Автор: Дыбова Марина Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: МКОУДОД Детская школа искусств Населённый пункт: Воронежская область, с. В-Хава Наименование материала: Конспект Тема: "Роспись плоской куклы" Раздел: дополнительное образование
МКОУДОД «ДШИ Верхнехавского муниципального района»
Конспект открытого урока.
Предмет: Декоративно- прикладное искусство.
Тема:
«Роспись плоской куклы».
Класс: 2
Преподаватель: Дыбова М.М.
Цели и задачи:
- Развитие интереса у детей к творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать навыки видеть и воплощать.
- Прививать любовь к прекрасному
- Развивать образное мышление.
- Сохранять традиции нашего народа.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать, отрабатывать навык росписи, творческий подход к решению
задач.
- Расширять у детей запас знаний.
- Научить навыкам русской росписи.
Материалы и инструменты:
- Наглядное пособие. Презентация на тему « Матрешки». Шаблоны для
росписи. Карандаши, кисти, гуашь.
План урока:
1.
Организационный момент.
2.
Объявление темы и задач на урок.
3.
Краткая беседа по теме с показом презентации.
4.
Создание рисунка на шаблоне.
5.
Выполнение рисунка в цвете.
6.
Просмотр выполненных работ, выставление оценок.
7.
Итог урока.
Ход урока:
1.
Проверка готовность детей к уроку.
2.
Звучит русско-народная песня. Музыка притихает, и я читаю
загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….
А ответ дети говорят хором (матрешка)
Правильно дети, тема нашего урока:
Объявляю тему: « Роспись плоской куклы».
( музыку выключаю).
Раздаю подготовленные шаблоны матрешек разной формы.
На сегодняшнем занятии необходимо выполнить рисунок куклы-
матрешки и выполнить роспись куклы гуашью.
3.Краткая беседа о рождении русской куклы матрешки.
На сегодняшнем уроке, мы будем изготавливать плоскую куклу-
матрешку. Эта расписная деревянная кукла имеет почти столетнюю
историю. Она стала одним из самых распространенных изделий
русского народного творчества, своеобразным символом России. Эту
куклу назвали «Матрешкой» по имени Матрена.
Первую матрешку изготовил художник Малютин в 1859 году.
Читаю стих Сергея Жулького
« Русская матрешка»
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную, русскую красу.
На щеках навел зори румянец.
Неба синь блеснул в её глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он должно быть весело сказал :
Ну так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере- творце!
Существует несколько центров по изготовлению «Матрешек».
Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои
особенности.
Существует
Сергиево-Посадская матрешка
,
До конца 90х годов XIX века
матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её
закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные
мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно
здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип
матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или
Загорской
Матрёшка из
Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в
утолщающую нижнюю часть фигуры.
Семеновская матрешка
Мастера - Семёновцы оставляют больше не
закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем
лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы,
наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник,
руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на
котором изображён букет пышных цветов, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых роз, бардовых
В подарок принесла
Полховско- Майдановская матрешка,
Своей формой полховская матрешка
заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет
ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по
вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных
одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и
черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Вятская матрешка.
Особое своеобразие вятской расписной деревянной куклы в
том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и
инкрустировать соломкой.
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
А также Воронежская, и наконец, наша В-Хавская кукла «Маришка».
- Показываю слайды с изображением этих матрешек, показываю сами
матрешки.
- Дети анализируют форму, выполненный узор рисунок, оттенки
цветов.
Во время просмотра слайдов, звучит русская народная музыка,
перенося нас мысленно в старые времена, когда создавалась эта
кукла.
Мы с вами познакомились с работами художников и должны по их
мотивам и полученным знаниям нарисовать свою матрешку.
Обращаю ваше внимание на рисунок лица.
( показываю пособие и рисую на доске как правильно нарисовать
лицо).
Следующим главным элементом в росписи является одежда матрешки.
Сарафан, кофточка
и платок.
Вспоминаем, смотрим на пособия и передаем в узорах на одежде и
платке мотивы русской народной росписи матрешек.
4.Дети выполняют рисунок матрешки карандашом на приготовленном
шаблоне.
- Прохожу по классу и помогаю детям, подсказываю, поправляю,
указываю на неточности и ошибки.
Во время работы звучит русская народная музыка, фольклор.
- Проверяю готовность рисунка для работы в цвете.
Теперь мы подготовили наши кукла для росписи.
Повторим правила пользования красками и кистями.
( Дети рассказывают правила.)
Вспомним приёмы выполнения росписи по дереву.
( Дети рассказывают о элементах росписи: капелька, тычок, розетка,
подмалевок, дуга, усики и т. д….)
5.Самостоятельно выполняют роспись матрешки гуашью.
6.После завершения работы проводим просмотр расписных кукол-
матрешек разной формы и разных мотивов.
Дети берут свои куклы в руки и под музыку водят хоровод,
становятся в ряд, держа каждая свою матрешку.
Выставляем оценки за работу.
8.
Подвожу итог занятия:
Сегодня мы с вами на уроке познакомились с родословной
матрешки, которая является одним из символов русского искусства.
Она отображает дух гостеприимства, щедрости души русской и
любовь к людям. В настоящее время матрешка не является
любимой игрушкой современных детей, как это было раньше.
Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и
память еще надолго будет хранить радость, и гордость за свой
народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли создать только в
России.
На этом наше занятие окончено.