Автор: Гордина Татьяна Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Заозёрная СОШ №16 Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Статья Тема: Организация работы с одарёнными детьми Раздел: начальное образование
Гордина Татьяна Павловна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №16
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Одна из самых интересных и загадочных явлений природы – детская
одарённость. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже
несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок.
Я различаю разные группы одарённых детей. К первой группе можно
отнести “сверходарённых” детей с чрезвычайно ускоренным умственным
развитием. Они – контингент специальных школ. Существует и другая группа –
детей с очень высоким специализированным уровнем способностей, например,
музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в
специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не
является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей
группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся
вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой
предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью,
ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.
Следует отметить, что важным в работе с одарёнными детьми является не
только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего
развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его
психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности
детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не
прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей
педагогической деятельности с этими детьми.
Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить
саморазвитие личности любого, в том числе и одарённого ребёнка способного
решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом
человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе
образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности,
направленной на одарённых детей.
“Каждое дитя до известной степени гений”, писал Шопенгауэр. Учитель
должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то своё, что-то,
что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного — это
способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого –
способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого –
предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские
способности… Одним словом, наше внимание к одарённым детям должно
органически вписываться в образ мира любого ребёнка и быть для него
совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.
На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя
различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-
диалогического обучение.
Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание
проблемной ситуации, которая:
1. должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный
для
разрешения учеником;
2. должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика
в её решении;
3. должна способствовать “открытию” учеников новых знаний,
продвижению вперёд в учебной деятельности.
Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения,
обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога
с учителем. Данная технология является и здоровье сберегающей, поскольку
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие
интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности,
посещая занятия развивающих кружков. Эти занятия не дублируют школьные
уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей,
оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие
вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку
учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с
которыми прежде им не приходилось.
Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто
прошел предварительный отбор. Нет никакого искусственного отсева
неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются не только те, кто
испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.
С удовольствием дети принимают участия в различных творческих
интеллектуальных конкурсах, учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах,
викторинах, конференциях и т.п.
Отдельно хочется остановиться на приёмах развития лидерской одарённости
(организаторских способностей) учащихся. Одарённые дети непоседливы, всё
время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, интересно
взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребёнка в
полезное русло, иначе он может её использовать по обстоятельствам. Чем
больше ребёнок включён в самостоятельную деятельность, тем лучше он
усваивает материал. Одарённые дети с большей охотой стремятся к
самостоятельности, которая обусловлена большими возможностями, которые он
хочет реализовать. Главное в этом процессе – найти достойное применение.
В классе создаю детское объединение, которое значимо для учащихся и
отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои
символы, систему норм и правил поведения. В нём активно работает классный
актив самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.
Все ученики класса разделены на группы. В Совет класса входят руководители
групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для
организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр.
Координирует работу совета класса классный руководитель совместно с
родительским комитетом.
Учащиеся, входящие в группы имеют различные поручения: знайки, умельцы,
затейники, спортсмены, художники, каллиграфисты. Высшим органом класса
является общее собрание, которое проводится один раз в месяц. На собрании
анализируется работа групп, выполнение поручений учащимися, работа совета
класса и т.д.
Благодаря работе классного актива самоуправления большинство учащихся
принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и
городских мероприятиях, конкурсах, оказывают помощь пожилым людям.
Это всего лишь краткое описание методов и приёмов работы с одарёнными
детьми. В заключении хотелось бы ещё раз напомнить, что одарённость
многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизни
деятельности, и рассматривать её нужно не только как достижения, но и как
возможность достижений.
Родники детства поят нас живой водой. Открыть перед ребёнком мир –
значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь
будет щедро делиться с людьми. Заметить, взрастить, благословить детскую
одарённость – важная задача учителя. Ведь все радости жизни начинаются с
творчества.
Использованная литература
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса
Журнал “Начальная школа плюс До и После”
Носкова А.Б., Петрова Т.Ю. Современный урок в начальной школе