Автор: Гогичаева Марина Кудзиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ ООШ Населённый пункт: Алагирский район п. Рамоново Наименование материала: Конспект Тема: "Три склонения имён существительных" Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: «Три склонения имён существительных».
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: «Три склонения имён существительных».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод ведения урока: частично-поисковый
Межпредметная связь: развитие речи, чтение.
Цель:
Научиться распознавать три типа склонения имён существительных по окончанию и
роду.
Задачи:
Образовательная: формировать умение определять склонение имени
существительного, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: воспитывать уважение к языку, культуру общения, уважение к
мнению друг друга при работе в парах, в группах.
Оборудование урока: компьютер, экран, листки с алгоритмом (приложение1),
листки с заданиями для работы в группах (приложение2), листки самооценки
(приложение 3), индивидуальные ноутбуки, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой,
4 класс.
Медиапродукт – презентация урока 20 слайдов (компьютерный тренажёр , разминка
для глаз .
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
I.
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
II. Чистописание (слайды 2, 3).
- Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте:
Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву (эм)"
III.
Актуализация опорных знаний.
Медведь, малина, мыло, мишка, метель, море, мама, мотор (слайд 4).
- Прочитайте, какие слова мы будем писать во второй строке чистописания.
- Что общего у всех этих слов? (начинаются на букву м )
- А ещё? (это имена существительные в единственном числе)
- На какие группы можно разделить эти существительные (по родам)
- Запишите в первой строчке существительные мужского рода, во второй – женского,
а в третьей – среднего.
ПРОВЕРКА (слайд 5).
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Как вы думаете, достаточно ли тех знаний об имени существительном, которые у
нас уже есть, чтобы писать всегда грамотно? (слайд 6).
- Попробуйте вставить пропущенные окончания:
Я прочитал рассказ о мальчик.., о девочк.., о дедушк.., о лошад.., о солнц.. .
- Как можно рассуждать (например по родам: м.р.: окончание – е, ж.р.: –и,
а средний – ?)
- С какой проблемой столкнулись? (недостаточно знаний)
- Предположите тему урока.
IV. Введение новых знаний.
Слайд 7. «Три склонения имён существительных»
- Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)
- Я тоже составила задачи на сегодняшний урок.
Давайте проверим, совпадут ли они (слайд 8).
1.
Научить
ся
распознавать три типа склонения имён существительных
по
окончанию и роду;
2.
Разработать алгоритм определения склонения имени существительного.
- В русском языке существительные бывают 1, 2 и 3-его склонения (слайд 9).
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Ж. р.
М. р.
М. р.
Ср. р.
Ж .р.
-а: -я
нулевое
-о; -у
нулевое (-ь)
V.Обобщение знаний о склонениях имён существительных.
1). Работа в группах
- А сейчас поработаем в группах. Перед вами листки с заданиями(приложение2)
- Подумайте и разделите слова на три группы.
- Первая группа выберет сущ. 1 скл.., вторая – 2 скл., а третья – 3 скл.
Зима, весна, лето, осень, конь, степь, небо, звезда, мальчишка, мальчик, мысль,
вещь, дедушка, речь, топор.
Ответы старших в группе, одновременно проверка на экране (слайд 10).
зима лето осень
весна конь степь
звезда небо мысль
мальчишка мальчик вещь
дедушка топор речь
Ф и з м и н у т к а.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место тихо сесть. (Присели.)
2). Составление алгоритма.
- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения склонения имени
существительного.
- Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. - Порядок действий для решения
проблемы.
- Наша задача вместе сообща дополнить алгоритм.
Слайд 11.
- Поставить существительное в начальную форму.
- Определить род.
- Выделить окончание.
- Определить склонение.
(АЛГОРИТМ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НАДОСКУ).
- Посмотрите на образец определения склонения имени существительного (слайд
12)
VI . Закрепление знаний о склонениях имён существительных.
- Пользуясь алгоритмом, выполни упр. 167 на стр.89.
Взаимопроверка .
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте отметку.
Поменяйтесь тетрадями обратно. Кому поставили 5? 4? 3?
Вывод : Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Ко 2-ому? К 3-ему?
Работа с персональными компьютерами (слайд 13).
- Потренируемся в определении склонения существительных.
- Включите компьютер. Сначала сделаем разминку для глаз (слайд 14).
- Теперь поработаем с тренажёром (слайд 15: щелчок на слово «тренажёр, затем
на стрелку переключения слайда)).
- Внимательно прочитайте инструкцию.
- Начнём работу по моей команде, в конце работы компьютер поставит вам оценку.
Как только это произойдет, жду сигнала.
- Кто ни разу не ошибся? Кто сделал одну-две ошибки?
VII. Вывод
(
слайд 8).
-Посмотрите ещё раз на учебные задачи, которые мы с вами поставили на
сегодняшний урок. Как вы думаете, мы их выполнили?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
VIII. Рефлексия (
слайд 16).
- У вас на столах листки со смайликами. Оцените своё участие в уроке. Если вы
считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя,
обведите простым карандашом смайлик наверху пирамиды. Если старались не
всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу.
Закрасьте свой смайлик соответствующим цветом (слайд 17)
IX.
Оценки.
Выставление отметок за урок. Поощрение самых активных.
Домашнее задание (слайд 18).
Правило стр.88, упр.169 стр.90
Анализ урока по русскому языку в 4 классе.
Дата проведения: 15.04.2014 г.
Класс: 4
Учитель: Гогичаева Марина Кудзиевна.
Количество учащихся в классе: 14.
Присутствовали: 14 обучающихся.
Тема урока: "
Три склонения имён существительных "
Тип урока: усвоение новых знаний.
Образовательная: формировать умение определять склонение имени
существительного, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: воспитывать уважение к языку, культуру общения, уважение к
мнению друг друга при работе в парах, в группах
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-
коммуникативных технологий.
Дидактические задачи урока соответствуют содержанию урока. Цель урока
определили сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации,
поставленной учителем. Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку
готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока
учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учитель смогла в
начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован
в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Прослеживалась связь урока с
жизнью, практической деятельностью. Были учтены возрастные и
психологические особенности учащихся. Этапы урока продуманы, составлены
задания, подобраны вопросы, использованы различные приёмы активизации,
мыслительной деятельности учащихся. Применялись фронтальная, групповая и
индивидуальная формы работы. Учащиеся были вовлечены в активную
мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Задания, предложенные учителем, имели целенаправленный характер. Учебный
материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и
исследования, соответствовал их жизненному опыту. Учащиеся творчески
подходили к решению задач, действия подкреплялись практикой. Для каждого
обучающегося была создана ситуация успеха, что способствовало повышению
мотивации и поддержанию познавательного интереса к учёбе. Были использованы
фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.
По коммуникативному
развитию учащихся использовала приёмы формирования умений работать в рамках
диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась,
чтобы учащиеся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру
поведения в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному
выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было
реализовано право учащихся на ошибку и право на творчество.
За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физкультминутки, дети
не устали, хотя плотность урока была высокой.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности.
Учитель на уроке использовала ИКТ, учащиеся активно работали с интерактивной
доской. Учебная информация была привлекательна, что способствовало
повышению возможности обучающихся в достижении поставленных целей.
Учебное время на уроке использовалось эффективно.
Запланированный объём урока выполнен. Здоровье сберегающие технологии на
уроке были соблюдены. До звонка подведены итоги, каждый учащийся оценил
свою работу.
Вывод: Урок отличный, результативный, достиг цели.
Рекомендации:
1.Продолжить работу по закреплению предметных ЗУНов, формированию УУД.
Зам. дир. по УВР: __________ Бесолова Л.М.