Напоминание

Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе


Автор: Серебреникова Оксана Николаевна
Должность: концертмейстер отделения хореографии
Учебное заведение: МБ УДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Реферат
Тема: Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ г. НЕРЮНГРИ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

РЕФЕРАТ

Тема: «Особенности работы концертмейстера

в хореографическом классе»

Выполнил: Серебреникова Оксана Николаевна

концертмейстер отделения хореографии

г. Нерюнгри

2015г.
1

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 1. Специфика работы концертмейстеров в классе хореографии…………5 2. Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии……9 3. Педагогические функции концертмейстера……………………………12 4. Взаимодействие концертмейстера с хореографом…………………….16 5. Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса………...18 Заключение………………………………………………………………………22 Список используемой литературы……………………………………………..25 2

Введение
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а 3
определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. В моей работе концертмейстера всегда были и есть объективные сложности. За период работы концертмейстером (с 1983г. до настоящего времени) приходилось работать в ДШИ с детьми разного возраста (5-6 лет, 7- 9 лет, 10-15 лет), так же рабочей молодежью, когда в танцевальном коллективе количество участников до 100 человек, разного возраста от самых маленьких 4-6 лет, до взрослых танцоров - 30 лет, с педагогами разных танцевальных направлений - народной хореографии, классического, бального и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один - постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе. 4

1.

Специфика работы концертмейстеров в классе

хореографии
Специфика концертмейстеров хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагогов- хореографов. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям. Концертмейстеров именно хореографии не готовят практически ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике. Какие знания необходимы концертмейстеру хореографического класса (кроме тех, что необходимы пианисту, баянисту, аккордеонисту), чтобы естественно и легко обрести профессионализм?
Работа начинающего концертмейстера
Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики. Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства. Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические - французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога- хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание 5
или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) - выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений - 2/4, 4/4. Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное -научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом - уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. Кроме того, знание исполнения всех хореографически упражнений, которыми дети овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции. В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику историко- бытового, народно-сценического, бального танца, а так же основы ритмики, гимнастики. В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле - необходимое в концертмейстерской практике качество. Концертмейстер должен помогать глубже проникнуть в 6
эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера
Внимание концертмейстера - внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности детей. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение учащиеся выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного ученика, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого - наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должен отличаться и звуковой характер каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для ребенка. Речь идет о наличии физических, музыкальных данных, чувства ритма, координации движений учащегося и в связи с этими факторами отклонениях от оптимального темпа, которые присутствуют в исполнении каждого танцора. Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого 7
художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком. Здесь есть еще одно обстоятельство - ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств. 8

2.

Особенности музыкального сопровождения уроков

хореографии
Музыкальное оформление прививает детям эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия должны быть музыкально оформлены, чтобы танцоры привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.
Музыкальное сопровождение урока
Музыкальное поддержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы, ученик не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, нужно несколько упростить ее аранжировку. Само собой разумеется, что музыка должна избираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и методизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде. Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается детьми. 9
С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них нужна музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Еще нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным, поэтому можно использовать мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку. Наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью. Чтобы слуховой багаж детей был более полным и разносторонним, необходимо играть произведения разных стилей и направлений. Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского (вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом», «Времена года»). 10
Следует обратить внимание на исполнение учащимися «preparations» - подготовку к упражнению. Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания - завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально.
3. Педагогические функции концертмейстера
11
В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога - концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у детей музыкально - ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.
Музыкально-ритмическое воспитание
Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки - она без музыки не существует. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально - ритмические движения - это вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально - ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления: - обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха; - способствует усвоению музыкальных знаний; - формирует умение подчинять движения музыке. Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Хореографическую базу ученикам дает педагог-хореограф, а музыкальную - концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность. 12
Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор и т.д. Элементы музыкальной грамоты на начальном этапе обучения усваиваются в игровой форме: - характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный); - понятие темпа; - жанр музыки (марш, песня, танец); - динамические оттенки (тихо, громко); - метроритм; - паузы; - сильные и слабые доли; - музыкальные регистры; - понятие музыкального предложения. Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4. Концертмейстер помогает создавать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа. ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого - либо из живой природы. Дети охотно играют в игры «Попрыгунчики», «Идем в поход» и многие другие. Далее задача усложняется – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя и т.д. Здесь нужно уметь 13
импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь ребенку более точно передать образ, характеры и повадки зверей, изобразить например, явления природы - дождь, мороз, грозу, гром и др. Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа. Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный опыт слушать музыку. Слушая музыку, ребенок может рассказать, какие ассоциации, какой образ она вызывает. Еще сложнее - показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение. Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество. Примечательно то, что в представлении вместе с детьми принимает участие и хореограф, поскольку это способствует психологическому раскрепощению учеников. Преподаватель своим участием дает детям образец творческого поведения, подсказывая им, что от них хотят и ждут. Поэтому пример взрослого, включающегося в творческий процесс на уроках, 14
лучше всяких слов убедит детей в правильности исполнения танцевальных элементов, различных хореографических картинок. В ходе игр, двигаясь под музыку, ребята учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации. 15

4.

Взаимодействие концертмейстера с хореографом
Особенности работы концертмейстера хореографического класса требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое исполнительское искусство поставить на службу танцу. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой - лучший советчик и помощник педагогу-хореографу - концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении, педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие детей. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась, концертмейстер - это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. В работе с учащимися над постановкой концертных номеров педагогом выбирается необходимый музыкальный материал (фонограмма). Проработка всех необходимых элементов проходит на репетициях, где концертмейстер исполняет музыкальный материал в том темпе, в котором дети смогут усвоить те или иные постановочные комбинации. В этом случае концертмейстер проявляет свои профессиональные качества - это подбор по 16
слуху, аранжировка, исполнение мелодии в разном характере, ритме, темпе, чтение с листа. Концертмейстер - это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального озвучивания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса. 17

5. Основные этапы ознакомления детей с музыкальным

сопровождением на уроках классического и народно-

сценического экзерсиса
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: - ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами; - научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: - умение исполнять движения в соответствии с характером музыки; - углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении; - координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер). Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: - эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса; - развитие самостоятельной творческой активности детей. 18
На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности. Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень 19
яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны», «Море волнуется», танец «Цыганочка», танец «Яблочко» и т.д.). На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале. На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства. В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Подбор музыкального материала для классического экзерсиса
Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у станка. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. 20
Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия несложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации концертмейстера.
Принципы подбора музыкальных фрагментов для классического

экзерсиса
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами: - квадратность; - определенный ритмический рисунок и темп; - наличие затактов; - темповые и метрические особенности. Те же параметры подбора музыкального материала можно соотнести и к экзерсису в народно-сценическом танце. 21

Заключение
В моей работе концертмейстера всегда были и есть объективные сложности. За период работы концертмейстером (с 1983г. до настоящего времени) приходилось работать в ДШИ с детьми разного возраста (5-6 лет, 7- 9 лет, 10-15 лет), так же рабочей молодежью, когда в танцевальном коллективе количество участников до 100 человек, разного возраста от самых маленьких 4-6 лет, до взрослых танцоров - до 30 лет, с педагогами разных танцевальных направлений - народной хореографии, классического, бального и современного танца. Приходилось исполнять концертные программы, состоящие из 2-х отделений. Например, «Защита звания - Народный» (1987г., 1990г., 2003г.), выступления на сцене Республиканского Государственного Театра Оперы и Балета г. Якутска (1992г.), г. Мирный конкурс «Танцует Якутия» (1988г.), г. Якутск фестиваль «Мы Якутяне» (1995г.), поездка по странам Европы с Нар.анс.танца «Северяночка» (2008г.), IV Международные спортивные игры «Дети Азии» (2008г.), различные концертные площадки республики, где все музыкальное оформление было «живьем» (аккомпанировала на аккордеоне, в основном стоя). На примере работы концертмейстером в классе хореографии ДШИ г. Нерюнгри очень часто сталкиваешься с проблемами, когда дети слушают музыку, понимают ритм, могут воспроизвести ритмические рисунки, например хлопками, но, начиная исполнять те или иные движения плохо «слышат» музыку, делают движения не ритмично, т.е. очень много проблем с динамикой движения, повышенными физическими нагрузками и координацией движений, когда необходимо включать в работу все тело - ноги, руки, голову, корпус. Особенно, учитывая специфику работы в условиях Крайнего Севера, где существует природный недостаток тепла (длинная зима), солнца и других факторов, когда дети бывают физически слабыми. Поэтому занятия хореографией - это как «глоток свежего воздуха» для детей, которые хотят научиться танцевать, быть физически крепкими и развитыми 22
всесторонне. Тем более, что в нашей Детской Школе Искусств г. Нерюнгри на отделении хореографии созданы все необходимые условия для плодотворной работы. Много лет трудятся замечательные педагоги - хореографы, молодые педагоги, концертмейстеры. Работая концертмейстером с 1983 г. и до настоящего времени в различных творческих коллективах (Народный ансамбль танца «Золотинка» пос. Усть- Нера Оймяконский район РС (Я), Народный ансамбль танца «Северяночка», Народный ансамбль песни и танца «Багульник» г. Нерюнгри РС (Я), вокальный ансамбль «Рябинушка» п. Беркакит, работая с солистами), в ДШИ г. Нерюнгри с 1997г. в качестве концертмейстера отделения хореографии (классический танец 1-3 классы, народно-сценический танец 2-5 классы, ритмика 1-2 классы), сталкиваешься с проблемой неритмичности детей. Иногда приходиться выполнять функции педагога (если педагог отсутствует по уважительным причинам), т.е. мне интересно не только аккомпанировать детям, но и быть непосредственным участником на уроке, исполнять вместе с детьми те или иные упражнения у станка, на середине зала. Специально подбираю музыкальный материал для всех групп детей, от «простого к сложному». Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии и в хореографическом коллективе. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования, применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, 23
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера в школе искусств и в танцевальном коллективе требует от него особого универсализма, мобильности, умения бегло читать с листа, подбирать по слуху, при необходимости делать аранжировку, транспонировать, особенно при недостатке нотного материала, например, экзерсис у станка в народно-сценическом танце в характере различных национальностей (Монголия, Грузия, Тува, Греция, Китай, Татария, Якутия, Бурятия, Аргентина и др.) Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Таким образом, получается, что на приобретение необходимых знаний и навыков, связанных со спецификой работы ко н ц е рт м е й с т е р а хореографического коллектива, затрачивается немало времени. Опыт и необходимая квалификация приходят с годами. За многие годы работы мною накоплен большой музыкальный багаж. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, как то или иное упражнение будет «ложиться» на музыку. Музыкальное сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать. Концертмейстер - это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
Список используемой литературы
24
1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание 6. – М.: «Советский композитор», 1992. 2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение уроков классического танца. Работа с репертуаром. Санкт-Петербург 2005г. 3. Ваганова А.Я. основы классического танца. М. «Искусство» 1980г. 4. Воронина И.А. Историко-бытовой танец. М. 2004г. 5. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца (сост. В.Малашева, К. Потапов, И. Климкович, Н. Ерошенко). М. «Музыка» 1967г. 6. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца (сост. В. Малашева, И. Климкович). М. «Музыка» 1967г. 7. Тарасов Н.И. Классический танец. М. «Искусство» 1981г. 8. Хрестоматия Вып.1 (сост. И.Климкович) М. «Музыка» 1986г. 9. Хрестоматия для уроков классического танца (сост. А.Нефедова) М. «Музыка» 1997г. 10. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин,, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. 11. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006 12. Ярмолович Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л. «Музыка» 1968г. 25
26


В раздел образования