Напоминание

"Правильное дыхание – основа хорошего пения в хоре."


Автор: Грязнова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель хорового и сольного пения
Учебное заведение: МБУДО "Гремячевская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Гремячево г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Правильное дыхание – основа хорошего пения в хоре."
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Правильное дыхание – основа хорошего пения в

хоре».

Основой вокально- хоровой техники является правильное дыхание.

Известно, что даже при наличии хороших голосов хор не выявит своих

возможностей, если певцы не будут владеть дыханием.

Современная вокальная педагогика придает большое значение правильной

организации дыхания в процессе пения и считает, что оно играет важную

роль в формировании звука, в выполнении различных технических приемов

и музыкально- выразительных задач.

Как же добиться правильного дыхания?

Прежде всего, при пении необходимо стоять или сидеть прямо, не сутулясь,

без напряжения. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом

позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и

использовать грудной резонатор.

Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед

собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу

гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать

полноценному звучанию голоса.

Вдох при этом нужно делать спокойно, не суетливо. При вдохе не должны

подниматься плечи, что свидетельствует о применении поверхностного

ключичного дыхания. В процессе упражнений необходимо выработать у

певцов навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе

грудной клетки в области пояса, а также с сохранением вдыхательного

положения грудной клетки.

При соблюдении этих условий у певцов вырабатывается наиболее

распространенный и, как показывает практика, правильный прием дыхания.

Этот прием называется «нижнереберным».

После быстрого, но не суетливого вдоха перед началом пения дыхание

необходимо на мгновение задержать. Эта задержка организует певческий

аппарат певцов и способствует одновременному началу пения. Задержка

дыхания длится одно мгновение и является как бы частью процесса вдоха. Не

следует набирать чрезмерно большое количество воздуха. Это вредит

чистоте интонации, подвижности голоса и гибкости голосовых связок.

Выдох при пении нужно делать медленно, экономно, равномерно.

Очередное дыхание необходимо брать до того, как запас воздуха в легких

будет исчерпан до конца.

Разумеется, для неопытных певцов одного объяснения этого приема

дыхания будет недостаточно – его надо практически показать. После этого

нужно дать возможность певцам ощутить эффективность этого процесса

самим, на своем опыте. Необходимо также научить певцов контролировать

правильность дыхания. Рекомендуется простой, общепринятый способ

контроля, при котором певец, положив руки на нижние ребра, может

ощутить физический процесс их расширения.

Для закрепления навыков нижнереберного дыхания полезно проделать ряд

практических упражнений. Такие дыхательные упражнения можно делать и

без пения. Например, сделать быстрый вдох и задержать его не на

мгновение, а на более долгое время, сохраняя при этом принятое при вдохе

правильное положение корпуса.

Собственно дыхание как вокально-технический прием состоит из трех

главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Вдох

имеет большое значение для пения, но не менее важна и задержка дыхания,

непосредственно готовящая весь голосовой аппарат певца к началу пения.

Самым же главным моментом в процессе пения, несомненно, является

выдох. Выдох должен совершаться спокойным, легким, ровным потоком

воздуха, без всяких преград и толчков. Чтобы научиться, экономно

расходовать дыхание при пении, нужно использовать упражнение,

тренирующее выдох. Для этого надо делать выдох, считая про себя вначале

до пяти – шести, затем увеличивая счет до десяти. Для более ясного

ощущения этого процесса выдох можно сделать на каком-нибудь шипящем

или свистящем звуке (например, с, з, ш, щ). Отсутствие контроля за

процессом выдоха часто приводит к форсированию звука, детонации.

Характер певческого дыхания отражается, как в зеркале на характере

звучания голоса певца:

- плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого,

легкого звука.

- жесткое напряженное дыхание рождает жесткий напряженный звук.

- экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных,

широко распевных мелодий.

- пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха,

хотя не должно ощущаться перегрузки «нажима» на связки. При исполнении

верхних звуков голоса расходуется наименьшее количество воздуха.

- при выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий

дыхание должно быть легким, но очень активным.

Дыханию следует уделять большое внимание в хоровой работе. Оно как

смычок скрипача, должно быть упругим, гибким и чутким в отношении

вокальных штрихов и оттенков. Сосредоточив основное внимание певцов на

звуковой цели, следует посредством дыхания влиять на характер звука и

нюансировку.

В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности

вступления. Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться

точно в установленные и отмеченные в партиях моменты. Обычно они

совпадают с границами построений фраз, с цезурами в музыкальном и

поэтическом тексте.

Существуют моменты, когда продолжительность звучания превышает

физические возможности певческого голоса, тогда применяется, так

называемое, цепное дыхание, при котором смена дыхания певцами партии

производится не одновременно. При цепном дыхании два соседних певца

делают вдох в разное время, таким образом, что бы после вдоха незаметно

«подключить» свой голос к звучащей партии. Не стоит брать вдох на стыке

музыкальных фраз, т.к может возникнуть ненужная пауза и фраза получится

как бы оборванной. Лучше всего вдох следует брать поочередно, внутри

длинных нот.

Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи

отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться

длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения).

Дыхательные упражнения должны быть в комплексе с вокальными

упражнениями.

Таким образом, правильное певческое дыхание является основой во-

кально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирова-

ние других певческих навыков, таких как: интонация, дикция, характер

исполняемой музыки, вокальный строй.

Список используемой литературы:

1.

Краснощеков В.К. «Вопросы хороведения » - Москва, «Музыка», 1969

2. Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре» – Москва, 1969

3.

Соколов Вл. «Работа с хором» - М., «Музыка» 1983г

.

4. Попов В.С. « О развитии певческого голоса младших школьников» В кн.:

Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.

5. Сергеев А.А. «Воспитание детского голоса».- М., Академия пед. наук

РСФСР, 1950.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники