Напоминание

Урок русского языка 4 класс "Типы текстов"


Автор: Кирилова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № имени Ю.И.Батухтина
Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка 4 класс "Типы текстов"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

4 класс

Тема «Типы текстов»

Цель урока: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного

типа.

Задачи урока: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.

Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;

способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной

ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.

Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Оборудование: различные типы текстов, таблички с названиями типов и их отличительные

стороны, картинки на тему “Птицы зимой”, компьютер, проектор, презентация на тему “Кто

нуждается в нашей заботе”, разноцветные фигуры для групповой работы, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра-приветствие “Здравствуйте!”

(Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших

пальцев, и говорят:

– желаю (соприкасаются большими пальцами);

– успеха (указательными);

– большого (средними);

– во всём (безымянными);

– и везде (мизинцами);

– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук

переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке”)

Учитель. Наш сегодняшний урок посвятим разговору о духовной ценности, имя которой: Забота.

(слово вывешивается на доску) Какое красивое и доброе слово. А как вы понимаете значение

этой духовной ценности? Приходилось ли вам проявлять заботу, направленную на благополучие

окружающих?

Просмотр презентации “Кто нуждается в нашей заботе” (слайды 1 – 9).

Вывод: Кто нуждается в нашей заботе?

престарелые

больные

одинокие

младшие

родители

животные

растения

– А кто сейчас, в такую суровую погоду нуждается в нашей помощи? (слайды 10 -14)

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

– Чему учит нас это стихотворение? Как вы думаете, а помнят об этом другие? Как можно

напомнить?

– Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьной газеты (показ школьной газеты

“Новостёнок”).

II. Систематизация знаний.

– Люди, которые выпускают газеты, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь

определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. Тексты, как

вы знаете, бывают разными.

Игра “Аукцион” (что знают о тексте), последний – “Везунчик”

III. Сообщение темы урока.

– И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при

выпуске газеты.

IV. Обобщение пройденного.

Работа в парах.

У вас на партах лежат файлы с заданиями. Возьмите файл №1. Работаем парами. Обсудите с

товарищем и решите, какая запись №1 или №2 является текстом. Обоснуйте свой выбор. (Устный

опрос учащихся).

(Текстом является запись №2. Он состоит из предложений. Эти предложения связаны по

смыслу.)

Задание №2 является текстом. Подумайте, как его можно озаглавить, обсудите это с

товарищем. (Устный опрос учащихся).

– Теперь давайте вспомним типы текстов и их отличия.

(Повествование. Описание. Рассуждение. Слова, напечатанные на разных по цвету листах,

вывешиваются на доске. К каждому типу прикрепляется табличка с его отличиями)

Определение типа текста в зависимости от ситуации.

– Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету

таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого

цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации.

По каким признакам вы догадались, что это текст повествование; текст описание; текст

рассуждение? (Это текст – текст повествование, так как в нём рассказывается, повествуется об

определённом событие, о том, что случилось, что произошло. Прочитанный текст является

текстом рассуждения, так как в нём человек рассуждает, зачем надо помогать птицам. Этот

текст – текст описание, потому что в нём всё про синицу. Какая у неё…)

V. Творческая работа в группах.

– Пришла пора проявить творческие способности. Обратите внимание на цвет фигур на ваших

партах, сравните его с надписями на доске. Цвет подсказывает вам, какой текст вы будете

составлять. (Для слабых учащихся – готовый текст с пропусками слов)

Зачитывание работ по желанию

VI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к своей статье

VII. Итог.

– Для чего нам нужно развивать речь.

– Когда вы будете применять текст-описание (текст-рассуждение)

Прослушивание песни “Воробьиная песенка”

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

Будем дерево сажать? — Да!

Будем маме помогать? — Да!

А братишку одевать? — Да!

Позаботимся о кошке? — Да!

Птицам мы насыплем крошки? — Да!

Позаботимся о друге? — Да!

И цветы польем на клумбе? — Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет” — Да! Да! Да!

ТЕКСТЫ

1. Синица – небольшая пёстрая птица из отряда воробьиных.

Назовём отличительные признаки этого вида синиц. У них чёрная голова и белые щёки. Верхняя

часть тела зеленовато-серая, нижняя – жёлтая. Синицы истребляют вредных насекомых. (Тема:

“Синица”. Главная мысль: синицы истребляют вредных насекомых. Тип: описание).

2. Тут скворушка заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом он запустил в

вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, прыг прямо в варенье и завяз.

(Тема: “Любопытный скворушка”. Главная мысль: любопытство опасно. Тип: повествование)

3. “Почему зяблик – зяблик?” (ж. “Н.Ш.” №21 2010 с. 39)

Тексты для парной работы

Все готовятся к зиме по-разному. В ожидании снега и холода люди покупают теплую одежду и

обувь, закрывают варенье из ягод и фруктов, консервируют и маринуют всевозможные овощи.

Многие лесные животные тоже готовятся к будущим морозам: кто делает запасы, кто

укладывается спать. Некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы вернуться обратно только

весной. А вот судьба городских птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия

человека. С приходом холодов воробьи сбиваются в крикливые многочисленные стайки и

стараются держаться поближе к человеческому жилью. Их всегда можно встретить у входов в

магазины, возле торгующих семечками старушек. Особенно тяжело птицам приходится, когда

выпадет белый пушистый снег, покрывая всю землю нарядным покрывалом. Под снегом

скрываются и небогатые источники пропитания многих птиц: рассыпанные по земле ягоды

рябины и боярышника, крошки, какие-то семена. Именно в это нелегкое время пернатым певцам

необходима наша помощь. С какой радостью окружают воробьи и синички кормушки с

крошками, кусочками хлеба, пшеном, пшеничной крупой! Как громко они благодарят нас за

внимание, добросердечие. А, съев все угощение, рассаживаются на ближайших ветках, чтобы не

прозевать очередную порцию вкусненького.

Наступила холодная зима. Пушистый снег, словно периной, укутал землю, крыши домов, кусты и

деревья. Трудно добывать пищу птицам. Поэтому они перекочёвывают в ближайшие города и

селения. (Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью). Голодом страшна зима

птицам, а не холодом. Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то

все птицы будут обеспечены кормом. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника,

тыквы, арбуза, крошками белого хлеба. А дятлы и синицы с удовольствием полакомятся

несолёным салом и мясом. Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями

сельского хозяйства. Берегите птиц!

Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло

снегом. Где достать корм? Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята

повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм. Помогите птицам зимой,

тогда летом они посвятят вам свои лучшие песни, съедят на ваших огородах всех вредителей и

позаботятся, чтобы комаров и мух в следующем сезоне было как можно меньше!

Птицы – наши друзья!

Птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно им находить корм во время снегопадов,

метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так

как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень

много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, мелкие птички погибают после шести

часов голодания, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Поэтому птиц

нужно подкармливать. Смастери кормушку для птиц, заготовь корм, подкармливай птиц зимой!

Тогда весной, летом и осенью птицы отплатят тебе добром: будут охранять растения от вредных

насекомых.

Мне очень понравилось наблюдать за жизнью птиц в школьном парке. Раньше я даже не

задумывался, как живут птицы вокруг. Оказалось, что они маленькие, беззащитные. Им нужна

моя помощь. Для них я вместе с дедушкой построил кормушку. Я и не предполагал, что этот

домик так важен для птиц зимой. Мне понравились книги, которые я прочитал о птицах. Я много

узнал о жизни разных птиц. Я хотел бы им помочь.

Сорока – замечательная птица. Она лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать свое

старое гнездо и каждый год строит новое. Гнездо у нее прочное, просторное, дно выложено

сухой травой, мхом и шерстью. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы

птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8–12 малышей просят есть. Пока сорочата

совсем маленькие, родители кормят их мягкими личинками, гусеницами и мелкими насекомыми.

Потом приносят крупных жуков, мух и кузнечиков, а затем –лягушек и мышат. Сорока –

разбойница. Не любят ее маленькие птицы – воробьи, малиновки, соловьи, потому что сорока

может украсть чужое яйцо или птенчика. Сорока – тараторка. Сорочий переполох – сигнал для

лесных зверей, что опасность рядом. Но возле своего гнезда сорока ведет себя тихо, поэтому

трудно в лесу отыскать ее гнездо. Сорока очень любопытна. Увидит что-нибудь блестящее –

обязательно утащит в свое гнездо. Лишь в середине лета сорок не видно. Они начинают линять

и как будто стыдятся своего обтрепанного фрака, прячутся в лесу от посторонних глаз. Зимой

сорокам приходится плохо. Они прилетают к человеческому жилью за помощью.

Воробьи – маленькие шустрые птички. Они постоянно находятся в поисках пищи. Любят и

насекомых, и растительную пищу. Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека –

под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не

отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое –

скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает трудно.

Их жалко. Птицы подлетают и охотно клюют. Зимой птицы голодают. Они ищут там пищу. Около

нашего дома много деревьев. Мы решили сделать для них кормушки.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники