"Дополнительное образование Куйтунского района: проблемы и пути решения"
Автор: Ткаченко Ирина Фёдоровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ ДОД "Дом детского творчества" Населённый пункт: р.п. Куйтун Наименование материала: статья Тема: "Дополнительное образование Куйтунского района: проблемы и пути решения" Раздел: дополнительное образование
пути решения»
Ткаченко И.Ф.
педагог дополнительного образования
Куйтун
2015 год
Хочу напомнить вам, что: Современная педагогика характеризует термином
“дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится
за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохва-
тывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая
природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего та-
кого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Имен-
но поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы
личности.
Одной из основных проблем системы дополнительного образования детей
дошкольного и школьного возраста в нашем районе, на мой взгляд, является
психологическая неподготовленность педагогов. Существует определенный
психологический барьер, который мешает учителям относиться к дополни-
тельному образованию, так же, как и к общему стандарту. Как правило,
школьным педагогам довольно сложно сломать привычные стереотипы.
Поэтому, в большинстве случаев, дополнительные занятия проходят в нази-
дательной форме, практически ничем не отличающейся от школьных уроков.
Суть проблемы состоит в том, что современная школа, если она действи-
тельно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образо-
вания, должна построить принципиально иную функциональную модель сво-
ей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Послед-
нее означает, что в школе базовое (основное) и дополнительное образова-
ние детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга
компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство. В
этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный
перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в
обществе.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализо-
вать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа
всей педагогической системы района. Поэтому педагогам так важно знать и
понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается до-
полнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучени-
ем в школе. Только совместные продуманные действия могут стать основой
для создания целостного образовательного пространства района.
Таким образом я выявила вторую проблему развития дополнительного об-
разования нашего района – это отсутствие сетевого взаимодействия; школь-
ные кружки, дом творчества, школа искусств, в которую входит музыкальная
и художественная школы, в районе никак не взаимодействуют между собой,
они не объединены методическим объединением . Если дом творчества по
мере сил участвует во всех районных конкурсах, то я совсем недавно узнала о
существовании музыкальной и художественной школы с их филиалами. В
конкурсах профессионального мастерства принимают участие в основном пе-
дагоги. Тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов
дополнительного образования нашего района.
В каком же состоянии находится сегодня в школе дополнительное образова-
ние детей? В отличие от учреждений дополнительного образования, где на-
коплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом
творчества, в общеобразовательных школах дело обстоит намного сложнее.
Непосредственно в школе этот вид образования, как правило, осуществляется
на имеющейся базе, причем ее же кадрами, т. е. учителями-предметниками.
При этом сам термин “дополнительное образование” многими учителями до
сих пор воспринимается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное назва-
ние для обычной кружковой работы.
Еще одной проблемой доп. щбразования я считаю «погоня» за посещаемо-
стью, требование наполняемости некоторых творческих
кружков, лишают
возможности уделить больше внимания наиболее одаренным детям данной
направленности.
В современных условиях часть дополнительных образовательных услуг яв-
ляется платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы
дополнительного
образования
недостаточным
материально-техническим
оснащением этой сферы образования. На мой взгляд – это еще одна проблема
дополнительного образования Куйтунского района.
Сегодня по законодательству государство от федерального до муниципально-
го уровня в сфере дополнительного образования не имеет, например, в от-
личие от дошкольного и школьного образования обязательства финансиро-
вать всех детей. Отсюда и слабая материальная база.
Одим и самым важным путем решения данных проблем на мой взгляд яв-
ляется создание общего методического объединения в районе, с куратором от
управления образования. Следующее – это развитие одаренных детей по ин-
дивидуальной
программе,
которая
должна
разрабатываться
отдельно
по
направлениям, учитывая индивидуальные способности детей. И не
менее
важное для развития дополнительного образования в районе - наполняемость
детей в кружках должна зависеть от особенностей кружка.
Общее образование даёт только базу для развития. Все дети получают
средневзвешенные, самые простые знания и навыки, соответствующие их
возрасту. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребёнку
полностью раскрыть свою индивидуальность, формируя из него самодоста-
точную личность, способную чётко формулировать свои цели и достигать ре-
зультатов — ценное качество для взрослой жизни. Лишая детей доп.образова-
ния, мы лишаем страну будущих лидеров.
Для многих детей занятия в Доме творчества становятся не дополнитель-
ным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают пу-
тевку в жизнь. Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельно-
сти дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях,
быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело или бу-
дущую профессию. На это собственно и направлена деятельность педагогов
дополнительного образования.