Напоминание

учебная программа по предмету "Основы дирижирования"


Автор: Русских Ирина Викторовна
Должность: Преподаватель хора
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "Санкт–Петербургская детская школа искусств № 3"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: учебная программа
Тема: учебная программа по предмету "Основы дирижирования"
Дата публикации: 13.09.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Срок реализации учебного предмета

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Цели и задачи учебного предмета

Методы обучения

Материально-технические условия реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Годовые требования по классам

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, системы оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебная литература

Учебно-методическая литература

Методическая литература

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета,

Его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы дирижирования» разработана на основе и с

учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональ-

ной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Занятия по предмету «Основы дирижирования» в старших классах помогают ярче

раскрыть творческую индивидуальность учащегося, расширить его музыкальный кругозор

и познакомить с основами дирижирования хоровым коллективом.

В программу входят исторические сведения о хоровом исполнительстве, сведения о

великих хоровых дирижерах и лучших хоровых коллективах. Рассматриваются некоторые

вопросы хороведения, анализ задач, стоящих перед дирижером как исполнителем. В

задачи предмета входит обучение работе с хоровыми партитурами, а также практические

занятия по технике дирижирования, направленные на овладение необходимыми умениями

и навыками в применении дирижёрского жеста.

Учебный предмет в обязательную часть предметной области «Музыкальное

исполнительство» (ПО.01.УП.03).

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета – 2 года (7-8 кл).

Объем учебного времени,

Предусмотренного на реализацию учебного предмета

Срок обучения

2 года (7-8 кл).

Общий объем аудиторных занятий

33 часа

Форма проведения учебных аудиторных аудиторных занятий

Уроки по учебному предмету проводятся в форме индивидуальных занятий.

Недельная нагрузка преподавателя составляет 0,5 часа в 7,8 классах, концертмейстера 0,5

часа в 7,8 классах.

Цели и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является развитие музыкально-творческих способностей

учащегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области хорового

дирижирования, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового

исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные

учреждения, реализующие образовательные программы СПО по профилю предмета.

Задачами предмета «Основы дирижирования» являются:

обучающие:

1

- формирование у детей знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению

хоровых партитур 2-х 3-х голосного склада с листа;

- формирование первичных навыков дирижирования;

- формирование первичного практического опыта по разучиванию музыкальных

произведений с хоровым коллективом;

- формирование у наиболее одареных выпускников мотивации к продолжению

профессионального обучения в образовательных учреждениях СПО.

развивающие:

- развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и

артистизма.

воспитательные:

- формирование высокого уровня мотивации учащихся к вокально-хоровому

исполнительству;

- формирование стремления у учащихся к творческой самореализации, участию в смотрах-

конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

-репродукивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному

и творческому освоению учебного материала);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее

продуктивными при организации учебного процесса.

Материально-технические условия реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета обеспечивается:

Учебными аудиториями для групповых занятий площадью не менее 6 кв.м.,

имеющими звукоизоляцию, оснащенными роялем или фортепиано, пюпитром.

Доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и

видеозаписей, копировальной технике;

Комплектацией библиотечного фонда печатными, электронными изданиями,

учебно-методической и нотной литературой;

Созданием в образовательной организации условий для содержания, современного

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

Соответствием материально-технической базы санитарным и противопожарным

нормам, нормам охраны труда.

2

В образовательной организации должны быть созданы условия для

содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Показатели

Распределение по классам

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество аудиторных

часов недель в году

3

2

33

33

33

33

33

33

33

Количество аудиторных часов

в неделю

-

-

-

-

-

-

0,5

0.5

Количество аудиторных часов

за год

-

-

-

-

-

-

16,5

16,

5

Количество аудиторных часов

за весь период обучения (8

лет)

33

Количество внеаудиторных

часов в неделю

-

-

-

-

-

-

0,5

0,5

Количество внеаудиторных

часов за год

-

-

-

-

-

-

16,5

16,

5

Количество внеаудиторных

часов за весь период обучения

(8 лет)

33

Количество максимальных

часов в неделю

-

-

-

-

-

-

1

1

Количество максимальных

часов за год

-

-

-

-

-

-

33

33

Количество максимальных

часов за весь период обучения

(8 лет)

66

Годовые требования по классам

3

В распределении учебного материала обучения учтен принцип

систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении

поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового

материала.

Содержания учебного предмета соответствует предпрофессиональной

направленности программы.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных

исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и

возрастных возможностей, интересов учащихся.

В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены как народные песни в

обработке разных композиторов, так и произведения русской и зарубежной

классики. В полугодии должны быть предусмотрены:

- произведения без сопровождения;

- произведения с сопровождением.

В зависимости от подготовки учащегося рекомендовано включать в программу

произведения с элементами полифонии.

Срок обучения – 2 года

4

Содержание (дидактические

единицы)

Контрольные

мероприятия

Примерный репертуарный список

для годовой аттестации

7 класс

Исторические сведения о

хоровом дирижировании,

возникновение и развитие

хорового искусства в России и

запаноевропейских странах.

Вопросы хороведения.

Типы и виды хоров,

классифкация хоровых партий.

Понятия «диапазон»,

«тесситура», «певческое

дыхание» и др.

Техника дирижирования:

изучение простых схем

дирижирования на 2/4,3/4.

Понятие «ауфтакт», «снятие»

(окончание звучания). Приём

«тактирование». Дирижерский

жест «внимание» показ начала и

окончания музыкальных фраз.

Овладение звуковедением legato.

Виды фермат.

Изучение и анализ хоровой

партитуры: виды хоровых

партитур.Техника и особенности

исполнения партитуры на

фортепиано. Исполнение

хоровых партий голосом.

Анализ партитуры –

музыкально-теоретический, и

исполнительский. Сведения о

композиторе или авторе

обработки изучаемой

партитуры, авторе поэтического

текста.

Исторические события

дирижеров разных стран.

Вопросы хороведения:

типы и виды певческих голосов.

Вокально-хоровая работа

дирижёра. Понятие «певческое

дыхание», «атака звука».

Техника дирижирования:

закрепление ранее полученных

навыков. Фразировка при игре

партитуры на рояле. Игра

партитур без педали.

В течение учебного

года 3-4 партитур

двух-трехголосного

склада.

1 вариант

М. Анцев Слова Б. Фёдорова

«Колосья».

М.Глинка сл. Н. Кукольника

«Жаворонок» переложение

И.Лицвенко.

2 вариант

Кюи Ц., «Гроза»

Варламов. Красный сарафан. Слова

Н. Цыганова. Переложение С.

Грибкова, облегченная версия Л.

Яруцкой.

3 вариант

Бах И. (русск. текст Е. Нестеренко)

«Жизнь моя полна тобою»

М. Мусоргский. Стрекотунья

белобока. Слова А. Пушкина

4 вариант Русская народная песня

«Перед весной», обр. В. Попова

А.Рубинштейн, ст. М.Лермонтова

«Горные вершины».

5 вариант

Ипполитов-Иванов М., сл. А.

Толстого «Острою секирой»;

М. Мусоргский. Сказка про комара из

оперы «Борис Годунов». Переложение

для хора С. Грибкова, облегченная

версия Л. Яруцкой

А. Гречанинов. «Осень». Слова Е.

Баратынского

6 вариант

В. Ребиков, ст. Ф.Тютчева «Люблю

грозу».

С. Танеев. Колыбельная песня. Слова

К. Бальмонта. Переложение

В. Попова

5

Исполнение голосов партитур с

одновременным тактированием.

Пение голосов по вертикали.

Исполнительский анализ

партитуры, анализ формы

произведения. Выявление

ансамблевых, динамических

трудностей. Анализ

поэтического текста

произведения. Изучение

вокально-хорового репертуара

для детского хора.

Содержание (дидактические

единицы)

Контрольные

мероприятия

Примерный репертуарный список

для годовой аттестации

8 класс

Исторические сведения об

известных дирижерах разных

стран, выдающихся русских

хоровых дирижерах и хоровых

коллективах. Стиль и традиции

в дирижерском искусстве.

Вопросы хороведения:

изучение и анализ партитуры,

типы хоровой фактуры, понятие

«ансамбль» в хоре и его

основные виды.

Изучение и анализ хоровой

партитуры: изучение формы

сочинения и его разделов,

анализ выразительных средств,

с помощью которых

воплощается художественный

образ (лад, темп, метр,

динамика, штрихи, фактура и

т.п). Изучение вокально-

хорового репертуара для

детского хора.

В течение учебного

года 3-4 партитур

трех-

четырехголосного

склада.

I ПОЛУГОДИЕ

1 вариант

Глиэр Р., сл. Ф. Тютчева «Сияет

солнце», «Вечер»

М. Глинка. Ходит ветер у

ворот. Песня Ильиничны из трагедии

«Князь Холмский». Слова Н.

Кукольника. Переложение С.

Грибкова, облегченная версия Л.

Яруцкой.

2 вариант

Кюи Ц., сл. К.Р. «Задремали волны»

П.Чесноков, ст. Н.Некрасова

«Зеленый шум»

II ПОЛУГОДИЕ

1 вариант

Дж. Перголези

сл. М. Михайлова «В разлуке с

Родиной»

И.Бах «Сердце, молчи»

Русcкая народная песня «Ой, да ты,

калинушка», обр. А. Новикова

2 вариант

Русская народная песня «Милый мой

хоровод», обр. В. Попова

6

Ю.Тугаринов, ст. Тютчева «Тихой

ночью, поздним летом»

Н.А. Римский-Корсаков, ст.

А.Толстого «Звонче жаворонка пенье»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний и умений, приобретение которых обеспечивает

программа «Основы дирижирования»:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому

исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых

партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии; - умение передавать авторский замысел

музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие

взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и

вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе

хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и

хорового коллектива;

- знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

- обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

- владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального

значения;

- знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;

- навыки чтения с листа.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели,

виды, форма, содержание

В программе обучения предмета «Основы дирижирования» используются две основных

формы контроля успеваемости — текущая и промежуточная.

Текущий контроль успеваемости обучающихся (оценка за работу в классе, контрольный

урок с оценкой в конце каждой четверти) проводится в счёт аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,

опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребёнка, прежде

всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания,

всеми средствами стимулируя его интерес к обучению.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта с оценкой в виде исполнения

программы и устного опроса. Зачёт в рамках промежуточной аттестации проводится в

конце учебного года в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет

«Основы дирижирования». По завершении изучения учебного предмета «Основы

дирижирования» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется

оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

7

При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать работу в течение

года и посещение учащимся текущих занятий, а также участие учащегося в выступлениях

хорового коллектива.

Итоговая аттестация по учебному предмету «Основы дирижирования» ФГТ не

предусмотрена.

Система оценок. Оценки выставляются по окончании четверти и в конце учебного

года.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы учащегося;

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые

включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения

и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретённых учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности

учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального

образования в области музыкального искусства.

Критерии оценки

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания

и умения в соответствии с программными требованиями.

По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

Выразительное и технически точное дирижирование.

Отличное знание голосов наизусть в представленных

партитурах. Чистое интонирование хоровых партий.

Содержательный рассказ о творчестве композитора и

авторе текста.

4 («хорошо»)

Выразительное и технически точное дирижирование.

Знание голосов наизусть, но не всегда точное

интонирование. Недостаточно полный рассказ о

творчестве композитора и авторе текста.

3 («удовлетворительно»)

Дирижирование произведений с техническими

неточностями, ошибками. Маловыразительное донесение

художественного образа. Небрежное исполнение голосов.

Незнание некоторых партий. Недостаточно полный

рассказ о творчестве композитора и авторе текста.

2 («неудовлетворительно»)

Технически неточное дирижирование. Несистематическое

посещение текущих занятий по дирижированию.

Исполнение голосов по нотам. Не подготовлен рассказ о

композиторе и авторе текста.

«Зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения

на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

8

Программа учебного предмета «Основы дирижирования» основана на следующих

педагогических принципах:

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню

психофизиологического развития учащихся;

- комплексность решения задач обучения и воспитания;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

- единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной

индивидуальности каждого ребёнка;

- художественная ценность исполняемых произведений;

- создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального

смысла;

- доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям,

в) по техническим навыкам;

- разнообразие: а) по стилю, б) по содержанию, в) темпу, нюансировке, г) по сложности и

т. д.

В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальные планы по

дирижированию, учитывая обязательные требования для всех учащихся, а также опираясь

на индивидуальные особенности и навыки ученика.

Ознакомление с хоровой партитурой ведётся обязательно под наблюдением педагога.

Перед разучиванием произведения преподаватель должен позаботиться о правильной

аппликатуре, под его наблюдением ученик выразительно исполняет нотный текст, поёт

голоса, точно интонируя каждую хоровую партию. Такой первоначальный разбор

предупреждает появление многих ошибок, которые могут возникнуть при

самостоятельном ознакомлении с нотным материалом.

Параллельно с изучением голосов и игрой партитуры следует углублять музыкально-

теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ изучаемого произведения.

К дирижированию целесообразно переходить только тогда, когда музыкально-

художественное содержание произведения достаточно глубоко осознано учеником.

Овладение основными видами звуковедения в дирижировании возможно только при

проработке их на фортепиано. Развитие пальцевого мышечного legato при игре партитуры

и умение следовать логике образного содержания музыкального и литературного текста —

основная задача при игре хоровой партитуры. Педагогу необходимо следить за этим и как

можно чаще показывать самостоятельным примером грамотное исполнение хорового

произведения. Необходимо добиваться вокально-хорового характера звучания на

фортепиано.

От учащихся восьмого класса, в зависимости от уровня музыкального развития,

педагог может требовать большей самостоятельности в ознакомлении изучаемого

произведения и его анализа.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объём самостоятельной работы учащихся определяется с учётом минимальных затрат

на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного

общего образования), с опорой на сложившиеся в образовательном учреждении

педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные

способности ученика.

9

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться

преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,

клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

В результате домашней подготовки учащемуся необходимо:

- выразительно исполнять изучаемую партитуру.

- петь партии изучаемого произведения.

- рассказать о творчестве композитора и авторе текста.

- уметь устно анализировать партитуры по форме, гармонии и мелодике, стилю

изложения, особенностям диапазона, исполнительским трудностям и пр.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебная литература (сборники хоровых произведений)

1. Библиотека студента-хормейстера. Вып 1, 2, 3. — М.: 1967.

2. Глиэр Р. Избранные хоры / авт.-сост. А. Луканин. — М.:1980.

3. Куликов Б., Аверина Н. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка

хормейстера. Вып. 1-7 / Б. Куликов, Н. Аверина — М.: Дека-ВС, 2007-2010.

4. Курс чтения хоровых партитур / авт.-сост. И. Полтавцев, М. Светозарова. Ч. 1. —

М.: 1963.

5. Хрестоматия по дирижированию хором / авт.-сост. Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит.

Вып.1, 2. — М.: 1968, 1980, 1991.

6. Хрестоматия по дирижированию хором / авт.-сост. Л. Заливухина. — М.: 1964.

7. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / авт.-сост Н. Шелков. — Л.: 1963.

2.Учебно-методическая литература

1. Асафьев Б. О хоровом искусстве/ Б.Асафьев — М.: Музыка, 1980.

2. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором/ Г.Дмитриевский — М.: 1957.

3. Егоров А. Очерки по методике преподавания дирижерско-хоровых дисциплин./

А.Егоров — Л.: 1958.

4. Живов В. Теория хорового исполнительства. /В.Живов— М.:1998.

5. Колесса Н. Основы техники дирижирования. /Н.Колесса— Киев, 1981.

6. Краснощеков В. Вопросы хороведения./В. Краснощеков — М.: 1969.

7. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа. /К. Никольско-Береговая—

М.: Владос, 2003.

8. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники/ К.Ольхов- Л.: 1990.

9. Птица К. О музыке и музыкантах. /К.Птица — М.: Мистикос логинов, 1995.

10. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. /К.Птица— 2-е изд., испр. и доп.

— М.: НИЦ Московская консерватория, 2010.

11. Самарин В. Хороведение: учебное пособие. /В. Самарин— М.: 1998.

10



В раздел образования