Автор: Саетгареева Лилия Фанситовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №119
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: Литературное чтение в третьем классе Правда и вымысел в рассказе В. Бианки "Приключение Муравьишки"
Раздел: начальное образование
Тема урока Правда и вымысел в рассказе в. Бианки «Приключение
Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания
рассказа В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания
основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской
позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст,
почувствовать точность и яркость языка писателя, понять
основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с
художественным текстом, исследовательских умений, умений
сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и
выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой
природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре,
группе, умения слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство
дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации;
использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
определять тему и главную мысль текста;
использовать полученный читательский опыт для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою
точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение
приведённого утверждения;
преобразовывать информацию из сплошного текста в схему,
дополнять схему информацией из текста;
сопоставлять полученную информацию с информацией,
полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая,
работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги
писателя для выставки;
портрет В.В. Бианки;
презентация;
компьютер;
экран;
проектор;
колонки.
Для учащихся:
Литературное чтение 3 класс, карточки, на которых записано
начало произведения (Приложение 1);
карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2);
карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение
3);
разноуровневые тестовые задания (Приложение 4);
ручка.
План урока:
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Вступительная беседа.
IV.
Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
3) Работа с иллюстрацией.
4) Работа в группах.
5) Проверка работы групп.
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
V.
Физминутка.
VI.
Решение учебных задач.
1) Работа с учебником литературного чтения 3класс
2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
3) Проверка правильности выполнения тестов.
VII.
Подведение итогов.
Рефлексия.
VIII.
Домашнее задание .
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.
– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего
путешествия.
Презентация
Слайд 2 (Включить звук!)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в
любое время года, завораживает и притягивает своей красотой,
тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями сказки, которую вы
читали дома.
– Как называется этот рассказ? Расставив правильно буквы, вы
вспомните её название.
Слайд 3
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
(«Приключения Муравьишки»)
– О чём рассказывается в этом рассказе?
– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы
называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у
животных?
И поможет нам в этом рассказ «Приключения Муравьишки»,
котрого написал… (В.В. Бианки)
III. Вступительная беседа.
Слайд 4
– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-
орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического
музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться
с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.
Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-
Петербургского университета. Окончив университет, Виталий
Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках
страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и
стала главным героем его произведений, которых он написал около
трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за
развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные
сведения о природе.
IV. Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
Слайд 5
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
В процессе работы над произведением проводится словарная
работа.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в
путешествие.
– Прочитайте начало произведения.
(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).
– Какие научные сведения содержит этот отрывок?
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой
бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать.
А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
– А что вы узнали о самом Муравьишке?
3) Работа с иллюстрацией.
– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
(Гусеница-Землемер).
– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.
Слайд 6
– А кто ещё помогал Муравьишке?
4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3
– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего
Муравьишке.
– Положите карточку с названием и изображением этого героя.
(Дети читают описание животного, выбирают карточку,
соответствующую его названию).
5) Проверка.
Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и
изображением животных в том порядке, который соответствует
сюжету.
Сообщения детей.
Дополнительная научная информация об этих животных.
Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из
научной литературы, из Интернета.
– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?
– Что нового об этом узнали из рассказов детей?
5.Физминутка
Слайды 7 – 14
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
Слайд 15
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки?
Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или
Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав
поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае,
если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо
так, чтобы не обидеть другого.)
VI. Решение учебных задач.
Слайд 16
2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение
4
– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать
правильный ответ на вопрос.
Тесты двух уровней:
Уровень 1 – есть картинки-подсказки.
Уровень 2 – нет картинок-подсказок.
Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет
картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с
правильным ответом).
Слайды 17–22
3) Проверка правильности выполнения тестов.
Слайд 23
– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события
происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения
Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть
ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?
– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как
взаимовыручка, взаимопомощь.
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим
произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и
животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но
во многих сказках есть научное обоснование многих явлений
природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому,
будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное
насекомое!
.
2) Рефлексия.
Слайд 24
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
VIII. Домашнее задание.
Придумайте историю про то, какМуравьишке помогала Бабочка и
запишите получившийся рассказ в «Творческую тетрадь».
– А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с
другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».
Слайд 25
– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы,
раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.