Автор: Кожемяченко Валерия Владимровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Кайерканская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Сценарий урока МХК
Тема: "Прелюдии и фуги И.С.Баха и Д.Д.Шостаковича – связь времён."
Раздел: дополнительное образование
Сценарий урока МХК
Разработчик: Кожемяченко В.В.
преподаватель МБУ ДО «Кайерканская детская школа искусств».
Тема: Прелюдии и фуги И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича -
связь времён.
План урока:
1.
Вступительная часть.
Повторение пройденного материала. Клавир в творчестве И.С. Баха.
2.
Основная часть.
Прелюдии и Фуги И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича – знакомство с
произведениями циклов. Особенности каждого из циклов.
3.
Заключительная часть.
Сравнительный анализ. Вывод.
Введение.
Урок
проводится
в
форме
познавательной
беседы.
В
ходе
занятия
учащиеся
повторяют
пройденный
материал
и
узнают
новый,
слушают
музыку,
дают
характеристику
прослушанного,
определяют
жанр
и
эпоху,
отвечают на вопросы.
Во
время
занятия
демонстрируются
слайды
с
изображениями
различных
произведений
искусства XYII-XYIII
и XX
вв.
(живопись,
архитектура)
Вступительная часть.
- Мы с вами познакомились с биографией И.С. Баха. Назовите годы его
жизни.
Ученики: 1685 – 1750 гг. Это эпоха барокко.
-И
время
заметного
подъема
клавирного
искусства.
Он
связан
с
деятельностью
выдающихся
мастеров:
Франсуа
Куперена,
Доменико
Скарлатти,
Георга
Фридриха
Генделя
и
Иоганна
Себастьяна
Баха
–
величайшего новатора в области клавирного творчества.
- Какие произведения для клавира, принадлежащие Баху, вам известны?
Ученики:
«Маленькие
прелюдии
и
фуги»,
Инвенции
и
симфонии,
«Французские сюиты», «Английские сюиты», прелюдии и фуги из «Хорошо
темперированного клавира» и др.
- Бах воспринял все самое интересное и лучшее, чем обладали школы
клавирного искусства Италии, Англии, Франции. Вместе с тем он расширяет
художественные
средства
инструмента,
обогащает
его
новой
виртуозной
техникой, преображает содержание музыкальных образов, поднимая бытовые
формы
и
жанры
на
уровень
высокого
искусства.
Клавир
стал
для
него
творческой
лабораторией,
где
он
мог
свободно
экспериментировать
и
осуществлять самые смелые идеи, не боясь контроля и осуждения церкви. В
его творчестве представлены самые разные жанры, но всегда находилась в
центре
его
внимания фуга.
Фуга
-
(латинское
«бег»,
«бег
взапуски»,
«преследование»)
–
термин
который
обозначает
и
вид
имитации,
и
полифоническую
форму,
и
музыкальный
жанр.
Диапазон
образного
содержания баховских фуг обширен: от философских раздумий, различных
переживаний человека до бытового танца; от песен-жалоб до ликующих
гимнов;
от
созерцаний
до
шаловливых
скерцо.
Фуге
почти
всегда
предшествует
прелюдия
–
вступительная
пьеса.
Прелюдии
очень
разнообразны по форме и часто по красоте мелодических образов, богатству
чувств,
яркости
кульминаций
могут
поспорить
со
своими
фугами.
так
образуется двухчастный цикл: прелюдия и фуга.
В
1722
г.
Бах
завершает
работу
над
первым
томом
«Хорошо
темперированного клавира», состоящим из 24 прелюдий и фуг, а много лет
спустя
появляется
и
второй
том
ХТК.
По
сей
день
составляющие
эти
сборники
произведения
являются
непревзойденными
образцами
полифонической клавирной музыки.
Основная часть.
-
Давайте
подробнее
остановимся
на
«Хорошо
темперированном
клавире».
Это творение Баха является величайшим явлением мирового искусства,
хотя создавалось оно с чисто инструктивными и педагогическими целями.
Два тома прелюдий и фуг ХТК составлены по одинаковому формальному
признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное
произведение,
объединенное
общей
тональностью:
прелюдия
и
фуга
до
мажор,
прелюдия
и
фуга
до
минор,
прелюдия
и
фуга
до-диез
мажор,
прелюдия и фуга до-диез минор и т.д. последовательно в хроматическом
порядке, охватывая весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного
и минорного ладов.
Что значит «темперированный»?
Ученики: это означает, что строй клавира основан на делении октавы на 12
равных полутонов.
-Благодаря такому строю, в отличие от натурального, стали возможны
тональные отклонения и модуляции в разработке тематического материала.
Именно эти возможности играют первостепенную формообразующую роль в
прелюдиях и фугах, составляющих ХТК.
Сейчас мы послушаем прелюдию и фугу соль-минор из I тома.
(Звучит названная прелюдия и фуга).
- Что вы можете сказать о прослушанной музыке?
Ученики: прелюдия и фуга, хоть и написаны в одной тональности, но звучат
по-разному. Прелюдия ясная, светлая, а фуга – скорбная, задумчивая.
- В основе данной прелюдии пасторальный образ, который передан с
помощью трелей, грациозных поворотов мелодии и ритма, напоминающих
звучание
свирели
и
пастушеского
наигрыша.
Отодвинутые
на
большое
расстояние два органных пункта (два крайних голоса) вызывают ощущение
дали, простора. Минорный лад только способствует созданию идиллического
настроения: смягчает краски, придает налет мечтательной грусти. Развитие
музыкального
образа
–
обострение
интонационного
тяготения,
кварто-
квинтовые ходы мелодии с тритонными оборотами – драматизирует мелодию
и подготавливает переход к скорбной теме фуги. В фуге тоже происходит
непрерывное
драматическое
развитие
тематического
материала
от
сосредоточенного раздумья к активному выражению эмоций. Бах использует
внутреннее идейно-эмоциональное содержание для сочетания и согласования
двух
различных
пьес
в
единое
и
нерасторжимое
целое.
Контрастное
сопоставление импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги с
одной стороны, и различных по содержанию музыкальных образов с другой
составляет основной принцип в ХТК.
(Звучит прелюдия и фуга до-минор из I тома).
Дайте характеристику этой музыки.
Ученики: прелюдия энергичная, с моторным поступательным движением,
напоминающем бег; фуга изящная и грациозная, танцевального склада. Они
звучат контрастно по отношению друг к другу.
- Однако, есть случаи, когда слитность прелюдии и фуги определяется
общностью содержания музыкальных образов. Например, прелюдия и фуга
ми-бемоль минор, до-диез минор, си минор из I тома.
(Слушаем прелюдию и фугу ми-бемоль минор).
Ученики: прелюдия и фуга в одном характере.
-
Их
объединяет
общий
эмоциональный
строй.
Прелюдия
по
сути
является
сарабандой
с
характерным
равномерным
движением
а
фуга
развивает мысли, высказанные в прелюдии и звучит протяжно, напоминая
лирическую русскую песню.
- Теперь прослушайте еще одно произведение.
(Звучит прелюдия и фуга соль минор Д. Шостаковича).
- Что можно сказать об этой музыке?
Ученики:
она
не
похожа
на
музыку
Баха,
хотя
здесь
тоже
слышны
две
разнохарактерные части. Скорее всего эта музыка написана композитором
другой эпохи.
-
Это
прелюдия
и
фуга
Д.
Шостаковича,
написанные
тоже
в
соль
миноре, но спустя 200 лет после смерти Баха. Прелюдия беспокойная по
характеру,
печально-трепетная
благодаря
единообразной
мелодико-
ритмической
фигуре
и
сумрачным
хроматическим
гармониям,
тревожно
мерцающим
около
тоники
соль
минора.
Фуга
написана
на
распевную
песенно-русскую
тему,
родственную
народной
мелодии
«Ой,
да
ты,
калинушка». Ее медленное, несколько тяжеловатое развертывание и развитие
в экспозиции напоминает баховский стиль. Однако в своем развитии она
достигает такой психологической напряженности и остроты, каких не знала
эпоха Баха. Эпоху Баха часто называют эпохой рационализма – сильные
страсти
передаются
путем
логической
работы
по
выбору
и
созданию
соответствующих
средств.
XX
век
примечателен
своими
радикальными
переменами,
которые
произошли
в
области
художественного
сознания,
и
музыка вобрала в себя все необычное, своеобразное, свойственное искусству
эпохи революционных перемен.
- Послушаем прелюдию и фугу си-бемоль мажор Шостаковича.
(Звучит названное произведение).
Ученики: в прелюдии музыка напоминает пастушьи наигрыши, как и у Баха в
соль минорной. А музыка фуги как русская протяжная песня.
-В Двадцати четырех прелюдиях и фугах Шостакович осуществил идею
воссоздания баховской полифонии средствами собственного музыкального
языка, начиная с почти чистой стилизации (прелюдия до-диез минор и её
«истоки» — прелюдия до-диез минор из первого тома Баха) и вплоть до
тотального хроматизма, где тональность оказывается уже чисто условной
(фуга Ре-бемоль мажор).
Важнейшей чертой цикла Шостаковича является синтез «баховского»
(развития темы по принципу «ядро — развертывание») и «песенно-русского»
(с национальными жанровыми элементами, широтой дыхания, плавностью
развития, склонностью к асимметричному метру (5/4, 7/4), специфической
ладовой основой) начал.
Шостакович, как в свое время И.С. Бах расширил жанр фуги. Он
превратил
ее
из
экстраординарного
(после
Баха
и
Генделя
фуга
использовалась в основном как исключение) в типичное явление, придал
ряду фуг подлинно симфоническую масштабность. Из способа раскрытия и
утверждения содержания, заключенного в теме, фуга у Шостаковича часто
превращается
в
средство
раскрытия
«перспектив»,
ко нечно го
переосмысления
темы.
Логическая
последовательность
прелюдий
и
фуг,
которая
проявляется
как
в
тональном
плане
(расположение
по
кварто-
квинтовому
кругу),
так
и
в
общей
структуре
построения
(первая
фуга
обладает чертами начала пути, воплощает образ покоя и уравновешенности;
последняя
основана
на
принципе
развития
двойной
фуги,
масштабная
и
оркестровая,
обладает
мощным
завершающим
характером)
приближает
сборник к циклу.
Заключительная часть.
- Хотя между созданием этих циклов прошло более 200 лет их многое
объединяет. Какие черты сходства можно отметить?
Ученики: оба сборника состоят из пьес полифонического склада – когда
одновременно сочетаются несколько мелодических голосов, более или менее
равноправных
по
их
самостоятельному
художественно-выразительному
значению.
Ученики: и у Баха, и у Шостаковича по 24 прелюдии и фуги по числу
тональностей.
-Но в отличие от Баха, Шостакович расположил свои прелюдии и фуги
по кварто-квинтовому кругу: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор и т.
д. Как мы помним, Бах своим циклом хотел утвердить художественную
полноценность равномерно темперированного строя, а цикл Шостаковича —
это утверждение художественной полноценности нового ладового мышления.
Композитор
органично
сочетает
в
своем
полифоническом
письме
эпоху
старинных натуральных ладов и эпоху мажоро-минора, вершиной которой
можно считать полифоническое творчество Баха.
Темы
сборника,
как
и
у
Баха,
очень
разнообразны:
есть
пьесы
драматические, полные пессимизма; отличающиеся юмором и гротеском,
характерными для Шостаковича; в стиле этюда и отражающие детский мир;
близкие к русской традиции и опирающиеся на интересные собственные
лады композитора.
Двадцать
четыре
прелюдии
и
фуги
Д.Д.
Шостаковича
заняли
достойное
место
на
концертной
эстраде
и
в
педагогической
практике
и
приобрели значение третьего тома «Хорошо темперированного клавира».
Благодаря
Баху
–
исключительной
многогранности
его
таланта,
гигантским масштабам новаторства, настойчивости в поисках выразительных
средств - клавир из инструмента для аккомпанемента и непритязательного
домашнего
музицирования
превратился
в
концертный
инструмент,
способный
быть
и
виртуозным,
и
передавать
кантиленность
мелодики.
Шостакович
–
музыкант
своего
времени
–
почувствовал
масштаб
возможностей баховской полифонической традиции и возродил ее на другом
уровне.
Удивительным
образом
перекликаются
в
творчестве
художников
отдаленные во времени эпохи, а так ли они далеки?
Литература: 1. Бодки Э. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. – М., 1993.
2. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX в. Очерки. Л.,1990.
3. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича. 1970.
4. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. – Тамбов,1993.
Норильск 2018г.