Автор: Смеян Альбина Анатольевна
Должность: Методист, Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Патриотическое воспитание через репертуар вокального коллектива"
Раздел: дополнительное образование
Педагогический проект
«Патриотическое воспитание детей через репертуар вокального коллектива»
Одной
из
важнейших
задач
системы
образования
России
начала
третьего
тысячелетия
стало
выявление
путей
повышения
эффективности
воспитания подрастающего поколения. Размытыми оказались нравственно-
этические
идеалы,
жизненные
ценности,
личностные
ориентиры
саморазвития.
Резко
снизился
воспитательный
потенциал
российской
культуры и искусства.
Патриотическое воспитание является важным средством формирования
гражданского
общества,
укрепления
единства
и
целостности
Российской
Федерации. Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система,
включающая в себя множество направлений и сфер деятельности.
Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения –
залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по
времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки
зрения
методического
осуществления.
Концепция
духовно-нравственного
развития и воспитание личности гражданина России (2009 год) определяет,
что
духовно-нравственное
развитие
и
патриотическое
воспитание
детей
должны быть интегрированы в основные виды их деятельности: урочную,
внеурочную,
внешкольную
общественно
полезную.
Патриотическое
воспитание
детей
рассматривается
как
часть
их
духовно-нравственного
развития.
Иными
словами,
необходима
интеграция
программ
духовно-
нравственного
воспитания.
Все
это
в
полной
мере
относится
и
к
музыкальному искусству во всех его проявлениях. Одной из таких программ
может
быть
реализация
долгосрочного
проекта «Патриотическое
воспитание детей через репертуар вокального коллектива».
Уроки эстетического цикла были и остаются важной составляющей
педагогического
процесса.
Современные
научные
исследования
свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое
воздействие
на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление,
интеллектуальное
развитие,
ребенок
становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому музыкальный
репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей
в
большой
степени
обеспечивают
выполнение
задач
в
патриотическом
воспитании учащихся.
Воспитание человека и гражданина, формирование у него любви к
своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее
условие
успешного
развития
России.
Таким
образом, актуальность
настоящего
проекта
обусловлена
объективной
потребностью
общества
в
высоком уровне развития духовно-нравственных качеств личности, в том
числе – патриотизма.
Теоретическая значимость данного проекта состоит в обосновании
важности
репертуарной
политики
вокального
коллектива
для
развития
чувства
патриотизма
учащихся,
в
выявлении
особенностей
вокально-
исполнительской
деятельности
и
ее
потенциала
в
патриотическом
воспитании школьников.
Практическая
значимость
данного
проекта
заключается
в
подтверждении
экспериментально-практическим
путем
эффективности
представленной организационно-методической работы по патриотическому
воспитанию
учащихся,
в
разработке
методических
рекомендаций
для
педагогов,
работающих
в
сфере
музыкально-эстетического
образования
детей.
Целью данного проекта является: создание условий для воспитания
духовно-нравственных
ценностей
учащихся
через
репертуар
вокального
коллектива, а также для формирования их уровня эстетической культуры с
устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству.
Задачи:
1.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений,
современных эстрадных песен и прочего расширить знания учащихся
об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать
любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению
певческих традиций.
2.
Учить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную
часть жизни каждого человека.
3.
Развивать навыки и умения в исполнении простых и сложных
вокальных произведений, стремиться к 2-х и 3-х голосному
исполнению репертуара. Обучить основам музыкальной грамоты,
сценической культуры.
4.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе
исполняемых произведений. Использовать различные приемы
вокального исполнения. Способствовать формированию
эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Прививать
основы художественного вкуса.
5.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать
атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого
члена ансамбля.
6.
Воспитывать настойчивость и целеустремленность в достижении
поставленной цели у каждого члена коллектива.
7.
Создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности
для каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое
интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку,
элементы театрализации.
Основная стратегия в достижении поставленной цели – это воспитание
детей через репертуар вокальных произведений, что является одним из
важнейших средств нравственного и эстетического воспитания
подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание в моём коллективе рассматривается
мною как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры,
формирования положительного отношения к своей стране, её традициям, к
своей семье и окружающим людям в целом посредством освоения репертуара
патриотической направленности. В моём коллективе данное направление в
работе
предполагает
постоянное
взаимодействие
родителей
и
детей
в
совместной
деятельности
при
работе
над
разучиванием
репертуара,
при
подготовке концертных номеров путём огромного количества репетиций на
сцене, когда родители являются первыми зрителями и первыми критиками, а
также
при
планировании
концертных
костюмов.
Всё
это
направлено
на
раскрытие
и
формирование
в
ребенке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
воспитание
эмоционально-действенного
отношения,
чувства сопричастности к происходящему. Для меня очень важно участие
родителей
в
вопросах
воспитания
детей
в
процессе
подготовки
их
к
вокально-исполнительской
деятельности.
Так
как
первые
уроки
гражданственности дает сама жизнь семьи. Первостепенная задача семьи -
научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества.
Успех в творческой жизни ребёнка во многом зависит от отношений, которые
сложились в его самой первой социальной среде - семье. Потому я часто
напоминаю
родителям
своих
воспитанников,
что
для
успешного
ребёнка
очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских,
самых справедливых отношений между членами семьи. Ему важно видеть,
что родители проявляют большой интерес к его творческой деятельности, и
это создает у него ощущение значимости их общего дела. Значит, семья
должна
быть
подлинным
коллективом,
где
каждый
окружен
любовью
и
заботой. Я обращаю внимание родителей на то, что если у нас с нашими
детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что
любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их
убеждениями.
Так как же нам взрослым научить детей любить не придуманную нами
Родину, а такую, какая она есть? Ведь любить и беречь можно только то, что
чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Решая
задачи
патриотического
воспитаниям
в
своём
коллективе,
я
стараюсь
строить
свою
работу
в
соответствии
с
особенностями
детей,
учитывая следующие общепедагогические принципы:
принцип гуманистической направленности,
дифференцированный подход к каждому ребёнку,
максимальный
учёт
его
психологических
особенностей,
возможностей и интересов,
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
принцип наглядности;
сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности воспитанников;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных
их
возрасту,
баланс
интеллектуальных,
эмоциональных
и
двигательных нагрузок;
развитие сознательности и активности воспитанников;
предоставление возможности связи теории с практикой;
Организация
единства
образовательных,
воспитательных
и
развивающих
результатов педагогического взаимодействия и др. Главное в организации
патриотического
воспитания:
это
создание
условий
субъект-субъектного
взаимодействия, когда дети являются не объектом, а активным субъектом
воспитательного процесса. Очень часто, работая над своим репертуаром,
разрабатывая
костюмы,
создавая
образы,
участники
моего
коллектива
оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие и на своих родителей,
совершенствуя
их
духовно-нравственное
развитие.
Что
способствует
достижению высоких результатов в развитии моего коллектива, который на
сегодняшний день состоит из 43-х учащихся в возрасте от 4 до 18 лет.
Вокальный коллектив под моим руководством образовался в 2007 году
в военном городке города Новосибирска, на базе Дома Культуры Российской
Армии, дивизии Ракетных Войск Стратегического назначения. Состав
коллектива долгие годы сохранялся неизменным, тем самым обеспечивая
высокие достижения в своём развитии. За эти годы мои воспитанники не
однократно становились Лауреатами
первой степени городского конкурса
«Желаю тебе, Земля моя!», дважды стали
обладателями Диплома первой степени и
один раз Лауреатами первой степени
городского вокального конкурса «Я сберегу
и сыну завещаю!» и трижды имели
замечательную возможность выступить 9
Мая на главной сцене Победы города
Новосибирска. Кроме этого, вокальный
коллектив является обладателем Диплома
Лауреата городского фестиваля патриотической песни, посвящённого Дню
Государственного флага Российской
Федерации. В ноябре 2014 года старшая
вокальная группа «АС-Соль», детской
вокальной студии, стала обладателем Гран-
При Всероссийского конкурса «Славься,
Отечество!», в номинации «Патриотическая
песня». В 2015 году средняя возрастная группа детской вокальной студии
«До-Ми-Солька стала обладателем Лауреата I степени Всероссийского
конкурса «Славься, Отечество!».
В марте 2016 года воспитанники детской вокальной студии «До-Ми-Солька»
стали
обладателями
трёх
Золотых
дипломов
и
обладателями
ГРАН-ПРИ
Всероссийского патриотического конкурса «Сыны и Дочери Отечества». И в
ноябре 2016 года по приглашению организаторов данного конкурса старшая
вокальная
группа
«АС-Соль»
летит
в
Москву
для
того,
чтобы
принять
участие
в
Параде
Победителей
2016
года.
Участие
в
таких
конкурсах
несомненно
возлагает
на
детей
большую
ответственность,
так
как
они
отчётливо
осознают,
что
отстаивают
честь
своего
коллектива,
образовательного учреждения, честь своего района и города.
Все вышеперечисленные результаты были достигнуты в процессе
реализации
долгосрочного
проекта
детской
вокальной
студии
«До-Ми-
Солька».
С 2007 года на базе вокального коллектива реализуется данный проект,
представляющий
собой
модель
патриотического
воспитания
детей, где
особое внимание на разных этапах развития коллектива, уделяется подбору
репертуара и технологии работы с ним.
Очень
важно
понимать,
что
воспитательные
возможности
любого
музыкального произведения, как бы ни были велики его художественные
достоинства,
окажутся
нереализованными,
если
у
ребёнка
не
воспитана
эмоциональная отзывчивость на красоту воспринимаемой и исполняемой
музыки. Здесь важна интуиция и чуткость педагога, умение верно рассчитать
способности своих воспитанников.
Репертуарная политика имеет приоритетное направление в работе вокальной
группы
«АС-Соль».
С
первых лет существования
к о л л е к т и в а
в
е г о
р е п е р т у а р е
в с е г д а
п р е о б л а д а л и
п е с н и
патриотического
характера:
о
Родине,
об
Армии, о Мире.
В процессе работы над
песней большую роль играют чувства, которые она вызывает,
духовные
ценности, которые дети приобретают, осваивая тот или иной материал. И,
что
немаловажно
–
действия,
практически
реализующие
вышеуказанные
ценности
и
чувства.
Смысл
и
содержание
музыкального
образа,
его
бытийная значимость всегда являются основой выбора репертуара.
На
всех
этапах
работы
над
произведением
решаются
учебно-
воспитательные задачи по патриотическому воспитанию детей. При работе
над
выразительным
исполнением
песни
необходимо
всегда
вызывать
эмоциональный
отклик у детей
на
музыкальный
материал. А затем, опираясь на достигнутые эмоциональные переживания,
выявлять
уровень
понимания
детьми
характера,
содержания
и
смысла
музыкального
образа,
стимулируя
личное
эмоциональное
отношение
к
содержанию произведения.
Занятия,
как
организационная
форма
обучения,
дают
возможность
планомерно
и
систематически
воздействовать
на
формирование
художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу
и самому учебному процессу. Это воздействие достигается использованием
высокохудожественного материала, самим ходом процесса обучения.
Содержательный репертуар вызывает у детей большой эмоциональный
отклик не один год. Постепенно, постигая значения всех выразительных
средств создания музыкального образа, у детей приходила осмысленность и
эмоциональная
наполненность
всей
технологической
работы
в
процессе
разучивания песни.
В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях, слушая
их
высказывания
после
концертов,
о
том,
какое
воздействие
оказало
их
исполнение на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за
подвиг
народа,
растёт
эмоциональная
отзывчивость
на
события
общественной жизни.
Необходимо отметить, что в репертуаре вокального коллектива «АС-Соль»
преобладают
песни
с
многоголосным
переложением,
которые
на
первый
взгляд никак не связаны с воспитанием патриотизма, но требуют особых
усилий для освоения музыкального материала.
Вокально-хоровая работа
предполагает большую
самоотдачу каждого члена коллектива, что в свою
очередь
формирует
ответственное
и
творческое
отношение
к
общей
поставленной цели,
п о д ч и н я я
с в о и
личные
интересы
общественным.
Качество
исполнения
музыкального
произведения
во
многом
зависит
не
только
от
уровня
вокальной
подготовки
певцов,
но
и
от
того,
как
они
относятся друг к другу, к своему руководителю. От того, какова творческая и
нравственная
атмосфера
в
коллективе,
насколько
сходны
их
эстетические
потребности, интересы, устремления. Поэтому главной задачей руководителя
в
процессе
воспитания
патриотизма
является
объединение
творческих
устремлений всех участников коллектива и направление их в единое русло.
Иными словами установление с детьми творческого и делового контакта.
Одной из специфических особенностей вокального коллектива является
возможность
объединения
в
один
исполнительский
коллектив
детей
с
различным уровнем развития голоса и слуха. В процессе репетиционной
работы,
в
основе
которой
лежат
коллективные
занятия,
воспитывается
«чувство локтя», общая ответственность за качество исполнение того или
иного
репертуара.
Вокальный
коллектив
объединяет
единомышленников,
воспитывает в них чувства сотворчества и товарищества, взаимопомощи и
поддержки,
без
которых
невозможно
полноценное
воспитание
личности
ребенка.
С
этой
точки
зрения
занятия
вокальной
деятельностью
способствуют социализации растущей личности.
Концертно-исполнительская
деятельность
–
важнейшая
часть
творческой
работы
вокального
коллектива.
Она
является
логическим
завершением всех репетиционных и педагогических процессов и занимает
особое
место
в
процессе
патриотического
воспитания
вокального
коллектива. Публичное выступление на концертах вызывает у детей особое
психологиче ское
со стояние,
определяющее ся
эм о ц и о н а л ь н о й
приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость
от
соприкосновения
с
историей
своей
страны
и причастности
к
её
традициям. Детская вокальная студия «До-Ми-Солька» ежегодно принимает
активное участие в проведении
праздничных мероприятий городского и
районного
уровня.
В
первую
очередь,
это
мероприятия,
посвященные
государственным
праздникам:
Дню
защитника
Отечества,
9
Мая,
Дню
защиты
детей,
Дню
Калининского
района
города,
Дню
Матери,
Дню
Государственного
флага
Российской
Федерации,
Дню
Ракетных
войск
Стратегического
назначения.
Мои
воспитанники
являются
постоянными
участниками патриотических мероприятий посвященных Дню вывода войск
из
Афганистана,
Дню
памяти
Героя
России
Сергея
Амосова,
Встрече
солдатских поколений. Очень часто праздничные выступления включают в
себя
комплекс
мероприятий: экскурсии,
тематические
вечера,
встречи
ветеранов
с
молодым
поколением,
всё
это
способствует
осознанию
неповторимости
Отечества,
его
судьбы,
формированию
гордости
за
сопричастность к деяниям предков, развитию чувства уважения к старшим.
Всё
выше
сказанное
подтверждает,
что
сущность
воспитания
патриотических
чувств
состоит
в
эмоциональном
стимулировании
переживаний субъектом отношений к родной стране. Присутствие детей на
таких мероприятиях не может проходить для них бесследно. Прибывая в
торжественной
обстановке
дети
видят
как
соблюдаются
традиции
в
проведении
ежегодных
мероприятий.
Участие
в
таких
мероприятиях
вызывает у детей
огромное чувство ответственности, дети приобретают
бе сценный
опыт,
который
также
спо собствует
развитию
и х
гражданственности и национального самосознания.
И это очень ценно, ведь
включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений,
традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых,
непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы
его жизнедеятельности.
На
сегодняшний
день
в
репертуаре
моего
коллектива
большое
количество
песен
патриотического
характера.
Все
их
тексты
глубоко
осознанны, пережиты детьми, и эмоционально передаются в их исполнении.
Исполняя все эти песни, участники группы всегда получали и получают
большой
отклик
зрительного
зала
и,
конечно,
сами
переживают
массу
положительных эмоций. Зритель всегда очень тепло принимает коллектив за
его искренность, теплоту и профессионализм в исполнении.
В подтверждении вышесказанного можно отметить, что вокальный
коллектив
«До-Ми-Солька»»
имеет
Свидетельство
о
внесении
его
в
ежегодное издание «Золотой фонд города Новосибирска» в 2011 году.
И еще немаловажно добавить, что школьный возраст является наиболее
оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как
это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и
жизненных
идеалов.
Но
на
каждом
возрастном
этапе
работа
по
патриотическому
воспитанию
имеет
свои
особенности. Самый трудный и
сложный
из
всех
детских
возрастов,
представляющий
собой
период
становления
личности,
это
подростковый
возраст.
В
возрастной
психологической
науке
этот
этап
характеризуется
как
крайне
противоречивый, даже критический. Вместе с тем, это самый ответственный
период,
поскольку
здесь
закладываются
основы
нравственности,
формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Именно в этом возрасте происходит усвоение моральных и этических норм,
формируется
представление
о
себе,
окружающих
людях,
закладывается
фундамент осознанного отношения к делу, активной жизненной позиции.
Полагаю, что вокальный коллектив имеет немало возможностей для
организации
целенаправленной
и
полноценной
воспитательной
работы
в
данном
направлении.
Ведь
музыкальное
воспитание
является
одним
из
средств
формирования
личности
ребенка,
воздействуя
на
процесс
становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Как было
отмечено выше, именно музыкальное искусство создает тот эмоциональный
фон, на котором легче усваиваются знания и формируются положительные
качества личности. К этим качествам относятся:
• открытость как проявление активного интереса к другому человеку;
• организованность как соблюдение определенного порядка, принятого в
коллективе,
выполнение
обязанностей,
взятых
на
себя
с
учетом
общих
интересов и собственных желаний;
•
ответственность как принятие коллективной цели, добросовестное
отношение
к
делу,
обязанность
и
способность
ребенка
отвечать
за
совершенные действия и их последствия;
•
коллективизм как
форма
социальной
взаимосвязи
на
основе
солидарности, взаимопомощи и объективной требовательности друг к другу,
где
приоритет
отдается
коллективным
целям
по
сравнению
с
целями
личными.
Яркие
художественные
произведения
способные
в ыз ват ь
эмоциональный
отклик,
воздействуя
на
эстетическую
сторону
души,
становятся
источником
и
средством
патриотического
воспитания
детей.
Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм,
композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему
миру. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает ее.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует
его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным,
чем уговоры. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-
образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Роль и значение репертуара в воспитании чувства патриотизма
у детей на разных этапах вокально-хоровой работы
Решение задач воспитания чувства патриотизма у детей видится нам в
многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в
воспитании,
посредством
репертуара
вокального
искусства.
Работа
с
вокальным коллективом может носить социально-педагогический смысл, в
котором
будет
органично
сочетаться
художественно-исполнительский
и
воспитательный
процесс
патриотической
направленности.
Решение
этой
задачи тесно связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа.
От
качества,
художественного
уровня
и
социально-педагогического
потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность
занятий, творческий рост коллектива. Вопрос о репертуаре тесно связан с
содержанием, направленностью деятельности вокально-хорового коллектива,
с той ролью, которую коллектив играет в жизни общества.
Вся работа с вокальным коллективом, подбор репертуара в частности,
требует
от
руководителя
ясного
перспективного
представления
о
педагогическом
процессе
как
единой,
согласованной
и
последовательно
проводимой
системе
воспитания
и
обучения
детей.
Социально-
педагогический смысл работы с вокальным коллективом – в органичном
сочетании
художественно-исполнительского
и
воспитательного
процессов,
придании им патриотической направленности. Решение этой задачи связано с
репертуаром,
вокруг
которого
и
строится
вся
работа.
От
качества,
художественного
уровня
и
социально-педагогического
потенциала
исполняемых
произведений
зависит
во
многом
эффективность
занятий,
творческий
рост
коллектива.
Вопрос
о
репертуаре
тесно
связан
с
содержанием, направленностью деятельности вокально-хорового коллектива,
с той ролью, которую он играет в жизни общества.
Проблема репертуара заслуживает повышенного внимания. Основными
задачами
являются:
организация
работы
по
созданию
интересного
и
полноценного
репертуара.
Подбор
репертуара
–
дело
непростое,
хотя,
конечно, выработаны критерии и принципы его оценки. Одним из критериев
при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара
исполнительским и художественным возможностям коллектива. Проблему
учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы
коллектива,
когда
участники
овладевают
исполнительскими
навыками,
вырабатывают
исходные
эстетические
позиции,
устанавливают
субъект-
субъектные взаимоотношения между собой и руководителем.
Произведения
для
вокального
коллектива
должны
быть
интересны
участникам и не должны представлять, особенно на первом этапе, больших
технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует
быстрому
совершенствованию
мастерства
участников,
развитию
и
закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к
творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю
культуру, развивает эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым
он должен отвечать и как учебный, он обладает еще и целым рядом качеств.
С
его
помощью
решаются
широкие
художественно-исполнительские
и
социально-педагогические
задачи.
Именно
яркие
художественные
произведения,
выражающие
мир
больших
мыслей
и
глубоких
чувств
человека,
способные
вызвать
эмоциональный
отклик,
воздействуя
на
эстетическую
сторону
души,
становятся
источником
и
средством
патриотического воспитания.
Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного
видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы,
в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор
дополняют
друг
друга,
обеспечивая
тем
самым
решение
единых
художественно-творческих и воспитательных задач.
Воспитательные возможности любого музыкального произведения, как
бы
ни
были
велики
его
художественные
достоинства,
окажутся
нереализованными,
если
у
ребёнка
не
воспитана
эмоциональная
отзывчивость
на
красоту
воспринимаемой
и
исполняемой
музыки.
Если
данные
ценности
не
будут
поддерживаться
семьёй.
Потому
при
выборе
репертуара
мне
как
педагогу
необходимо
учитывать
степень
сложности
материала как технической, так и содержательной. Здесь важна интуиция и
чуткость меня как педагога, важно уметь верно рассчитать способности своих
воспитанников
и
заинтересованность
родителей
в
данном
направлении
воспитания их детей. Таким образом, музыкальный репертуар должен иметь:
-
развивающий
и
воспитывающий
характер
словесно-музыкального
материала;
-
доступность
содержания,
понятность
образов,
соответствие
жизненному опыту и возрасту детей;
-
посильность
вокально-интонационного
материала
-
степень
сложности должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;
- яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия
как интеграция художественного, образного, интонационного);
- гуманистический характер произведения, утверждение позитивного
жизненного начала;
- отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты,
любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно,
что
каждое
репертуарное
произведение
не
может
включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им
отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучении и воспитании
детей. При работе с детьми над репертуаром, необходимо затрагивать и
обсуждать
проблемы,
позволяющие
формировать
навыки
критического
мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной
морали.
На
занятиях
я
как
педагог
имею
возможность
влиять
на
формирование мировоззрения детей, на их нравственный облик, так как в
вокальном
творчестве
постоянно
затрагивается
вопрос
отношения
к
содержанию
и
проживанию
той
или
иной
ситуации
детьми.
Работа
над
вокально-хоровыми
навыками
не
должна
является
чисто
технической,
а
должна быть связана с работой над художественным образом произведения.
Педагогу
важно
понять,
что
воспитание
у
детей
эмоциональной
отзывчивости важно не само по себе, а для более полного усвоения тех
нравственных
ценностей,
которые
содержатся
в
идейном
контексте
музыкального
произведения.
Поэтому,
как
показывает
практика,
большое
значение имеет обсуждение с детьми интонационного содержания песни.
Огромное
воспитательное
значение
имеют
произведения
военно-
патриотической
тематики.
Они
формируют
верность
традициям
нашего
славного
прошлого,
гражданскую
зрелость.
Ими,
как
правило,
открывает
коллектив
торже ственные
мероприятия,
придавая
им
о собую
торжественность, выражая духовно-нравственную направленность.
Исследование
роли
репертуара
в
творческом
развитии,
в
патриотическом воспитании детей показало, что репертуар дает многое для
становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть
чужим,
он
должен
стать
неотъемлемой
частью
коллектива.
Само
формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть
спланировано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким
должен быть сам творческий коллектив.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь
к
достижению
нужного
результата.
Репертуар
–
это
лицо
творческого
коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где
каждый
исполнитель
дополняет
друг
друга,
обеспечивая
тем
самым
выполнения единых творческих задач.
Как
и
в
любом
деле,
в
вокальной
деятельности
существуют
определенные устоявшиеся формы и этапы работы. В данном алгоритме по
разучиванию
песни
отмечены
этапы,
которые
в
том
или
ином
виде
присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение
каждый раз разное. (Приложение №1).
Приложение № 1
Алгоритм разучивания песни
Задачи
Предъявляемые
требования
Методы и приемы работы
I. Вступительное слово
- познакомить с
авторами и временем
создания;
- подготовить
восприятие
содержания и смысла
песни;
- создать
эмоциональный
настрой, созвучный
- лаконичность
- содержательная
насыщенность
- эмоциональность
- объяснение
- разъяснение
- беседа
- пример (в том числе и
музыкальный)
- проблемная задача
- демонстрация
(портретов, фотографий,
произведений
изобразительного
характеру
музыкального образа
искусства, творческих
работ детей.)
II. Слушание-знакомство
- продемонстрировать
убедительную
интерпретацию песни;
- увлечь,
заинтересовать детей
песней;
- вызвать у детей
эмоциональный
отклик, эмоциональное
переживание.
- яркость
- выразительность -
увлеченность
- свободное исполнение
наизусть
- соответствие качества
певческого звука,
фразировки,
артикуляции жанру и
стилю произведения.
- исполнение учителя
- исполнение лучшими
учащимися
- исполнение в аудио- или
видеозаписи
- сравнение различных
интерпретаций
- прослеживание по
партитуре.
III. Обсуждение
- опираясь на
достигнутые
эмоциональные
переживания, выявить
отношение детей к
песне;
- выявить уровень
понимания детьми
характера, содержания
и смысла
музыкального образа;
- проанализировать
наиболее важные в
данном контексте
выразительные
средства;
- стимулировать
активность мышления
учащихся;
- формировать
коллективные усилия и
непосредственное
взаимодействие детей,
детей и педагога.
- эмоциональность
- краткость
- активность
- оперативность
- уважение к любому
высказыванию детей
- создание ситуации
общения,
обеспечивающей
проявление
инициативы,
самостоятельности и
естественного
самовыражения.
- беседа
- разъяснение
- пример
- анализ ситуаций
- проблемное задание
- коллективно-трудовая
работа
- дискуссия
- метод эвристических
вопросов.
IV. Разучивание
- постижение смысла
художественного
образа песни;
- построение процесса
разучивания как
- эмоциональность
- конкретность
- тщательная
предварительная
проработка партитуры
- метод предупреждения
ошибок
- метод сравнения;
- фонетический метод
- объяснительно-
постепенного
постижения значения
всех выразительных
средств создания
музыкального образа;
- осмысленность и
эмоциональная
наполненность всей
технологической
работы по
разучиванию песни;
- рассмотрение каждой
песни как этапа
системы
формирования
певческих и хоровых
умений и навыков;
- освоение мелодии и
текста песни;
- тщательная работа
над интонацией,
выразительное
осмысленное
интонирование
каждого интервала;
- формирование
качества звука,
обусловленного
музыкальным образом,
жанром и стилем
произведения;
- вариативность и
смена заданий,
предлагаемых
учащимся;
- сочетание
фронтальной,
групповой и
индивидуальной форм
работы;
- активная
эмоциональная и
интеллектуальная
включенность в
процессе работы,
- планирование каждого
этапа работы
- четкость постановки
учебных задач и
обязательно оценка
качества их выполнения
- отдельная проработка
наиболее сложных мест
- использование
разнообразных методов
работы
- сознательное
отношение детей к
работе.
иллюстративный метод
- репродуктивный метод
- метод мысленного пения
- метод анализа ситуаций
- метод игрового
проектирования
- метод разучивания по
слуху
- метод свободного
дирижирования
- метод высотного
моделирования
- метод пластического
интонирования
- метод создания
ассоциаций
- метод театрализации
- метод работы по
партитуре
- метод
сольфеджирования
- метод сольмизации
- пение с опорой на
нотную запись
- транспонирование песни
или ее части в удобную
тональность
- пение вокализом песен
или их частей
- выстраивание первого
звука
- настройка на
тональность
- вычленение из текста
песни и интонационное
освоение наиболее
сложных мелодических
оборотов
- прохлопывание ритма по
слуху, по графической или
нотной записи голоса из
звучащей партитуры
- выстраивание на
фермате созвучий,
аккордов
создание условий для
выявления творческих
потенций личности;
- построение процесса
разучивания на основе
оценки детьми
результатов своей
певческой
деятельности;
- формирование
рефлексии в процессе
певческой
деятельности;
- соблюдение
принципа успешности
в обучении, создание
атмосферы
увлекательного
совместного действия.
- произношение текста
песни активным шепотом
- активная артикуляция
текста при пении про
себя.
V. Впевание
- освоение формы в
процессе целостного
исполнения;
- доминирование
исполнительских
задач;
- достижение
необходимого качества
певческого звучания;
- достижение
необходимого уровня
освоения
технологических задач,
дающих возможность
свободно
музицировать;
- стимулирование
творческого
отношения детей к
исполнительской
деятельности;
- активное обсуждение
предполагаемой
интерпретации и
результатов
- одухотворенность
- включенность в
активноемузицировани
е
- творческое отношение
учителя и учащихся
- ощущение живого
сотворения музыки
- диалог учителя и
учеников с автором и
музыкальным
произведением
- абсолютное взаимное
доверие хора и
дирижера.
- целостное исполнение
- сравнение различных
интерпретаций различных
исполнителей
- сравнение
интерпретаций данного
коллектива или
исполнителя
- звукозапись исполнения
с последующим
обсуждением
- исполнение для
выбранных в хоре
экспертов с последующим
обсуждением
- исполнение в
концертном зале.
исполнительской
деятельности.
VI. Концертное исполнение
- создание условий для
наиболее яркого
воплощения
музыкального образа;
- стимулирование
творческого
эмоционального
подъема;
- создание
необходимого
эмоционального
настроя;
- организация
энергетического
взаимодействия
вокального коллектива
и руководителя в
процессе исполнения.
- одухотворенность
- собранность
- внимательность
- волевая
сконцентрированность
- умение эмоционально
раскрываться в
процессе исполнения
- активное, творческое
музицирование
- сотворчество
- полная самоотдача
- проживание
музыкального образа
исполняемого
произведения.
- метод создания
эмоционального
состояния
- метод театрализации
- приемы взаимодействия
коллектива и
руководителя.
Все эти этапы условны, потому, что они неотделимы друг от друга и
создают единое целое. Сам процесс освоения музыкального произведения
всегда
связан
с
кропотливой
работой
по
преодолению
художественно-
исполнительских
или
технических
трудностей,
а
потому
на
всех
этапах
работы
воспитывает
в
детях
трудолюбие,
заставляет
их
подчинять
свои
личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются благодаря
целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара, так как
на каждом этапе разучивания вокально-хорового произведения есть главная
цель,
которая
направлена
на
воспитание
личности
ребёнка
через
вышеизложенные
задачи,
предъявляемые
требования
и
через
описанные
методы и приёмы.
Влияние концертной деятельности учащихся на повышение
их уровня развития патриотизма
Концертно-исполнительская
деятельность
–
важнейшая
часть
творческой
работы
вокального
коллектива.
Она
является
логическим
завершением всех репетиционных и педагогических процессов и занимает
особое
место
в
работе
вокальной
группы
«До-Ми-Солька»
по
патриотическому воспитанию детей.
Коллектив
постоянно
ведёт
систематическую
концертную
работу
с
посильной нормой концертов, так как невозможно поднять уровень работы,
учебно-репетиционную
культуру,
исполнительское
ма с т е р с т во ,
воспитательное воздействие на самих исполнителей, если все это не будет
подчинено
задачам
концертно-исполнительской
и
образовательной
деятельности.
Концерт
ставит
все
на
свои
места,
проясняет
ошибки
и
недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы.
В
успешном
выступлении
большую
роль
играет
психологический
настрой
детей,
создание
атмосферы
успеха,
творческого
подъема.
Предконцертная репетиция даёт хороший эмоциональный заряд, который
способствует
выразительному
исполнению
репертуара.
Выступление
коллектива
на
высокохудожественном
уровне
в
свою
очередь
ведёт
к
получению
эмоционального
отклика
у
слушателей,
что
рождает
у
детей
чувство сопричастности к происходящим событиям в обществе. Желательно,
чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так
как
мнимый
отдых
перед
выступлением
только
расслабляет
участников,
снижает
их
внимательность,
исполнительский
накал,
которые
были
до-
стигнуты в ходе распевания.
Каждое
выступление
внимательно
и
детально
анализируется,
откровенно
обсуждается
на
ближайшем
занятии
коллектива,
чтобы
в
дальнейшем
более
осознанно
работать
над
содержанием
материала
и
выразительностью
его
исполнения,
совершенствуя
при
этом
вокально-
хоровые навыки. Большую помощь в этом могут оказать аудио и видеозаписи
концертов. Обсуждение строится таким образом, чтобы участники могли
сами
проанализировать
и
критически
оценить
свое
выступление.
Руководитель,
обобщая
разговор,
отмечает
как
положительные,
так
и
отрицательные
моменты
исполнения,
делает
рекомендации
на
будущее,
намечая пути дальнейшего роста коллектива.
Публичное выступление коллектива на концертах вызывает у детей
особое
психологическое
состояние,
определяющееся
эмоциональной
приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость
от
соприкосновения
с
историей
своей
страны
и причастности
к
её
традициям. Вокальная
группа
«До-Ми-Солька»
ежегодно
принимает
активное участие в проведении
праздничных мероприятий городского и
районного
уровня.
В
первую
очередь,
это
мероприятия,
посвященные
государственным
праздникам:
Дню
защитника
Отечества,
9
Мая,
Дню
защиты
детей,
Дню
Матери,
Дню
Государственного
флага
Российской
Федерации, Дню знаний, Дню Ракетных войск стратегического назначения.
Кроме
того,
дети
с
большим
удовольствием
принимают
участие
в
проведении любимых праздников жителей Новосибирска, таких как День
города,
День
Калининского
района,
День
добрососедства.
Очень
часто
праздничные
выступления
включают
в
себя
комплекс
мероприятий:
экскурсии, тематические вечера, встречи ветеранов с молодым поколением,
всё это способствует осознанию неповторимости Отечества, его судьбы,
формированию гордости за сопричастность к деяниям предков, развитию
чувства
уважения
к
старшим.
Всё
выше
сказанное
подтверждает,
что
сущность
воспитания
патриотических
чувств
состоит
в
эмоциональном
стимулировании
переживаний
субъектом
отношений
к
родной
стране.
Присутствие детей на таких мероприятиях не может проходить для них
бесследно.
Прибывая
в
торжественной
обстановке
дети
видят
как
соблюдаются традиции в проведении ежегодных мероприятий. Участие в
таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности,
дети приобретают бесценный опыт, который также способствует развитию
их гражданственности и национального самосознания.
Однако
не
только
в
этом
заключается
концертная
деятельность
вокальной группы «До-Ми-Солька». Группа постоянно принимает активное
участие
в
городских
вокальных
конкурсах
и
других
торжественных
мероприятиях патриотической направленности. Три года подряд коллектив
«До-Ми-Солька» становился
Лауреатом
первой
степени
на
городском
конкурсе
«Желаю
тебе,
Земля
моя»,
в
своей
возрастной
категории,
в
номинации вокальное исполнение, ансамблевое пение.
В начале 2010 года с песней «Сто святых церквей» В.Морозова на сл.
М.Красиковой группа «До-Ми-Солька» получила Диплом Лауреата первой
степени на конкурсе «Желаю тебе земля моя», а весной этого же года с этой
же
песней
«Сто
святых
церквей»,
группа
«До-Ми-Солька» прошла
тур
районного
фестиваля
и
городской
этап
областного
фестиваля,
получив
диплом
Лауреата
фестиваля
детского
и
юношеского
творчества
«Салют
Победы», 9 мая 2011года, исполняя песню Светланы Ранда «Птицы белые»
на
главной
сцене
г.
Новосибирска,
на
площади
им.
Ленина
вокальный
коллектив «До-Ми-Солька» был награждён Диплом I-й степени городского
конкурса-фестиваля
военно-патриотической
песни
«Я
сберегу
и
сыну
завещаю»,
а
в
августе
2012
года
коллектив
получил
Диплом
Лауреата
городского
фестиваля
патриотической
песни,
посвящённого
Дню
Государственного флага Российской Федерации за исполнение прекрасной
песни «Васильковая страна» муз. В.Осошника, сл. Н.Осошник.
Участие в таких конкурсах возлагает на детей большую ответственность, так
как они отстаивают честь своего образовательного учреждения, честь своего
района. Победы в конкурсах дают возможность детям испытывать чувство
гордости за свой коллектив, за оценку своего участия в социально значимых
мероприятиях города.
Используя педагогический репертуар, отвечающий как общим задачам
музыкального обучения, так и задачам патриотического воспитания, мною
применяются следующие внеаудиторные формы работы:
- участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности и
творчества;
-
участие
в
культурно-просветительных
и
героико-патриотических
акциях;
- участие в творческих встречах с интересными людьми (например,
героями ВОВ);
-
героико-патриотические
акции
«Памяти
героев
России»,
«Вахта
памяти» и т.п.
Форма
работы
по
патриотическому
воспитанию
детей
является
интегративной. В
целом
все
направления
деятельности
в
вокальном
коллективе способствуют созданию единого воспитывающего пространства,
которое позволяет акцентировать внимание учащихся на воспитательном
значении
исполняемых
произведений
с
точки
зрения,
прежде
всего,
патриотической
направленности
их
содержания
и
его
влияния
на
возникновение и развитие патриотических чувств.
Оценка
патриотического
воспитания
детей
в
условиях вокальной
студии
«До-Ми-Солька»
предполагает
не
только
диагностическое
тестирование, но и педагогическое наблюдение, которое даёт возможность
постоянно контролировать эмоциональные проявления учащихся во время
концертных
и
конкурсных
выступлений,
практические
действия
воспитанников, их высказывания, динамику взаимоотношений в коллективе,
что
позволяет
также
контролировать
динамику
формирующихся
патриотических чувств.
Итак, в результате проведенной эксперименально-практической работы
можно
сделать
вывод
о
том,
что
подобранный
музыкальный
репертуар,
совокупность приемов и методов работы по организации и проведению
процесса
вокально-исполнительской
деятельности
школьников
действительно способствуют патриотическому воспитанию детей.
Методы,
в
основе
которых
лежат
способы
организации
занятий
вокальной
группы
«До-Ми-Солька», способствующие
повышению
эффективности патриотического воспитания:
1. Словесный метод обучения (устное изложение, беседа, анализ текста,
анализ структуры музыкального произведения).
Особое
ме сто
в словесных
методах
занимают
художественные
разъяснения с использованием слов-образов и внушений. Художественное
разъяснение включает комментарий о художественных особенностях, форме
и
содержании
произведения
с
целью
акцентирования
внимания
на
патриотических
чертах,
идеях,
как
произведения,
так
и
его
создателя,
мелодических,
стилистических
и
жанровых
особенностях
вокального
творчества.
Данный
ме т о д помогает
ученику
глубже
понять
сущность
категории «патриотизм», проникнуться идеями культурно-патриотического
воспитания.
2. Наглядный метод обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций,
исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу).
3. Практический метод обучения.
С учетом специфики музыкального искусства в работе над вокальными
произведениями,
с
целью
патриотического
воспитания,
сочетаются
следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный – когда педагог показывает отдельный
фрагмент
исполнительского
воплощения
музыкального
произведения
и
аргументирует свои действия, для более осознанного восприятия детьми
эмоционально-возвышенного отношения к своему Отечеству;
репродуктивный, заключающийся в многократном повторении детьми
отдельных музыкальных фраз и предложений с целью развития вокально-
хоровых
навыков,
которые
необходимы
для
высокохудожественного
исполнения вокальных произведений патриотического содержания. В этом
случае
содержание
вокального
репертуара
становится
осознанным,
эмоционально-окрашенным,
и
приобретает
возможность
способствовать
формированию личного отношение к родной стране;
метод
стимулирования
музыкальной
деятельности,
применяется
для
создания
эмоционально-творческой
атмосферы,
что
в
свою
очередь
формирует интерес к разучиванию репертуара патриотического содержания;
метод эмоционального воздействия проявляется в умении педагога
выражать свое отношение к музыкальному произведению словом, мимикой,
жестами, для создания эмоционального фона, на котором легче усваиваются
знания и формируются положительные качества личности, что являться базой
патриотического сознания;
поисково-творческий
–
когда
участники
коллектива
сами
видят
исполнительскую задачу и находят пути ее решения. Проблемно-поисковые
методы способствуют приобретению творческого опыта у детей, а также
способствуют патриотическому воспитанию детей через вовлечение их в
систему коллективных творческих дел, для развития их социального опыта и
гражданского самосознания.
Чтобы
творческие
проявления
детей
на
занятиях
в
вокальном
коллективе имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер
патриотической направленности, рекомендуется применять разнообразный
комплекс педагогических воздействий, который выражается в следующем:
отбор
музыкальных
произведений,
отвечающих
общепринятым
дидактическим требованиям, на основе которых будут формироваться
конкретные творческие навыки, и система знаний о своей Родине;
создание на занятиях вокального коллектива атмосферы творческой
активности, заинтересованности, непринужденности позволяет детям
включать
эмоционально
окрашенные
представления
(образы
политических,
этнокультурных,
пейзажных
явлений
и
предметов,
собственных действий по отношению к Отечеству;
демонстрация
(в
записи)
образцов
исполнительского
мастерства
профессиональных
вокально-хоровых
коллективов
также
может
рассматриваться
как
форма патриотического
воспитания,
которое
сегодня
трактуется
как
процесс
освоения
наследия
традиционной
отечественной
культуры,
формирования
отношения
к
государству
и
обществу, в котором живет человек;
участие
коллектива
в
концертной
и
музыкально-просветительской
деятельности даёт возможность детям выразить своё непосредственное
эмоционально-действенное
отношение
к
происходящим
событиям
в
обществе, что формирует у них гражданственность и национальное
самосознание.
Музыкальную
основу
«Программы»
составляют
вокальные
произведения для детей и юношества, песни современных композиторов и
исполнителей. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в
освоении содержания программы. Для достижения цели и решения задач
патриотического воспитания детей, тематика вокально-хорового репертуара
имеет широкую духовную направленность, для того чтобы стала возможной
подлинная, а не поверхностно-сюжетная связь музыки и жизни.
Таким
образом,
репертуарная
политика
имеет
приоритетное
направление в работе вокальной группы «До-Ми-Солька». С первых лет
существования
коллектива
в
его
репертуаре
всегда
преобладали
песни
патриотического характера: о Родине, об Армии, о Мире. Это не случайно,
так как данный коллектив образовался в военном городке и развивался на
базе
Дома
Культуры
Российской
Армии
Глуховской
Гвардейской
Краснознамённой Орденоносной дивизии Ракетных войск стратегического
назначения.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию детей большое
значение
в
данном
коллективе
отводится
подбору
репертуара,
главным
критерием
которого,
является
его
содержательная
сторона.
В
процессе
работы над песней большую роль играют чувства, которые она вызывает,
духовные
ценности,
которые
дети
приобретают,
осваивая
тот
или
иной
материал.
И,
что
немало
важно
–
действия,
практически
реализующие
вышеуказанные ценности и чувства. Смысл и содержание музыкального
образа,
его
бытийная
значимость
всегда
являются
основой
выбора
репертуара.
На всех этапах работы над песней решаются учебно-воспитательные
задачи
по
патриотическому
воспитанию
детей. Например,
в
процессе
выявления
эмоционально-смыслового
содержания
песен
о
Великой
Отечественной
войне
у
педагога
всегда
есть
возможность рассказать об
истории своей Родины, а учащимся узнать о подвигах людей в годы Великой
Отечественной
войны. Так, во время работы над песней Новосибирского
автора Светланы Ранда «Птицы белые», (текст в «Приложении 3») была
проведена работа по формированию осознанного отношения к Отечеству, его
прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей.
На
первых
занятиях
в
работе
над
данной
песней,
детям
был
предложен
просмотр хроники Великой Отечественной войны с цитатами из книги Юрия
Бондарева «Последние залпы». Данный материал не оставил равнодушным
никого. Дети очень активно принимали участие в обсуждении поставленных
вопросов: «Что толкало людей на подвиги?», «Почему нельзя забывать о
подвиге советского народа в годы войны?» Данная форма работы на этапе
знакомства с песней помогла в процессе разучивания произведения уделить
внимание
не
только
усвоению
нотного
текста,
но
и
осмыслению
литературного текста, как важного средства создания музыкального образа.
В
последующем,
когда
в
работу
брались
такие
произведения
как
«Обелиск» муз. Р.Зоновой сл. С.Изместьевой, «Закаты алые» сл. Н.Осошник,
муз В.Осошника., (тексты в «Приложении 3») дети уже проявляли больше
самостоятельности
и
активности
при
осмысленной
выразительности
исполнения песни. Воплощение этого замысла способствовало достижению
осознанного
исполнения
произведения.
При
работе
над
выразительным
исполнением песни необходимо всегда вызывать эмоциональный отклик у
детей
на
музыкальный
материал.
А
затем,
опираясь
на
достигнутые
эмоциональные
переживания,
выявлять
уровень
понимания
детьми
характера, содержания и смысла музыкального образа, стимулируя личное
эмоциональное отношение к содержанию произведения.
В
создании
музыкального
образа
большое
значение
уделяется
пластическому интонированию. Для этого важны практические занятия по
хореографии. Эстетичность, пластичность и сценическая культура – всё это
необходимые
составляющие
для
создания
единого
образа
произведения.
Здесь очень важно использовать оправданные жесты и движения по тексту
песни. Оттачивание возможных вариантов движений сценического образа,
способствует
яркому,
убедительному,
эмоциональному
исполнению
произведения.
Выражение
лица,
мимика,
владение
собой,
устранение
волнения на сцене, так же работают на создание единого образа.
Занятия,
как
организационная
форма
обучения,
дают
возможность
планомерно
и
систематически
воздействовать
на
формирование
художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу
и самому учебному процессу. Это воздействие достигается использованием
высокохудожественного материала, самим ходом процесса обучения.
В продолжение темы о Мире, в работу была взята песня «Не отнимайте
солнце у детей» (муз. Е.Лучникова, Е.Бондаренко, сл. В.Попкова). Во время
работы над ней было проведено большое количество бесед на тему войны в
современном мире. В дальнейшей работе над произведением дети с большим
интересом включались в дискуссию по содержанию песни, которое явилось
основой для диалога с детьми. А своё личностное отношение к заданной теме
проявляли
и
проявляют
в
эмоциональных
переживаниях,
которые
ориентируют их на действия, приносящие благо Отчеству.
Особое
место
в
нашем
репертуаре
занимает
песня
«Сто
святых
церквей», муз. В. Морозова, сл. С. Красикова (тексты в «Приложении 3»)
Этот материал вызывает у детей большой эмоциональный отклик не
один год, он побуждает детей ценить и любить красоту русской природы,
вызывает
у
них
глубокое
уважение
к
духовно-нравственному
наследию
народа.
И
в
то
же
время,
формирует
историческую
ответственность
за
происходящее в обществе, вселяя веру в будущее России. Все эти процессы
происходят во время работы над песней по «спирали». Постепенно, постигая
значения всех выразительных средств создания музыкального образа, у детей
приходила
осмысленность
и
эмоциональная
наполненность
всей
технологической
работы
в
процессе
разучивания
песни.
Этому
способствовали неоднократные беседы, знакомство с репродукциями картин
русских художников с осенним пейзажем, фотографии церквей с золотыми
куполами. Работая над песней «Сто святых церквей», мы с детьми пришли к
выводу, что осень - время для размышлений о жизни, о будущем, о Родине, «о
самом главном».
Россия
–
страна
осенняя…
Осенняя
позолота
куполов…,
-
эти
словосочетания детям стали теперь ясны. Как и то, что для православного
человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления,
царственности и небесной славы.
Разбирая значение словосочетаний, у детей
развивалось
умение
видеть
в
тексте
образы-символы
и
постигать
их
содержание, что способствовало зарождению веры в силы и возможности
своего народа, осознанию величия и роли Отечества в истории.
Именно такие яркие произведения выражающие мир больших мыслей
и
глубоких
чувств
человека,
способные
вызвать
эмоциональный
отклик,
воздействуя на эстетическую сторону души ребёнка, становятся источником
и средством его патриотического воспитания.
В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях с этой
песней, слушая их высказывания после концертов, о том, какое воздействие
оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства
гордости за свою страну, растёт эмоциональная
отзывчивость на события
общественной жизни. Работая над данным музыкальным материалом, были
созданы условия для начала становления граждан, обладающих позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе
в интересах общества.
Воспитание ребёнка как гражданина, должно начинаться с его малой
Родины – родного города. И эта тема также нашла отражение в репертуаре
детской вокальной студии «До-Ми-Солька».
В своей творческой работе я, как руководитель вокального коллектива,
имела опыт тесного творческого сотрудничества с автором многочисленных
песен
о
Новосибирске
Любовью
Шихуцкой.
И
в
создании
песни
«Новосибирский вальс» принимала непосредственное участие, за что мой
коллектив получил право первым исполнить эту песню. В процессе работы
над
песней
пришли
к
мнению,
что
эта
песня
сольная
и
коллективное
исполнение её не уместно. Тогда в коллективе был объявлен конкурс на
лучшее исполнение «Новосибирского вальса». Детям было объявлено, что
главным критерием оценки их исполнения, будет являться выразительность, с
помощью которой необходимо передать личное отношение к родному городу.
Дети по-своему интерпретировали своё исполнение данной песни, и надо
отметить, что в их творчестве было много интересных решений. Эта форма
работы вызвала очень живой интерес к данной теме. Каждый мог поделиться
своими мыслями о том, за что он любит свой город, какие возможности он
даёт каждому из нас, чем
отличается наш город от других городов и т.д.
Совместно
с
детьми,
аргументированно
был
выбран
лучший
вариант
исполнения «Новосибирского вальса». А на городском конкурсе «Желаю тебе,
Земля
моя»,
«Новосибирский
вальс»
принес
победу
солистке
вокальной
студии
«До-Ми-Солька».
И
сегодня
эта
песня
находится
в
«копилке»
репертуара коллектива.
Необходимо отметить, что в репертуаре вокального коллектива «До-
Ми-Солька» преобладают песни с многоголосным переложением, которые на
первый взгляд никак не связаны с воспитанием патриотизма, но требуют
особых усилий для освоения музыкального материала.
Вокально-хоровая
работа предполагает большую самоотдачу каждого члена коллектива, что в
свою очередь
формирует ответственное и творческое отношение к общей
поставленной цели, подчиняя свои личные интересы общественным. Кроме
того, высокохудожественное исполнение вокального репертуара способствует
созданию
положительного
эффекта
на
патриотическое
воспитание
слаженным многоголосным исполнением, подкреплённым соответствующим
содержанием.
Наряду с вышеизложенными требованиями, подбирается такая форма
общения с детьми, при которой выполняются вокально-хоровые задачи, и
строится фундамент работы по патриотическому воспитанию. На репетициях
создаётся
особенный
эмоциональный
тонус,
сообразный
художественным
задачам
и
воспитательным
целям
по формированию
патриота-человека.
Поставленные цели дают возможность педагогу формировать у детей умение
трудиться и жить в коллективе. Это очень хорошо способствует пониманию
детьми степени ответственности каждого члена коллектива в достижении
поставленной
цели
и
формирует
ответственное
отношение
к
жизни
коллектива,
требует
большой
дисциплинированности
от
каждого
его
участника, что достигается в данном коллективе успешно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный проект показал, что патриотическое воспитание детей
может
проходить
успешно
и
эффективно
в
условиях
вокально-
исполнительской
деятельности
коллектива,
при
тесном
взаимодействии
с
родителями, выполняя задачи по патриотическому воспитанию посредством
специально
подобранного
вокального
репертуара
патриотического
содержания,
способствующего
формированию
патриотических
чувств,
общечеловеческих ценностей, нравственной позиции творческой личности.
Воспитательный
процесс
на
занятиях
в
вокальном
коллективе
направлен на реализацию задач по патриотическому воспитанию детей и
осуществляется через различные виды музыкальной деятельности.
Эффективность занятий в воспитании патриотизма напрямую зависит от
качества,
художественного
уровня
и
патриотического
потенциала
исполняемых произведений, что демонстрируется на примере репертуарной
политики детской вокальной студии «До-Ми-Солька».
Произведениями патриотического характера коллектив, как правило,
открывает
торжественные
мероприятия,
придавая
им
особую
атмосферу,
поддерживая
их
духовно-нравственную
направленность.
Кроме
этого
коллектив вокальной студии«До-Ми-Солька» постоянно принимает активное
участие
в
городских
вокальных
конкурсах-фестивалях,
которые
способствуют:
-
популяризации
песен
патриотического
содержания,
как
особо
значимого социально-культурного пласта отечественной культуры.
- укреплению гражданской позиции детей,
- развитию у школьников уважения и любви к Родине, ее истории,
культуре, традициям;
-
сохранению
преемственности
поколений,
памяти
о
воинах
–
защитниках отечества.
Экспериментально-практическая работа в реализации данного проекта
по
воспитанию
патриотизма
участников
вокального
коллектива
подтверждает,
что специально
организованный
процесс
вокально-
исполнительской деятельности учащихся в условиях вокального коллектива
способствует тому, что у детей заметно вырос интерес к окружающему миру,
возросла эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни.
Воспитанники
вокального
коллектива испытывают подлинную радость от
соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям, о
чём
говорит
особое
психологическое
состояние,
определяющееся
эмоциональной
приподнятостью
и
взволнованностью
детей
во
время
их
выступлений.