Гражданско – патриотическое воспитание детей через учебно – воспитательный процесс
Автор: Жилина Ольга Николаевна Должность: заместитель директора по УВР Учебное заведение: МУДО "Дом детского творчества" пгт. Усогорск Населённый пункт: гп. Усогорск Наименование материала: статья Тема: Гражданско – патриотическое воспитание детей через учебно – воспитательный процесс Раздел: дополнительное образование
Гражданско – патриотическое воспитание детей через учебно – воспитательный процесс в МУДО
«Дом детского творчества» пгт. Усогорск
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений
дополнительного образования детей в реализации гражданско - патриотического
воспитание, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается
возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально
активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию гражданско -
патриотических качеств у детей.
В учреждениях дополнительного образования детей благоприятные условия для
формирования гражданственности, патриотизма,
так как данный вид образования не
ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и
способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации,
способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого
обучающегося.
В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит
гражданско - патриотическое воспитание, активное развитие лучших нравственных
качеств личности. Творческая образовательная среда в ДДТ способна обеспечить
личностное саморазвитие и формирование активной в самостоятельном освоении и
преобразовании окружающего мира, самого себя, личности с высокой самооценкой,
открытостью, свободой в целеполагании, поступках, высказывании своих суждений.
Дополнительное образование помогает ребёнку изменить свой статус. Будучи
слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии, или в
спортивной секции он может оказаться среди лидеров, т.е. педагогам удаётся снять
стереотип однозначного восприятия школьника как «трудного». Так у ребёнка появляется
возможность компенсации своих негативных переживаний.
Схематично выглядит гражданско – патриотическое воспитание в МУДО «ДДТ»
пгт. Усогорск
Тема выступления: Гражданско – патриотическое воспитание детей в ДДТ через
учебно – воспитательный процесс», выступление состоит из 4 блоков:
1
блок.
Гражданско
–
патриотическое
воспитание,
через
реализацию
дополнительных общеобразовательных программ;
2
блок.
Гражданско
–
патриотическое
воспитание
через
воспитательные
мероприятия, проводимые в ДДТ;
3 блок. Воспитательное значение туристско – краеведческой деятельности;
4 блок. Краеведение в системе гражданско – патриотического воспитания детей;
В ДДТ реализуются дополнительных общеобразовательных (общеобразовательные
) программы различной направленности: художественной, естественнонаучной,
социально- педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной,
технической.
В программах реализуемых в ДДТ не менее 15% содержит национально –
региональный компанент и с каждым годом наблюдается уувеличение регионального и
местного компонентов в содержании программ.
Так например в программе художественной направленности «Алые паруса»
(профиль хореография), педагог Чиркова Анна Васильевна, в пояснительной записке
отражено:
Народный танец близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка,
мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для
художественного развития учащихся.
Гражданско –
патриотическое
воспитание в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Гражданско –
патриотическое
воспитание в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Учебный процесс
Учебный процесс
В содержании ДОП не
менее 15% национально
– регионального
компонента;
В содержании ДОП не
менее 15% национально
– регионального
компонента;
В содержании ДОП
отражены важнейшие
нравственные, духовные
ценности и культурные
традиции нашего народа
В содержании ДОП
отражены важнейшие
нравственные, духовные
ценности и культурные
традиции нашего народа
Участие в конкурсах
гражданско –
патриотической
направленности
Участие в конкурсах
гражданско –
патриотической
направленности
Репертуарный план
творческих коллективов,
Репертуарный план
творческих коллективов,
Воспитательный отдел
Воспитательный отдел
Актив ДДТ, волонтёрское
движение
Актив ДДТ, волонтёрское
движение
Традиционные
мероприятия ДДТ,
социальные акции
Традиционные
мероприятия ДДТ,
социальные акции
Работа выставочного
зала
Работа выставочного
зала
Детский
оздоровительный лагерь
«Мир мечты»
Детский
оздоровительный лагерь
«Мир мечты»
Туристко –
краеведческий отдел
Туристко –
краеведческий отдел
Комплексный музей ДДТ
Комплексный музей ДДТ
Коми изба
Коми изба
Актив музея ДДТ
Актив музея ДДТ
Экспедиции, сплавы,
туристические походы
Экспедиции, сплавы,
туристические походы
Методическое
сопровождение
гражданско –
патриотического
воспитания в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Методическое
сопровождение
гражданско –
патриотического
воспитания в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Программа «ВМЕСТЕ»
духовно – нравственного
развития и воспитания
обучающихся в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Программа «ВМЕСТЕ»
духовно – нравственного
развития и воспитания
обучающихся в МУДО
«ДДТ» пгт. Усогорск
Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к
народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям.
Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего
национального
материала,
ибо
он
понятен
юным
исполнителям
и
является
лучшей
основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев.
Репертуарный план объединения по интересам «Алые паруса» состоит из
танцевальных номеров «Яблочко», «Лапти», «Катюша», «Смуглянка», «Коми Парма»,
«Нас много он один», «Идёт солдат по городу»
- участники Всероссийского детского фестиваля-конкурса национальных культур
«ВЕНОК ДРУЖБЫ» , V республиканского фестиваля -конкурса
хореографического творчества «Весенняя рапсодия - 2015», на котором обучающаяся
объединения Харкун Карина была замечена преподавателями «Гимназии искусств при
главе РК» имени Ю. Спиридонова и сегодня обучается в Гимназии.
ДОП «Импульс», педагог Ульянова Валентина Александровна
Реализация национально-регионального компонента в программе прослеживается
в разделе «Беседы о хореографическом искусстве», а так же в разделе «Танцевально –
художественная
работа»
при
просмотре
видеоматериалов
по
теме;
при
постановке
стилизованных танцевальных номеров, на основе музыкального материала Республики
Коми.
Участники и призёры районных конкурсов «Национальная шкатулка», «Большие
танцы» в рамках районного творческого марафона «Удораса гаж», фестиваля – конкурса
«Чолом», постоянные участники районных мероприятий.
В программах декоративно – прикладного творчества темы связанные с изучением
народного искусства, традиционных народных ремесел России. Работы, созданные на
основе изучения детьми народного искусства, несут тепло ручного труда, они душевны и
непосредственны, их отличает бережное отношение к народной традиции, оригинальность
ее современного восприятия, возможность воплощения собственной идеи в создании
разнообразных композиций.
Валяние - это почти забытый народный промысел, который сейчас успешно
возрождается. Помимо освоения технологии изготовления красивейших картин из шерсти
дети узнают, что эта техника издревле применялась для изготовления военной формы
одежды, обуви (валенки), варежки. Изготовление игрушек и сувениров способом сухого и
мокрого валяния.
И так каждый из педагогов работает по своему направлению, имеет свои интересные
наработки,
вот
например
работы
обучающихся
объединения
по
интересам
«Умелые
ручки», педагог Бушенев Валерий Александрович (Междуреченск)
Или работы обучающихся объединения по интересам «Декоративное творчество», педагог
Коротких Дарья Викторовна
Ели вы когда-нибудь были на выставках работ наших обучающихся, то наверняка не
переставали удивляться их красоте, разнообразию и качеству. Может быть, вы даже не
верили, что такие прекрасные изделия могут делать дети. Тем не менее, это рождено
детской фантазией и сделано детскими руками.
ДОП «Секреты бересты», педагог Игушев Анатолий Александрович
На
основании
исходных
положений
программы
можно
сформулировать
педагогическую концепцию обучения: природа – традиции – творчество.
Ежегодно
Анатолий
Александрович,
работает
с
трудовой
бригадой,
с
которой
заготавливают бересту в начале лета , обучающиеся знают,
что заготавливать бересту
можно
только в определённых участках либо необходимо связаться с ближайшим
лесничеством и получить разрешение н а заготовку бересты. Н и в коем случае нельзя
снимать кору с берёз, расположенных на территории и вблизи населённых пунктов.
В ДОП «Волшебная кисточка»
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным
условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных
творческих поисков.
Темы занятий по ДОП «Волшебная кисточка»
•
Рисование по воображению по теме "Течёт Мезень"
•
Изображение картины "Осень у реки"
•
Изображение зимнего леса
•
Изображение зимней поляны с церковью
•
Рисование по теме "Пробуждение весны"
•
Рисование гуашью на тему "Прилёт птиц"
•
Рисование по теме "Подснежники"
•
Рисование по теме "Ледоход на Мезени"
•
Рисование по теме "Первая гроза"
•
Рисование по теме "Раннее солнечное утро"
•
Рисование по теме "Усогорск в дождливую погоду"
ДОП «Буратино»
Эффективным
способом
формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
являются
коллективные
работы
по
аппликации,
конструированию.
В
коллективной
деятельности
(игре,
труде,
общении)
дети
6-7
лет
осваивают
умения
коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать
споры, добиваться общих результатов.
ДОП «Путь к успеху»
Содержательная идея программы заключается в формировании у обучающихся образа
«лидера – для людей», развитии способностей к организации деятельности других людей
и к самоуправлению своей деятельности.
Программы физкультурно – спортивной направленности на примере программы
«КЭТ – баскет», педагог Лаптева Светлана Витальевна , в данном объединении заниматься
в основном мальчики, юноши, будущие защитники нашей Родины, в процессе изучения у
обучающихся
формируется
потребность
в
систематических
занятиях
физическими
упражнениями,
обучающиеся
приобщаются
к
здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется за счет
физических.
Занятия
спортом
дисциплинируют,
воспитывают
чувство
коллективизма,
волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье. Помимо тем заложенных в программе педагог
проводит большую воспитательную работу с мальчишками, это и
участие в акциях
«Назовём поимённо!», «Покорми птиц», выступление на День пожилых людей.
Программы естественнонаучной направленности
«Это Мир придуман не нами», педагог Дъбенска Лариса Викторовна
В основе реализации подхода заложены три кита естественно – научного обучения и
воспитания детей, без которых не может быть научно - грамотных, экологически
честных взрослых патриотов, а именно:
- учиться любви к родной
природе (через прямое общение с ней, восприятие ее
красоты и многообразия);
- учиться сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной
человеческой деятельности);
-учиться грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение (через
практическую общественную и исследовательскую деятельность).
Педагоги реализующие программы по вокалу ставят задачи:
через совместную коллективную деятельность формирование у детей
нравственных, духовных, патриотических чувств;
сформировать основные аспекты музыкальной культуры у детей, прививая интерес
к
истории
создания
песен,
их
смысловому
восприятию,
пополняя
репертуар
новыми вокальными произведениями;
воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.
освоение образцов национальной и современной музыки, воспитание устойчивого
интереса к музыке своего народа и народов мира;
Репертуарный план по ДОП «Фортуна»
«Моя Удора» (сл. и муз. Кукина М.А.)
«Нимьяс» (сл. Васютова Ю.К. , муз. Кукина М.А.)
«Еджыд райда» (сл. Ладыгина муз. Кукина М.А.)
«Гожốм» (сл. Васютова Ю.К., муз. Кукина М.А.)
«Родники» (сл. и муз. Романа Гуцалюка)
«О той войне» (сл. и муз. Елены Плотниковой)
«Чудо – земля» (сл. Д.Тухманова, муз. М. Танича)
«Пора в путь дорожку» (сл. Фогельсона, муз. Соловьёва – Седова)
«Семья» (сл. Г. Глядков, муз. Е. Плотникова»
Преемственность программ, участие в конкурсах гражданско – патриотической
направленности на примере обучающихся ДДТ Кукиной Софьи:
Отличительной чертой педагогического коллектива является стремление к
преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным
решениям, способствующим развитию личности обучающихся. Также, это
непрекращающийся, но всегда результативный поиск инновационных идей, при помощи
которых педагоги увлекают детей новыми знаниями и умениями.
Конкурс «Северная околица» 2013 год
Межрайонный детский фестиваль «Василёк» 2014 год
VI межрегиональном фестивале «Червона рута» в городе Воркуте 2014 год песня
«Лялька»
Всероссийский детский фестиваль – конкурс национальных культур
«Венок дружбы» 2014 год «Удора моя» (сл. Скоморокова М.Е.)
Республиканский молодёжный фестиваль современной коми песни
2015 год
Выступление на открытом занятии для родителей объединения по интерсам «Новая
волна» 1 – ый год обучения, педагог Ульянова Анна Сергеевна (видео)
Обучение в дополнительном образовании выполняет ведущую развивающую
функцию, поскольку в содержание учебных занятий отражены важнейшие нравственные,
духовные цености и культурные традиции нашего народа. В ДДТ реализуются программы,
которые уже по названию максимально отражают гражданско – патриотическую
направленность, это «Калыбелька коми языка», педагог Чупрова Дина Ивановна. «Юный
эколог», педагог Ивкина Светлана Феликсовна, «Юный турист», педагог Морозов
Александр Реамидович, «Зарни кияс», педагог Власова Ирина Степановна
К важнейшим требованиям гражданско – патриотического воспитания в ДДТ
можно отнести:
- Комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов
патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-
воспитательного процесса;
- Максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений
современной науки и изменений в социальной практике;
- Целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям
и задачам гражданско-патриотического воспитания.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе
культурно-исторических традиций является формирование и развитие у обучающихся
социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях
милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не
наследуется, а формируется.