Напоминание

Трагическое начало Великой Отечественной войны. Московская битва


Автор: Бадаева Найле Абдулхайевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОО Старокулаткинская средняя школа № 1
Населённый пункт: р.п. Старая Кулатка Ульяновской области
Наименование материала: Разработка урока в 9 классе
Тема: Трагическое начало Великой Отечественной войны. Московская битва
Дата публикации: 13.09.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Бадаева Найле Абдулхайевна

МБОО Старокулаткинская средняя школа № 1

р.п. Старая Кулатка Ульяновской области

учитель истории и обществознания

Тема: Трагическое начало Великой Отечественной войны.

Московская битва.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с трагическими событиями начала

Великой Отечественной войны;

2. Продолжить формирование умений работать с документами,

картой, анализировать их, делать выводы.

3. Эмоциональное воспитание учащихся через восприятие хроники

военных лет, через гордость за свою страну.

4. Формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви

и уважения к истории родной страны.

Оборудование: интерактивная доска, карта "Великая Отечественная

война 1941-1945гг.", карточки, кадры видеохроники

Начало урока.

Звучит фрагмент 7-й героической симфонии Д.Шостаковича

Ученик читает отрывок из стихотворения Мусы Джалиля

"Варварство:"

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных обреченных..Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею.

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду дня.

Я не забуду никогда. вовеки!

Учитель. С каким событиями у вас ассоциируется эта музыка и

стихотворение? ( с войной)

Слайд 1. Война

Тема нашего урока. Слайд 2.

Запись темы в рабочих тетрадях

Учитель. Сегодня на уроке мне хочется задать эмоциональный

настрой, попытаться через музыку и мгновения хроники заставить

вас почувствовать ненависть к врагам, горечь потерь. милосердие к

раненым гордость за российский наш народ.

План урока

1. Начало Великой Отечественной войны

2. Оборонительные бои Красной Армии

3. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору

4. Битва под Москвой, ее значение

После начала Великой Отечественной войны английские и

американские военные эксперты предсказывали, что сопротивление

Советского Союза Германии продлится один, максимум 3 месяца.

Проблемное задание: На чем основывались эти пророчества и

почему они не оправдались? Что явилось силой, опровергнувшей

эти предсказания"

Вспомним, какую внешнюю политику проводил Советский Союз

накануне войны? Слайд 3. Вы должны вставить пропущенные

слова в текст.

После проверки выполненного задания ставится вопрос "Готова ли

была Красная Армия к войне?"

Великая Отечественная война длилась долго. Слайд 4

но самое трудное время было в начале войны.

22 июня 1941 года в 3-30 утра фашистская Германия вероломно

напала на Советский Союз. Запылали города и села. Началась

война. Видеоролики "5 Нападение"," 6 Бомбежка" "7 Немцы"

Сталин находился в шоке .Он был раздавлен и пробыл в

растерянности несколько часов. Об этом свидетельствуют слова

писателя Эринбурга: "Единственный человек, которому поверил

Сталин, был Гитлер. И он его обманул, напав на СССР 22 июня

1941 года".

По радио с обращением к советскому народу выступил министр

иностранных дел В. Молотов "Враг будет разбит. победа будет за

нами!". Видеоролик "8 Священная война"

22 июня 1941г. к населению обратился не только Молотов, в

Берлине по радио выступил А.Гитлер, в Англии - премьер-министр

У.Черчилль.

Предлагаю поработать с текстами обращений этих

политических лидеров. ( групповая работа учащихся с

текстами. Задание-1.Найти ключевые слова в обращениях.

2.Какие причины указаны в документе? Степень

достоверности Зачем нужна ложная информация?

Приложения. Тексты обращений (А,Б,В) Проверка

выполнения задания.( В.Молотов: "Отечественная война за

Родину, за честь. за свободу...Наше дело правое! Враг будет

разбит! Победа будет за нами! У.Черчилль :"Мы окажем

помощь русскому народу. Будем бороться сообща."

Гитлер:"Еврейско-большевистское правительство из Москвы

пытается разжечь огонь вражды не только в Германии. но и во

всей Европе.." Объяснения учащихся, почему выступления

Гитлера были ложью.

Слайды 9,10, 11

Первыми приняли бой пограничники. Они сражались очень

мужественно, сдерживали врага сколько могли, но силы были

неравны. Новые оборонительные рубежи были не достроены.

Нападение произошло в воскресенье. был выходной. воинские

склады с боеприпасами опечатаны. а многие офицеры

находились в увольнении или летних отпусках. Из-за

неразберихи с приказами и без всякой поддержки

центрального командования бойцы Красной армии погибали

или были захвачены в плен. Видеоролик " 12 Пленные"

Особо хочется отметить защитников Брестской крепости. Она

находилась в сутках езды от Москвы. Эта крепость приняла удар

фашистов, но не сдалась, она истекла кровью. Существует легенда

о последнем неизвестном защитнике крепости, которого немцам

удалось взять только на десятом месяце войны, в апреле 1942 года.

Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности. без

соседей справа и слева, без приказов и тылов. без смены и писем из

дома. Время не донесло ни его имени. ни его звания. Это был

просто русский солдат....

Немцы наступали тремя группами армий "Север", "Центр", "Юг".

( Работа с картой.) Сообщение учителя о плане "Барбаросса", о

тяжелых боях, о соотношении военных сил, о блокаде Ленинграда,

о приказе Верховного командования № 270 ( работа учащихся с

заданием на стр.7 рабочей тетради, ответы на вопросы.)

С тяжелыми боями части Красной армии отступали. Видеоролик

"13 Сопротивление"

В котел попали 6 армий. 663 тысячи солдат были взяты в плен.

Каковы причины неудач Красной армии? ( внезапность, репрессии,

недостаточное вооружение, человеческий фактор и т.д.)

Немцы рвались к Москве. Была разработана операция немецкого

командования "Тайфун" по захвату Москвы.

2 этапа битвы за Москву

1этап. Оборона Москвы (30.09.41- 05.12.41г. ) Слайд 14 Карта

наступления фашистов на Москву.

* Назначение Г.Жукова командующим Западным фронтом

* Осадное положение в Москве. Видеоролик 15 Оборона Москвы

* Подольские курсанты на Можайском направлении

* Панфиловцы на Волоколамском шоссе ( политрук В. Клочков

"Отступать некуда. позади Москва!")

* Народное ополчение

* Переброска нескольких дивизий с Дальнего Востока

* Подъем морального духа народа. парад на Красной площади.

Видеоролик 16 Речь Сталина

2-й этап. Контрнаступление Красной армии.( 05.12.41- январь 1942

г.) Слайд 17 Соотношение сил Видеоролик 12 Жуков

Внезапное наступление советских частей, отсутствие

оборонительных сооружений у немцев, погодные условия.

Видеоролик 18 Наступление Красной Армии .

Немцы отброшены на 100- 250 км от Москвы

Видеоролик 19 2-й этап наступления

В чем значение Московской битвы? ( 1. развеян миф о

непобедимости немецкой армии 2. провал плана молниеносной

войны)

Вернемся к нашему проблемному заданию. (Заслушиваются ответы

учащихся)

Вывод: пророчества основывались на фактах неподготовленности

Красной армии к войне ( репрессии, слабое вооружение). Силой,

опровергнувшей эти предсказания, оказались мужество и героизм

советских солдат, сплоченность тыла и фронта.

Домашнее задание: параграф 29



В раздел образования