Автор: Матвеева Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Старо–Семенкинского филиала ГБОУ СОШ с.Старый Маклауш
Населённый пункт: м.р Клявлинский Самарской области
Наименование материала: ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Тема: "Из опыта работы по применению ИКТ на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься
над
тем,
как
поддержать
интерес
к
изучаемому
материалу
у
учащихся,
их
активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых
эффективных
методов
обучения
и
таких
методических
приёмов,
которые
бы
активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному
приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного
числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того,
насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том,
чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это
как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого
познавательного интереса.
Цель:
используя
ИКТ
повысить
качество
знаний
учащихся
при
обучении
м а
т
е
м а
т
и
к
и
.
Задачи:
-
использовать
на
уроках
различные
формы
работы
с
применением
ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при
выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
- сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся
применять знания работы с компьютером на других уроках.
Информационные
технологии
стали
неотъемлемой
частью
общества
и
оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для
того,
чтобы
создать
оптимальные
условия
учащимся
для
развития
их
потенциальных возможностей, формирования
самостоятельности,
способности
к
самообразованию,
самореализации,
я
применяю
новые
информационные
технологии
в
процессе
обучения.
Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
1
(музыка, анимация);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный
подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности,
вносит радость в жизнь ребёнка;
создает благоприятные условия для
лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся.
-развитию мышления, математической логики.
-направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно,
поэтому
ИКТ
вызывают
интерес
и
активно
внедряются
мною
в
п р а к т и ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и .
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Поскольку наглядно-образные
компоненты
мышления
играют
исключительно
важную
роль
в
жизни
человека,
то
использование
их
в
обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и
наглядности изложения материала;
- д е я т е л ь н о с т и
у ч и т е л я ,
у п р а в л я ю щ е г о
э т и м и
с р е д с т в а м и ;
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
свойствами компьютера.
Мною
возможности
компьютера
используются
в
предметном
обучении
в
с л е д у ю щ и х
в а р и а н т а х :
-
и с п о л ь з о в а н и е
д о п о л н и т е л ь н о г о
м а т е р и а л а ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
2
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через
и с п о л ь з о в а н и е
п р е з е н т а ц и й
н а
у р о к а х .
-
выполнение
домашних
самостоятельных
и
творческих
за да н и й ;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков.
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать
информацию
из
различных
источников,
в
том
числе
электронных.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень
разнообразно:
программы-учебники,
программы-тренажёры,
словари,
справочники,
энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие
культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная
сеть Интернет становятся доступны учащимся.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью
компьютера,
разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно
применить
в
качестве
калькулятора,
тренажёра,
средства
контроля
и
оценки
знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная
доска. !!!
Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики,
медленнее
своих
товарищей
усваивающие
объяснения
учителя,
стесняются
поднимать руку, задавать вопросы. Имея
в качестве партнёра компьютер, они
могут
многократно
повторять
материал
в
удобном
для
себя
темпе
и
контролировать
степень
его
усвоения.
Компьютер
значительно
расширяет
возможности
представления
информации. Применение
цвета,
графики,
мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет
воссоздать реальную обстановку деятельности.
Есть
разные
мнения
учителей
о
целесообразности
использования
компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал
решённым,
как
только
я
провела
несколько
пробных
уроков
и
увидела
неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес
к решению различных математических задач. А наша цель - воспитать
человека,
способного
самостоятельно
принимать
решения,
адаптироваться
к
новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении
нового
материала,
закреплении,
на
обобщающих
уроках,
при
повторении.
Основная задача
состоит в том, чтобы правильно организовать работу
учащихся.
3
На каждом конкретном уроке используются определённые презентации. Много
презентаций и мини-слайдов создала сама. Несколько из них хочу предоставить
вашему
вниманию.
(Например,
слайды
«Формулы»,
«Степень»,
«Свойства
логарифма» и т. д. и т. п.)
Вы скажете, что мне проще, т.к. я веду уроки
информатики. Согласна, но только на 50 %. В настоящее время в Интернете есть
масса уже готовых презентаций. Бери и пользуйся!!!
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На
таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на
вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой,
и сами себе выставляют предварительные оценки.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает
процесс
обучения
математике
интересным
и
занимательным,
создаёт
у
детей
бодрое,
рабочее
настроение,
облегчает
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт
возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет.
Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с
интересом, чтобы большинство подростков, испытало и осознало притягательные
стороны
математики,
её
возможности
в
совершенствовании
умственных
способностей, в преодолении трудностей.
Поскольку электронные
носители
содержат
в
себе
учебную,
наглядную
информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для
формирования
образного
представления
об
изучаемом
объекте
и
для
индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при
обучении,
эффективнее использовать время на уроке;
создавать
проблемные
ситуации
на
уроке,
что
активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Для
фронтальной
работы
с
учащимися
использую
информационно
–
образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.
4
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле,
проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем
при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде),
я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих
именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность
обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом
внедрения
ИКТ
в
образовательный
процесс
является
позитивная
динамика изменения мотивации учащихся.
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить
на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из
средств,
позволяющих
интенсифицировать
образовательный
процесс,
активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и
увеличить эффективность урока.
5