Напоминание

Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося


Автор: Покровская Раиса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Товарковская СОШ 1"
Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район, п.Товарково
Наименование материала: портфолио обучающегося
Тема: Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
Раздел: начальное образование





Назад





Портфолио как средство мониторинга деятельности обучающегося
В соответствии со ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Уставом МКОУ «Товарковская СОШ 1» разработано Положение о портфолио обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1». В положении указано, что портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях за определенный период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения. Основными задачами составления Портфолио являются: - поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой; - активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:  Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
 Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.  Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.  Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.  Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.  Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. В портфолио отражены результаты мониторинга метапредметных УУД и предметных результатов деятельности обучающегося, которые систематизированы по годам обучения. Портфолио обучающегося 1 класса начинается с карты первоклассника, в которую вносятся антропометрические данные ребенка, особенности его поведения, связанные с адаптацией, фиксируется уровень готовности ребенка к обучению в школе. В портфолио включены результаты педагогической диагностики первоклассника «Школьный старт». На основании данных этой диагностики составлен рейтинг стартовых метапредметных ууд, с которыми ребенок пришел в школу. В конце каждого года обучения метапредметные ууд диагностируются вновь. Индивидуальные результаты фиксируются, отслеживается динамика их развития (представлены результаты на конец 1-класса, 2-класса, 3-класса). По ним можно судить о наличии или отсутствии прогресса в формировании универсальных учебных действий. Предметные результаты обучения представлены в портфолио: оценочными листами, материалами промежуточных работ, материалами итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Совокупный итог предметных и метапредметных результатов представлен в материалах и анализе комплексной работы, которая проводится в конце каждого года обучения. Предметные результаты каждого года обучения отражены в табеле успеваемости обучающегося. В портфолио нет индивидуальных показателей личностных результатов обучающегося, так как они не персонифицированы. Подводится общий итог сформированности результатов, который размещается в портфолио класса. Портфолио класса также разделено по годам обучения. В нём отражены результаты мониторинга: метапредметных УУД, предметных и личностных результатов обучения. Мониторинг метапредметных УУД представлен таблицей «Мониторинг УУД. Прогресс в развитии». Предметные результаты представлены: --анализом результатов промежуточных работ -анализом результатов итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам - анализом выполнения комплексной работы, в который включён сравнительный анализ уровня освоения предметных курсов
-результатами освоения учебного предмета (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). В них указывается степень овладения определенными навыками (от нуля до двух баллов). Личностный рост обучающихся зафиксирован в психологической карте, заполняемой психологом. Указывается общий уровень по классу. Портфолио творческих достижений представляет все документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, сертификаты, исследовательские работы и рефераты, рецензии, отзывы и резюме о работе обучающихся. Творческое портфолио хранится дома у каждого ребенка. Портфолио обучающегося и портфолио класса хранится в учебном кабинете. Главное помнить, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты!


В раздел образования