Автор: Кудряшова Анастасия Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Общеобразовательный центр "Школа" Населённый пункт: город Тольятти Наименование материала: конспект урока Тема: Правописание приставок Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Дата проведения: 14.10. 2014
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии (деятельностная направленность)
Учитель начальных классов: Кудряшова Анастасия Викторовна
Аннотация
Тема
Правописание приставок.
Цели
Деятельностная цель.
Развитие умений находить орфограммы:
буквы безударных непроверяемых гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её
обозначать;
буквы безударных проверяемых гласных (-пре-, -при-) в приставках, писать слова с этой орфограммой,
графически её обозначать;
буквы парных согласных (-з-, -с-)в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать
Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
строить понятные для собеседника высказывания;
оформлять свои мысли в устной форме;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
строить логическое рассуждение , включающее установление причинно – следственных связей;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
Орфограмма, ударение, приставка, корень.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Русский язык: Учебник для 3 класса: в 2ч. – 4-е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Фёдоров» Часть 1.
структурно – логическая схема «Какую роль играет приставка в слове» (См. Приложение 1)
тест «Правописание приставок», ключ для взаимопроверки, критерии оценивания (См. Приложение 2)
карточки для фронтальной работы (См. Приложение 3)
карточки для выполнения домашнего задания (См. Приложение 4)
интерактивная доска (См. Приложение 5)
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока:
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
действия
Формируемы
е способы
деятельности
Осуществляемые
действия
Форми-
руемые
способы
деятельности
Осуществляемые
действия
Формиру-
емые
способы
деятель-
ности
Э1Организационный:
Знакомство с темой урока
Целеполагание
Актуализация опорных знаний
Вызов уже
имеющихся
знаний;
определение темы
и проблемного
вопроса и
предположительн
ые ответы на него.
Вспомним, что мы
уже знаем.
(Учитель бросает
мяч. У кого он в
руках, тот
продолжает
предложение.)
- Приставка –
это….
- Предлог – это…
- Приставка
пишется со
словами…
- Предлог пишется
со словами …
- У глаголов …
Работа со структурно –
логической схемой
«Какую роль выполняет в
слове приставка»:
Определение типа
урока
См. Приложение 1
Ориентирова-
ться в своей
системе
знаний.
Работа со структурно –
логической схемой
«Какую роль выполняет
в слове приставка»:
Коллективное
составление
плана урока
Оформлять
свои мысли в
устной
форме.
Работа со структурно –
логической схемой
«Какую роль
выполняет в слове
приставка»:
Определение
цели урока.
Формули-
ровать цели
урока.
Э2 Подготовительный
Работа с понятием «Приставка» с использованием алгоритма «Построения определения»
Организовать
задание для
подведения
анализируемого
объекта (приставки)
под понятие.
( Учитель просит
откройть учебник на
стр. 73, из слов,
данных в упр. 135,
девочки должны
выбрать слова,
характеризующие
зайца, а мальчики –
волка. (Заяц -
бесхитростный,
жизнерадостный,
беззлобный,
трусливый, робкий,
безобидный. Волк –
беззаботный,
глупый,
бесстрашный,
грубый, хвастливый,
сильный. Чем
отличаются слова,
выписанные
девочками от слов,
которые выписали
мальчики?
Отличаются
наличием
приставки. Как
находим приставку
в слове?)
Работа с алгоритмом
построения
определения:
Формулирование
определения
приставки
Объяснение
значения
приставки
См. Приложение 5
Подводить
анализируемы
е объекты под
понятия
разного
уровня.
Работа с алгоритмом
построения
определения.
Характеристика
качества и
признаков
объекта
(Определение
приставки)
Строить
понятные для
собеседника
высказывания
Работа с алгоритмом
построения
определения.
Высказывание
своих
предположений
Планиро-
вать свои
действия на
основе
заданного
алгоритма.
Э3 Основной (обобщение и систематизация знаний)
Работа с орфограммой «Правописание приставок» с применением алгоритма «Классификации»
Организовать
задание на работу
с орфограммой
«Правописание
приставок»
(Что мы знаем о
правописании
приставок?
Приведите
примеры
приставок,
которые требуют
запоминания.
Какие группы
приставок
требуют
проверки?)
Работа с алгоритмом
«Классификация»
Определение
группы приставки
Определение
способа проверки
написания
приставки
См. Приложения 3, 5
Осуществлять
анализ групп
слов с
выделением
определённог
о признака.
Работа с алгоритмом
«Классификация»
Характеристика
признаков
объекта (группа
слов с
различными
приставками)
Оформлять
свои мысли в
устной форме
Работа с алгоритмом
«Классификация»
Высказывание
своих
предположений
Планироват
ь свои
действия на
основе
заданного
алгоритма.
Э4 Контроль знаний
Тестирование с взаимопроверкой по ключу
Организовать
работу для
контроля умения
определять группу
приставки и
способа проверки
написания
приставки.
(Тест:
«правописание
приставок»)
Работа с тестом:
Самостоятельное
выполнение
заданий теста
«Правописание
приставок» с
прогнозированием
результата
Взаимопроверка
по ключу
См. Приложение 2
Сравнивать
различные
объекты:
выделять из
множества
один или
несколько
объектов,
имеющих
общие
свойства.
Работа с тестом:
Контроль и
оценка
результатов
одноклассника.
Организовы-
вать учебное
сотрудни-
чество со
сверстником.
Работа с тестом:
Прогнозирует
результат
усвоения
материала.
Осуществ-
лять
контроль с
помощью
сличения
результата с
заданным
эталоном.
Э5 Подведение итогов
Рефлексия урока
Организовать
работу для
проведения
Рефлексия урока:
Анализ
результатов
Строить
логическое
рассуждение,
Рефлексия урока:
Слушают и
вступают в
Участвовать в
коллективном
обсуждении
Рефлексия урока:
Составляет
план
Вносить
необходимы
е
учащимися
рефлексии
собственной
учебной
деятельности.
(Учитель просит
заполнить таблицу
результатов
тестирования № 1
(отметка за работу в
целом) :
См. Приложение 5
«5»
«4»
«3», «2»
Заполнить таблицу
результатов
тестирования № 2
(определение
группы приставки, в
которой было
допущено больше
всего ошибок) В
зависимости от
результатов
тестирования,
учитель просит
выбрать карточку с
домашним
заданием.
См. Приложение 4
теста
«Правописание
приставок»
Выявление
ошибок и
причины, по
которой они
были допущены.
Объяснение домашнего
задания.
Определение
уровня
домашнего
задания в
зависимости от
результатов
тестирования.
включающее
установление
причинно-
следственных
связей.
диалог.
проблемы.
последовательн
ости действий
для устранения
ошибок.
коррективы
в действие
после его
завершения
на основе
его оценки
и учета
характера
сделанных
ошибок.
Заместитель директора по УВР ________________________ /___________________/