Напоминание

Мягкий знак у имён существительных после шипящих


Автор: Гордина Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Заозёрная СОШ №16
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Мягкий знак у имён существительных после шипящих
Раздел: начальное образование





Назад





Тема:
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель:
Познакомить с новой ролью ь – показателя женского рода имён существительных.
Задача:
○ формировать умение распознавать имена существительные женского рода с шипящими звуком на конце; ○ Развивать наблюдательность, умение классифицировать, Сравнить, обобщать, делать выводы, аргументировать ответы, обогащать словарный запас; ○ воспитывать чувство взаимовыручки, любовь к родному языку.
Планируемые результаты изучения темы

Личностным
результатом является: ○ способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.
Метапредметными
результатами изучения темы являются: ○ способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; ○ умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра ○ учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; ○ стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; ○ самостоятельно формировать тему и цель урока; ○ умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинных связей и зависимостей между объектами.
Предметным
результатом изучения темы является: ○ умение применять правило написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
I. Организационный момент.
Вот уже умок звонок, Необычный наш урок Начинается таинственно, Тайн здесь много, не единственная. Тайны многих настораживают, А кого – то завораживают. Но не надо мучится, Всё у нас получится.

II. Чистописание.
Все учёные должны красиво писать, чтобы их записи понимали. Вы тоже должны красиво писать. ● Прочитайте буквы, записанные на доске. (Ч Ш Щ Ж Ь) ● Назови лишнюю букву. Почему? (Ь, не обозначает звука) ● Что общего в оставшихся буквах? (обозначают шипящие звуки) ● Буквы, обозначающие шипящие звуки прописываем
III. Словарная работа.
● Прочитайте слова по столбикам, назовите пропущенные буквы босиком варенье тинный ленточка кисель килограмм ● Разделите слова на слоги, из первых слогов составьте новые слова БОТИНКИ ВАЛЕНКИ ● Запишите новые словарные слова. Как назвать одним словом? (обувь) ● Что ещё одеваем? (одежда, головные уборы) ● Назовите одним словом (обувь, одежда, головные уборы)? (вещи) ● Определите часть речи, число, род (поставить в ед. ч) ● Записать слово в тетрадь (вещь)
IV. Ознакомление с употреблением Ь после шипящих.


Работа с синонимами Отгадывание загадок (тьма) – ночь мяч (спокойствие) – тишь борщ (ребята) – молодёжь карандаш гараж ● Слова отгадки записать во второй столбик а). Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. б). Суп, в котором есть свёкла, морковь, капуста, картофель. в). Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. г). Дом для автомобиля
1. Сравнение слов отгадок.
● Что общего в словах? (существительные с шипящим звуком на конце) ● Чем слова различаются, сравни написание? (у одних Ь знак после шипящих, у других нет)

2. Сообщение темы и постановка цели.
(учащиеся ставят сами) Сегодня на уроке мы должны выяснить, у каких существительных после шипящих пишется мягкий знак, у каких – не пишется. Узнать о новой роли мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
3. Работа по учебнику.
● Правило (стр.13) ● Упражнение №18 по вариантам I – Вариант: Высокий этаж, горячий мякиш, солнечный луч (м.р.) II – Вариант: Красивая брошь, сильная горечь, спокойная тишь (ж.р.) ● Роль Ь знака (Ь знак у сущ. после шипящих является Ь – показателем ж.р.)
Физминутка

4. Упражнение в правописании слов с Ь знаком.
Задание (разделите слова на группы) Соловьи Тушь Рожь Польза Раздолье Ширь Мелочь Сельдь Стулья ● Вывод (говорят дети)
5. Работа по карточкам
(вставить нужные слова в текст) Над широкой рекой наклонился ……… Кругом на полях стояла ……… Охотники установили ……… В полноч… кричал ……… ● Проверка (оцените друг друга)
V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.
Придумай стихотворение со словами – рифмами … … … … … циркач. … … … … силач. Орешек знаний твёрд, О мире вокруг нас Суров гранит науки, Откроешь ты законы Он в школу вас зовёт, Исследуй, постигай, Где нету месту скуки. Я верю день настанет. Где каждый день и час, Когда любой из вас Как маленький учёный Большим учёным станет.


В раздел образования