Напоминание

"Работа социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении"


Автор: Ткач Наталья Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Ижморская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Кемеровская область,Ижморский район,пгт Ижморский
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Работа социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Работа социального педагога с детьми, находящимися

в социально опасном положении

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Ткач Наталья Алексеевна,

социальный педагог МБОУ

«Ижморская средняя

общеобразовательная школа №1»

1

Содержание

1. Введение

1.1. Актуальность………………………………………………………………...3

1.2. Нормативно-правовая база.............................................................................4

1.3. Цели и задачи………………………………………………………………..5

2. Содержание деятельности и алгоритм действий социального педагога

по сопровождению детей, находящихся в социально опасном положении

2.1. Комплексный характер сопровождения…………………………………. 6

2.2.

Типы семей, находящихся в социально опасном положении…………... 7

2.3. Основные понятия………………………………………………………….7

2.4. Принципы осуществления сопровождения………………………………...8

2.5. Основные этапы деятельности……………………………………………...9

3. Примерный план работы с детьми, находящимися в социально

опасном положении……………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………. 12

Список литературы ………………………………………………………... 13

Приложение.

Перечень документов для социально-педагогического

сопровождения ребенка……………………………………………………...13

2

1. Введение

1.1. Актуальность

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях,

находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается

значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение

родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи.

Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает

статус

асоциальной

семьи.

В

такой

семье,

родители,

«утопая»

в

своих

проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим

образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика

свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей,

попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются

и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности

низкий

уровень

жизни,

«хроническая»

безработица,

злоупотребление

спиртными

напитками.

Вступив

на

такой

путь,

семья

деградирует

в

социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей.

Дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым

пополняют асоциальные группы.

Сегодня

возникла

необходимость

проведения

серьезной

профилактической

деятельности по реабилитации семьи, находящейся в

социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную

работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного

возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье –

результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране

прав

детства

в

семьях,

находящихся

в

социально

опасной

жизненной

ситуации,

целесообразно

проводить

совместными

усилиями

социального

педагога, администрации ОУ, районным инспектором по ОПДН, КДН и ЗП,

классных руководителей, участковым педиатром.

Работа социального педагога направлена:

на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью

уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,

на стимулирование положительных изменений в семье;

на

повышение

уровня

социальной

защищенно сти

д е т е й ,

нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и

процесс его развития;

на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в

обеспечении жизнедеятельности детей.

3

1.2. Нормативно-правовая база

В

своей

работе

социальный

педагог

должен

руководствоваться

следующими нормативными документами:

Конвенция о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Законы Российской Федерации:

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации

«Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов

от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ,

от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от

21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от

24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от

8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ

-

« О б

о б щ и х

п р и н ц и п а х

о р г а н и з а ц и и

з а к о н о д а т е л ь н ы х

(представительных)

и

исполнительных

органов

государственной

власти

субъектов

Российской

Федерации»

от

6.10.1999г.

№184-ФЗ

в

ред.

Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от

07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от

04.07.2003г.

№95-ФЗ,

от

19.06.2004г.

№53-ФЗ,

с

изм.,

внесенными

Постановлениями

Конституционного

Суда

РФ

от

07.06.2000г.

№10-П,

от

12.04.2002г. №9-П)

-

«Об

общих

принципах

организации

местного

самоуправления

в

Российской

Федерации»

от

06.10.2003г.

№131-ФЗ

в

ред.

Федеральных

законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от

24.07.1998г. №124-ФЗ

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах

с и с т е м ы

п р о ф и л а кт и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних»

и

другие

законодательные

акты

Российской

Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ

- «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в

Российской

Федерации»

от

7.08.2000г.

№122-ФЗ

изм.

и

доп.

от

29.12.2001г.)

- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской

Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ

4

- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской

Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О

дополнительных

гарантиях

по

социальной

защите

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17-ФЗ

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ

-

«О

государственных

пособиях

гражданам,

имеющим

детей»

от

19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21,

29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)

Законы Кемеровской области:

-

«О

системе

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних в Кемеровской области» от 17.01.2005г. №11-ОЗ

- «О защите прав и реализации прав и свобод человека и гражданина в

Кемеровской области» от 17.01.2005г. № 10-ОЗ

Извлечения

из

семейного,

уголовного,

административного

и

трудового кодексов Российской Федерации

1.3. Цели и задачи.

Целью

социально-педагогической

деятельности

в

образовательном

учреждении

является

создание

оптимальных

условий

для

позитивной

социализации ребенка.

Цель

работы социального педагога

методическое обеспечение

деятельности

специалистов

по

организации

социально-педагогического

сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении, а также

их семей.

Задачи:

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания

положительного микроклимата в семье;

организовать просветительскую работу среди родителей;

защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в

социально опасном положении;

создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в

обеспечении жизнедеятельности детей.

5

2.

Содержание деятельности и алгоритм действий социального

педагога по сопровождению детей, находящихся в социально опасном

положении.

2.1. Комплексный характер сопровождения

Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике

образования,

рассматривают

сопровождение,

преимущественно,

с

трех

позиций:

как

процесс,

как

метод

и

как

систему

профессиональной

деятельности специалистов.

Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения

процесса,

то

сопровождение

можно

представить

как

совокупность

последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно

реализовать обучение и воспитание.

При

подходе

к

сопровождению, как

к

методу,

необходимо

рассматривать

его

как

спо соб

практиче ского

о су щ е с т вл е н и я ,

обеспечивающий

создание

условий

для

принятия

участниками

образовательного

пространства

оптимальных

решений

в

ситуациях

школьного взаимодействия.

С

позиции системы

профессиональной

деятельности

школьных

консилиумов

и

советов

по

профилактике,

сопровождение

является

объединением

специалистов

разного

профиля,

осуществляющих

процесс

сопровождения.

Иначе

говоря,

сопровождение

выступает

как

комплекс,

система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи

в решении задач, обучения, воспитания и социализации.

Когда

ребёнок,

не

имеющий

достаточных

ресурсов

(внешних

и

внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с

препятствиями,

возникающими

на

его

жизненном

пути,

когда

к

кризису

возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становится

необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить

его

права,

активизировать

ресурсы.

С

одной

стороны

мы

сопровождаем

ребёнка,

помогая

ему

решать

возникающие

проблемы

и

повышать

свои

шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем

процессы

его

развития

(социализацию,

индивидуализацию,

социально-

психологическую

адаптацию).

По

времени

сопровождение

начинается

с

момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в

поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом

из жизненно-трудной ситуации.

Комплексный

характер

сопровождения

заключается

в

том,

что

оно

включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов

деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту;

социальную

помощь;

педагогическую

поддержку;

психологическое

сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение

навыкам социальной компетентности.

6

2.2.

Типы семей, находящихся в социально опасном положении.

2.3. Основные понятия.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном

многогранного процесса формирования личности ребёнка.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном

положении:

конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех

семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических

норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что

положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных

отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием

психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и

дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и

исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или

невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и

требованиям, на конфронтацию с лидером;

асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке

пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам,

воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально - опасном положении, может стать

любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные

материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между

супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи

группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы

вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от

определённых социальных воздействий социального характера. К таким

семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные

семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители,

страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи,

имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют

большого внимания со стороны школы. И задача всех заинтересованных

служб заключается в том, как можно раньше начать профилактическую

работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая

приведет их к неблагополучию.

Статус «социально - опасное положение» имеют дети и подростки,

находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и

здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А

также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или

находящиеся в конфликте с законом.

7

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе

профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие

основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный

несовершеннолетний,

контроль

за

поведением

которого

отсутствует

вследствие

неисполнения

или

ненадлежащего

исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию

со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)

места пребывания.

Несовершеннолетний,

находящийся

в

социально

-

опасном

положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности

или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для

его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию

или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные

действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без

попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в

психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и

межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,

стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети,

находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети,

жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся

обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства

самостоятельно или с помощью семьи.

2.4. Принципы осуществления сопровождения социального педагога.

При

осуществлении

сопровождения,

необходимо

опираться

на

следующие принципы:

рекомендательный

характер

советов

сопровождающего

(необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем);

приоритет

интере сов

ребенка

(специалист

с и с т е м ы

сопровождения

призван

решить

проблемную

ситуацию

с

максимальной

пользой для ребенка);

непрерывность

сопровождения

(специалист

сопровождения

прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена,

или тенденция решения будет очевидна);

мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа

специалистов, владеющих единой системой методов).

2.5. Основные этапы деятельности социального педагога.

8

Работа социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном

положении включает следующие этапы (Таблица 1):

1. Этап диагностический.

Получение информации о жалобах родителей, педагогов, соседей, жителей

села, сверстников в первичной беседе с ними, а также из имеющихся

сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в подростке лиц.

Социально-педагогический и психологический анализ информации о

подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о

предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных

отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана.

Изучение запроса родителей и учителей – предметников, формирование

гипотез относительно проблемы подростка.

Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.

Определение общей стратегии обследования.

Составление конкретного комплекса методик для проведения

обследования.

Проведение обследования и анализ продуктов деятельности.

Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера,

причин имеющихся трудностей.

2. Этап аналитический.

Включает обработку данных, постановку психологического и социально-

педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций

для построения программы.

3. Собственно индивидуальное сопровождение.

Беседы с родителями и учителями относительно результатов

обследования.

Обсуждение социально-педагогического заключения и прогноза

развития.

Совместная работа по профилактике социальных проблем.

9

4. Оценка результативности.

Опрос родителей.

Изучение и анализ документации согласно положению ВШУ и Совета

профилактики.

Таблица 1

Этапы работы

Цели, задачи

работы

Возможные

методы, приемы,

технологии

Примерная документация

Диагностический

Выделение

учащихся и семей,

находящихся в

социально-опасном

положении.

Определение

проблем семьи и

ребенка.

Оценка степени

социального риска

для ребенка,

установление роли

семьи в

возникновении

проблем.

Определение

ресурсов семьи по

решению проблем.

Сбор информации о

семье и ребенке.

Изучение данных

об успеваемости

ребенка, анализ

учебных проблем.

Наблюдение,

анализ учета

посещаемости,

тестирование,

ранжирование,

интервью, опрос

родителей и

учащихся, беседы с

родителями и

учащимися,

анкетирование,

тестирование выход

в адрес.

Личное дело ребенка.

Характеристика ребенка

(приложение №1).

Медицинская карта.

Социальный паспорт ребенка

(приложение №2).

Акты (протоколы) обследования

жилищно-бытовых условий

(приложение №3).

Докладные от педагогов и

классного руководителя.

Документы учета посещаемости

и успеваемости.

Копии заявлений от родителей.

Результаты диагностики

(проводившейся педагогом-

психологом).

Документы от субъектов

профилактики, социальных

служб и организаций,

социальной защиты.

Аналитический

Анализ полученной

информации на

диагностическом

этапе.

Проведение совета

профилактики ОУ.

Постановка

учащегося на ВШУ.

Выработка

маршрута

индивидуального

сопровождения в

зависимости от

социальных

проблем ребенка

(по результатам

Анализ полученной

информации,

наблюдение,

беседа,

консультирование,

информационные

сообщения.

Предоставляются документы

согласно: Положению о

постановке учащихся на ВШУ,

Положению о Совете

профилактики ОУ.

10

диагностического

этапа).

Определение

необходимых видов

помощи

(психолого-

педагогическая,

социально-

правовая,

материальная, др.).

Собственно

индивидуальное

сопровождение

Индивидуальное

сопровождение.

Оценка

соответствия

ресурсов ОУ и

сложности проблем

стоящих перед

ребенком и семьей

(законными

представителями).

Оценка готовности

семьи к

сотрудничеству с

ОУ в решении

проблем.

Информационные

сообщения.

Консультации

специалистов.

Коррекционная

работа.

Просветительская

деятельность.

Наблюдение,

изучение

документации,

опрос родителей,

беседы с

родителями, выход

в адрес,

социальный

патронаж,

групповые и

индивидуальные

занятия учащимся

и его родителями

(законными

представителями).

Рекомендации специалистов.

Журнал консультаций.

Протоколы заседаний совета по

профилактике ОУ, консилиумов,

педагогических советов.

План индивидуальной работы

(приложение №4);

журналы или банки данных, в

которых зафиксирована

(отражена) работа с родителями

(законными представителями), с

близкими людьми для учащегося,

с ребенком.

Распечатки электронных

карточек учащихся.

Оценка

результативности.

Оценка

результативности

сопровождения.

Информационные

сообщения,

наблюдение, опрос

родителей, беседы с

родителями,

изучение и анализ

документации

согласно

положению ВШУ и

Совета

профилактики.

Предоставляются документы

согласно: Положению о

постановке учащихся на ВШУ,

Положению о Совете

профилактики ОУ.

3. Примерный план работы социального педагога с детьми,

находящимися в социально опасном положении

11

Исходя из содержания деятельности социального педагога по

сопровождению детей, находящихся в социально опасном положении, можно

составить примерный план работы, который будет включать следующие виды

деятельности:

1. Выявление и сбор информации о детях, находящихся в социально-опасном

положении.

2.

Изучение социально-педагогических особенностей личности ребенка, его

микросреды.

3.

Составление проекта индивидуального плана сопровождения ребенка для

утверждения на Совете профилактики.

4.

Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики,

при необходимости привлечение соответствующих служб для осуществления

индивидуального сопровождения ребенка, находящегося с трудной жизненной

ситуации или социально-опасном положении.

5.

При необходимости подготовка и направление материала в КДН и ЗП,

личное участие в заседании КДН и ЗП.

6.

Анализ результатов сопровождения и отчет по результатам на Совете

профилактики.

4.

Заключение

Всесторонний анализ положения учащегося и семьи является базой для

принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи

необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с учащимся

и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет

вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному

находящимся в социально опасном положении.

Всесторонний

анализ

положения

семьи

включает

также

анализ

её

окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в

процессе

социальной

работы

и

должен

завершаться

документированием

полученных результатов.

Неудовлетворение

основных

жизненных

потребностей

учащихся

обычно

являются

симптомами

личных,

семейных,

средовых

или

общественных

проблем.

Одни

и

те

же

«симптомы»

могут

потребовать

различных способов разрешения. Если мы не поймем, как взаимодействуют

факторы, способствующие возникновению социально - опасного положения

для семьи и учащегося, вся наша работа по составлению планов обеспечения

безопасности

и

проведения

вмешательств

может

не

принести

желаемого

результата.

Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в

семье является краеугольным камнем этой работы.

12

Построенная

таким

образом

работа,

позволяет

достаточно

успешно

справляться

с

проблемой

ребенка,

находящегося

в

социально

опасном

положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а

особенно к тем, кому его не хватает такого отношения в семье должно идти

от

каждого

педагога.

Знание

особенностей,

возможностей

и

недостатков

каждого

ребёнка,

стремление

включить

их

в

активную

разнообразную

деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке

(его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейные

проблемы) можно ему чем-то помочь.

Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при

снятии внешних причин, при правильной медико-психолого-педагогической

помощи

ребёнку

личностные

недостатки,

особенно

в

детском

возрасте,

сглаживается, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают

особых трудностей в воспитательном отношении.

Список литературы

1.

Крысько, В.Г. Социальная психология. [Текст]/ Словарь - справочник

.-Минск, 2014 г.

2.

Никитина, Л.Е. Социальный педагог в школе. [Текст]/ -2-е изд.-М.:

Академический проект: Гаудеамус, 2013 г.- 112 с.

3.

Василькова, Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога»,

М., 2013 г.

4.

Криволап,

Н.С.,

Заводова

Т.Е.,

Минич

О.А.

«В

помощь

классному

руководителю» Минск 2013г.

5.

Дети

группы

риска

в

общеобразовательной

школе

/

Под

ред.

С.В.

Титовой. СПб.: Питер, 2012.

6.

Дормаш, С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2014г.

7.

Ляпина,

Е.Ю.«Профилактика

социально-опасного

поведения

школьников», Волгоград, 2012 г.

8.

Семенов, Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2014 г

9.

Осипова. М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2013 г.

10.

Олиференко,

Л.Я.,

Шульга

Т.И.,

Дементьева

И.Ф.

Социально-

педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр

«Академия», 2014.

11.

Перешеина,Н.В.,

Заостровцева,

М.Н.

Девиантный

школьник:

Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Перечень документов

для социально-педагогического сопровождения ребенка.

Характеристика ребенка (схема) (Приложение 1).

13

Социальный паспорт семьи подростка (Приложение 2).

Акт изучения условий жизни семьи (Приложение 3).

План

индивидуального

социально-педагогического

сопровождения

несовершеннолетнего (Приложение 4).

Приложение 1

Характеристика

(алгоритм составления характеристики)

Учащегося_________________________________________________________

Число, месяц, год рождения ______________________________________________

Постоянное место жительства ____________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы ___________________________

______________________________________________________________________

1.

Переводился ли из школы в школу (причина)____________________________

2.

Каково отношение к учебе, выполнению заданий, успеваемость____________

___________________________________________________________________

3.

Какими предметами интересуется, в каких кружках, секциях

занимается_________________________________________________________

4.

Какое участие принимает в общественной жизни школы___________________

5.

Особенности поведения в школе, дома, в общественных местах

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

6.

Состояние здоровья: ________________________________________________

7.

С кем дружит, как характеризуется_____________________________________

______________________________________________________________________

8.

Имеет ли вредные привычки, наклонности ______________________________

9.

Совершал ли правонарушения, имеет ли приводы в полицию ____________

____________________________________________________________________

10. Причина отклонения от поведения ___________________________________

______________________________________________________________________

11. Взаимоотношения между членами семьи, имеются ли в семье отклонения от норм

поведения (алкоголизм, хулиганство, судимость)

______________________________________________________________________

12. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________

13. Какие меры воспитательного воздействия применялись, кем, когда, какие результаты

________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Директор школы ___________________

Социальный педагог ______________

14

«_____» ____________________ 20___г.

15

Приложение 2

Социальный паспорт семьи подростка

Фамилия, имя, отчество подростка_________________________________________

Дата рождения _______________________________класс_____________________

Домашний адрес _______________________________________________________

Телефон ______________________________________________________________

Дата постановки на контроль _____________Дата заполнения паспорта__________

Причина постановки на контроль__________________________________________

______________________________________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________

Общие сведения о родителях и других членах семьи

п/п

Ф.И.О.

Степень

родства

Дата

рождения

Специальность,

место работы, учебы

Примечание

Тип семьи _____________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи _________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи_________________________________________

______________________________________________________________________

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание

возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, отсутствие

желания заниматься детьми) ____________________________________

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении

______________________________________________________________________

Взаимоотношения обучающегося с родителями и другими членами семьи

______________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания _______________________________________

В каких видах помощи нуждается семья ___________________________________

______________________________________________________________________

Заключение (цель и задачи, основные направления работы с семьей):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Социальный педагог ______________________________

16

Приложение 3

Акт изучения условий жизни семьи

Несовершеннолетнего___________________________________________________

(указывается ФИО, год рождения)

от «___ »__________ _____года

Мною________________________________________________________________

Совместно с___________________________________________________________

В присутствии________________________________________________________

По адресу_____________________________________________________________

Проведено обследование жилищно-бытовых условий в связи, с тем что_______

______________________________________________________________________

Обследованием установлено, что семья состоит из ______ человек.

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

(указывается Ф.И.О., год рождения, место работы, должность)

В доме имеется_________________________________________________________

(указывается размер площади жилого помещения)

Характеристика условий жизни подростка__________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(указать наличие места для сна, уроков, санитарное состояние, необходимая мебель)

Материальное обеспечение семьи_________________________________________

______________________________________________________________________

Наличие подсобного хозяйства____________________________________________

______________________________________________________________________

Питание детей__________________________________________________________

(полноценное, неполноценное, наличие необходимых продуктов)

Взаимоотношения между членами семьи___________________________________

Характеристика родителей_______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Выводы:

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________

(указать какие меры требуется принять к родителям или другим лицам, создавшим

неблагополучную обстановку в семье)

Обследование провели:

1.____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

(ФИО, подписи)

17

Приложение 4

ПЛАН

индивидуального социально-педагогического сопровождения

учащегося__________________________________________________________

класс ____________

Состоит на внутришкольном учёте, на контроле в ОПДН с__________________

по причине ___________________________________________________________

Цели и задачи социально-педагогического сопровождения подростка

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные за

выполнение

Отметка о

выполнении

Социальный педагог _____________________________

«__»___________20__г.

18

19



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники