Автор: Холодова Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ № 45 Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область Наименование материала: Программа факультативного курса Тема: "Все работы хороши — выбирай на вкус", 1 класс Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 45»
Программа факультативного курса
«Все работы хороши —
выбирай на вкус»
1 класс
автор: Холодова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ульяновск, 2015
Пояснительная записка
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более
быстрыми темпами.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации,
поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Все работы хороши — выбирай на вкус» реализует
общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в
рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения.
Цель курса:
развитие познавательных способностей учащихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире
профессий;
овладение навыками конструктивного поведения в
проблемных ситуациях;
показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям
разных профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
создавать условия для развития устойчивого интереса к исследовательской
и проектной деятельности;
формировать внутреннюю потребность учащихся в развитии своих
способностей.
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность
учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном курсе
игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы,
викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Развитие ценности труда и творчества как естественного условия
человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Возможность каждого ребёнка осознать важность любой профессии в обществе.
Структура занятий
1.
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты
реакции, готовности памяти).
2.
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное
обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из
книг, телепередач.
3.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой
способностью и профессией.
4.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не
получилось и почему).
Объём программы:
На реализацию курса «Все работы хороши — выбирай на вкус» в 1 классе
отводится 32 часа в год (1 час в неделю)
Учебно – тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Введение в мир профессий.
5 часов
2.
Профессии в школе.
2 часа
3.
Знакомство с различными профессиями.
14 часов
4.
Профессия моих родителей.
3 часа
5.
Проект «Азбука профессий»
6 часов
6.
Викторина «Что мы узнали о мире
профессий?»
1 час
7.
Праздник «Все профессии важны, все
профессии нужны!»
1 час
Итого:
32 часа
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Основное содержание
Оборудование,
ресурсы
Дата
I.
Введение в мир
профессий.
5ч.
1.
Зачем человек
трудится?
1ч.
Разминка. Проблемная
ситуация: зачем
человек трудится?
Понятия: «труд»,
«профессия». Игра
«Собери пословицу о
труде».
Презентация
Разрезные
карточки с
пословицами.
2.
Какие профессии
ты знаешь?
1ч.
Разминка. Проблемная
ситуация: какие
профессии ты знаешь?
Мини-рассказ
учащихся о некоторых
профессиях.
Игра «Угадай
профессию!»
Презентация по
теме.
3.
Мир интересных
профессий.
1ч.
Разминка. Рассказ
учителя о необычных
профессиях:
дегустатор,
дрессировщик,
спасатель.
Презентация по
теме.
4.
Чем пахнут
ремесла?
1ч.
Разминка. Чтение
учителем
произведения
Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему
бездельник не пахнет
никак?
Презентация по
теме.
5.
Кем я хочу стать?
1ч.
Разминка. Чтение
учителем отрывка из
произведения
В. Маяковского «Кем
быть?». Галерея
рисунков «Кем я хочу
стать?»
Листы, краски,
иллюстрации с
изображением
людей различных
профессий.
II.
Профессии в
школе.
2ч.
1.
Профессия –
учитель.
1ч.
Разминка. Кто такой
учитель? Проблемная
ситуация: каким
должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на
тему «Школа»
Презентация —
клип «Учитель».
2.
Профессия –
библиотекарь.
1 ч.
Экскурсия в
школьную библиотеку.
Выставка книг.
III.
Знакомство с
различными
профессиями
14 ч.
1.
Профессия –
продавец.
1ч.
Разминка. Заочное
путешествие в
магазин.
Сюжетно-ролевая игра
«В магазине»
Презентация по
теме. Весы
2.
Профессия –
водитель.
1ч.
Знакомство с
профессией водителя.
Презентация по
теме.
3.
Профессия –
проводник.
1ч.
Знакомство с
профессией
проводника.
Викторина «Кто такой
железнодорожник?»
Картинки по
данной теме.
Презентация.
4.
Профессия –
парикмахер.
1ч.
Разминка. Знакомство
с профессией
парикмахера.
Экскурсия в
парикмахерскую
Иллюстрации по
данной теме.
5.
Профессия –
повар.
1ч.
Разминка. Знакомство
с профессией повара.
Интервьюирование
школьного повара.
Иллюстрации по
данной теме.
6.
Профессия –
почтальон.
1ч.
Разминка. Знакомство
с профессией
почтальона.
Экскурсия на почту.
Предметные
картинки по
данной теме.
7.
Профессия –
врач.
1ч.
Разминка. Знакомство
с профессией врача.
Пресс-конференция со
школьной медсестрой.
Сюжетно-ролевая игра
Презентация
Халат врача,
аптечка.
«В больнице».
8.
Профессия –
фармацевт.
1ч.
Знакомство с
профессией
фармацевта.
Викторина «Если
хочешь быть
здоров…»
Экскурсия в аптеку.
Предметные
картинки по
данной теме.
Аптечка.
9.
Профессия –
художник.
1ч.
Разминка. Знакомство
с профессией
художника. Викторина
«Какие предметы
нужны художнику?»
Конкурс рисунков
«Я –художник».
Карандаш,
ластик, альбом,
палитра, краски,
кисти.
10.
Профессия –
военный.
1 ч.
Знакомство с
профессией военного.
Встреча с
военнослужащими.
Иллюстрации по
данной теме.
Презентация.
Военное
обмундирование
11.
Профессия –
пожарный.
1 ч.
Знакомство с
профессией
пожарного. Экскурсия
в музей «Пожарной
охраны».
Обмундирование
и техника по
теме.
12.
Профессия –
полицейский.
1ч.
Знакомство с
профессией
полицейского. Встреча
с инспектором ГБДД.
Мультфильм по
теме.
13.
Профессия –
инженер.
1ч.
Знакомство с
профессией инженера.
Заочная экскурсия на
завод УАЗ.
Иллюстрации по
данной теме.
Презентация.
14.
Профессия –
программист.
1ч.
Знакомство с
профессией
программиста.
Экскурсия в
компьютерный класс.
Компьютер.
IV.
Профессия моих
родителей.
3ч.
1.
Кем работают
мои родители?
2
Защита мини-проектов
«Профессия моих
родителей».
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
данной теме.
2.
Встреча с
родителями.
1
Пресс
-
конфе
ренци
я с
родит
елями
на
тему
«Чем
интер
есна
Ваша
профе
ссия?
»
Кругл
ый
стол.
Картинки, рисунки,
фотографии, стихи,
загадки, рассказы по
данной теме.
V.
Проект «Азбука
профессий»
6ч.
1.
Организационное
занятие.
Предъявление
заданий группам.
1ч.
Разминка.
Коллективная работа:
составление азбуки
профессий.
Инструкции по
созданию
проектов.
2.
Представление
мини-проектов на
буквы А-Д.
1ч.
Разминка.
Представление мини-
проектов: рассказы
учащихся о
профессиях на буквы
А-Д
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
данной теме.
3.
Представление
мини-проектов на
буквы Е-К.
1ч.
Разминка.
Представление мини-
проектов: рассказы
учащихся о
профессиях на буквы
Е-К
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
данной теме.
4.
Представление
мини-проектов на
буквы Л-Р.
1ч.
Разминка.
Представление мини-
проектов: рассказы
учащихся о
профессиях на буквы
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
Л-Р
данной теме.
5.
Представление
мини-проектов на
буквы С-Я.
1ч.
Разминка.
Представление мини-
проектов: рассказы
учащихся о
профессиях на буквы
С-Я
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
данной теме.
6.
Оформление
результатов
проекта.
1ч.
Создание папки
«Азбука профессий».
Презентация по теме.
Рисунки,
картинки,
фотографии,
стихи, загадки,
рассказы по
данной теме.
VI.
Итоговые
занятия
2 ч.
1.
Викторина «Что
мы узнали?»
1ч.
Разминка. Викторина
«Что мы узнали?»
Презентация
2.
Праздник «Все
профессии
важны, все
профессии
нужны!»
1ч.
Праздник для
родителей «Все
профессии важны, все
профессии нужны!»
Рисунки детей по
данной теме.
Планируемые результаты прохождения курса:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;
расширение кругозора о мире профессий,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных
источников.
Личностные умения и действия:
уважение к труду, культуре;
важность различия «красивого» и «некрасивого», потребности в
«прекрасном» и отрицания «безобразного»;
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и
творчества;
объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу»
(результаты);
испытывать чувство гордости за своих родителей;
осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране;
сопереживать в радостях и бедах «своим»: близким, друзьям,
одноклассникам.
Метапредметные умения:
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с
учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и
поискового характера, выполнения совместного проекта с учителем;
самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач
необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
организовать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Используемая литература:
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
(Стандарты второго поколения).
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.:
«Просвещение», 2009.
3.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
4.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. Л.Л. Белоусова, Н.И. Бостанжиева, Н.В. Казаченок
и др. под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.
5.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.
Горский. -М.: Просвещение, 2010.
6.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное
творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М: Просвещение, 2011.
7.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
Н.А. Володарская и др./; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
8.
Степанов П. В., Степанова И. В. Внеурочная деятельность в стандарте
начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии. //Завуч
начальной школы. – 2011.- № 6. – С. 15-19.
9.
Степанов П. В., Степанова И. В. Некоторые формы организации внеурочной
воспитывающей деятельности в начальной школе. //Завуч начальной школы.
– 2011.- № 6. – С. 20-35.
10. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной
деятельности учащихся начальных классов.// Завуч начальной школы. –
2011.- № 6. – С. 36-64.
11. Горовцова В. В. Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС./Методические рекомендации по
организации образовательной деятельности и изменению содержания
образования на 2011-2012 учебный год / сост. : Е. В. Дозморова, И. И.
Казакова, А. А. Лыба, С. В. Колбас.- Томск, 2011.- С. 9-20.
Кем быть?
Цели: продолжить знакомство с различными видами профессий; помочь
детям в осознании своих возможностей и способностей; формировать
желание развивать свои способности.
Оборудование: стихи о профессиях, тематические картинки.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя
- Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными,
получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Кто хочет поделиться своей
мечтой, кем он хочет стать? (Выслушиваются высказывания детей.)
Мы сегодня поговорим о разных профессиях.
Разминка.
Учитель предлагает выйти тем, кто обладает определёнными способностями
(например: вышивать, плавать, кататься на роликовых коньках, петь, танцевать и
др.) Остальные аплодируют тем, кто выходит.
- Ребята, расскажите, как давно вы этому научились и трудно ли было этому
научиться. (Дети рассказывают о том. Как научились тому или иному делу.)
Чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
- Что нужно в каждой профессии? (Нужны умения и способности.)
- Какие необходимы способности для разных профессий: врача, учителя,
музыканта, артиста, военного? (Дети перечисляют.)
Загадай свою профессию (игра).
- Каждый из вас кем-то уже мечтает быть, а может быть, какая-то профессия вам
нравится больше всего? Попробуем отгадать вашу профессию. Ваша задача –
перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя
саму профессию.
(Дети перечисляют способности, характерные для данной профессии,
остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессия
загадана. Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного
героя, может быстро захохотать, а потом плакать. Это артист.)
Физминутка
Игра «А вам слабо?»
Ребятам предлагается повторить за ведущим несколько движений,
например: дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а
указательным пальцем левой руки – до кончика правого уха, а затем наоборот –
указательным пальцем правой руки – до кончика левого уха, а указательным
пальцем левой
руки – до кончика носа.
Как правило, не у всех ребят это упражнение получится, но важно
объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Можно
предложить ещё несколько аналогичных заданий, которые не только помогут
детям понять необходимость тренировки своих умений и способностей, но и
будут полезны для развития координации движений.
Игра «Хочу научиться»
Способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле
необходима тренировка и желание.
- Подумайте, что у вас получается не очень хорошо или что вы совсем не умете
делать, но очень хотели бы научиться. (Кататься на велосипеде, плавать, играть
на гитаре, водить машину и др.)
(Все ответы записываются на доску и обсуждаются)
- Что нужно, чтобы научиться плавать? (Желание и тренировки в плавании!)
Таким образом, обсуждаются все примеры, названные ребятами.
Кроссворд.
- Я показываю вам карточки, на которых изображены инструменты, а вы
вписываете в клеточки кроссворда эти названия.
(Молоток, топор, пила, рубанок, дрель и т.д.)
Конкурс «Кто больше назовёт пословиц и поговорок о труде»
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Упражнение «Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная, необходимо провести
коррекцию психического состояния, направленную на возбуждение активности и
трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки
повторяют про себя слова (можно и коллективно говорить вслух, но лучше про
себя). Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Всё делать охота.
Чтобы трудом насладиться,
Начинай работать!
Я и бодр, и силён,
Быстро всё поделаю,
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
Подведение итогов:
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- О чём хотели бы ещё слышать?