Напоминание

Особенности обучения народному пению


Автор: Кочкина Елена Сергеевна
Должность: преподаватель хорового отделения
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Томская область, г. Стрежевой
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения народному пению
Раздел: дополнительное образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ

(ПРИНЦИП «РАЗГОВОРНОЙ МАНЕРЫ ПЕНИЯ»)

Кочкина Е.С.,
преподаватель МБОУДОД «Детская школа искусств», г. Стрежевой, Томская область В настоящее время многие руководители детских творческих объединений, педагоги признают, что занятия в коллективе фольклорной направленности являются одними из самых развивающих. Синкретичность фольклорного музицирования (органичная связь в нем пения, игры, пластики движения), яркая образность музыкально - поэтического языка, доступность для понимания - все эти привлекательные черты народного исполнения позволяют комплексно развивать музыкальные и вокально-хореографические данные детей, способствуют воспитанию художественного вкуса. Одной из ярких, самобытных форм фольклора является народная песня. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что народная песня обладает и воспитательной, и художественной ценностью. Она не перестаёт восхищать и удивлять нас глубоким содержанием, совершенной формой, современностью. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор – все это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, как следствие, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. Народная песня обогащает речь ребенка, благотворно влияет на её выразительность. Исполнение традиционных текстов улучшает дикцию, артикуляцию. Определяющим принципом обучения детей народному пению является незыблемое сохранение коренных признаков певческой традиции. К ним относятся: открытый (натуральный) способ голосообразования, интенсивное грудное резонирование в высокой певческой позиции, естественное вибрато и речевая манера интонирования. В данной публикации речь пойдет о «разговорной манере пения».
Во время обучения преподаватель и учащие ся вынуждены концентрировать внимание на технической стороне вокализации, выпуская из вида ее смысловую сторону. Это в свою очередь вырабатывает у певца «вокальный», а не смысловой образ мышления. Слушая свой голос, целиком поглощенный вокализацией, певец забывает о творческой цели. В обучении народному пению, естественному и характерному по своей природе, этого следует всячески избегать. Если академист мыслит звуком, настраивается на красивый звук, то народный певец мыслит в пении словом, оно для него является главной заботой (чтобы его мысль, его дума дошла до людей), звук же при этом является как бы следствием слова, интонационным отражением его. Такая речевая установка на певческий процесс придает народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывает песню, а не во- кализирует ее! Эта важнейшая специфическая черта народного пения должна всегда быть в поле внимания учителя. Нельзя увлекаться только работой над открытием гласных звуков в ущерб главному – способу передачи этих звуков в виде осмысленного рассказа. «Петь так, как говоришь» – один из принципов методики обучения народному пению выдающегося вокального педагога Н.К. Мешко. Принцип звукообразования в народном пении, по мнению Н.К. Мешко, заключается «искусстве интонационного посыла слова и развитии смысловой интонации в широкий и мощный распев речи». «Принцип пения от слова, с приоритетом смысловой интонации, это не только способ пения, но и способ мышления, который выстраивается в следующем порядке: МЫСЛЬ, ИНТОНАЦИОННЫЙ ПОСЫЛ СЛОВА, ЗВУК» [ 1 ]. Этот принцип способствует формированию естественного, открытого народного пения, с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанного на открытой, распевной и характерной речи, с приоритетом смысловой интонации. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. А 1 Н.К. Мешко «Искусство народного пения» Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. – М:
единственный способ донесения содержания песни до слушателя - понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи. Основополагающий принцип артикуляции в народном пении – ее амплитуда должна соответствовать речевой, скороговорочной, при которой достигается максимальная экономия артикуляционных движений, но сохраняются четкость, внятность произношения. Чем больше безударных слогов находится перед ударным, тем более дробным, скороговорочным будет исполнение текста, более экономным будет артикуляционный режим работы. Скороговорки, считалки, дразнилки – лучший материал для выработки технической подвижности артикуляционного аппарата. Система вокальных упражнений должна начинаться с речевых, раскрывающих натуральные тембры детских голосов, например: Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесенное слово не только создает предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения. В занятиях с детьми полезен метод проговаривания нараспев, пропевание отдельных слов и возгласов с сохранением интонаций разговорной речи: весело, «улыбающимся» голосом, с восторгом, укоризненно, сердито, уливленно и с определенным эмоциональным отношением. Самые простые слова вызывают у детей образные представления. Им нравятся упраждения на выдержанном звуке со «скатом» голоса в конце фразы.
Исполнение этого часто встречающегося прёма не должно быть нарочитым, грубым, напряженным. Певцам дается задание не просто протянуть звук, а спеть его так, словно зовешь товарища, который находится далеко от тебя. В конце спад звучания смягчается. Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции маленьких певцов. Напримep, скороговорки: При многократном повторении песни-скороговорки необходимо следить за четким и ясным пропеванием каждого звука, с утрированным произношением текста. Подобные упражнения и песни приносят большую пользу каждому юному певцу и оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения. Хорошая дикция и артикуляция помогает детям в овладении наиболее важным качеством пения - естественной напевностью и широкой кан- тиленой. Добиваясь от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям: 1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани. 2. Произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука. 4. Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука. 5. Добиваясь четкой дикции в хоре, можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу. Как, например, в песне « Подъезжали мы под село»: «По - дъе - зжа - ли мы по - дсе - ло, За - и - гра - йду - до - чка, ве - се - ло ...» Это упражнение - прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми певцами. От качества звука, четкости произносимого слова зависят и другие элементы хоровой звучности. Правильная певческая позиция, единая манера звукообразования - это необходимое условие для достижения устойчивой певческой интонации. Список использованной литературы: 1. Мешко Н. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. – М: НОУ «Луч», 1996. 2. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М: Московский Государственный фольклорный центр «Русская песня», 1997. 3. Музыкальный фольклор и дети. Научно-методическок пособие. Сост. Л.В. Шамина – М: Республиканский центр русского фольклора, 1992 4. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1996 5. Народное творчество/ Журнал № 3, № 6, 2011; № 3, 2010; № 1, № 2, 2009.


В раздел образования