Напоминание

«Поморский край»


Автор: Кобелева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ №73
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Рабочая программа по краеведению
Тема: «Поморский край»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципального образования «город Архангельск»

«Средняя школа №73»

Рабочая программа

объединения дополнительного образования

краеведческого направления

«Поморский край»

Для учащихся 5-11 классов

Срок реализации -1 год

Руководитель ТО:

Учитель географии

Кобелева О.Г.

2016-2017 учебный год

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

( Русская народная мудрость)

Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от

дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории —

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Программа кружка по краеведению «Поморский край»

МБОУ СШ № 73

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам

географических знаний учащихся в области краеведения.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии?

Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы

– внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно

– воспитательного процесса.

Хорошо

организованные

и

интересно

проведённые

занятия

кружка

«Поморский

край

»

помогают

обогатить

знания

детей,

способствуют

развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности

для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими

источниками

информации,

а

коллективная

работа

над

творческими

проектами

и

исследованиями

является

важным

моментом

этой

деятельности,

помогает

легче

освоить

и

хорошо

запомнить

научную

информацию,

формирует

коллектив

единомышленников,

учит

детей

общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод

проектов - это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный

подход,

креативность

формирование

компетенций,

т.е.

применение

в

практической

деятельности

знаний

и

умений,

умение

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

познавательного

интереса

учащихся.

Деятельность учащихся может быть:

- индивидуальной;

- парной;

- групповой.

Одним

из

важных

моментов

кружка

это

участие

детей

в

школьных

выставках

и

ежегодной

школьной

конференции

«Мы

будущее XXIвека»,

которая является отборочным туром на городские конкурсы и конференции.

Программа предназначена для детей 5-11кл. Объём программы составляет

34 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии родного края.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих

способностей.

3.

Выработка

практических

навыков

по

работе

с

различными

географическими картами.

4.

Формирование

умений

самостоятельно

добывать

знания,

используя

различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

-

удовлетворение

индивидуальных

образовательных

запросов

участников

кружка;

- развитие интереса к изучению географии родного края;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

-

воспитание

чувства

коллективизма

и

ответственности

через

игру

и

соревновательности;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных

наук.

ЦЕЛИ КРУЖКА « Поморский край»

Дополнительное

образование

в

школе

направлено

на

достижение

следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических

особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей

Родине

России

и

Архангельской

области

во

всем

ее

разнообразии

и

целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального

использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из

«языков» международного общения — географическую карту, статистические

материалы,

современные

геоинформационные

технологии

для

поиска,

интерпретации

и

демонстрации

различных

географических

данных;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных

явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии

родного

края в основной

школе,

необходимо

обратить

особое

внимание

на

общеобразовательное

значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную

систему

предметных

знаний

и

целый

ряд

специальных

географических

умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания

и

изучения

окружающей

среды;

выявления

причинно-

следственных связей;

— сравнения

объектов,

процессов

и

явлений;

моделирования

и

проектирования;

— ориентирования

на

местности,

плане,

карте;

в

ресурсах

ИНТЕРНЕТ,

статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей

деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических

ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи

направлены

на

реализацию

деятельностного,

практико-

ориентированного

и

личностно-ориентированного

подходов;

освоение

учащимися

интеллектуальной

и

практической

деятельности;

овладение

знаниями

и

умениями,

востребованными

в

повседневной

жизни,

позволяющими

ориентироваться

в

окружающем

мире,

значимыми

для

сохранения

окружающей

среды

и

собственного

здоровья

повышение

интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,

решения

географических

задач,

самостоятельного

приобретения

новых

знаний; развивать умение работать в группе;

• воспитание любознательности , любви к своей местности, своему региону,

своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с

другими

народами;

экологической

культуры,

позитивного

отношения

к

окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических

знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и

социально-ответственному

поведению

в

ней;

адаптации

к

условиям

проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию

уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах

своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о

природных

и

антропогенных

достопримечательностях

Архангельской

области:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки и умения:

- работы с картой,

-

работы

со

справочной,

научно-популярной

литературой,

Интернет-

ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Основные направления и содержание деятельности.

Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих

понятий,

которая

осуществляется

посредством

изучения

определенных

географических объектов и явлений.

Формы

работы

разнообразны

беседы,

конкурсы,

экскурсии,

игры,

теоретические

занятия.

Они

предполагают

коллективные,

групповые,

индивидуальные формы работы с детьми.

Тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие

1

1

2

История моего края.

13

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Белое море-Студеное и Гандвик.

Поморы. «Дика лопь».Самоеды.

Пур-Наволок.

Архангельск (Ново-Холлгоры).

Герб Архангельска. Архангельска губерния.

Гостиные

дворы.

Кирха.

Соловецкое

подворье. Сурское подворье.

Петр Iв Архангельске. Александр I.

2

3

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Природа родного края

10

3.1

3.2

3.3

3.4

Географическое

положение

Архангельской

области.

Рельеф. Климат. Внутренние воды.

Растительный и животный мир.

Особо охраняемые природные территории.

2

2

2

4

1

1

1

1

1

4

Картография

10

4.1

4.2

Карта Архангельской области.

Карта г. Архангельска

4

4

1

1

1

1

4.3

Карта п. Цигломень

2

1

Итого:

34

15

8

Программа занятий

Тема 1. Введение

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

-беседа по технике безопасности.

Тема 2. История моего края.

Архангельск

относится

к

числу

исторических

городов

нашей

страны.

Новгородцы

основали

в

XII

веке

на

месте

современного

Архангельска

Михайло-Архангельский

монастырь.В

1583-1584

гг.

по

указу

царя

Ивана

Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины двинские

воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов (Залешанин) возвели деревянную

крепость

Новый

город,

Новый

Холмогорский

город,

Новохолмогоры,

а

с1613г. - Архангельский город, а только затем город получил современное

наименование. Петр I и Александр I.

Тема 3. Природа родного края.

Область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. Омывается

Белым,

Баренцевым,

и

Карским

морями.

Архангельская

область

располагается

близко

к

арктическим

морям.

Климат

области

умеренно-

континентальный,

на

северо-западе

морской,

на

северо-востоке

субарктический, то есть присутствует прохладное лето и продолжительная

холодная зима. Крупнейшие реки: Северная Двина (с притоками Вычегда,

Пинега и Вага), Онега, Мезень и Печора. На территории области около 2,5

тысяч озёр, особенно много их в бассейне Онеги и на крайнем северо-

востоке.

Наиболее

крупные

озёра

Лача,

Кенозеро

и

Кожозеро.На

территории области расположены:

Пинежский заповедник,

Кенозерский национальный парк,

национальный парк «Русская Арктика»,

национальный парк «Онежское Поморье»,

33 заказника.

Тема 4. Картография.

Анализ

топографических

карт

Поморья

проводится

с

целью

изучения

территории исследования, ее особенностей, закономерностей размещения,

взаимосвязи

объектов

и

явлений,

динамики

их

развития

и

др.

Анализ

позволяет правильно выбрать карту определенного масштаба в зависимости

от

направления

предполагаемого

использования

(для

ознакомления

с

местностью, для ориентирования на местности.)

Прогнозируемые результаты.

В

результате

выполнения

программы

предусматривается

повышение

географических

знаний,

умений

и

навыков.

Программа

предполагает

повышение интереса учащихся к своему родному краю.

Проверка

знаний,

умений

и

навыков

проводится

посредством

общешкольных

мероприятий,

школьных

олимпиад,

участия

в

конкурсах,

выставках и конференциях.

Список литературы.

1. Попов Г.П. Старый Архангельск .Научно-популярное издание. —

Архангельск: Правда Севера, 2003.

2. Прошлое города Архангельска, 1584-1884 гг .Коллектив авторов. —

Архангельск: Правда Севера, 2008.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО

«Издательство АСТ»2002

5. Седова Е.Е. Черевково - Ракулка. Материалы к краеведению .Архангельск,

2006

Задание 2

ПОЛОЖЕНИЕ

школьного фотоконкурса «Чудеса Поморского края»

Цели конкурса:

Активизация творческой активности учащихся МБОУ СШ №73.

Реклама уникальной природы нашего края.

Привлечение внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды с

помощью художественных средств фотографии.

Задачи:

Формирование и воспитание чувства прекрасного, бережного отношения к

природе, ее обитателям.

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Формирование активной гражданской позиции и привлечение учащихся к

участию в массовых мероприятиях.

Организаторы Конкурса.

Организаторами

фотоконкурса

являются

методическое

обьединение

Естественников.

Участники конкурса.

В Фотоконкурсе может принять участие учащиеся 5-11 кл.

Условия и сроки проведения Фотоконкурса.

Фотоконкурс проводится в 3 этапа с 15 сентября 2017 г. по 15 октября 2017 г.

1 этап (регистрация участников и прием работ) – 15 сентября – 25 сентября

2017 г.

Объявление начала Фотоконкурса. Участники готовят конкурсные работы, К

работе прилагается заявка, где должно быть указано: ФИО, возраст, класс,

название фотографии и номинация, контактный телефон.

2 этап (отборочный) –1 октября– 11 октября 2017 г. Конкурсные работы

предоставляются в Оргкомитет конкурса. Подведение итогов конкурса, выбор

победителей, отбор конкурсных работ на Фотовыставку.

3 этап – Организация и проведение Фотовыставки.

Номинации конкурса:

Фотоконкурс проводится в пяти номинациях:

– «Заповедные места моей малой Родины»;

– «Животный мир» – фото птиц, зверей, насекомых;

– «Природа района» – фотографии природы;

– «Человек в согласии с природой» – показ бережного отношения к природе

родного края;

– «Крик о помощи» – отражение экологических проблем .

– «Фото – 2017» – Гран – при конкурса

Требования к представленным работам.

На Фотоконкурс принимаются и рассматриваются работы, соответствующие:

1. заявленным номинациям и требованиям данного Положения.

2.

Представленные

на

Фотоконкурс

работы

должны

быть

сняты

лично

автором и не могут быть заимствованы из внешних источников.

Допускается

разумное

использование

для

обработки

фотографий

графических редакторов для подчеркивания авторского замысла.

Место съемки географически ограничено только Архангельской областью.

Работы на конкурс должны быть представлены в печатном виде.

Требования к печатным работам:

– размер фотографий должен быть А4 (297х210);

– работы сопровождаются этикеткой, размером 3х7 см., шрифт Times New

Roman, кегль 18

(Ф.И.О., возраст, класс, номинация, название работы).

Организаторы

оставляют

за

собой

право

перемещать

работы

в

другие

категории номинаций без согласия автора

Критерии оценки представленных работ.

Представленные

на

конкурс

работы

будут

оцениваться

по

следующим

критериям:

– оригинальность сюжета;

– необычный ракурс;

– отражение и раскрытие темы через мастерство фотографии, составление

композиции;

– художественные и технические качества работы;

– неожиданность творческого решения;

– общее восприятие.

Награждение.

Определение

победителей

будет

осуществляться

Оргкомитетом

Фотоконкурса.

В каждой номинации определяются первые 3 места. Победители в каждой

номинации награждаются дипломами и памятными подарками, призёры –

дипломами.

Награждение победителей состоится на открытии Фотовыставки 28 октября

2017 г.



В раздел образования