Автор: Калинина Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ШДМШ им. А.И.Раздобарина"
Населённый пункт: с.Шира, республикаХакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над крупной формой в младших классах ДМШ на примере вариаций"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Ширинская ДМШ имени А.И.Раздобарина»
Методическая разработка.
Тема : «Работа над крупной формой в младших классах ДМШ на
примере вариаций»
Выполнила: преподаватель высшей квалификационной категории
Наталья Евгеньевна Калинина
2018 год.
Работа над крупной формой
Уже в первой половине XVIII века начался новый период истории
инструментальной музыки, завершившийся утверждением симфонизма, как
прогрессивного метода отражения действительности. В разных европейских
странах появились новые жанры и формы музыкальных произведений,
охватывая многие национальные культуры.
Это было обусловлено в первую очередь общественно-историческими
предпосылками. Обострились противоречия в недрах феодально-
абсолютистских государств и усилились национально-освободительные
движения, что привело к развитию демократической идеологии.
Демократизация музыкального искусства - это характерная черта эпохи.
Изучение произведений крупной формы позволяют учащимся осознать
основы и закономерности строения и развития музыкального материала,
стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного
обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в
процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не
только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует
музыкальным материалом. Работа над произведением - определение
технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их
преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его
реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с
логическим познанием самого процесса исполнения, способами
приобретения пианистического мастерства.
В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимает
работа над произведениями крупной формы. С сонатинами, вариациями,
рондо начинающий музыкант знакомится в первые же годы своего обучения
на фортепиано. Изучение этих произведений воспитывает у пианиста
1
исполнительскую волю, формирует «чувство формы». Кроме того, изучение
произведений крупной формы развивает музыкальное мышление,
закладывает основы общения с разнообразным тематическим материалом.
Главное, ребенку необходимо понимать то произведение, которое он
исполняет, и здесь я вполне согласна со словами немецкого композитора
Роберта Шумана: «Когда станет тебе вполне ясной форма, тогда станет ясным
и содержание».
Но очень хотелось бы, чтобы весь разбор сонатной формы, или формы
вариаций не сводился к сухим фразам о строении того, или иного
произведения, а носил и художественно-смысловой характер.
Работа над крупной формой является одной из самой сложной, начиная с 1
класса. Как трудно бывает порой педагогу подобрать даже самую первую
крупную форму в конце 1года обучения, будь то простейшая сонатина,
маленькое рондо или вариации. Именно анализ крупной формы помогает
ученику осмысленному исполнению произведения.
Изучение любого музыкального произведения представляет единый
целостный процесс, но в работе над ним можно определить 3 основные
этапа:
• ознакомление с произведением и его разбор.
• преодоление как более общих трудностей, так и частных, связанных с
исполнением деталей.
• собирание всех разделов произведения в единое целое, работа над ним.
Эти основные этапы помогут в организованной работе над произведением, но
относиться к ним следует с осторожностью. Так как на практике данные
этапы работы не только неразрывно связаны между собой и не могут быть
точно разграничены, но нередко совпадают и взаимопроникают, представляя
путь: от целого к определяемому или частному и вновь к целому.
Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное
место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они
сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому и
ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные
исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация
требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с
тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся
сталкивается с только что указанными задачами, возникающими при
исполнении сочинений крупной формы.
Алексеев А.Д. подчеркивает, что при работе с учеником над вариационным
циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере и строении.
2
Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной
мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной
формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно,
вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти
слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей
свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь
выявить его, показать тему именно данном аспекте. В некоторых
произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной
и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа
совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух
принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в
каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к
разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки.
Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является
самостоятельным сочинением: обогащая представление о целом, она
занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла.
Вариации - от латинского слова изменение, разнообразие. Вариационная
музыкальная форма имеет тему, которая (иногда 2-3 и более) излагается
повторно с изменением в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. В
каждой вариации может претерпеть изменение не только один компонент
(например: фактура, гармония), но и ряд компонентов в совокупности.
Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл. Вариации
могут быть как самостоятельным произведением, так и частью любой другой
крупной инструментальной или вокальной формы.
Исполнение вариаций начинается с темы. Ее следует сыграть ярко,
убедительно, чтобы она запомнилась ребенку. А в каждой вариации стоит
подчеркнуть индивидуальность, желательно придумать названия,
подходящие по характеру: хороводная, песенная, плясовая, игривая. Но не
следует забывать, что каждая вариация, имея свой характер, является частью
целого, единого произведения. Поэтому все должно быть подчинено
художественно-образному замыслу автора.
Произведения, которые я могу посоветовать для начала работы над
вариационным циклом в младших классах:
- Т. Назарова «Пойду ль я, выйду ль я да»,
- И. Берковича «Во саду ли, в огороде»,
- И. Литкова «Савка и Гришка».
А продолжить уже более объемными по форме, и сложными в
пианистическом плане вариациями И.Берковича «Светлячок», А. Гедике «Про
козлика».
Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других
народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность
спеть тему со словами – большое подспорье для ученика. Иногда
преподаватель сталкивается с большими проблемами именно в варьировании,
3
поэтому ученик должен ясно представлять задачи каждой вариации
(варьирование, как варианты). Тема вариаций - как правило, простая, легко
узнаваемая, с типичными оборотами, тонально замкнута, чаще всего 2х-
частная и квадратная.
В классических вариациях (Гайдн, Моцарт, Бетховен, а позже - Беркович,
Кабалевский, Сильванский, Любарский) был определенный порядок
развития:
1 - вариация для правой руки
2 - вариация для левой руки
3 - вариация в миноре (в мажоре)
4 - вариация, обе руки
5 - кода
Гармония меняется мало, а распространены гармонические фигурации.
Иногда в вариациях встречаются полифонические элементы, основанные на
мотивах темы (Бах, Гендель, Бетховен, Вебер, Глинка). Вариационная форма
вносит некоторый контраст внутри отдельных вариаций и между ними.
Становится обычным контраст темпов (особенно в минорной вариации). Чем
хороша форма вариаций для самого среднего ученика, так это возможность
отдельно учить, например, вариацию на левую руку, или контрастную
вариацию. Двигаясь от простого к более сложному, постепенно «собрать» все
вариации в единое целое.
Важный момент работы над вариациями – поиск характерных красок
исполнения. Разнообразие вариаций не должно осуществляться только за
счет темпа или тональности, главным является музыкальный образ. Следует
обратить внимание на характеристики тембрового звучания каждой
вариации. Для облегчения восприятия всего произведения, помимо
соответствующего выявления общей кульминации, порой следует
подчеркивать наиболее контрастные вариации, воплощающие различные
стороны данного образа. Иногда родственность по настроению позволяет
представить их себе в виде единой, более крупной части сочинения со своей,
«местной» кульминацией.
В заключение методического сообщения я хотела бы отметить тот факт,
насколько важно на начальном этапе работы с произведениями крупной
формы, помочь ученику охватить целостность строения произведения, будь-
то, сонатина, вариации, рондо. Заложить основы умения общаться с
разнообразным тематическим материалом, углубить эмоциональное
восприятие музыкально-художественных образов.
4