Напоминание

Организация работы с одарёнными детьми


Автор: Гордина Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Заозёрная СОШ №16
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с одарёнными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Гордина Татьяна Павловна учитель начальных классов МАОУ СОШ №16
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Одна из самых интересных и загадочных явлений природы – детская одарённость. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок. Я различаю разные группы одарённых детей. К первой группе можно отнести “сверходарённых” детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ. Существует и другая группа – детей с очень высоким специализированным уровнем способностей, например, музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одарёнными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития. Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одарённого ребёнка способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности, направленной на одарённых детей. “Каждое дитя до известной степени гений”, писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то своё, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного — это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого – предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одарённым детям должно органически вписываться в образ мира любого ребёнка и быть для него
совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно- диалогического обучение. Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая: 1. должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником; 2. должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в её решении; 3. должна способствовать “открытию” учеников новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности. Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является и здоровье сберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия развивающих кружков. Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось. Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются не только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу. С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах, конференциях и т.п. Отдельно хочется остановиться на приёмах развития лидерской одарённости (организаторских способностей) учащихся. Одарённые дети непоседливы, всё время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребёнка в полезное русло, иначе он может её использовать по обстоятельствам. Чем больше ребёнок включён в самостоятельную деятельность, тем лучше он усваивает материал. Одарённые дети с большей охотой стремятся к самостоятельности, которая обусловлена большими возможностями, которые он хочет реализовать. Главное в этом процессе – найти достойное применение. В классе создаю детское объединение, которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои
символы, систему норм и правил поведения. В нём активно работает классный актив самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год. Все ученики класса разделены на группы. В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр. Координирует работу совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом. Учащиеся, входящие в группы имеют различные поручения: знайки, умельцы, затейники, спортсмены, художники, каллиграфисты. Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится один раз в месяц. На собрании анализируется работа групп, выполнение поручений учащимися, работа совета класса и т.д. Благодаря работе классного актива самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и городских мероприятиях, конкурсах, оказывают помощь пожилым людям. Это всего лишь краткое описание методов и приёмов работы с одарёнными детьми. В заключении хотелось бы ещё раз напомнить, что одарённость многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизни деятельности, и рассматривать её нужно не только как достижения, но и как возможность достижений. Родники детства поят нас живой водой. Открыть перед ребёнком мир – значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет щедро делиться с людьми. Заметить, взрастить, благословить детскую одарённость – важная задача учителя. Ведь все радости жизни начинаются с творчества.

Использованная литература
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса Журнал “Начальная школа плюс До и После” Носкова А.Б., Петрова Т.Ю. Современный урок в начальной школе


В раздел образования