Автор: Петрова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №34"
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Паспорт имени прилагательного"
Раздел: начальное образование
Тема: Паспорт имени прилагательного.
Цель: обобщить знания по теме «Имя прилагательное»,
развивать речь, воображение, мышление.
развивать умение работы в группах
воспитывать чувство «локтя», коллективизма
Повторять и обобщать знания об имени существительном и об имени
прилагательном как части речи;
2. Тренировать умение распознавать имена прилагательные в тексте,
устанавливать их связь с именами существительными;
3. Формировать орфографическую зоркость;
4. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и
письменной речи;
5. Развитие логического мышления, памяти, произвольности внимания,
наблюдательности, творческого воображения и творческих способностей
учащихся;
6. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
– личностные: активно участвовать в совместном принятии решений;
формировать адекватную самооценку, умение видеть свои достоинства и
недостатки; уважать себя и верить в успех;
– предметные: активизировать знания учащихся об имени прилагательном
как о части речи; закрепить навыки правописания имён прилагательных;
– метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
уметь сравнивать, анализировать, обобщать.
Ход урока
1.
Организационный момент. Психологический настрой.
2.
Сообщение темы, постановка цели и задач.
Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие. В.Вырксен
– Ваши впечатления? Чем понравилось?
– Каких частей речи больше? Какова же тема урока?
- На основе наших знаний мы составим паспорт имени прилагательного.
3. Работа по теме урока.
1 страничка (ФИО)
- А что такое паспорт?
- Уточним значение этого слова. У каждой группы на столе лежит словарь
Выберите ученика, который найдёт значение слова.
Паспорт это документ удостоверяющий личность
- Каждая группа по очереди будет оформлять страничку паспорта. Для этого
вам нужно выбрать паспортиста. Первую страничку оформляет 1 группа.
- Итак, что же такое паспорт? Как вы думаете, что можно написать в паспорте
имени прилагательного?
Паспортист заносит сведения в паспорт.
- Имя прилагательное- это……..(часть речи)
- которая обозначает…………..(признак предмета)
- отвечает на вопросы………………..(какой, какая, какое, какие)
- начальной формой является форма…………..(мужского рода, единственного
числа)
- в предложении прилагательное является………..(второстепенным членом)
2 страничка (фото)
- Открываем вторую страничку. А кто видел паспорта своих родителей? Что в
нём есть, кроме сведений о его владельце? (фото)
- И в нашем паспорте тоже должна быть фотография.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Творческая работа в группах.
«Кляксография» (листы с кляксами)
Каждая группа получает лист с кляксами, дорисовывают ее до
предмета, образ которого она напоминает, и подбирают к своему предмету
как можно больше имен прилагательных. Эти смешные герои помогут вам
фантазировать. Каждая группа вывешивает лист на доску и зачитывает имена
прилагательные.
Паспортист наклеивает лучшее фото.
- Поскольку мы заговорили о роли прилагательного в нашей речи, то третья
страничка так и называется: роль имён прилагательных в речи.
3 страничка (роль имён прилагательных в речи).
- Итак, сейчас вам предстоит, поэтому надеваем шапку размышлений.
Цветут сады, благоухают,
Природа всех теплом встречает,
Петь начинают соловьи,
В последний месяц всей весны!
- Прочитайте текст.
Май
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору!
Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись
сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли
прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились
душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и
земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С
полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.
Май
Стоит день. Как хорошо в эту пору! Солнце осветило всю окрестность.
После дождя покрылись зеленью поля, луга и леса. Цветки подняли головки.
Земля надела наряд. Вот уже появились кисти на черёмухе, на сирени. У
оврага цветут ландыши и земляника.
С утра до вечера не смолкают в лесу голоса. С полей и лесов несутся
з
в
у
к
и
.
Май – месяц года.
- Что заметили? Подберите имена прилагательные к существительным.
- Чей текст вам больше понравился? Почему?
- Ребята, а можно ли обойтись без прилагательных?
Имена прилагательные делают речь яркой и выразительной.
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Физминутка
4 страничка (род и число)
- Как вы определяли род и число у имён прилагательных?
- У каких прилагательных определить род нельзя? Найдите их в тексте.
-
Прилагательные
во
множественном
числе
по
родам
не
изменяются.
Например,
красивые девочки (ж.р.)
красивые мальчики (м.р.)
красивые поля (ср.р.)
- Поэтому, если мы встречаем прилагательное во множественном числе, то
мы его род не определяем.
5 страничка (изменение по падежам)
- Как ещё изменяются прилагательные? (по падежам)
- Вспомните, как определить падеж прилагательного?
4. Рефлексия
Синквейн
Прилагательное
Паспорт
- Итак, мы составили паспорт имени прилагательного, но чего-то не хватает.
Что ещё должно быть в паспорте? (печать и подпись)
5. Итог урока
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря?
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?