Напоминание

"Дополнительное образование Куйтунского района: проблемы и пути решения"


Автор: Ткаченко Ирина Фёдоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДОД "Дом детского творчества"
Населённый пункт: р.п. Куйтун
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование Куйтунского района: проблемы и пути решения"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Дополнительное образование

Куйтунского района: проблемы и

пути решения»
Ткаченко И.Ф. педагог дополнительного образования Куйтун 2015 год
Хочу напомнить вам, что: Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохва- тывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего та- кого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Имен- но поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Одной из основных проблем системы дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста в нашем районе, на мой взгляд, является психологическая неподготовленность педагогов. Существует определенный психологический барьер, который мешает учителям относиться к дополни- тельному образованию, так же, как и к общему стандарту. Как правило, школьным педагогам довольно сложно сломать привычные стереотипы. Поэтому, в большинстве случаев, дополнительные занятия проходят в нази- дательной форме, практически ничем не отличающейся от школьных уроков. Суть проблемы состоит в том, что современная школа, если она действи- тельно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образо- вания, должна построить принципиально иную функциональную модель сво- ей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Послед- нее означает, что в школе базовое (основное) и дополнительное образова- ние детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализо- вать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы района. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается до- полнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучени- ем в школе. Только совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства района. Таким образом я выявила вторую проблему развития дополнительного об- разования нашего района – это отсутствие сетевого взаимодействия; школь- ные кружки, дом творчества, школа искусств, в которую входит музыкальная и художественная школы, в районе никак не взаимодействуют между собой, они не объединены методическим объединением . Если дом творчества по мере сил участвует во всех районных конкурсах, то я совсем недавно узнала о существовании музыкальной и художественной школы с их филиалами. В конкурсах профессионального мастерства принимают участие в основном пе- дагоги. Тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов дополнительного образования нашего района. В каком же состоянии находится сегодня в школе дополнительное образова- ние детей? В отличие от учреждений дополнительного образования, где на- коплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом творчества, в общеобразовательных школах дело обстоит намного сложнее. Непосредственно в школе этот вид образования, как правило, осуществляется на имеющейся базе, причем ее же кадрами, т. е. учителями-предметниками. При этом сам термин “дополнительное образование” многими учителями до сих пор воспринимается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное назва- ние для обычной кружковой работы. Еще одной проблемой доп. щбразования я считаю «погоня» за посещаемо- стью, требование наполняемости некоторых творческих кружков, лишают
возможности уделить больше внимания наиболее одаренным детям данной направленности. В современных условиях часть дополнительных образовательных услуг яв- ляется платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы дополнительного образования недостаточным материально-техническим оснащением этой сферы образования. На мой взгляд – это еще одна проблема дополнительного образования Куйтунского района. Сегодня по законодательству государство от федерального до муниципально- го уровня в сфере дополнительного образования не имеет, например, в от- личие от дошкольного и школьного образования обязательства финансиро- вать всех детей. Отсюда и слабая материальная база. Одим и самым важным путем решения данных проблем на мой взгляд яв- ляется создание общего методического объединения в районе, с куратором от управления образования. Следующее – это развитие одаренных детей по ин- дивидуальной программе, которая должна разрабатываться отдельно по направлениям, учитывая индивидуальные способности детей. И не менее важное для развития дополнительного образования в районе - наполняемость детей в кружках должна зависеть от особенностей кружка. Общее образование даёт только базу для развития. Все дети получают средневзвешенные, самые простые знания и навыки, соответствующие их возрасту. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребёнку полностью раскрыть свою индивидуальность, формируя из него самодоста- точную личность, способную чётко формулировать свои цели и достигать ре- зультатов — ценное качество для взрослой жизни. Лишая детей доп.образова- ния, мы лишаем страну будущих лидеров. Для многих детей занятия в Доме творчества становятся не дополнитель- ным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают пу- тевку в жизнь. Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельно- сти дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях,
быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело или бу- дущую профессию. На это собственно и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.


В раздел образования