Автор: Кибкало Наталья Федоровна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская обл.
Наименование материала: Презентация
Тема: Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского–Корсакова "Снегурочка".
Раздел: среднее образование
Образ Снегурочки в опере «Снегурочка»
Н.А.Римского-Корсакова
Презентацию подготовила Кибкало Н.Ф. - учитель музыки
МАОУ СОШ №14 г.Великого Новгорода
Царство берендеево
Деревня Берендеевка
Эскизы декораций к опере:
В.Билибин
Палаты царя Берендея
Эскизы декораций к опере: В.Билибин
Палаты царя Берендея
Эскизы декораций к опере: В.М.Васнецов
Кадр из мультфильма «Снегурочка»
Н.Островский
Весенняя сказка "Снегурочка",
основанная на народных сказках,
песнях, преданиях и легендах, удалена
от социальной реальности российского
общества. В фольклорной форме
она выражает представления писателя-
драматурга о природе женских
характеров, чувств, о смысле любви.
Это отражение поэтических и
утопических взглядов Островского на
возможность гармонических
отношений между людьми.
Начало работы над оперой
Зимой 1879-1880 гг. Римский-Корсаков
снова перечел "Снегурочку" и на этот раз
«точно прозрел на ее удивительную
красоту». Воодушевленный, он
отправился в Москву, чтобы встретиться с
Островским и испросить у того
разрешения воспользоваться его
произведением для создания либретто с
правом внесения в драму необходимых
при работе над оперой изменений.
Драматург принял композитора очень
любезно, предоставил право должным
образом распоряжаться текстом и даже
подарил экземпляр своей сказки.
Н.Рерих – «Снегурочка и Лель»
Н.А. Римский-
Корсаков
«…С первого дня водворения в Стелёве
я принялся за «Снегурочку». Я сочинял каждый
день и целый день и в тоже время успевал
много гулять с женой, помогал ей варить
варенье, искать грибы и т. д. Но музыкальные
мысли и их обработка преследовали меня
неотступно. Сочинение и записывание
сочинённого пошли очень быстро… Ни одно
сочинение не давалось мне до сих пор с такой
лёгкостью и скоростью, как ”Снегурочка“»
(«Летопись моей музыкальной жизни»,
Н.А. Римский-Корсаков).
Различные образы Снегурочки,
созданные художниками…
В опере…
В балете и
в мультфильме
Премьера оперы состоялась в начале 1882 г. Н.Ф. Тюменев, ученик
Римского-Корсакова, вспоминал об этом событии: «Поставлена
«Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало
на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были
великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями,
было вполне удовлетворительно».
С исключительной яркостью и образностью
композитору удалось воплотить в опере
жизнь русского народа с его старинными
обычаями , обрядами, песнями, сказками. В
музыке оперы звучат отголоски народных
песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих
птиц. В ней звучит чудесное очарование
русской природы, красоты русской
песенности, пронизывающие всю оперу.
Многие
художники были
вдохновлены
произведением
А.Н.Римского-
Корсакова
«Снегурочка».
Среди них
В.Васнецов
«Снегурочка»,
М.Врубель
«Снегурочка»,
Н.Рерих
«Снегурочка и
Лель».
О чем же повествует сказка?
Сказка А.Островского и опера Н.Римского-Корсакова повествует о
том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая
место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны-
холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, истаивает от
первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские
песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок
Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце,
радуясь приходу лета.
В первой своей арии на вопрос Деда-Мороза и Весны, что
влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным
людям, Снегурочка отвечает:
«людские песни».
Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку с
её детски – наивным представлением о весёлой, беззаботной жизни. В
оркестре тема Снегурочки звучит у флейты. Звучание флейты
придает ей легкий, грациозный, игривый и в тоже время холодновато-
прозрачный характер.
И вот слушает она «людские песни»,
пытается войти в человеческую жизнь.
Чьи же песни влекут Снегурочку?
Совершенно верно: песни Леля.
Образ Леля приобретает у Корсакова
особый глубокий смысл. Пастух Лель,
любимец солнца, олицетворяет собою
народное искусство, «он вечно прибывал
и будет прибывать в прекрасной и
мирной стране берендеев.» Не случайно
Лель у композитора обрисован песнями
народного характера. В песнях пастушка
Леля слышит Снегурочка призыв к
весёлой, счастливой, незнакомой ей
жизни и идёт навстречу этой жизни.
«…Делая общий разбор музыки
„Снегурочки“, — писал
композитор, — следует сказать,
что в этой опере я в значительной
степени пользовался народными
мелодиями, заимствуя их
преимущественно из моего
сборника… Сверх того, многие
мелкие мотивы или попевки,
составные части более или менее
длинных мелодий, несомненно,
черпались мною из подобных же
мелких попевок в различных
народных мелодиях…»
Островский, для которого
сценическая жизнь
«Снегурочки» была
неотделимой от музыки
Чайковского, сказал: «Музыка
Корсакова к моей «Снегурочке»
удивительна; я ничего не мог
никогда себе представить более
подходящего и так живо
выражающего всю поэзию
древнего языческого культа и
этой сперва снежно-холодной, а
потом
неудержимо страстной героини
сказки».
Спасибо
за внимание!
9.11.18