Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
Автор: Покровская Раиса Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Товарковская СОШ 1" Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район, п.Товарково Наименование материала: портфолио обучающегося Тема: Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося Раздел: начальное образование
Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
В
соответствии
со
ФГОС
НОО
портфолио
является
современным
педагогическим
инструментом
сопровождения
развития
и
оценки
достижений
обучающихся. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных
классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в
Основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Уставом
МКОУ
«Товарковская
СОШ
1»
разработано Положение
о
портфолио
обучающихся
Муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1». В положении указано, что
портфолио
является
способом
фиксирования,
накопления
и
оценки
работ,
результатов
обучающегося,
свидетельствующих
о
его
усилиях,
прогрессе
и
достижениях за определенный период обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных
видах
деятельности:
учебной,
творческой,
спортивной,
социальной,
коммуникативной.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в
учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным
результатам начального, основного и среднего общего образования, а также для
представления личности обучающегося
при переходе на следующую ступень
обучения.
Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;
-
развивать
навыки
рефлексивной
и
оценочной
(в
том
числе
самооценочной)
деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающегося по ступеням обучения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности со школой;
- активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую:
фиксируются
изменения
и
рост
показателей
за
определенный период времени.
Целеполагания:
поддерживает
образовательные
цели,
сформулированные
стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию
в достижении положительных результатов.
Содержательную:
максимально
раскрывает
спектр
достижений
и
выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и
воспитания
от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
В портфолио отражены результаты мониторинга метапредметных УУД и
предметных результатов деятельности обучающегося, которые систематизированы
по годам обучения.
Портфолио обучающегося 1 класса начинается с карты первоклассника, в
которую
вносятся
антропометрические
данные
ребенка,
особенности
его
поведения, связанные с адаптацией, фиксируется уровень готовности ребенка к
обучению в школе. В портфолио включены результаты педагогической диагностики
первоклассника
«Школьный
старт».
На
основании
данных
этой
диагностики
составлен рейтинг стартовых метапредметных ууд, с которыми ребенок пришел в
школу.
В
конце
каждого
года
обучения
метапредметные
ууд
диагностируются
вновь.
Индивидуальные
результаты
фиксируются,
отслеживается
динамика
их
развития (представлены результаты на конец 1-класса, 2-класса, 3-класса). По ним
можно
судить
о
наличии
или
отсутствии
прогресса
в
формировании
универсальных учебных действий.
Предметные результаты обучения представлены в портфолио: оценочными
листами,
материалами
промежуточных
работ,
материалами
итоговых
стандартизированных
работ
по
отдельным
предметам.
Совокупный
итог
предметных и метапредметных результатов представлен в материалах и анализе
комплексной работы, которая проводится в конце каждого года обучения.
Предметные
результаты
каждого
года
обучения
отражены
в
табеле
успеваемости обучающегося.
В
портфолио
нет
индивидуальных
показателей
личностных
результатов
обучающегося, так как они не персонифицированы.
Подводится общий итог
сформированности результатов, который размещается в портфолио класса.
Портфолио класса также разделено по годам обучения. В нём отражены
результаты
мониторинга:
метапредметных
УУД,
предметных
и
личностных
результатов обучения. Мониторинг метапредметных УУД представлен таблицей
«Мониторинг УУД. Прогресс в развитии». Предметные результаты представлены:
--анализом результатов промежуточных работ
-анализом
результатов
итоговых
стандартизированных
работ
по
отдельным
предметам
- анализом выполнения комплексной работы, в который включён сравнительный
анализ уровня освоения предметных курсов
-результатами
освоения
учебного
предмета
(математика,
русский
язык,
окружающий мир, литературное чтение). В них указывается степень овладения
определенными навыками (от нуля до двух баллов).
Личностный
рост
обучающихся
зафиксирован
в
психологической
карте,
заполняемой психологом. Указывается общий уровень по классу.
Портфолио
творческих
достижений
представляет
все
документы,
подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:
дипломы об участии в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах,
спортивных соревнованиях, сертификаты, исследовательские работы и рефераты,
рецензии, отзывы и резюме о работе обучающихся.
Творческое
портфолио
хранится
дома
у
каждого
ребенка.
Портфолио
обучающегося и портфолио класса хранится в учебном кабинете.
Главное помнить, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми,
а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты!