Напоминание

"Прелюдии и фуги И.С.Баха и Д.Д.Шостаковича – связь времён."


Автор: Кожемяченко Валерия Владимровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Кайерканская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Сценарий урока МХК
Тема: "Прелюдии и фуги И.С.Баха и Д.Д.Шостаковича – связь времён."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий урока МХК

Разработчик: Кожемяченко В.В.

преподаватель МБУ ДО «Кайерканская детская школа искусств».

Тема: Прелюдии и фуги И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича -

связь времён.

План урока:

1.

Вступительная часть.

Повторение пройденного материала. Клавир в творчестве И.С. Баха.

2.

Основная часть.

Прелюдии и Фуги И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича – знакомство с

произведениями циклов. Особенности каждого из циклов.

3.

Заключительная часть.

Сравнительный анализ. Вывод.

Введение.

Урок

проводится

в

форме

познавательной

беседы.

В

ходе

занятия

учащиеся

повторяют

пройденный

материал

и

узнают

новый,

слушают

музыку,

дают

характеристику

прослушанного,

определяют

жанр

и

эпоху,

отвечают на вопросы.

Во

время

занятия

демонстрируются

слайды

с

изображениями

различных

произведений

искусства XYII-XYIII

и XX

вв.

(живопись,

архитектура)

Вступительная часть.

- Мы с вами познакомились с биографией И.С. Баха. Назовите годы его

жизни.

Ученики: 1685 – 1750 гг. Это эпоха барокко.

время

заметного

подъема

клавирного

искусства.

Он

связан

с

деятельностью

выдающихся

мастеров:

Франсуа

Куперена,

Доменико

Скарлатти,

Георга

Фридриха

Генделя

и

Иоганна

Себастьяна

Баха

величайшего новатора в области клавирного творчества.

- Какие произведения для клавира, принадлежащие Баху, вам известны?

Ученики:

«Маленькие

прелюдии

и

фуги»,

Инвенции

и

симфонии,

«Французские сюиты», «Английские сюиты», прелюдии и фуги из «Хорошо

темперированного клавира» и др.

- Бах воспринял все самое интересное и лучшее, чем обладали школы

клавирного искусства Италии, Англии, Франции. Вместе с тем он расширяет

художественные

средства

инструмента,

обогащает

его

новой

виртуозной

техникой, преображает содержание музыкальных образов, поднимая бытовые

формы

и

жанры

на

уровень

высокого

искусства.

Клавир

стал

для

него

творческой

лабораторией,

где

он

мог

свободно

экспериментировать

и

осуществлять самые смелые идеи, не боясь контроля и осуждения церкви. В

его творчестве представлены самые разные жанры, но всегда находилась в

центре

его

внимания фуга.

Фуга

-

(латинское

«бег»,

«бег

взапуски»,

«преследование»)

термин

который

обозначает

и

вид

имитации,

и

полифоническую

форму,

и

музыкальный

жанр.

Диапазон

образного

содержания баховских фуг обширен: от философских раздумий, различных

переживаний человека до бытового танца; от песен-жалоб до ликующих

гимнов;

от

созерцаний

до

шаловливых

скерцо.

Фуге

почти

всегда

предшествует

прелюдия

вступительная

пьеса.

Прелюдии

очень

разнообразны по форме и часто по красоте мелодических образов, богатству

чувств,

яркости

кульминаций

могут

поспорить

со

своими

фугами.

так

образуется двухчастный цикл: прелюдия и фуга.

В

1722

г.

Бах

завершает

работу

над

первым

томом

«Хорошо

темперированного клавира», состоящим из 24 прелюдий и фуг, а много лет

спустя

появляется

и

второй

том

ХТК.

По

сей

день

составляющие

эти

сборники

произведения

являются

непревзойденными

образцами

полифонической клавирной музыки.

Основная часть.

-

Давайте

подробнее

остановимся

на

«Хорошо

темперированном

клавире».

Это творение Баха является величайшим явлением мирового искусства,

хотя создавалось оно с чисто инструктивными и педагогическими целями.

Два тома прелюдий и фуг ХТК составлены по одинаковому формальному

признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное

произведение,

объединенное

общей

тональностью:

прелюдия

и

фуга

до

мажор,

прелюдия

и

фуга

до

минор,

прелюдия

и

фуга

до-диез

мажор,

прелюдия и фуга до-диез минор и т.д. последовательно в хроматическом

порядке, охватывая весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного

и минорного ладов.

Что значит «темперированный»?

Ученики: это означает, что строй клавира основан на делении октавы на 12

равных полутонов.

-Благодаря такому строю, в отличие от натурального, стали возможны

тональные отклонения и модуляции в разработке тематического материала.

Именно эти возможности играют первостепенную формообразующую роль в

прелюдиях и фугах, составляющих ХТК.

Сейчас мы послушаем прелюдию и фугу соль-минор из I тома.

(Звучит названная прелюдия и фуга).

- Что вы можете сказать о прослушанной музыке?

Ученики: прелюдия и фуга, хоть и написаны в одной тональности, но звучат

по-разному. Прелюдия ясная, светлая, а фуга – скорбная, задумчивая.

- В основе данной прелюдии пасторальный образ, который передан с

помощью трелей, грациозных поворотов мелодии и ритма, напоминающих

звучание

свирели

и

пастушеского

наигрыша.

Отодвинутые

на

большое

расстояние два органных пункта (два крайних голоса) вызывают ощущение

дали, простора. Минорный лад только способствует созданию идиллического

настроения: смягчает краски, придает налет мечтательной грусти. Развитие

музыкального

образа

обострение

интонационного

тяготения,

кварто-

квинтовые ходы мелодии с тритонными оборотами – драматизирует мелодию

и подготавливает переход к скорбной теме фуги. В фуге тоже происходит

непрерывное

драматическое

развитие

тематического

материала

от

сосредоточенного раздумья к активному выражению эмоций. Бах использует

внутреннее идейно-эмоциональное содержание для сочетания и согласования

двух

различных

пьес

в

единое

и

нерасторжимое

целое.

Контрастное

сопоставление импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги с

одной стороны, и различных по содержанию музыкальных образов с другой

составляет основной принцип в ХТК.

(Звучит прелюдия и фуга до-минор из I тома).

Дайте характеристику этой музыки.

Ученики: прелюдия энергичная, с моторным поступательным движением,

напоминающем бег; фуга изящная и грациозная, танцевального склада. Они

звучат контрастно по отношению друг к другу.

- Однако, есть случаи, когда слитность прелюдии и фуги определяется

общностью содержания музыкальных образов. Например, прелюдия и фуга

ми-бемоль минор, до-диез минор, си минор из I тома.

(Слушаем прелюдию и фугу ми-бемоль минор).

Ученики: прелюдия и фуга в одном характере.

-

Их

объединяет

общий

эмоциональный

строй.

Прелюдия

по

сути

является

сарабандой

с

характерным

равномерным

движением

а

фуга

развивает мысли, высказанные в прелюдии и звучит протяжно, напоминая

лирическую русскую песню.

- Теперь прослушайте еще одно произведение.

(Звучит прелюдия и фуга соль минор Д. Шостаковича).

- Что можно сказать об этой музыке?

Ученики:

она

не

похожа

на

музыку

Баха,

хотя

здесь

тоже

слышны

две

разнохарактерные части. Скорее всего эта музыка написана композитором

другой эпохи.

-

Это

прелюдия

и

фуга

Д.

Шостаковича,

написанные

тоже

в

соль

миноре, но спустя 200 лет после смерти Баха. Прелюдия беспокойная по

характеру,

печально-трепетная

благодаря

единообразной

мелодико-

ритмической

фигуре

и

сумрачным

хроматическим

гармониям,

тревожно

мерцающим

около

тоники

соль

минора.

Фуга

написана

на

распевную

песенно-русскую

тему,

родственную

народной

мелодии

«Ой,

да

ты,

калинушка». Ее медленное, несколько тяжеловатое развертывание и развитие

в экспозиции напоминает баховский стиль. Однако в своем развитии она

достигает такой психологической напряженности и остроты, каких не знала

эпоха Баха. Эпоху Баха часто называют эпохой рационализма – сильные

страсти

передаются

путем

логической

работы

по

выбору

и

созданию

соответствующих

средств.

XX

век

примечателен

своими

радикальными

переменами,

которые

произошли

в

области

художественного

сознания,

и

музыка вобрала в себя все необычное, своеобразное, свойственное искусству

эпохи революционных перемен.

- Послушаем прелюдию и фугу си-бемоль мажор Шостаковича.

(Звучит названное произведение).

Ученики: в прелюдии музыка напоминает пастушьи наигрыши, как и у Баха в

соль минорной. А музыка фуги как русская протяжная песня.

-В Двадцати четырех прелюдиях и фугах Шостакович осуществил идею

воссоздания баховской полифонии средствами собственного музыкального

языка, начиная с почти чистой стилизации (прелюдия до-диез минор и её

«истоки» — прелюдия до-диез минор из первого тома Баха) и вплоть до

тотального хроматизма, где тональность оказывается уже чисто условной

(фуга Ре-бемоль мажор).

Важнейшей чертой цикла Шостаковича является синтез «баховского»

(развития темы по принципу «ядро — развертывание») и «песенно-русского»

(с национальными жанровыми элементами, широтой дыхания, плавностью

развития, склонностью к асимметричному метру (5/4, 7/4), специфической

ладовой основой) начал.

Шостакович, как в свое время И.С. Бах расширил жанр фуги. Он

превратил

ее

из

экстраординарного

(после

Баха

и

Генделя

фуга

использовалась в основном как исключение) в типичное явление, придал

ряду фуг подлинно симфоническую масштабность. Из способа раскрытия и

утверждения содержания, заключенного в теме, фуга у Шостаковича часто

превращается

в

средство

раскрытия

«перспектив»,

ко нечно го

переосмысления

темы.

Логическая

последовательность

прелюдий

и

фуг,

которая

проявляется

как

в

тональном

плане

(расположение

по

кварто-

квинтовому

кругу),

так

и

в

общей

структуре

построения

(первая

фуга

обладает чертами начала пути, воплощает образ покоя и уравновешенности;

последняя

основана

на

принципе

развития

двойной

фуги,

масштабная

и

оркестровая,

обладает

мощным

завершающим

характером)

приближает

сборник к циклу.

Заключительная часть.

- Хотя между созданием этих циклов прошло более 200 лет их многое

объединяет. Какие черты сходства можно отметить?

Ученики: оба сборника состоят из пьес полифонического склада – когда

одновременно сочетаются несколько мелодических голосов, более или менее

равноправных

по

их

самостоятельному

художественно-выразительному

значению.

Ученики: и у Баха, и у Шостаковича по 24 прелюдии и фуги по числу

тональностей.

-Но в отличие от Баха, Шостакович расположил свои прелюдии и фуги

по кварто-квинтовому кругу: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор и т.

д. Как мы помним, Бах своим циклом хотел утвердить художественную

полноценность равномерно темперированного строя, а цикл Шостаковича —

это утверждение художественной полноценности нового ладового мышления.

Композитор

органично

сочетает

в

своем

полифоническом

письме

эпоху

старинных натуральных ладов и эпоху мажоро-минора, вершиной которой

можно считать полифоническое творчество Баха.

Темы

сборника,

как

и

у

Баха,

очень

разнообразны:

есть

пьесы

драматические, полные пессимизма; отличающиеся юмором и гротеском,

характерными для Шостаковича; в стиле этюда и отражающие детский мир;

близкие к русской традиции и опирающиеся на интересные собственные

лады композитора.

Двадцать

четыре

прелюдии

и

фуги

Д.Д.

Шостаковича

заняли

достойное

место

на

концертной

эстраде

и

в

педагогической

практике

и

приобрели значение третьего тома «Хорошо темперированного клавира».

Благодаря

Баху

исключительной

многогранности

его

таланта,

гигантским масштабам новаторства, настойчивости в поисках выразительных

средств - клавир из инструмента для аккомпанемента и непритязательного

домашнего

музицирования

превратился

в

концертный

инструмент,

способный

быть

и

виртуозным,

и

передавать

кантиленность

мелодики.

Шостакович

музыкант

своего

времени

почувствовал

масштаб

возможностей баховской полифонической традиции и возродил ее на другом

уровне.

Удивительным

образом

перекликаются

в

творчестве

художников

отдаленные во времени эпохи, а так ли они далеки?

Литература: 1. Бодки Э. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. – М., 1993.

2. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX в. Очерки. Л.,1990.

3. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича. 1970.

4. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. – Тамбов,1993.

Норильск 2018г.



В раздел образования