Напоминание

Программа ФГТ по саксофону


Автор: Иванаевский Дмитрий Анатольевич
Должность: преподаватель духового отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Уруссинская Детская Школа Искусств" Ютазинского района
Населённый пункт: п.г.т Уруссу, Ютазинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа ФГТ по саксофону
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................ 3

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..................................................... 5

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ............ 26

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК ...................... 27

V МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА........................................................................................................... 29

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ................................ .................................................................... 31

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента

«саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области

музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне,

получение ими художественного образования, а также на эстетическое

воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет

целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества,

необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа

рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,

умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления

самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать

объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с

преподавателем.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (саксофон)» для

детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в

возрасте:

- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

- с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного

общего образования или среднего (полного) общего образования и

основные профессиональные образовательные программы в области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

«Специальность (саксофон)»:

Форма роведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать

ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-

психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон)».

Цели:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на

основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих

воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных

жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

• выявление наиболее одаренных детей в области музыкального

исполнительства на саксофоне и подготовки их к дальнейшему поступлению

в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы

среднего профессионального образования в области искусств.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному

творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для

музыкального исполнительства на саксофоне;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на

саксофоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения

соло и в ансамбле;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для

реализации художественного замысла композитора;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным

материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных

выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной

мотивации к продолжению профессионального обучения.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность

(саксофон)».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для

занятий по учебному предмету «Специальность (саксофон)» имеют площадь

не менее 9 кв. м и звукоизоляцию. В ДШИ созданы условия для содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Учебные аудиториии оснащены инструментами (саксофон, фортепиано),

пюпитрами для нот; необходимой мебелью: столом для преподавателя,

стульями, шкафом для нот и методической литературы.

Срок обучения - 5 (6) лет

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для

освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения – 8(9) лет.

Первый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на

кларнете по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах

рекомендуется обучение на блокфлейте.

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии. Образовательное учреждение может

планировать в конце учебного года переводной зачет.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на

блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в

тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие

упражнения и пьесы.

Примерный репертуарный список.

Упражнения и этюды:

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004 Кискачи А. Школа для

начинающих. Т. I. М., 2007.

Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002 .

Пьесы:

Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:

Оленчик И. Хорал

Русская народная песня «Зайка»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»

Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»

Чешская народная песня «Аннушка»

Русская народная песня «Сидел Ваня»

Моцарт В. Майская песня

Моцарт В. Аллегретто

Калинников В. Тень-тень

Чешская народная песня «Пастушок»

Бетховен Л. Экоссез

Бах Ф.Э. Марш

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Пушечников И. Дятел

Витлин В. Кошечка

Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня

Кабалевский Д. Про Петю

Майзель Б. Кораблик

Моцарт В. Вальс

Кискачи А.— Школа для начинающих. Ч. I

Русская народная песня «Про кота»

Русская народная песня «Как под горкой»

Беларусская народная песня «Перепелочка»

Бетховен Л. Сурок

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Перселл Г. Ария

Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)

Вивальди А. Зима (фрагмент)

Лойе Ж. Соната

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Моцарт В. Вальс

Чешская народная песня «Пастушок»

2 вариант

Перселл Г. Ария

Бах Ф.Э. Марш

Второй класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух

знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). 10-15

этюдов средней трудности (по нотам). Пьесы. Развитие навыков чтения с

листа.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)

Пьесы

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты

Бах И.С. Менуэт

Бах И.С. Полонез

Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан».

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан».

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».

Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества».

Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества».

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

Беллини В. Отрывок из оперы «Норма».

Гендель Г. Бурре.

Гайдн Й. Серенада.

Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома».

Чайковский П. Грустная песенка.

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома».

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте

Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)

Шапорин Ю. Колыбельная

Чайковский П. Итальянская песенка

Бах И.С. Менуэт

Кискачи А.— Школа для начинающих. Ч. II

Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»

Гендель Г. Бурре

2 вариант

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2 Чайковский П. Вальс из

«Детского альбома».

Третий класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Перевод учащегося с блокфлейты на саксофон.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ля минор в одну октаву.

Хроматическая гамма от ноты «ре» первой октавы до ноты «ре» второй

октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-15 этюдов (по нотам).

8-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

В.Иванов «Основы индивидуальной техники саксофониста» М., 1983

Л. Нихаус «12 джазовых упражнений и 10 мелодий для начинающих».

Голливуд, Калифорния 1966 г.

«Гаммы, этюды и упражнения» - Москва: «Музыка», 1988г.

Пьесы

«Хрестоматия для саксофона - альта». 1 – 3 год обучения. 1 и 2 часть. Москва:

«Музыка», 2000г. Составитель М. Шапошникова.

«Базовые основы игры на саксофоне». Дж. Фрис, Вашингтон, 2006г.

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010

Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М.,

1989

Русские народные песни:

Глинка М. Песня.

Моцарт В. Аллегретто

Конт Ж. Вечер.

Шуберт Ф. Вальс.

Свиридов Г. Старинный танец.

Франк С. Прелюдия.

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Конт Ж. Вечер

Русская народная песня «Соловей Будимирович»

2 вариант

Глинка М. Песня

Франк С. Прелюдия

Четвертый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях

до одного знака в сдержанном темпе. Хроматическая гамма от ноты «ре»

первой октавы до ноты «ре» третьей октавы (гаммы исполняются штрихами

деташе и легато).

10-15 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды:

В. Иванов «Саксофон» Москва «Музыка» 1993г.

«Базовые основы игры на саксофоне». Дж. Фрис, Вашингтон, 2006г.

«Легкие пьесы для саксофона – альта». Младшие классы ДМШ. Санкт –

Петербург: «Композитор», 2002г. Составитель Сафронов Ф.

Пьесы:

«Хрестоматия для саксофона - альта». 1 – 3 год обучения. 1 и 2 часть. Москва:

«Музыка», 2000г. Составитель М. Шапошникова.

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г. Составитель

и редактор Б. Прорвич.

Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М., 1989

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010

Дж. Эванс «Школа игры на саксофоне для начинающих». «Band folio com»

США, 2000г.

Мусоргский М. Песня Марфы

Дунаевский И. Колыбельная из к\ф «Цирк»

Хачатурян А. Андантино

Делло – Джойо Н. «Безделушка»

Шуман Р. Песенка жнецов

Шуберт Ф. Экосез

Чайковский П. Сладкая греза

Барток Б. Словацкий танец

Глинка М. Северная звезда

Моцарт В. Маленькая пряха

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Чайковский П. Сладкая греза

Барток Б. Словацкий танец

2 вариант

Глинка М. Северная звезда

Моцарт В. Деревенские танцы

Пятый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до двух

знаков в умеренном темпе. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы

исполняются штрихами деташе и легато).

10-15 этюдов (по нотам).

8-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

В.Иванов «Школа академической игры на саксофоне». М.,«Музыка», 2002г.

«Гаммы, этюды и упражнения» - Москва: «Музыка», 1988г.

Херар П. «Школа игры на саксофоне». Будапешт, 1963г.

Пьесы

Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1983

«Хрестоматия для саксофона - альта». М., «Музыка», 1978г. Б. Прорвич.

«Хрестоматия для саксофона - альта». 1 – 3 г. об.1 и 2ч. М., «Музыка», 2000г.

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010

Лядов А. Прелюдия

Щуровский Ю. Гопак

Григ Э. Лирическая пьеса

Дебюсси К. Маленький негритенок

Гендель Г. Сарабанда

Бетховен Л. Сонатина

Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»

Комаровский А. Пастушок

Мусоргский М. Слеза

Чайковский П. Песня без слов

Кабалевский Д. Полка.

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Чайковский П. Песня без слов

Дебюсси К. Маленький негритенок

2 вариант

Григ Э. Лирическая пьеса

Гендель Г. Ария с вариациями

Шестой класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до трех знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами

деташе и легато).

10-15 этюдов (по нотам).

8-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г.

Составитель и редактор Б. Прорвич.

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

Пьесы

Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М., 1989

Киша С. «Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано», 1 сборник.

Варшава 1964г.

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010

Сен-Санс К. Лебедь

Бах И.С. Прелюдия ре минор

Чайковский П. Мазурка

Глинка М. Танец

Мендельсон Ф. Весенняя песня

Мийо Д. Маленький концерт

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Шитте Л. Этюд

Бетховен Л. К Элизе

2 вариант

Чайковский П. Ноктюрн

Мендельсон Ф. Весенняя песня

Седьмой класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том

числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях.

(Гаммы исполняются штрихами деташе и легато).

10-15 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

Клозе Г. Ежедневные упражнения и этюды. М., 1991

Пьесы

Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд. военно-

дирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

Сборник классических пьес для саксофона. Сост. Ривчун А.,1963г.

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г. Составитель

и редактор Б. Прорвич.

Бетховен Л. Сонатина

Раков Н. Вокализ

Чайковский П. Подснежник

Чайковский П. Мелодия

И. Стравинский «Этюд»

Лефевр К. Соната №7

П. Хиндемит Фуга

Тучек В. Концерт. Киев, 1978 .

Шостакович Д. Прелюдия

Скрябин А. Прелюдия

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Гурберожвили С. Грусть лета

Скрябин А. Прелюдия

2 вариант

Чугунов Ю. Мечты

Римский-Корсаков Н. Концерт

Восьмой класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение

преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед

итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на

зачетах, классных вечерах и концертах.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

15-20 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Ривчун А. «Сто пятьдесят упражнений для саксофона». 1960г.

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

«Паттерны Джона Колтрейна ». Составитель Эрик Данневитц, «jazz – sax

com». США 1999г.

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

Пьесы

«Хрестоматия для саксофона - альта». Пьесы и ансамбли. 5 – 6 год обучения.

Москва: «Музыка», 2005г. Составитель М. Шапошникова.

Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя: ДМШ, Составитель

Пушечников И., 1971г.

«Хрестоматия для саксофона - баритона». Москва: «Музыка», 1980г.

Составитель и редактор Б. Прорвич.

Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд. военно-

дирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

Медыньш Я. Романс

Василенко С. Восточный танец

К.Дельвенкур Негр в рубашке

Чайковский П. В деревне

Даргомыжский А. Танцы русалок Чайковский П. Русский танец

Д. Пишетти Престо

А. Дворжак Романтическая пьеса

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

Моцарт В. Соната, III часть: М; «М», 1980г. Б. Прорвич.

Скрябин А. Мазурка

Гарсон М. Джазовые вариации

2 вариант

Д. Пишетти Престо

Гершвин Д. Этюд в манере свинга

Щедрин Р. Сольфеджио

Девятый класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно

готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.

Ученики девятого класса играют в учебном году зачет и экзамен: в декабре и

мае. В декабре - крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая аттестация)

выносится программа с прибавлением пьесы.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. Знакомство с гаммами

в тональностях до семи знаков (в медленном темпе).

15-20 этюдов (по нотам).

4 пьесы и 1 произведение крупной формы. Учащиеся, продолжающие

обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

«Паттерны Джона Колтрейна ». Составитель Эрик Данневитц, «jazz – sax

com». США 1999г.

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

«Гаммы, этюды и упражнения для саксофона в джазе». Составители В.

Вископф и Р. Ричер, New Albany «Jamey Aebersold», 1993г.

Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г

Пьесы

:

Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М., 1989

Найсоо У. Импровизация. Москва: «Музыка», 1965г.

Киша С. «Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано», 1 сборник.

Варшава 1964г; 2-й сборник Варшава 1965г.

Комаровский С. Импровизация

Раухвергер М. Каприс

Найсоо У. Импровизация. Москва: «Музыка», 1965г.

Крепш Ф. Большая фантазия Мессаже А. Конкурсное соло

Вебер К. Концерт №1, II и III части. М., 1969

Рабо А. Конкурсное соло

Шостакович Д. Адажио, вальс, скерцо. М., 1966

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

Ривчун А. Этюд №5

Глиэр Р. Романс

Глюк К Мелодия

Крейслер Ф. Синкопы

2 вариант

Хачатурян А. Танец из балета «Спартак»

Паркер Ч Пьеса №1

Томис А. Миниатюра №3

Видеман Л. Этюд №1

Годовые требования по классам

Срок обучения — 6 лет.

Первый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю Консультации 8 часов в год

15-20 этюдов (по нотам).

6-8 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

«Базовые основы игры на саксофоне». Дж. Фрис, Вашингтон, 2006г.

Дж. Эванс «Школа игры на саксофоне для начинающих». «Band folio com»

США, 2000г.

«Гаммы, этюды и упражнения» - Москва: «Музыка», 1988г. СоставительМ.

Шапошникова

Пьесы;

Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М.,

1989.

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению на саксофоне. Изд.

военно-дирижерского факультета при Московской консерватории, 1973г.

Иванов В.«Школа академической игры на саксофоне». М.,«Музыка», 2002г.

«Легкие пьесы для саксофона – альта и фортепиано». Младшие классы

ДМШ. Санкт – Петербург: «Композитор», 2002г. Сост. Сафронов Ф.

Русские народные песни:

«Во саду ли, в огороде»

«Во поле береза стояла»

«Соловей Будимирович»

Шуберт Ф. Вальс

Глинка М. Песня

Франк С. Прелюди

Мусоргский М. Песня Марфы Гедике А. Маленькая пьеса Хачатурян А.

Андантино

Шуман Р. Песенка жнецов Чайковский П. Сладкая греза Моцарт В.А.

Маленькая пряха

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Чайковский П. Сладкая греза

Барток Б. Словацкий танец

2 вариант

Глинка М. Северная звезда

Моцарт В. Деревенские танцы

Второй класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях

до трех знаков в среднем темпе.

Хроматические гаммы в тональностях.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

15-20 этюдов (по нотам).

6-8 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды;

Дж. Эванс «Школа игры на саксофоне для начинающих». «Band folio com»

США, 2000г.

Иванов В. «Основы индивидуальной техники саксофониста». Москва,

«Музыка» 1993г.

«Гаммы, этюды и упражнения» - Москва: «Музыка», 1988г. Составитель М.

Шапошникова.

Пьесы;

Иванов В. «Школа академической игры на саксофоне». М.,«Музыка», 2002г.

«Хрестоматия для саксофона - альта». 1 – 3 год обучения. 1 и 2 часть. Москва:

«Музыка», 2000г. Составитель М. Шапошникова.

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г. Составитель

и редактор Б. Прорвич

Компанеец З. Вальс

Гендель Г. Сарабанда

Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»

Комаровский А. Пастушок

Мусоргский М. Слеза

Кабалевский Д. Полька

Григ Э. Лирическая пьеса

Щуровский Ю. Гопак

Чайковский П. Песня без слов

21

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Чайковский П. Песня без слов

Гендель Г. Гавот с вариациями

2 вариант

Григ Э. Лирическая пьеса

Стравинский И. Ларгетто

Третий класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях

до четырех знаков в среднем темпе.

Хроматические гаммы в тональностях.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-25 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды;

Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г.

Клозе Г. Ежедневные упражнения и этюды. М., 1991

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

Пьесы;

Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П.,

2010«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г.

Составитель и редактор Б. Прорвич.

Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: пьесы и

ансамбли. 4,5 год обучения. Составитель и редактор М. Шапошникова.

Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд. военно-

дирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

Сен-Санс К. Лебедь

Бетховен Л. Сонатина

Чайковский П. Мазурка

Дебюсси К. Маленький негритенок

Глинка М. Танец

22

Мендельсон Ф. Весенняя песня

Бакланова Н. Мелодия

Шуман Р. Дед мороз

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Дебюсси К. Маленький негритенок

Шитте Л. Этюд

2 вариант

Чайковский П. Ноктюрн

Мендельсон Ф. Весенняя песня

Четвертый класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,

зачет и экзамен во втором полугодии.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами

деташе и легато).

10-15 этюдов (по нотам).

4 пьесы и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» Ч. 2. - М., «Музыка», 1966г.

Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г.

Херар П. «Школа игры на саксофоне». Будапешт, 1963г.

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

Пьесы

«Хрестоматия для саксофона - альта». 4 – 5 год обучения. Москва: «Музыка»,

2005г. Составитель М. Шапошникова.

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г. Составитель

и редактор Б. Прорвич.

«Соло для саксофона – альта в сопровождении фортепиано». New York: G.

Schirmer, 1985г. Составитель L. Тeal

«Чарли Паркер, альт - саксофон». Составитель Д. Бакер ,New York 1978г.

Бетховен Л. Сонатина

Раков Н. Вокализ

Чайковский П. Подснежник

Чайковский П. Мелодия

Обер Д. Жига, ария, престо

Ларсен С. Саксофониана

Свиридов Г. Музыкальный момент

Тучек В. Концерт. Киев, 1978

Гендель Г. Аллегро из сонаты №3

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Свиридов Г Музыкальный момент

Мусоргский М. Старый замок

Хемке Г. Этюд

2 вариант

Бах И.Х. Адажио Римский-Корсаков Н. Концерт

Ларсен С. Саксофониана

Пятый класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение

преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены.

Главная задача пятого класса - предоставить выпускную программу в

максимально качественном виде. Перед экзаменом учащийся обыгрывает

выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

15-20 этюдов (по нотам).

4 пьесы и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюд

«Паттерны Джона Колтрейна ». Составитель Эрик Данневитц, «jazz – sax

com». США 1999г.

Ривчун А. «Сто пятьдесят упражнений для саксофона». 1960г.

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

Крепш Ф. 350 этюдов, I тетрадь. М., 1936

Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г

Пьесы:

Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: пьесы и

ансамбли. 4;5 год обучения. Составитель и редактор М. Шапошникова.

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г. Составитель

и редактор Б. Прорвич.

Сборник классических пьес для саксофона. Сост. А. Ривчун. М., 1963г

Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд. военно-

дирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

Медыньш Я. Романс

Чайковский П. В деревне

Чайковский П. Русский танец

Ривчун А. Этюд №6

Гендель Г. Сонатина №4: 3,4 части

Крейслер Ф. Синкопы

Смирнов Д. Канон-Бурлеска

Гендель Г. Сонатина №4: 3,4 части

Стравинский И. Пастараль

Шимановский К. Краковяк

Глюк К. Мелодия

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

Крейслер Ф. Синкопы

Гендель Г. Сонатина №4: 3,4 части

Ривчун А. Этюд №6

Смирнов Д. Канон-Бурлеска

2 вариант

Видеман Л. Этюд №1

Рахманинов С. Итальянская полька

Томис А. Миниатюра №3

Чугунов Ю. Две инвенции

Учащийся, продолжающий обучение в 6 классе, сдает выпускной экзамен в 6

классе.

Шестой класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся

к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики

шестого класса играют в году зачет и экзамен: в декабре и мае. В декабре -

крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая аттестация) выносится

программа с дополнительной пьесой.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

Знакомство с гаммами в тональностях до семи знаков (в медленном темпе).

15-20 этюдов.

4 пьесы и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г.

Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

«Паттерны Джона Колтрейна ». Составитель Эрик Данневитц, «jazz – sax

com». США 1999г.

Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

Пьесы

«Соло для саксофона – альта в сопровождении фортепиано». New York: G.

Schirmer, 1985г. Составитель L. Тeal

Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд.

военнодирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

«Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г.Составитель

и редактор Б. Прорвич.

Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: пьесы и

ансамбли. 4,5 год обучения. Составитель и редактор М. Шапошникова.

Мартини Дж. Романс

Пишетти Д. Престо

Ривчун А. Концертный этюд

Рахманинов С Итальянская полька

Прокофьев С Танец рыцарей из балета «Ромео и джульета»

Найсоо У. Импровизация.

Бах И. С. Сицилиана и аллегро из сонаты №2

Дезмонд П Играем на пять

Косма Ж. Опавшие листья. Обработка Шапошниковой М.

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

Вебер К. Концерт №1, II и III части

Шостакович Д. Скерцо

2 вариант

Найсоо У. Импровизация. Москва: «Музыка», 1965г.

Раухвергер М. Каприс

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую

направленность учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также

возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание

программы направлено на обеспечение художественно-эстетического

развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских

знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и

навыков, позволяющий использовать многообразные возможности саксофона

для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста

самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений

различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для саксофона, включающего произведения разны

стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы,

этюды,) в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных

произведений;

- навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения

музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения

различными видами техники исполнительства, использования художественно

оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве

солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

• текущий контроль успеваемости учащихся

• промежуточная аттестация

• итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних

занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий

характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,

оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании

учитывается:

- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и

- во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который

проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее

распространенными формами промежуточной аттестации являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,

академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как

дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое

должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень

освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития

ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических

концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,

определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с

учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации

проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,

предусмотренного на предмет «Специальность (саксофон)». Экзамены

проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании

проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной

(экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные

задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся

получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной

сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного

учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной

аттестации обучающихся».

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и

качество владения полным комплексом музыкальных, технических и

художественных задач в рамках представленной сольной программы.

Критерии оценки

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В ДШИ такая система оценок дополнена системой «+» и «-», что

даёт возможность более конкретно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий

учебного года.

V МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении

материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и

учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,

уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на кларнете является

формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ,

рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и

т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и

этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого

вспомогательного материала рекомендуется применение различных

вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,

динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности -должна

последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть

предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные

задания и регулярно проверять их выполнение.

В учебной работе также следует использовать переложения

произведений, написанных для других инструментов или для голоса.

Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко

использованы характерные особенности саксофона.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать

связь между художественной и технической сторонами изучаемого

произведения.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Периодичность занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных

занятий в неделю: от двух до четырех.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных

затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения

детьми программы основного общего образования, а также с учетом

сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической

целесообразности.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной

температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат

занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и

должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по

специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над

чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы

в дневнике.

Содержанием домашних заданий могут быть:

• упражнения для развития звука (выдержанные ноты);

• работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

• работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной

формы);

• чтение с листа.

Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней

работы ученика.

Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» ученик

должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и

видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Список нотной литературы:

1 Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению на саксофоне. Изд.

военно-дирижерского факультета при Московской консерватории, 1973г.

2 Безуглый О., Щеглов О. «Ежедневные упражнения гобоиста». Киев, 1974г

3 «Базовые основы игры на саксофоне». Дж. Фрис, Вашингтон, 2006г.

4 «Гаммы, этюды и упражнения» - Москва: «Музыка», 1988г. Составитель М.

Шапошникова.

5 «Гаммы, этюды и упражнения для саксофона в джазе». Составители В.

Вископф и Р. Ричер, New Albany «Jamey Aebersold», 1993г.

6 Горбульскис Б. Лирический вальс (для саксофона альта). М,. 1964г.

7 «Детские песни для блокфлейты, с аппликатурой». Составитель Богосян

С.А., Москва, Хобби центр, 2008г.

8 Дж. Эванс «Школа игры на саксофоне для начинающих». «Band folio com»

США, 2000г.

9 Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010.

10 Иванов В. «Основы индивидуальной техники саксофониста». Москва,

«Музыка» 1993г.

11 Иванов В. «Школа академической игры на саксофоне». М.,«Музыка»,

2002г.

12 Иванов В. «Саксофон» Москва «Музыка» 1993г.

13 Иванов В. «Этюды для саксофона». Москва, 1991г.

14 Кручина Б. «Джазовая школа для саксофона (кларнета)». Прага, 1972г.

15 «Концерты для саксофона». Составитель Шапошникова М.., 1985г.

16 Кртишка С. «Школа игры на саксофоне». Прага, Супрафон, 1981г.

17 Киша С. «Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано», 1 сборник.

Варшава 1964г; 2-й сборник Варшава 1965г.

18 «Легкие пьесы для саксофона – альта и фортепиано». Младшие классы

ДМШ. Санкт – Петербург: «Композитор», 2002г. Сост. Сафронов Ф.

19 «Мелодии джаза». Составитель Симоненко В. Киев, 1984г.

20 Михайлов Л. «Школа игры на саксофоне» - Москва: «Музыка», 1975г.

21 Мозговенко И., Штарк А. «Хрестоматия педагогического репертуара».

Составитель Л. Михайлов; Москва, 1989.

22 Найсоо У. Импровизация. Москва: «Музыка», 1965г.

23 Нихаус Л. «12 джазовых упражнений и 10 мелодий для начинающих».

Голливуд, Калифорния 1966 г.

24 Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». Москва, Советский

Композитор, 1972г.

25 «Пьесы для саксофона». Переложение Ривчуна А.Ривчун А.

26 «Паттерны Джона Колтрейна ». Составитель Эрик Данневитц, «jazz – sax

com». США 1999г.

27 Покровский А. «В школе и дома». Методическое пособие для обучения

игры на блок флейте. Переиздание; М., Советский Композитор, 1989г.

28 Ривчун А. «Сорок этюдов для саксофона». Москва, 1968г.

29 Ривчун А. «Концертный этюд». Москва, 1968г.

30 Ривчун А. «Сто пятьдесят упражнений для саксофона». 1960г.

31 Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» Ч. 1. - М., «Музыка», 1965г.

32 Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» Ч. 2. - М., «Музыка», 1966г.

33 «Соло для саксофона – альта в сопровождении фортепиано». New York: G.

Schirmer, 1985г. Составитель L. Тeal

34 Сальвиани К. «Этюды для габоя». Прага, 1972г.

35 Сборник классических пьес для саксофона. Сост. Ривчун А.,1963г.

36 Сборник пьес для саксофона и фортепиано. Сост. Диков. Изд. военно-

дирижерского факультета при Московской консерватории, 1972г.

37 Списак М. «Этюды для ансамблевой игры». Тетр. 1. Краков, 1970г.

38 Списак М. «Этюды для ансамблевой игры». Тетр. 2. Краков, 1971г.

39 «Сборник классических пьес для саксофона». Сост. А. Ривчун. М., 1963г.

40 Хартман В. « Ритмические, стилистические упражнения». Лейпциг 1968г.

41 Хежда Т. «Избранные этюды и джазовые импровизации». Варшава, 1964г.

42 Хежда Т. «Школа игры на саксофоне». Краков, 1976г.

43 Херар П. «Школа игры на саксофоне». Будапешт, 1963г.

44 «Хрестоматия для саксофона - альта». Москва: «Музыка», 1978г.

Составитель и редактор Б. Прорвич.

45 «Хрестоматия для саксофона - баритона». Москва: «Музыка», 1980г.

Составитель и редактор Б. Прорвич.

46 «Хрестоматия для саксофона - альта». 1 – 3 год обучения. 1 и 2 часть.

Москва: «Музыка», 2000г. Составитель М. Шапошникова.

47 «Хрестоматия для саксофона - альта». 4 – 5 год обучения. Москва:

«Музыка», 2005г. Составитель М. Шапошникова.

48 Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя: ДМШ, Составитель

Пушечников И., 1971г.

49 Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: пьесы и

ансамбли. 4,5 год обучения. Составитель и редактор М. Шапошникова.

50 «Хрестоматия для саксофона - альта». Пьесы и ансамбли. 5 – 6 год

обучения. Москва: «Музыка», 2005г. Составитель М. Шапошникова.

51 «Чарли Паркер, альт - саксофон». Составитель Д. Бакер ,New York 1978г.

52 «Школа джазовой импровизации для саксофона». Сост. А. Осейчук,

Москва «Кифара», 1997г.

Список методической литературы

1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-

исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах.

История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19

2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и

амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.

Вып. 4.М., 1976. С.11-31.

3. Арчажникова Л.Г Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых

представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.

искусствоведения. М., 1971

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.

5. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного

мелодического строя. Киев, 1956

6. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом

квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной

педагогики. Вып. 10. М., 1991

7. Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-

духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте

среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-

практической конференции. М., 1997. С 45-47.

8. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-

духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.

Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000.

С. 140-142.

10. Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычковых духовых

инструментов и задача исполнителя по ее управлению. М.,1983

11. Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов

процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). /

Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых

инструментах. Сборник трудов. Вып 80. 1985. С. 50-75.

12. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра

звука/. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

13. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.

Л., 1987. С.96.

14. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

15. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения

музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М. 1986.

С. 65-81

16. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,

1994

17. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

18. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы

учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное

воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994.

С.43-54.

19. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и

методика). Киев, 1986

20. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной

педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979

21. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник

трудов. М., 1986

22. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. М., 1998

23. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

24. Маслов Р.А.. Исполнительство на кларнете (XVIII - начало XX вв.).

Источниковедение. Историография: Автореф. дис. доктора искусствоведения.

М., 1997

25. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых

инструментах. М., 1988

26. Мозговенко И.П. Гаммы как основа исполнительского мастерства

кларнетиста/ Исполнительство на духовых инструментах и вопросы

музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979. С 101-119

27. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические

рекомендации ). Минск, 1982

28. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.

/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория

имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.

29. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах

(методические рекомендации). Минск, 1982

30. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.

Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990

31. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев,

1989

32. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых

инструментах. М., 1986

34. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,

1975.



В раздел образования