Напоминание

актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения


Автор: Саиева Айна Аматовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г.Хасавюрт РД
Наименование материала: междисциплинарное обучение и интеграция в школе.
Тема: актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Междисциплинарное обучение и интеграция в школе

Часть 1.

Актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения

XXI век – это время формирования нового представления о знаниях и

технологиях

их

распространения.

Существенно

меняются

требования

современного общества к результату школьного образования. При быстром

«старении» информации необходим интенсивный путь приращения новых

знаний, умений, навыков. Выпускнику школы важно получить ориентиры,

указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной,

но

и

конкретной

практической

задачи.

Многие

из

них,

неплохо

владея

информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной ситуации,

не

умеют

самоопределяться

в

сложных

жизненных

ситуациях

и

в

недостаточной

степени

владеют

специальными

умениями

и

навыками,

необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в

поликультурное общество проблем.

Новые

информационные

технологии

притесняют

классическую

систему

образования,

предлагая

ей

современные

средства

и

методы

обработки больших объемов информации, с которой учащиеся сталкиваются

на уроках и в повседневной жизни. Но здесь недостаточно знаний в рамках

школьного курса информатики. Необходимы также умения использовать хотя

бы программы Microsoft Office:

Excel,

Word,

Power Point на других уроках.

Владея

обрывочными

знаниями

в

рамках

одного

учебного

предмета,

учащиеся

оказываются

неспособными

перенести

эти

знания

в

другой

предмет,

установить

связь

между

понятиями,

законами,

методами

для

решения более широкой проблемы. Поэтому одним из направлений развития

современного

образования

становится

его

переориентация

на

междисциплинарность. Причем это не смена деятельности и не простое

перенесение знаний или действий, которые усвоили учащиеся, из одного

предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже

известного

или

для

ускорения

процесса

обучения,

или

для

закрепления

знаний, умений и навыков. Междисциплинарность предполагает ряд условий

координации взаимодействия. Важнейшими из них являются:

выработка

единых,

приемлемых

для

всех

участников

исходных представлений об объекте изучения;

построение

единого

сложноорганизованного

предмета

исследования;

2

выделение

той

дисциплины,

которая

отражает

высшие

уровни развития объекта и структурирование интегрального знания на

основе концептуального аппарата этой дисциплины;

субординация

и

координация

методов

исследования,

выяснение

места

и

значения

каждого

из

них

во

взаимосвязанном

решении познавательных задач;

принцип

генеральной

цели

междисциплинарного

исследования,

которая

позволит

осуществить

отбор

необходимого

комплекса наук;

создание

единой

теоретической

концепции

объекта,

который составит ядро общей исследовательской программы.

Это

представляет

определенные

трудности

при

реализации

междисциплинарного обучения в школе. В междисциплинарном обучении

важен

процесс

интеграции

как

средства

интенсификации

урока,

высокой

формы воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Часть 2.

Типы и функции межпредметных связей

Рассмотрим

понятия

«межпредметные

связи»

и

«интеграция».

В

настоящее

время

существует

два

подхода

к

интерпретации

понятия

«межпредметные связи» (МПС):

МПС как самостоятельный дидактический принцип;

МПС

как

необходимое

дидактическое

условие

построения

учебного процесса.

Таким образом, наличие межпредметных связей в учебных программах

позволяет создать у учащихся среднего школьного звена представление о

системе

понятий

и

универсальных

законах,

а

для

старшеклассников

раскрывает общие теории и комплексные проблемы.

Существует более 37 определений межпредметных связей.

Межпредметные связи (из современного словаря педагогики) – это

взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук

и дидактическими целями.

Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения

синтезирующих интегративных процессов между объектами и явлениями

реальной

действительности,

нашедших

свое

отражение

в

содержании,

формах

и

методах

обучения

и

выполняющих

образовательные,

воспитательные, развивающие функции в их единстве.

3

Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных

компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации):

содержательно-информационные;

организационно-методические.

Содержательно-информационные

межпредметные

связи

по

составу

научных знаний, отраженных в программах учебных предметов, делятся на

фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные

связи

на

уровне

фактов

(фактические)

-

это

установление

сходства

фактов,

использование

общих

фактов

и

их

всестороннее

рассмотрение

с

целью

обобщения

знаний

об

отдельных

явлениях, процессах и объектах изучения. Понятийные межпредметные связи

-

это

расширение

и

углубление

признаков

предметных

понятий

и

формирование

понятий,

общих

для

родственных

п р е д м е т о в

(общепредметных).

К

общепредметным

понятиям

в

курсах

естественнонаучного

цикла

относятся

понятия

теории

строения

веществ,

пропорции,

следствия,

движение, масса и т.п. Теоретические межпредметные связи - это развитие

основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках

по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе

возможно

формирование

у

учащихся

диалектико-материалистических

взглядов

на

природу,

современных

представлений

о

ее

целостности

и

развитии. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том,

что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как

системность,

глубина,

осознанность,

гибкость.

Развивающая

функция

межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и

творческого

мышления

учащихся,

в

формировании

их

познавательной

активности, самостоятельности и интереса к познанию учебных предметов.

Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность

мышления

и

расширяют

кругозор

учащихся.

Воспитывающая

функция

межпредметных

связей

выражена

в

их

содействии

всем

направлениям

воспитания школьников. Конструктивная функция межпредметных связей

состоит

в

том,

что

с

их

помощью

учитель

совершенствует

содержание

учебного материала, методы и формы организации обучения.

Межпредметные

связи

физики,

химии,

биологии

раскрывают,

например,

систему

понятий

о

материи,

формах

движения,

уровне

организации.

Знание

исторического

периода

позволяет

лучше

понять

произведение

(музыку,

изобразительное

искусство,

литературное

4

произведение). Итогом реализации межпредметных связей является развитие

творческого

мышления,

активизация

процесса

усвоения,

обеспечение

системности знаний на основе всестороннего и более глубокого изучения

явлений, свойств, формирование мировоззрения. Так, например, математика

дает приемы общего и точного выражения зависимости между величинами;

геометрия

способствует

развитию

пространственного

и

логического

мышления и т.д.

Межпредметные связи создают благоприятную почву для интеграции

знаний.

Основной

задачей

интегративного

подхода

в

школе

является

подготовка

учащихся

к

жизни

во

«взрослом

мире»,

показ

многообразия

духовной

сферы,

удовлетворения

познавательных

и

нравственных

потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через

комплексное

взаимодействие

предметов.

Такой

подход

помогает

через

установление

межпредметных

связей,

например,

истории

и

литературы

раскрыть литературно-исторические образы, межпредметные связи физики,

химии и математики могут показывать процессы, описанные в условиях задач

и

т.д.

Постоянное

использование

межпредметных

связей

позволяет

разнообразить

методы

и

приемы

обучения,

создает

возможность

более

широкого применения наглядности и дидактического материала. При этом

правильное установление межпредметных связей, умелое их использование

важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса

обучения

и

для

усиления

практической

направленности

обучения,

что

пригодится в повседневной жизни.

Межпредметные

связи

в

школьном

обучении

являются

конкретным

выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в

жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической

и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью

которой

является

овладение

школьниками

обобщенным

характером

познавательной

деятельности.

Обобщенность

же

дает

возможность

применять

знания

и

умения

в

конкретных

ситуациях,

при

рассмотрении

частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в

будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников

средней школы. В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных

связях,

развивают ся

обобщенные

интеллектуальные

у м е н и я ,

характеризующие

определенные

виды

деятельности,

общие

для

ряда

предметов.

Межпредметные

связи

стимулируют

развитие

и

умение

творческой

деятельности

(умение

самостоятельно

переносить

знания

и

умения

в

новую

ситуацию,

умение

видеть

новую

проблему

в

знакомой

ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

5

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:

первый

-

начальный

или

подготовительный,

приуроченный

к

началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе;

второй - основной, представляющий непосредственное раскрытие

ведущих положений темы на межпредметной основе.

Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в

содержании

учебной

темы,

их

психологическую

готовность

к

изучению

учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения

ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного

характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих

положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию

того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель

вместе

с

учениками

определяет

перспективный

план

изучения

темы

на

широкой межпредметной основе.

На втором этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно

с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по

непосредственному

раскрытию

ведущих

положений

темы.

Построение

учебного

процесса

ставит

учителя

перед

необходимостью

все

более

проникать

в

содержание

ведущих

идей

других

учебных

предметов,

обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи

между учителями. В результате работа по осуществлению межпредметных

связей

не

ограничивается

уроками,

а

приводит

к

организации

межпредметных

семинаров,

экскурсий,

письменных

проверочных

работ,

различных

конференций.

Такая

совместная

работа

невозможна

без

длительной

подготовки

учащихся

по

поиску

внутрипредметных

и

межпредметных

связей

на

конкретном

уроке.

Для

обучения

учащихся

установлению межпредметных связей необходимо сотрудничество учителей,

если содержание учебных предметов объемно и проблемно.

Психологические

основы

межпредметных

связей

были

заложены

учением

академика

И.П.

Павлова

о

динамическом

стереотипе

и

второй

сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П.

Павлов

считал

образование

в

коре

головного

мозга

сложных

систем

временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом

плане

ассоциации

это

связи

между

всеми

формами

отражения

объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все

обучение заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это

есть

мысль,

мышление,

знание».

Предметы

и

явления

реальной

действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств,

предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из

6

данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и

другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда

полностью

забывается

событие,

в

котором

он

принимал

самое

непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить

самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится

в памяти. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже

имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате

обучения и опыта.

В

свое

время

Л.С.

Выготский

в

работе

«Исследование

развития

научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в

развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней.

Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей».

Л.С.

Выготский

экспериментально

установил,

что

предшествующая

мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений,

«не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве

необходимой предпосылки в новую работу мысли».

Необходимость

межпредметных

связей

заключена

в

самой

природе

мышления,

диктуется

объективными

законами

высшей

нервной

деятельности, законами психологии и физиологии.

Часть 3.

Интеграция и интеграционные процессы в образовании

Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение

перегрузок

учащихся,

расширение

сферы

получаемой

информации

учащимися,

подкрепление

мотивации

обучения.

Науки

объединяются

в

изучении

сложных

комплексных

проблем:

человек

в

космосе;

человек

в

обществе; человек в природе и т.п.

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного

единого целого, процесс сближения и связи наук. Начальная школа – это

первая ступенька, где, кроме «хочу» и «могу», появляется «надо». Надо

научиться писать, читать, считать, слушать, задавать вопрос, отвечать на

вопрос и т.д. В процессе обучения появляются свои вопросы: почему, как,

откуда,

что

будет,

если…,

и

многие

другие.

Прибавляется

количество

школьных предметов и уроков в расписании. Но предметная разобщенность

лишает ребенка целостного мировидения, представляет мир в виде пестрой

фрагментарной мозаики. Интеграция обучения должна дать учащемуся те

знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы,

научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в

7

котором все элементы взаимосвязаны. Кроме того, учащиеся, окончившие

начальную школу, должны иметь определенные умения и навыки учебного

труда,

как

интегрированный

результат

обучения

в

начальной

школе.

Отсутствие этого результата замедляет темп учебной деятельности учащихся

при изучении как незнакомых предметов, так и тех, что знакомы им, но

теперь стали значительно сложнее. Поэтому все учебные предметы уже в

начальной

школе

построены

на

межпредметных

связях.

Интеграция

-

средство

получения

новых

представлений

на

основе

традиционных

предметных

знаний.

Она

направлена

на

развитие

эрудиции

ученика,

на

обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция

не

должна

заменить

обучение

традиционным

предметам,

она

должна

соединить получаемые знания в единую систему.

Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения

межпредметных

связей

на

качественно

новой

ступени

обучения.

Корни

процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и

связаны с идеей реализации межпредметных связей. В основе своей идея

межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности

природы в содержании учебного материала.

Интеграционные

процессы

востребованы

в

современном

обществе.

Понятие интеграции в современном мире используется во многих сферах

человеческой

деятельности:

экономической,

социальной,

политической,

промышленной, в сфере здравоохранения и в образовательной системе. В

педагогике интеграция послужила основой построения новой тенденции в

процессе

обучения:

интегрированного

обучения.

Причем

трактовка

интегрированного обучения в зарубежных странах носит совершенно иной

характер,

чем

в

странах

постсоветского

пространства.

Интегрированное

обучение

рассматривается

как

обучение

детей

с

особыми

психическими

отклонениями. При таком обучении предполагается совместное обучение в

обычной

школе

нормальных

детей

с

детьми,

имеющими

психические

отклонения.

В широком смысле интеграция – это средство для восстановления

некоторой

целостности:

полноты

понимании

какого-то

явления,

системы

знаний,

картины

мира,

мировоззрения,

отношений

меду

людьми

и

т.д.

Интеграция – это механизм, технология, метод, прием, результат и состояние,

в

зависимости

от

конкретных

целей

образования

и

сложившихся

обстоятельств и условий. В образовании интеграционные процессы нужны

для актуализации внутренних ресурсов ребенка (духовных, психофизических

и т.д.), для более органичного восприятия учебного материала, в котором

имеются межпредметные связи. Интеграция как цель – это создание образа

8

задачи,

явления,

предмета

мира,

мировоззрения,

культуры

и

т.п.

А

это

сложный процесс не только для учащегося, но и взрослого человека. В

литературном

языке

многих

школьных

предметов

часто

встречаются

описания холодного колорита, теплого звука, бархатного голоса, черствого

сердца,

легкого

характера,

молодой

души,

и

многих

других.

Поэтому

материалом для интеграции являются ценности, понятия, значения, смыслы,

модели, знаки, виды деятельности, типы мышления, звуки, образы, умения и

навыки

и

т.д.

Необходима

интеграция

содержания

учебных

предметов,

преподающихся сейчас отдельно и часто независимо друг от друга. Кроме

того,

можно

рассматривать

интеграцию

и

как

психолого-коррекционный

принцип,

помогающий

развивать

и

наполнять

содержательную,

эмоционально-чувственную и интеллектуальную сферы ребенка.

Психологи

полагают,

что

при

применении

интеграции

в

обучении

сходство

идей

и

принципов

прослеживается

лучше,

чем

при

обучении

различным

дисциплинам

в

отдельности,

так

как

при

этом

появляется

возможность применения получаемых сведений одновременно в различных

областях

теоретической,

практической

и

прикладной.

Интеграция

в

обучении – процесс установления связей между структурными компонентами

содержания

в

рамках

определенной

системы

образования

с

целью

формирования у школьника целостного представления об окружающем мире,

ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка. Интеграция

содержания

предполагает

равномерное,

равноправное

соединение

родственных

тем

школьных

предметов,

изучение

которых

взаимно

переплетается

на

каждом

этапе

урока.

Интеграция

в

процессе

обучения

должна

способствовать

прочному

усвоению

знаний,

усвоению

научных

теорий и законов, раскрытию взаимосвязи явлений в природе и обществе,

совершенствованию

учебного

процесса.

Важно

научить

учащихся

рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные

единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.

Большинство учебных проблем носит в настоящее время комплексный

характер, поэтому их решение становится возможным лишь с привлечением

знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний

часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно

формировать

в

процессе

решения

этих

проблем,

обеспечивающих

необходимый уровень синтеза знаний учащихся. Цели интеграции в процессе

обучения соответствуют целям обучения школьным предметам, изложенным

в

учебных

программах.

Наличие

межпредметных

связей

в

учебных

программах дает возможность рассматривать содержание отдельных учебных

дисциплин,

например,

естественнонаучного

направления

в

их

единстве,

9

взаимной связи и взаимообусловленности явлений. Но существуют проблемы

согласования методических подходов к рассмотрению общих для школьных

курсов понятий, теорий, использования единой терминологии, согласования

содержания

учебных

предметов

и

временные

рамки,

которые

часто

препятствуют интеграции предметного содержания в одном классе. Важность

этих

проблем

подчеркивается

необходимо стью

у с т а н о в л е н и я

преемственности учебных программ образовательных учреждений с позиций

принципов межпредметных связей. Кроме того, преемственность начальной

школы и среднего звена требует более плавного перехода на новые понятия в

рамках учебной темы с учетом возрастных особенностей и современных

подходов к воспитанию.

Межпредметные связи как средство отражении в содержании каждого

учебного

предмета

межнаучной

учебной

интеграции

предполагает

интеграцию

содержания

учебных

предметов

с

позиции

восстановления,

восполнения, взаимодействия и взаимопроникновения, объединения частей

содержания в одно целое, что предполагает высший уровень интеграции. При

этом

следует

помнить,

что

интеграция

требует

выполнения

следующих

условий:

объекты

исследования

должны

совпадать

или

быть

достаточно

близки; в интегрируемых предметах должны использоваться одинаковые или

близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и

теоретических концепциях. Не всякое объединение различных дисциплин в

одном

уроке

делает

урок

интегрированным.

Внутренней

стороне

урока

присуще соединение трех компонентов: дидактической цели, содержания,

системы

форм,

методов,

приемов.

Дидактическая

цель

интегрированного

урока должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация

стала возможна путем интеграции как содержания, так и системы форм,

методов, приемов. Различают три уровня интеграции содержания учебного

материала:

внутрипредметная;

межпредметная;

транспредметная.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри

предмета: переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия

нового закона, уточнения картины мира. Интегрированное таким образом

содержание

является

информационно

более

емким,

направлено

на

формирование умения мыслить более емкими категориями.

Интеграция

второго

уровня

проявляется

в

использовании

законов,

теорий, методов одной дисциплины при изучении другой. Систематизация

10

содержания на этом уровне приводит к формированию целостной картины

мира, что ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Высший

уровень

интеграции

содержания

-

транспредметная

интеграция

-

характеризуется

объединением

в

единое

целое

содержания

образовательных

областей

школьных

предметов,

законов

и

теорий,

изученных школьниками вне школы. Это работа с одаренными учащимися

при подготовке к олимпиадам и исследовательской деятельности.

Наиболее распространена интеграция содержания в начальной школе,

где один учитель преподает несколько школьных предметов и имеет больше

возможностей для установления и реализации межпредметных связей на

уроках и во внеурочное время. Чаще всего учителями начальной школы

используются интегрированные уроки.

Часть 4.

Интегрированные уроки и уроки с межпредметными связями

Важную роль играют обобщающие уроки с межпредметными связями,

требующие

тщательной

подготовки.

Подготовка

таких

уроков

занимает

значительное время, необходимое для:

формулировки

цели

и

задач

урока

с

учетом

межпредметных связей;

подготовки

конкретных

вопросов

к

учащимся,

требующих воспроизведения и применения знаний по другим

темам;

определение понятий;

наличие

мировоззреческого

вывода,

обобщающего

факты и законы двух и более предметных областей;

включ ение

в

д омашнее

зад ание

в о п р о с о в

межпредметного содержания.

Межпредметные

связи

рекомендуется

использовать

в

сочетании

с

внутрипредметными связями. Можно межпредметные связи основывать не на

общих темах и предметах рассмотрения, а на методах мышления. Положив в

основу

методы

научного

мышления,

мы

автоматически

согласуем

все

изучаемые предметы, хотя бы единым принципом нашего мышления. Эти

принципы хорошо разработаны, просты и ясны даже для школьника.

Главные образовательные аксиомы: научить учиться и вызвать интерес

к какой–то области человеческой деятельности, для того чтобы человек мог

реализовать свои способности и интерес с максимальной пользой для себя и

общества.

Этот

интерес

будет

формироваться

собственным

интересом

11

ученика

и

модой,

общественным

мнением,

поэтому

тут

всегда

будет

саморегуляция. Основой для межпредметных связей могут быть и законы

нашего

мышления.

Эти

законы

едины

при

изучении

физики,

биологии,

языков, искусства. Мир един, и только мы своим незнанием дробим его на

части. Изучив законы своего мышления и получив критерии, позволяющие

отделять существенное от малозначимого и истинное от ложного, учащийся

получит

важнейший

фундамент

для

собственной

реализации.

Учителю

полезно помнить о трех ступенях использования межпредметных связей в

учебной деятельности.

Первая ступень - воспроизводящая - формирование умения переносить

межпредметные

знания

(может

быть

использована

в

начальной

школе).

Основная цель учителя - научить использовать знания разных предметов. В

среднем

школьном

звене

при

изучении

понятий

собственного

предмета

рассматривают родственные понятия из смежных курсов.

Вторая ступень - использование знаний - самостоятельное применение

перенесенных из другого предмета сведений и знаний.

Третья ступень - обобщающая. Задача учителя - обучить учащихся

применять

знания,

факты,

понятия,

законы

и

теории

для

иллюстрации

единства

мира,

использовать

общие

законы

диалектики

для

объяснения

явлений, изучаемых на уроке. Кроме того, чтобы создать дидактическую

модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два

структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний

и внешний.

Внутренний

это

структурно-логический

анализ

содержания

изучаемой

темы

на

предмет

выявления

ее

ведущих

положений

и

связеобразующих элементов.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других

предметов с целью определения степени перекрываемости их содержания с

содержанием изучаемой темы, выявления опорных межпредметных знаний,

которые

необходимо

использовать,

чтобы

всесторонне

раскрыть

ведущие

положения

изучаемой

темы.

То

есть

необходимо

определить

круг

синтезированных

тем

учебного

предмета,

выбранного

для

исследования.

Критериями отбора могут быть:

наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих,

основополагающих идей учебного предмета;

высокая

степень

обобщения

и

и н т е г р а ц и и

разнородных знаний в содержании учебной темы.

Иногда предлагается интегрировать предметы с помощью таких форм и

методов мышления как диалектика, логика, предполагая наличие у учащихся

12

высокого уровня мышления, что возможно в отдельных случаях. Интеграция

может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

интеграция

на

уровне

педагогических

целей

(ориентация на активность, самостоятельность, креативность);

на

уровне

содержания

(интегрированные

уроки,

программы, факультативы);

на

уровне

сфер

активности

учащихся

(экскурсии,

проекты, конференции);

педагогических технологий и т.д.

Особый интерес педагогов вызывают интегрированные уроки. Они,

как и уроки с межпредметными связями, требуют большой подготовительной

работы

и

мастерства

учителя,

вместе

с

тем,

помогают

развивать

это

мастерство на высоком уровне. Особенно внимательно нужно относиться к

отбору

содержания

таких

уроков,

если

предполагается

интеграция

содержания. Дидактический принцип предметности определяет характер и

тип

взаимосвязи

учебных

предметов.

Содержание

предметов

призвано

целенаправленно

формировать

у

учащихся

понятия

и

представления,

имеющие межпредметную структуру.

В педагогике под интегрированным уроком понимают урок, в котором

вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. В основе

таких

уроков

лежит

интегративно-тематический

подход.

При

этом

устанавливается

связь

данной

темы

с

другими

предметами,

чтобы

рассматриваемое

понятие,

явление,

образ

воспринимались

учащимися

целостно, комплексно и это было отражено в результате урока.

Интегрированный

урок

это

междисциплинарная

форма

учебного

процесса, который базируется, главным образом, на теории познания. Цель

интегрированных

уроков

обучение

учащихся

умениям

самостоятельно

применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и

задач.

Преимущества интегрированных уроков:

повышают

мотивацию,

формируют

познавательный

интерес;

способствуют

формированию

целостной

научной

картины мира (теоретической, практической, прикладной);

способствуют развитию устной и письменной речи;

способствуют

развитию

изобразительных

и

музыкальных умений и навыков;

13

развивают

в

большей

степени

воображение,

мышление, память;

способствуют

увеличению

темпа

выполняемых,

учебных операций.

Содержание

интегрированных

уроков

отличается

следующими

особенностями:

предельной

четкостью,

сжатостью

учебного

материала;

л о г и ч е с к о й

в з а и м о о б у с л о в л е н н о с т ь ю ,

взаимосвязанностью;

информационной

емкостью

учебного

материала

используемого на уроке.

Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными

рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только

закрепить,

но

и

решить

новую

учебную

проблему,

всегда

направлен

на

совместное творчество учительского и ученического коллектива во время

проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при

высокой

сложности

или

большом

объеме

изучаемого

материала

интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться два

академических

часа.

Как

правило,

такой

урок

помимо

обширного

теоретического

материала

предполагает

объемную

по

продолжительности

практическую

работу

том

случае,

если

идет

интеграция

с

уроком

изобразительного искусства).

Поэтому учителя в своей практике проводят интегрированные уроки

двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго

регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делится в то же

время на две части, одну из которых ведет учитель начальных классов, а

вторую - педагог-предметник эстетического цикла. Несмотря на общую цель

урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые

спецификой

предмета.

Вторым

видом

интегрированного

урока

является

сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует,

сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем

предметы

чередуются,

повторяются,

не

нарушая

целостности

сюжета.

Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между

собой,

создавая

на

уроке

доверительную,

доброжелательную

атмосферу,

показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания

и взаимоуважения. Не только единый сюжет объединяет оба предмета, едины

также воспитательная и развивающая цели. Это позволяет ребенку наиболее

полно осваивать окружающий мир.

14

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка

с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все

элементы

взаимосвязаны.

Поэтому

их

целесообразно

конструировать

на

объединении достаточно близких областей знаний.

Чем

же

отличаются

интегрированные

уроки

от

уроков

с

использованием межпредметных связей? На взгляд педагогов, это – разные

дидактические

понятия.

Межпредметные

связи

предусматривают

эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других

предметов.

Это

отдельные

кратковременные

моменты

уроков,

которые

содействуют

глубокому

восприятию

и

осмыслению

любого

конкретного

понятия.

Уроки,

включающие

межпредметные

знания,

достигают

эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их

проведения, координации содержания, конкретизация задач с использованием

интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений

на

уроках

с

общим

содержанием,

рациональное

использование

разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников.

Допустим, на уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!»

учитель в беседе активизирует признаки картины природы в середине или в

конце весны, приобщает детские рисунки на весенние темы. В этом случае

имеем

дело

с

межпредметными

связями

уроков

«Человек

и

мир»

и

«Изобразительное

искусствао».

Если

же

учитель

проводит

урок

по

теме

«Художественный

образ

весны»,

на

котором

интегрировано

содержание

различных

предметов,

и

учащиеся

включаются

в

различные

виды

деятельности, чтобы в их сознании и представлении возник литературно-

художе ственный

образ

ве сны,

то

такой

урок

можно

сч и т ат ь

интегрированным. Особенность его в том, что объединяются блоки знаний из

разных предметов, подчинённые одной теме. Поэтому очень важно чётко

определить главную цель данного интегрированного урока и то, как этот урок

будет

способствовать

целостности

обучения,

формированию

знаний

на

качественно новом уровне.

Урок - это единство цели, содержания, методов и форм. Дидактическая

цель интегрированного урока должна быть сформулирована таким образом,

чтобы

ее

реализация

стала

возможна

путем

интеграции

содержания

и

системы

методических

приемов,

присущих

интегрируемым

предметам.

Результат

интегрированного

урока

реализуется

единством

дидактической

цели. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и

более

учебных

предметов.

При

подготовке

к

такому

уроку

учителю

необходимо знать особенности подготовки и проведения. Важным аспектом

интегрированного

начального

образования

является

система

уроков

и

15

внеклассной

работы

по

предмету,

проведение

интегрированных

занятий

кружков и интересных внеклассных мероприятий. Следует также не забывать

об

учете

возрастных

и

индивидуальных

особенностях,

а

также

о

предпочтении

использования

игровых

форм

учебной

деятельности

для

учеников начальной школы.

Например, можно взять любой урок с его установившейся структурой и

логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та

группа понятий, которая относится к данному учебному предмету. Но на

интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с

точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа

понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматриваются на уроках

литературного

чтения,

русского

языка,

«Человек

и

мир»,

музыки,

изобразительного искусства. Интегрированным из них будет тот урок, на

котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других

учебных

предметах.

Сам

же

урок

остаётся

цельным,

логически

последовательным

с

присущей

ему

методикой

проведения,

хотя

и

более

творческим, раскрепощённым. Учителя начальной школы при подготовке

интегрированного урока часто придерживаются интегративно-тематического

подхода.

Примерный план проведения интегрированного урока может выглядеть

так:

сообщение темы и обоснование важности ее изучения;

сообщение

плана

проведения

урока,

чередование

диалогического,

дискуссионного

изложения

с

самостоятельной

творческой работой учащихся;

использование

разнообразных

информационных

ресурсов

для иллюстрирования изучаемого материала, разрешения проблемных

ситуаций, ответов на дискуссионные вопросы;

направленно сть

на

п р а к т и ко - о р и е н т и р о в а н н у ю

деятельность;

изучение

научных

терминов,

источников,

материалов

по

теме;

организация

поиска

решения,

обсуждения

проблемы,

формирование

механизмов

выработки

решения

с

использованием

предложенных на уроке средств;

оформление результатов работы в виде образовательного

продукта и его презентация;

итоговая рефлексия занятия.

16

Такой

план

требует

большой

совместной

подготовительной

работы

учителя и учащихся, иначе может получиться урок, на котором не произошла

интеграция содержания, а в лучшем случае только раскрыты межпредметные

связи. Затруднения педагогов при организации интегрированных уроков еще

и в том, что:

цели

и

задачи

интегрированного

урока

чаще

всего

формулируются для каждого предмета отдельно;

не отражаются межпредметные связи различных типов по

причине незнания этих связей;

тема

урока

не

всегда

отражает

решение

единой

междисциплинарной проблемы.

Межпредметные

факультативы

имеют

тоже

большое

значение

в

формировании мировоззрения учащихся. Здесь может применяться не только

интеграция

содержания,

но

и

интеграция

методов

и

технологий,

способствующая развитию личности учащихся, расширению их кругозора.

Проблема несформированности общих навыков работы с информацией

не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо

учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского

языка

и

литературы),

или

усилиями

только

одной

какой-либо

группы

учителей (например, силами учителей начальных классов). Решением этих

проблем могла бы стать разработка и реализация системы межпредметных

факультативов, например, по математике и химии (решение текстовых задач

на

проценты

и

пропорции,

на

смеси

и

сплавы)

и

т.п.

Межпредметный

(междисциплинарный)

факультатив

помогает

развить

любознательность

школьников, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке.

Принципиальные

подходы

к

организации

междисциплинарного

факультатива:

1. Мотивация и создание условий для получения учебной информации

из различных источников (традиционных и новейших).

2 .

О с в о е н и е

ком п ь ют е р н о й

г р а м о т н о с т и

и использование

информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов сети

Интернет.

3. Формирование способности учащихся к рефлексии своего опыта.

4. Формирование научного типа мышления у учащихся.

5.

Формирование

стиля

общения,

в котором

преобладает

дух

сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

6. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать

знания, систематизировать и применять их на практике.

17

Кроме того, междисциплинарный факультатив позволяет достичь таких

целей, как повысить интерес учащихся к школьным предметам; пробудить

и н т е р е с

к п о з н а в ат е л ь н о й

и исследовательской

деятельно сти;

инициализировать

различные

виды

деятельности:

познавательную,

практическую,

эвристическую,

поисковую

и личностно-ориентированную.

Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их

познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся

на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них

информации, открывающей общее видение единого предмета или явления.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д.

Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский подчеркивали необходимость

взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины

природы

в

голове

ученика,

для

создания

истинной

системы

знаний

и

правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания

и

целостности

познавательного

процесса.

К

ним

отнесем

следующие

методические

положения:

преемственность

в

содержании

отдельных

дисциплин,

опора

при

изучении

и

закреплении

материала

на

знания

по

другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение

родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интеграция

это

обобщенное

отношение

между

структурными

компонентами целостного образования, такими как:

различные виды знаний одного учебного предмета;

обобщенные

компоненты

знаний

межпредметного

характера;

обобщенные

умения,

сформированные

на

основе

усвоения

связей

между

способами

учебно-познавательной,

учебно-производственной и практической деятельности.

Интеграция может состоять иногда лишь в решении задач, находящихся

на стыке разнокачественных систем знаний, способов деятельности и других

компонентов содержания (физика + математика, физика+химия, математика

+химия

и

т.п.).

Технология

разработки

класса

межпредметных

познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных

межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются

задачи. Решение учащимися иерархических систем таких задач - важный

путь

формирования

гибкого

и

целостного

мышления.

Межпредметные

познавательные

задачи

-

академическая

структура

организации

учебной

деятельности

учащихся.

Ситуативные

методы

обучения

обеспечивают

нередко

более

естественное

течение

познавательных

процессов,

а

как

18

интегрирующее средство обладают большими возможностями. В программах

многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих

проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных

позиций

те

же

объекты.

При

изучении

различных

учебных

дисциплин

ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но

простое накопление знаний еще недостаточно для эффективной подготовки

их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать

знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях.

Формирование

синтезирующего

мышления

школьника

способствует

осуществлению

межпредметных

связей

при

изучении

ими

основ

естественных наук (физики, химии, математики, биологии, информатики).

Тематическое построение физики позволяет рассматривать ее учебные темы

как

отдельные

«узлы»

систематизированных

знаний,

находящихся

между

собой в определенной степени связи и ограничения.

При

выборе

методов

и

приёмов

обучения

на

междисциплинарных

факультативных

занятиях

необходимо

учитывать

с од е р ж а н и е

факультативного

курса

интегрируемых

предметов,

уровень

развития

и

подготовленности

учащихся,

их

интерес

к

тем

или

иным

разделам

программы.

Одним

из

важнейших

требований

к

методам

является

активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных

формах её проявления. На факультативных занятиях могут использоваться

разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы,

обсуждение

заданий

по

дополнительной

литературе,

доклады

учеников,

составление

рефератов,

экскурсии.

Применение

лекционно-семинарской

системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал

крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является

самостоятельная

работа

учащихся

по

закреплению

и

углублению

теоретического

материала,

изложенного

на

лекции.

На

практических

занятиях

проводится

целенаправленная

работа

по

выработке

у

учащихся

умений и навыков решения основных типов задач. Семинарские занятия

посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала.

По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых

знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных

ситуациях.

Полезная

форма

работы

-

подготовка

рефератов.

Выполнение

таких

заданий

важно,

прежде

всего,

в

отношении

развития

навыков

самообразования,

удовлетворение

индивидуальных

интересов

учеников.

Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех

участников факультативной группы.

19

Междисциплинарное обучение представляет большую сложность для

учителей и учащихся, поэтому дебаты о целесообразности, доступности и т.п.

такого

обучения

ведутся

уже

давно.

Положительными

сторонами

междисциплинарного

обучения

считаются:

реализация

принципа

системности

обучения;

создание

оптимальных

условий

для

развития

мышления: логичности, гибкости, критичности; способствование развитию

системного мировоззрения, гармонизации личности, возможности получения

большого

объема

знаний;

помощь

в

активизации

познавательной

деятельности учащихся, развитии их творчества. К отрицательным сторонам

относят:

увеличение

плотности

урока;

отсутствие

детализации;

большие

временные затраты при подготовке урока.

Например,

основным

возражением

против

междисциплинарного

обучения в начальной школе является представление о его принципиальной

недоступности для детей младшего школьного возраста из-за конкретного

характера

их

мышления.

Вместе

с

тем,

интеграционные

процессы,

происходящие

в

современном

обществе,

требуют

именно

знаний,

полученных на базе междисциплинарного обучения. Спорным является и

вопрос о времени начала такого обучения, его содержательной основе. Но

бесспорным

является

необходимость

вооружения

учащихся

умениями

установления причинно-следственных внутрипредметных и межпредметных

знаний. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом»,

преодолев разобщенность научного знания по разным учебным дисциплинам.

Установление и реализация межпредметных связей в содержании школьных

предметов положительно влияет на результативность: знания приобретают

качества

системности,

умения

становятся

обобщенными,

комплексными,

усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов

учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Таким

образом,

межпредметность

-

это

современный

принцип

обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого

ряда

предметов,

усиливая

системность

знаний

учащихся,

активизирует

методы

обучения,

ориентирует

на

применение

комплексных

форм

организации

обучения,

обеспечивая

единство

учебно-воспитательного

процесса.

Междисциплинарное

обучение

положительно

влияет

на

формирование способностей младших школьников к речевому творчеству,

т.е. созданию высказываний в устной или письменной форме.

Интегрированные

уроки,

уроки

с

межпреметными

связями,

интегрированные внеклассные мероприятия, проводимые в системе, нравятся

детям,

вызывают

у

них

интерес

к

познанию,

дают

им

много

нового,

20

полезного,

в

них

содержится

большой

эмоциональный

заряд,

а

учителю

предоставляют возможность показать свой высокий профессионализм.

За

последние

годы

увеличилось

количество

участников

в

дистанционных

эвристических

олимпиадах,

требующих

применения

межпредметного

содержания

для

выполнения

более

сложных

заданий.

Происходит расширение возрастного ценза и постоянной группы участников

олимпиадного движения. Дети объясняют интерес к подобным мероприятиям

оригинальностью

заданий,

проявлением

положительных

эмоций

при

их

выполнении,

приобретением

новых

знаний,

умений

и

навыков,

а

также

самостоятельной организацией своей учебной деятельности и возможностью

проявить

свой

творческий

потенциал.

Данная

форма

сотрудничества

учащихся

и

педагогов

объясняется

желанием

педагогов

расширить

возможности школьного урока и интегрировать элементы дистанционного

обучения

в

очный

образовательный

процесс.

Интернет-коммуникации,

ставшие популярными среди старшеклассников, расширяют и обогащают

рамки очного обучения, наполняют процесс содержательной составляющей.

Интеграция

игровых,

коммуникативных,

информационных,

компьютерных

технологий

в

учебном

процессе

оказывает

помощь

учащимся

в

их

дальнейшей успешной социализации.

Литература

1. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании/Интеграция

содержания образования в педвузе/под ред. М.Н.Берулавы. Бийск 1994

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.

// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

3. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный

курс (в школе). // География в школе. - 1994.

4. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .-

М.: Просвещение, 1987.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники