Напоминание

Интегрированный урок в системе организации обучения навыкам продуктивной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта


Автор: Акимова Татьяна Христьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новошинская С(К)Ш"
Населённый пункт: с. Новошино
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный урок в системе организации обучения навыкам продуктивной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта
Раздел: начальное образование





Назад




Конкурсный материал «Описание инновационного педагогического опыта» районного конкурса «Учитель года – 2016»
Тема: Интегрированный урок в системе организации обучения навыкам

продуктивной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта

в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида
Выполнил: учитель начальных классов МКС(К)ОУ Новошинская С(К)ОШ VIIIвида Акимова Татьяна Христьяновна. Высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы- 26 лет. с.Новошино - 2015

Актуальность
Современные условия развития специального образования обуславливают разработку инновационных технологий по созданию учебной и развивающей среды для детей с нарушениями интеллекта. Разрабатываются типовые и индивидуальные программы. Важнейшей целью в работе школы ставится создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка. Приоритетной задачей в работе с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта становится их развитие в целом, а не только систематическое обучение. Формирование навыков продуктивной деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепки, аппликации, конструированию, на развитие мелкой моторики рук, высших психических процессов (внимания, мышления, речи). Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для этого важно развивать базовые предпосылки: зрительно- двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умение подражать действиям взрослого. Задача интегрированных уроков с применением продуктивной деятельности состоит в развитии мышления, внимания, памяти, воображения, представления, развитии разнообразных движений пальцев рук, координации обеих рук, координации глаз-рука-предмет, зрительного контроля. Таким образом, основа продуктивной деятельности – это интегрированный подход к организации урока.

Особенности психического развития обучающихся с тяжелыми

нарушениями интеллекта
Категория обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью представляет разнородную группу лиц, имеющих выраженные органические нарушения центральной нервной системы. Тяжелые интеллектуальные нарушения диагностируются уже на ранних стадиях развития ребенка, так как часто сочетаются с грубыми нарушениями моторной сферы и глубоким системным недоразвитием речи. Как правило, глубокий интеллектуальный дефект сочетается с тяжелыми нарушениями психомоторики и сенсорных процессов. Для обучающихся данной категории характерны нарушение точности и скоординированности движений, неумение различать правую и левую стороны тела, затруднения при ориентации в пространстве. Младшим школьникам при тяжелых нарушениях интеллекта свойственны поверхностное, недифференцированное, глобальное восприятие предметов в целом, неспособность к их анализу, сравнению с другими объектами. При этом ошибки детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств, а в неумении продуктивно перерабатывать полученную информацию. Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта с сочетанными нарушениями трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстрое утомление, неусидчивость, слабое развитие памяти и мышления. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Таким образом, знание особенностей психики этой группы обучающихся необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и трудности в обучении, для поиска оптимальных способов и приёмов педагогического, коррекционного, социального воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам корригировать свойственные им недостатки для дальнейшей социализации.

Интегрированный подход в системе организации обучения навыкам

продуктивной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. За методикой интегрированного преподавания в классах – комплектах с тяжелыми нарушениями интеллекта большое будущее, так как благодаря ей, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике. И учитель по-новому видит и раскрывает предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. С учётом возрастных особенностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов. Понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения). Преобладающее большинство учителей решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получается достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями. Например, объединяются чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение, математика и изобразительное искусство, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др.
Так тема "Осень" изучается в развитии речи, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, то есть учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. Для того, чтобы такие уроки перестали быть чем-то необычным, редким, проводится работа над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения. Затем рассмотрение того, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Структура интегрированных уроков отличается ч е т ко с т ь ю , компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. При построении планирования важно помнить, что первично предмет лучше слепить, затем сделать аппликацию и только потом приступать к рисованию данного предмета. Также и в применении и чередовании материалов следует помнить о том, что в первую очередь лучше дать краски (пальчиковые, гуашь, темпера), а затем графические материалы, при лепке – начать с теста, глины, а потом перейти к пластилину. Важным моментом на занятиях является совместная с детьми подготовка некоторых материалов к работе: замешивание теста, создание красок и смешивание цветов и оттенков.Для развития сенсорного опыта детей целесообразно использовать разные изобразительные материалы. Важно познакомить детей с их свойствами, дать возможность наиграться с этими материалами, получить удовольствие от
процесса, а не требовать получения результата. После того, как ребенок «освоил» материал, понял его свойства, следует постепенно усложнять задачу: приучать использовать изобразительные средства по назначению, действовать по образцу, стремиться к получению определенного результата. Одной из основных задач работы учителя в классе – комплекте детей с сочетанными дефектами является социализация детей, обучение их самостоятельной (с помощью учителя) и коллективной деятельности. Поэтому педагог должен предусмотреть в плане своей работы с детьми виды заданий для индивидуальной деятельности и коллективного творчества. В условиях класса – комплекта учитель работает с детьми с разным уровнем психофизического развития, у которых, соответственно, навыки продуктивной деятельности сформированы неравномерно. Педагогу необходимо учитывать как возможности всей группы, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одна и та же тема занятия, один и тот же вид деятельности должен подходить каждому обучающемуся. В первую очередь это важно учитывать для того, чтобы у детей не возникло чувствонеуспешности, нежелание попробовать свои силы. Нельзя забывать и тот момент, что сложность задания должна быть близка зоне ближайшего развития каждого ребенка, хотя бы в отдельной части задания. Например, младшие дети или дети с психофизической зрелостью, соответствующие уровню детей младшего школьного возраста, могут на занятии ставить отпечатки пальчиков, ладошек, листьев. Дети с более высоким уровнем развития навыков продуктивной деятельности способны дорисовать эти отпечатки, превращая их в птиц, рыб и т.д., вырезать полученные изображения и прикрепить их на общей работе, где фон готовит педагог или родители. Важно, чтобы все дети были включены в процесс, и каждый ребенок в отдельности получал бы удовольствие от процесса. При планировании уроков очень важно предусмотреть логическую взаимосвязь тем занятий по развитию навыков продуктивной деятельности с другими
уроками, поэтому весь процесс обучения основывается на общем тематическом плане. Одна тема берется на 1-2 недели, соответственно все виды деятельности (художественная, познавательная, физкультурно – музыкальная, игровая, занятия ритмикой) в течение определенного периода времени имеют общую тематическую направленность. Это помогает обучающимся закрепить свои знания по развитию навыков продуктивной деятельности.Основа продуктивной деятельности – это интегрированный подход к занятиям, т.е. это процесс, который позволяет ребенку снять напряжение, утомление, это - переключение на различные виды деятельности. В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, необходимо использовать адаптированную форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что будет способствовать снятию перенапряжения, перегрузки учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оцениваясодержательный план предмета, видно, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Виды продуктивной деятельности
Формирование навыков продуктивной деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования, на развитие мелкой моторики рук, высших психических процессов (внимания, мышления, речи). Для этого важно развивать базовые предпосылки: зрительно- двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умение подражать действиям взрослого. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) является важным средством для воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно -двигательная координация, персептивно – моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Занятия рисованием формируют у детей элементы учебной деятельности – умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, первичная элементарная самооценка. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность. Лепка – это создание объемных рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Эти материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображениеу детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы и величины. При ощупывании у детей формируются способы обследования предметов и выделение их формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по
обследованию предмета закрепляются в слове, сначала пассивно воспринимаемом, а затем и в активной речи. Аппликация позволяет увидеть ребенку контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т.е. умения изображать предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Конструирование - это создание объемных моделей разных предметов из реальной жизни с помощью конструктора, природных материалов, бумаги, ткани и других материалов. Конструирование дает возможность не только формировать навыки мелкой моторики, развивать пространственные представления о предмете, но и учит видеть предмет в целом и одновременно выделять детали (элементы анализа и синтеза мышления). Художественные занятия позволяют детям исследовать, делать открытия и управлять всем миром. Иногда процесс может быть осязаемым, когда чувствуешь холод скользкой краски на пальцах, иногда – удивляющим, когда смешанные цвета дают непредсказуемый тон, или пластилин принимает неожиданную форму. Рисуя, занимаясь лепкой или делая аппликации, дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение и вызов – все то, что и составляет загадку обучения. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей и родителей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность.

Заключение
Общепредметной целью интеграции является формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования. На интегрированных уроках дети с тяжелыми нарушениями интеллекта работают сравнительно легко и с интересом усваивают программный материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической жизни. Включение в уроки предметно-продуктивной деятельности является эффективным средством развития потенциала ребенка – инвалида, его мышления, внимания, памяти, способствует снятию напряжения, утомления, формирует воображение, представление, коррекцию движений пальцев рук, координацию обеих рук, координацию глаз-рука-предмет, зрительный контроль. Умелые руки – условие надлежащего качества жизни. Интегрированные уроки с включением продуктивной деятельности при обучении детей с тяжелыми нарушениями интеллекта являются эффективными и помогают детям со сложной структурой дефекта найти свое место в обществе, включиться в жизнь школьного сообщества.

Литература
1. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира ». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября». 3. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956. 4.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. – с. 43-46. 5.Евдокимова, А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, - № – с. 84-91. 6.Куцакова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов,- М.: Мозаика-Синтез,2008 7.Куцакова Т.С.Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.-:Мозаика- Синтез,2008 г. 8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,- М.: «Карапуз-Дидактика»,2007. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников.-СПб.: «Детство-Пресс», 2002г. 9.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: «Просвещение»,2004 10. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова)/ Б.П. Пузанова – М. :Просвещение, 2001. – 118 с.


В раздел образования