,

где

сосредоточено более 70% населения и производства, располагают не более, чем 10%

водных

ресурсов

страны.

В

ряде

регионов

России

наблюдается

дефицит

воды.

Но

особенно остро стоят проблемы загрязнения водных ресурсов и низкого качества питьевой

воды — проблемы, в решение которых каждый из нас может внести свой персональный

вклад.

Эко-проект

«исследование

воды»

решает

одну

из

самых

актуальных

задач

современного образования — экологическое просвещение школьников с акцентом на

повседневные практики водосбережения.

Введение

Совхоз имени Ленина расположен в Ленинском районе Московской области, расстояние

отдаленности

от

Москвы

составляет

1

км,

близость

Москвы

оказывает

большую

антропогенную нагрузку на экологическую среду. На севере от совхоза проходит МКАД,

на востоке Каширское шоссе, на западе расположен торговый комплекс «Вегас», на юге

МКГЗ (Московский коксогазовый завод). Нужно учесть, что на территории совхоза идет

интенсивное

строительство

жилых

многоквартирных

зданий.

Под

действием

таких

факторов экологический фон нарушается, численность населения совхоза увеличивается.

Директор совхоза имени Ленина, Грудинин П.Н. и глава сельского поселения Добренкова

Е.И. проводят огромную работу для создания рекреационной зоны в виде благоустроенной

территории

с

каскадом

из

трех

больших

по

площади

прудов,

два

из

которых

уже

функционируют,

а

третий

на

завершительной

стадии

функционирования.

Пруды

не

используются для купания, они являются воссозданными природой зонами, где обитают

рыбы, водоплавающие птицы утки-кряквы и гордость совхоза – белые и черные лебеди, в

данное время лебеди находятся в специальном питомнике, а позже будут переведены на

территорию прудов. Лебеди акклиматизировались к данным условиям и летом 2014 года

дали первое потомство.

Школа

расположена

на

территории

совхоза

имени

Ленина

и

имеет

статус

пилотной

площадки

Министерства

образования

Московской

области,

имеет

оборудование

для

внедрения ФГОС. Директор школы Рыбкина Т.Г. предложила подготовить проект на тему

«Научное

исследование

воды

каскада

прудов

совхоза

имени

Ленина»,

цель

которого

воспитывать у учащихся не только экологических навыков, но и эстетических, а так же

проявлять

бережное

отношение

к

природе.

Работа

в

данных

направлениях

активно

проводится,

перед

откладыванием

яиц

лебеди

были

под

пристальным

вниманием

учеников,

они

подкармливали

лебедей

листьями

одуванчиков,

которые

собрали

на

пришкольном участке и приносили на берег пруда для дополнительного витаминного

корма, чтобы поддерживать самок лебедей. Ученики очень переживали за самок лебедей,

т.к. это должна была быть у них первая кладка, и были очень рады, когда появились

птенцы.

По рекомендации директора школы Рыбкиной Т. Г. Эко-проект подготовить в 7-х классах.

Вода самое распространенное вещество на планете Земля, но пресная вода составляет

лишь долю от общего количества воды . Удивителен её круговорот . В нашей средней

полосе Центральной России ,мы можем наблюдать 3 её агрегатных состояния: жидкую,

твёрдую и газообразную.

Обучающиеся школы проявляют активный интерес в исследованиях воды, понимают, как

осторожно и бережно нужно относиться к воде ,что бы своим воздействием не нарушать

экологический

баланс

,ведь

небольшое

антропогенное

воздействие

на

воду

может

привести

к

необратимым

процессам.

Активное

желание

исследовать

экологическую

обстановку и воду в прудах рекреационной зоны совхоза им. Ленина сопровождалось у

обучающихся наличием оборудования для внедрения ФГОС, приборы которого подходят

для

исследований

воды:

проб

воды

на

разных

уровнях

глубины,

определение

прозрачности воды с помощью диска Секки, измерение температуры воды на разных

уровнях глубины.

Пруды облагорожены, берега укреплены кругляком из сибирской лиственницы, этот

способ укрепления дорогостоящий, но сохраняет водоем от берегового зарастания пруда,

древесина сибирской лиственницы является природным антисептиком, очень долговечной,

так как почти не разрушается водой, то есть предотвращает воду пруда от обильного

цветения,

сильного

разрастания

нитчатых

и

бурых

водорослей

и

заболеваний.

Так

укреплен весь каскад прудов.

1 этап: подготовительный (внеаудиторное занятие)

Мы с учениками взяли с собой приборы для исследования водоема пруда № 1 и взятия

проб воды. Оборудование:

стекло для определения прозрачности воды

отвес с 10 отметками глубины

полиэтиленовый флакон, 3 шт.

пластиковый шланг с соединительными приспособлениями

шприц

термометр

писчая бумага

карандаш/шариковая ручка

На берегу пруда № 1 выбрали подходящее место для исследования и взятия проб воды.

1.

Определение прозрачности воды в водоеме с помощью отвеса с 10 отметками

глубины и диска Секки.

2.

Определение

качества

водоема

по

мутности,

цвету

и

запаху

с

помощью

полиэтиленового

флакона

(3

шт.),

пластикового

шланга

с

соединительными

приспособлениями, шприца и отвеса с 10 отметками.

3.

Измерение температуры воды на разной глубине пруда с помощью термометра,

отвеса с 10 отметками, писчей бумаги и карандаша/шариковой ручки.

Все данные записали.

2 этап: Практическая работа (Лабораторная работа) работа группами.

1.

Определение прозрачности воды в водоеме с помощью отвеса с 10 отметками

глубины и диска Секки.

Записанные данные:

Диск Секки виден на глубине 1 м.- 1,5 м, на глубине 2 м. - не виден. Общая глубина пруда

-2,25

Заполняем таблицу

Определение прозрачности воды в водоемах

Водоем

Прозрачность [cm] Примечания

0,5 м Отличная

1 м

Хорошая

1,5 м Средняя

2 м

Диск не виден

2.

Определение

качества

водоема

по

мутности,

цвету

и

запаху

с

помощью

полиэтиленового

флакона

(3

шт.),

пластикового

шланга

с

соединительными

приспособлениями, шприца и отвеса с 10 отметками.

Для забора проб воды использовали: диск Секки, прикрепленный к нему пластиковый

шланг- 2,5 м. с соединительными приспособлениями, при помощи шприца, была взята

проба воды № 1с глубины 2м. Проба была налита в полиэтиленовый флакон. Проба воды

№2 была взята с глубины 1м и проба №3 была взята с глубины 0,3 м. Эти пробы были

исследованы на запах, в трех образцах присутствовал запах тины. Образцы были разлиты

в три пробирки, поставленные в штатив. Четвертая пробирка была наполнена водой из под

крана

для

образца.

Сзади

пробирок

был

поставлен

фон

из

белой

бумаги,

так

мы

определяли цвет и мутность образцов и заполнили таблицу.

Определение качества водоемов по мутности, цвету и запаху.

Проба

Глубина забора пробы [cm] Примечания

Запах

Цвет

Мутность

1

200см

Тины Бледно-желтоватый

Отсутствует

2

100см

Тины ЖелтоватыйОтсутствует

3

30см

Тины Зеленоватый Слабая

3.

Измерение температуры воды на разной глубине пруда с помощью термометра,

отвеса с 10 отметками, писчей бумаги и карандаша/шариковой ручки.

Использовали термометр и отвес с десятью отметками глубины. Измерили температуру на

глубине 2 м., она составила 7С. На глубине 1 м- 8С и у поверхности- 9С.

Заполнили таблицу.

Измерение температуры на разной глубине водоема

Измерение Глубины [cм]

Температура[C]

Примечания

200 см7С

Вода холодная

100 см8С

Вода холодная

30 см 9С

Вода холодная

4.

Исследование воды на присутствие живых организмов - растительного и животного

мира. С помощью пипетки на предметное стекло были помещены капли с исследуемой

водой и в трех пробах были обнаружены, как растительные, так и животные организмы.

Растительные организмы: нитчатые водоросли, бурые водоросли

Животные организмы: вольвокс, амеба, водяные вши.

Заполнили таблицу.

Определение наличия живых организмов в пробах воды.

Проба

Животные организмы

Растительные организмы

1.

вольвокс, амеба, водяные вши.

нитчатые водоросли, бурые

Водоросли

2.

вольвокс, амеба, водяные вши.

нитчатые водоросли, бурые водоросли

3.

вольвокс, амеба, водяные вши.

нитчатые водоросли, бурые водоросли

3 этап: Выводы.

После проведенных исследований обучающиеся сделали вывод, что вода в исследуемом

пруду

№1

соответствует

нормам,

для

развития

дальнейшего

формирования

всей

экосистемы от низших организмов до высших. Задача жителей совхоза и школьников

сохранить хрупкую экосистему.

Наша

исследовательская

деятельность

долгосрочная,

поэтому

впереди

у

нас

исследование пруда №2,а затем исследование пруда №3,который в ближайшее время

начнет функционировать. В программе

планирования, мы можем после исследования

всего каскада прудов сделать сравнительную характеристику каждого пруда и сделать

вывод о воде всего каскада прудов.

Учащиеся школы выражают огромную благодарность директору Совхоза имени Ленина

Грудинину

П.Н.

и

главе

сельского

поселения

Добренковой

Е.И.

за

создание

такой

прекрасной рекреационной зоны в виде каскада прудов и благоустроенной прилегающей

территории.

Мы

в

дальнейшем

планируем

исследовать

рекреационную

зону,

как

исследовательскую

площадку,

а

в

дальнейшем

перевести

в

статус

школьного

исследовательского центра.

Заключение

«Дорогие ребята, в мае в России снова состоится общероссийская акция «Нашим рекам,

озёрам и прудам — чистые берега!». Давайте станем Хранителями воды и присоединимся

к десяткам тысяч людей, которые выйдут на уборку берегов, чтобы сберечь свои реки,

озера, пруды и родники!



В раздел образования