Автор: Буторова Наталья Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М." Населённый пункт: Бурятия, Баргузинский район, пгт. Усть-Баргузин Наименование материала: Конспект урока Тема: Самый удивительный континент Раздел: начальное образование
Цель урока. Сформировать умение распознавать и понимать связи
особенностей географических объектов с их расположением.
Задачи урока:
научить использовать карты для получения информации;
выбирать нужную информацию;
познакомить с природой Африки, людьми, населяющими эту
территорию;
развивать навыки монологической речи;
воспитывать любознательность.
Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Африки,
иллюстрации, иллюстрированный альбом с видами Африки, фильм,
презентация, эскиз материка, таблички с названием объектов.
Тип урока:
Урок изучения нового материала с первичным закреплением.
Форма проведения урока: журналистское расследование с применением
методов активного обучения (метод кейса)
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
1.Орг. момент (вход под музыку «Весенняя»)
-Какое сейчас время года?
-Весна радует нас красивыми распустившимися цветами, которые дарят нам
красоту и тепло, становится радостно на душе. Давайте представим, что наш
класс это большая цветущая поляна. Возьмите цветы и прикрепите их в
любом месте нашего класса. Нам стало радостно, подняли настроение. С
этим весенним настроением мы начинаем наш урок.
-Сегодня на уроке нам предстоит большая РАБОТА . Я думаю, у нас всё
получится. Для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимания и
фантазию. Желаю вам удачи в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
- Вы любите путешествовать?
-А для чего люди путешествуют? (ответы детей)
-Мы с вами сегодня продолжим наше увлекательное путешествие по планете
Земля и узнаем много нового и интересного. Урок у нас будет необычный.
-Мы не просто будем путешествовать , а проведём журналистское
расследование.
-Кто такой журналист? (ответы детей)
- А куда мы отправимся, вы узнаете, посмотрев фильм (демонстрируется
фильм «Африка»)
-Куда же мы отправимся?
Тема нашего урока « Самый удивительный континент»
Сегодня мы узнаем, чем же так удивительна и загадочна Африка.
Слово самый будет ключевым словом на сегодняшнем уроке. В конце урока
вы поймёте почему. И сделаете вывод.
- Отправляемся мы с группами журналистов-ботаников, зоологов,
экскурсоводов и экологов.
-Вы знаете кто такие зоологи, ботаники, экологи? (ответы детей)
-Руководители группы сейчас нам расскажут о целях своей поездки.
(Озвучивание цели поездки детьми.)
Ботаники: познакомиться с растительным миром Африки, зоологи с
животным, экскурсоводы: посмотреть интересные места. Экологи:
выявить проблемы экологические.
-Повторим правила работы в группе (ответы детей)
-Но чтобы добраться до Африки , нам надо преодолеть Азию.
-Вспомните, что мы знаем об Азии, проведём викторину (презентация
«Викторина по теме Азия») (ответы детей)
III. Совместное открытие новых знаний
-Начинаем расследование. Сначала давайте выясним , где расположена
Африка, какие природные зоны, климат.
-В каком полушарии находится Африка?.(ответы детей)
Рассказ учителя:
-Африка-сердце мира. Царство воздуха и света.
Единый континент, полный разнообразных миров.
Африка - глубокие реки, бескрайние просторы пустынь, гигантские горные
хребты, бесконечные саванны. Где зародились многие формы жизни.
-Сейчас мы познакомимся с географическим положением материка.
Географическое положение Африки.
-От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и
Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет её
с Евразией и её берега омываются Красным морем. Юго-восток Африки
омывается Индийским океаном, а западные берега Атлантическим.
-Расположение Африки влияет на климат? (ответы детей)
Физминутка «Весёлые мартышки» (презентация)
Работа в группах.
-На столе у вас набор дополнительного материала, учебник. Выбираем
нужный материал и рассказываем.
-Сначала выступают зоологи, ботаники, экскурсоводы, затем экологи.
(На доске эскиз материка Африка, ученики выбирают и прикрепляют
животных, растения, географические объекты и рассказывают о каждом
объекте.)
-После выступления каждой группы просматриваем отрывки из фильма
«Африка»
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-На доске таблички:
Самый жаркий материк…
Самая большая пустыня…
Самое высокое животное….
Самое большое животное…
Самые древние сооружения из камня…
Самый большой водопад…
-Продолжите высказывания. (Учащиеся дополняют записи, прикрепляют
таблички.)
-С какого слова начинается высказывание? (самый)
-Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
VI. Итог урока. Рефлексия
- Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли цели?
-Мы смогли ответить на главный вопрос урока ?
–Почему же Африка - удивительный континент.?
-Было слово самый ключевым сегодня на уроке? (ответы детей)
-Оцените свою деятельность на уроке.
Я научился...........
Было интересно..............
Было трудно...............
Я смогу рассказать о ……(ответы детей)
-В заключение урока посмотрим фильм «Водопад Виктория».