Напоминание

Основные направления работы концертмейстера в классе хореографии


Автор: Фархутдинова Энже Гусмановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "ДШИ №3"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО–Югра
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Основные направления работы концертмейстера в классе хореографии
Дата публикации: 14.09.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фархутдинова Э.Г

Методическое сообщение на тему:

«Основные направления работы концертмейстера

в классе хореографии.»

Квалификация

«концертмейстер»

наиболее

распространенная

сфера

деятельности музыканта. В современных реалиях предполагается достаточный

универсализм профессии.

Работа концертмейстера в школе искусств заключает в

себе

чисто

творческую

(художественную)

и

педагогическую

деятельность.

Музыкально-творческие

аспекты

проявляются

в

работе,

с

учащимися

любых

специальностей.

Педагогическая

сторона

деятельности

особенно

отчетливо

выявляется

в

работе

с

учащимися

вокального

и

хореографического

классов.

Профессиональные компетенции концертмейстера требуют серьёзного базового

образования и наработанный годами опыт работы.

Мастерство концертмейстера требует от исполнителя не только

огромного

артистизма,

но

и

разносторонних

музыкально-исполнительских

дарований, применения многосторонние знания и умения по курсам гармонии,

сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений,

вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

О многоплановости деятельности концертмейстера говорит и область

применения

концертмейстерской

работы.

В

рамках

учебных

заведений

не

предполагается

подготовка

концертмейстеров

по

конкретному

профилю,

подразумевается некий универсализм:

специалист должен свободно владеть инструментом для свободы ориентации

в любой фактуре,

1

обладать богатым кругозором, знанием стилевых особенностей, свободой

чтения с листа.

Профессиональный концертмейстер должен обладать целым

комплексом

психологических

качеств

личности,

таких

как

большой

объем

внимания и

памяти,

высокая

работоспособность,

быстрота

реакции

и

способность

оперативно

принимать

решения

в

неожиданных

ситуациях,

выдержка и воля, педагогический такт и стрессоустойчивость.

Концертмейстер должен обладать хорошей нервной системой, всегда быть в

эмоциональном тонусе, не терять самообладания и уметь оперативно реагировать

на любые неожиданности и сразу, сиюминутно, представлять пути исправления

«аварийной» ситуации во время концертного исполнения. Итак, можно еще раз

подчеркнуть важность и сложность концертмейстерской работы, её необычайную

многогранность.

Такие

требования

требуют

знаний,

умений

и

навыков

как

общепрофессиональных, так и специфических музыкальных, что в очередной раз

подчёркивает высокий статус профессии концертмейстер.

Важно для концертмейстера формировать творческую самореализацию

учащихся и преподавателей в концертной деятельности посредством развития

концертмейстерских навыков. Рассмотрим деятельность концертмейстера в

классе хореографии.

В

работе

концертмейстера

всегда

есть

объективные

сложности.

Ему

приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до

выпускников),

с

педагогами

разных

танцевальных

направлений

народной

хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое

занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной

категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное

совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на

занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф

и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но

и музыкальное.

2

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько выразительно и

художественно

исполняется

произведение,

и

как

исполнитель

доносит

ее

содержание

до

детей.

Ясная

фразировка,

яркие

динамические

контрасты

помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей,

основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.

Дети приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной

музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их

музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной

работе

воспринимать

музыку

и

хореографию

в

единстве.

Музыкальное

оформление

урока

должно

прививать

учащимся

осознанное

отношение

к

музыкальному

произведению

умение

слышать

музыкальную

фразу,

ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. . У детей

формируются

первичные

эстетические

оценки..

Концертмейстер

ненавязчиво

учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по

композиции,

характеру,

динамике,

темпу,

метроритму.

Музыка

вызывает

двигательные

реакции

и

углубляет

их,

не

просто

сопровождает

движения,

а

определяет

их

сущность.

Таким

образом,

задачей

концертмейстера

является

развитие «музыкальности» танцевальных движений.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи

музыкального воспитания:

1.

Развитие музыкального восприятия метроритма;

2.

Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их

в единстве;

3.

Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4.

Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

5.

Повышение

интереса

учащихся

к

музыке,

развитие

умения

эмоционально воспринимать ее;

3

6.

Расширение музыкального кругозора детей.

Результативная

работа

в

хореографических

классах

возможна

только

в

содружестве

педагога-хореографа

и

музыканта.

И

здесь

можно

говорить

о

субъективной

позиции,

потому

что

не

малую

роль

играет

психологическая

совместимость,

личностные

качества

концертмейстера

и

хореографа.

Для

настоящего

творчества

нужна

атмосфера

дружелюбия

непринужденности,

взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только

с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую

результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических

классов.

Многообразие

требований

заставляет

обращать

большое

внимание

на

повышение

профессиональной

компетентности.

Концертмейстеру

необходимо

применять следующие принципы:

- взаимное доверие всех участников процесса;

- соблюдение всеми этических и моральных норм;

-

сотрудниче ство

и

взаимо связь

учеников,

преподавателей

и

концертмейстера;

- активного участия всех в свободно согласованной учебной концертной

деятельности, ведущей к намеченным результатам.

-

принцип

алгоритмизации,

как

показатель

последовательности

и

систематичности процесса перспективных целей и задач (от занятия к занятию).

Концертмейстерское

искусство

это

сплав

музыкального

мастерства,

художественной

культуры

и

особого

эстетического

призвания.

Мастерство

концертмейстера

глубоко

специфично,

оно

предполагает

владение

как

всем

арсеналом

исполнительского

мастерства,

так

и

множеством

дополнительных

умений.

Работа

концертмейстера

в

учебных

классах

требует

призвания

педагогического, поскольку он участвует непосредственно в учебном процессе: от

первых

занятий

и

до

итоговых

концертных

выступлений.

Его

деятельность

направлена на развитие и воспитание музыкального вкуса учащихся. Для педагога

4

по

специальному

классу

концертмейстер

первый

помощник,

музыкальный

единомышленник, для учащегося – творческий вдохновитель, друг и наставник.

Важным

условием

профессионализма

концертмейстера

является

также

наличие

музыкальной

культуры,

которая

предполагает

отражение

его

эстетического

вкуса,

широту

кругозора,

готовность

к

воспитательной

и

музыкально-просветительской работе в классе.

Концертмейстер

должен

осознать,

что

он

является

посредником

между

педагогом и учащимся и не имеет права вмешиваться в сугубо профессиональные

вопросы,

но

эстетическое

воспитание

является

его

непосредственной

обязанностью. Исполнительское и педагогическое мастерство концертмейстера

достигается

опытом,

знаниями,

постоянной

творческой

собранностью,

неуклонной

настойчивостью,

ответственностью

в

достижении

нужных

художественных

результатов

при

совместной

работе

в

классе

с

опытными

педагогами и в собственном музыкальном совершенствовании.

Таким образом, специфика работы концертмейстера требует от него особого

универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на

работу с учащимися или артистами различного возраста.

5



В раздел образования