Второстепенный член предложения. Обстоятельства места, выраженные именами существительными
Автор: Глушкова Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №20 Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: конспект урока Тема: Второстепенный член предложения. Обстоятельства места, выраженные именами существительными Раздел: начальное образование
Тема урока: «Второстепенный член предложения. Обстоятельства места,
выраженные именами существительными»
Цели урока:
1.
Содействовать усвоению всеми учащимися знаний о второстепенном члене
предложения – обстоятельстве.
2.
Формировать умения находить в предложении обстоятельства и определять
способы их выражения.
3.
Обеспечить развитие умений выделять главное, существенное в процессе
изучения материала.
4.
Обеспечить развитие у школьников умений ставить цель и планировать свою
деятельность.
5.
Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов
деятельности.
Оборудование: Полякова А.В. Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2014г. , презентация к уроку.
Ход урока.
(Слайд 1)
1.
Мотивация на успех деятельности. 2 мин.
Дорогие дети ,уважаемые гости! Я предлагаю сегодняшнее занятие провести с
улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное –
трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
2.
Организационный момент.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
(Слайд 2)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».
Л.Н.Толстой.
Почему я решила применить его к нашему уроку?
Как понимаете его смысл?
(Запись даты)
3. Фонетическая и лексическая разминка. 3 мин
(Слайд 3)
1)Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Ф.
(Слайд 4)
2) Какая лексическая единица записана на доске? ( Фразеологический оборот.)
Фразеологический оборот: Ходить фертом.
- Кто может объяснить его значение?
(Слайд 5)
В старой русской азбуке почти каждая буква именовалась для удобства запоминания
каким-либо словом: «а» называлась «аз», то есть «я», «д» — «добро», «г» — «глаголь»
(«говори») и т. д.
Буква «ф» носила название «ферт», смысл которого остается неясным.
Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой
подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» стало значить «руки в боки»,
«подбочась»; затем выражение «ходить фертом» приобрело и более общее значение.
В переносном смысле оно означает: быть самодовольным щеголем, держаться с
показным ухарством и молодечеством.
Записывают в тетрадь.
4. Актуализация знаний. 5 мин.
1) Словарно- орфографическая работа.
Словарь: антракт, театр (…..),
Укажите морфологические признаки слова театр (сущ,. нариц,, неодуш., театр, м.р.,
2скл, И.п., ед.ч.)
(Слайд 6)
Соберите слово из букв: е о й ф
(Слайд 7)
-Найдите в толковом словаре лексическое значение слова фойе.( Зал в театре, кино,
клубе для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля.)
- Мы говорим…. А пишем…..( проговаривает класс.)
- Записываем с комментированием, ставим ударение, подчёркиваем безударную
гласную. Делим на слоги.
2)Придумайте и запишите предложение со словом фойе.
( В антракте мы гуляли в фойе театра и рассматривали фотографии).
Запись с комментированием.
5. Определение темы и постановка учебной задачи.
1)Наблюдение за употреблением обстоятельств, выраженных именами
существительными.
- Дайте устно характеристику предложению. ( Сигнальные карточки).
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
- Что вы заметили?
(Обстоятельство выражено именем существительным с предлогом.)
- Предположите как будет звучать тема сегодняшнего урока?
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА, ВЫРАЖЕННЫЕ
ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.
(Слайд 8)
(Слайд 9)
2) -Определим план работы на урок по ключевым словам.
1. Узнаю.
2. Буду учиться.
3. Проверю.
4. Оценю.
6. Открытие новых знаний.
Фронтальная работа класса
Упражнение в нахождение обстоятельства ( Упр. 33 стр.20) -Что обозначает
второстепенный член предложения обстоятельство в данных предложениях? ( Место
действия).
- На какие вопросы отвечает обстоятельство места? ( Где? Куда? Откуда?)
(Слайд10)
Физкультминутка.
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад,
наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное
положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп
медленный. 3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом
левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное
положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6.
Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
7
. Закрепление новых знаний.
1)Разбор предложения по членам предложения.
Упр.34.
Проверка в парах. Разбор наречия по составу.
- Какой частью речи выражены обстоятельства?
( Наречием и существительным).
Сделайте вывод.
2) Комментированное письмо.
В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных
табличках. Потом писали на металле. Для письма часто использовали кожу животных
– пергамент. В древней Руси писали на берёзовой коре - бересте.
- Подчеркните обстоятельства. Укажите, какой частью речи они выражены.
-Обозначьте падеж имён существительных.
3)Выборочное списывание. Упр. 36
8. Итог урока. (Слайд11)
Подведем итоги урока. Обратите внимание
на эпиграф и скажите соответствовало
это высказывание уроку?
- Чему научились на уроке?
- Какой частью речи может быть выражено обстоятельство?
9. Рефлексия.Слайд 12
- Оцените свои знания .
Все понял. Смогу работать самостоятельно. (Красный круг).
Понял, но требуется помощь. ( Зелёный круг).
Не понял. Попрошу учителя объяснить ещё раз. ( Синий круг).
10. Домашнее задание. Слайд 13
Упражнение 32. Словарь 14.Льёт- разбор 1.