Напоминание

"Как делаются слова. Что такое суффикс."


Автор: Воронова Винера Канифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №75
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: разработка открытого урока по русскому языку
Тема: "Как делаются слова. Что такое суффикс."
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

«Школа России»

Подготовил: учитель МБОУ г. Иркутск СОШ № 75

Воронова Винера Канифовна

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1)

познакомить учащихся с понятием «суффикс»;

2)

научить находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных

слов с разными суффиксами;

3)

развивать способности правильно формулировать свои мысли в

процессе обобщения изученного материала;

4)

вырабатывать умения работать с обратным словарём;

5)

воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих

силах.

6)

формировать умение правильно писать слова с ранее изученными

орфограммами.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: находить в словах суффикс. Различать

суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять

значение суффикса. Умение пользоваться словарями.

Метапредметные:

позновательные: проводить сравнение и классификацию по

заданным критериям; уметь ориентироваться в своей системе

знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на

вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы

в другую: составлять ответы на вопросы

регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи

урока с помощью учителя; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; осознание качества и

уровня усвоения материала.

коммуникативные: сотрудничество с учителем; уметь слушать и

понимать речь других; умение полно и точно выражать свои

мысли в устной форме.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося;

самоопределение; ценностные отношения к самостоятельному

нахождению способа решения проблемной ситуации.

Оборудование: учебник, обратный словарь, карточки со словами,

мультимедиа, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

ОДЗ: организовать детей на рабочий лад.

Уз/У: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством

комфортной обстановки.

У: Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече

здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый

становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.

Улыбнулись соседу по парте.Присаживайтесь.

II. Актуализация опорных знаний.

ВР: Словарно-орфографическая работа (на доске карточки со словами)

в.р.бей, в.рона, лес.к, с.рока.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Задание выполняется устно по цепочке.

У: Посмотрите, какие буквы мы вставили. Элементам нашего чистописания

сегодня будет…

Д: буква о

У: Хорошо. Перед чистописанием напомним правила посадки.

тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму (показывает),

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Пишем красиво, старательно, аккуратно; прописываем элементы до конца

строки. __________

На доске элемент чистописания:

ооо

оо

о

_____

У: посмотрите на карточки, какое слово здесь лишнее? Почему?

Д: слово лесок лишнее, потому что все остальные птицы.

У: Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края,

необходимо помочь. Как мы это можем сделать?

Д: Птиц необходимо подкармливать, так как для них страшнее голод. И

поэтому необходимо делать кормушку для птиц.

У: Запишите название птиц в тетрадь

Д: (записывают)

III.

Проблемная ситуация.

ВР: беседа

Определение темы и задач урока.

У: Ребята, вы решили, что слово лесок «лишнее». Что вы можете сказать про

это слово?

Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?

У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по

составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось

слово лесок?

Д: лесок ← лес. Лес начальная форма слова

У: Что общего у этих слов?

Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.

У: Как образовалось слово лесок?

Д: При помощи букв ок

(по аналогии разбираем слово грибок)

У: Так что такое – ОК?

Д: Это часть слова

У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Д1: Сегодня на уроке мы должны узнать, что это за часть слова и для чего

она нужна словам?

Д2: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.

У: Хорошо, молодцы! Для того чтобы увидеть, как мы поработали на уроке,

заполним оценочную таблицу которая у каждого лежит на партах.

( Анализируем табл. вместе с детьми) В конце урока я скажу вам, когда

необходимо будет внести в неё свои результаты. С помощью неё мы сможем

оценить работу каждого и выставить отметку.

За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

1. Знание определения «

суффикс».

Знаю – 1б.

Не знаю – 0 б.

2. Умение выделять суффикс в

словах.

2 б. – правильно выделен суффикс.

1 б. - не правильно выделен

суффикс.

0 б. – суффикс не выделен.

3. Умение образовывать слова с

помощью суффикса.

2 б. – слова образованы правильно

выделен суффикс

1 б. – 1-2 ошибки при образовании

слов и выделен суффикс

0 б. – 1-2 ошибки при образовании

слов и не выделен суффикс.

4. Работа по плану

За каждый выполненный пункт

плана- 1б.

Max количество баллов

11 баллов

У: Сегодня, для достижения нашей цели мы будем работать по плану,

который представлен на доске и также лежит у вас на партах.

Итак, давайте же посмотрим, как и что мы должны сделать на уроке.

( Анализируют план работы)

1. Отыскать новое понятие.

2. Дать определение этому понятию.

3. Узнать графическое обозначение этого

понятия

4. Узнать функцию этого понятия ( для чего

оно нам необходимо)

5. Научиться применять на письме данное

понятие.

IV Работа по теме урок

ВР: Работа с Обратным словарём, упражнение 20, с 22 (учебник)

У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)

У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.

У: Миша начал это делать так:

Уголёк ← угол…

У: Продолжи Мишину запись.

Д: пенёк ← пень

огонёк ← огонь

конёк ← конь

У: Слова в парах – родственные?

Д: Да, данные слова родственные , так как имеют общую часть, которая

хранит основную мысль.

У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре

частичка – ёк?

Д: Частичка ёк выделена голубым цветом.

У: Где находится эта частичка в словаре?

Д: Эта частичка находится после корня

У: Для чего она служит?

Д: С её помощью образуются другие слова, Частица -ёк- служит для

образования новых слов.

У: И эта частица называется суффикс . И графически суффикс принято

обозначать вот таким знаком ^

ВР: работа с планом урока.

- Итак, возвращаемся к плану работы. Смотрим, какие пункты плана мы

выполнили?

Д1: Отыскали новое понятие-это суффикс.

Д2: Узнали как графически обозначается суффикс- это

^.

Д3: Узнали, для чего нужен суффикс - для образования новых слов.

У: Так, молодцы! все ли пункты плана мы уже выполнили?

Д4: Нет. 2 пункт - мы еще не познакомились с определение, что же такое

суффикс.

Д5: И еще мы не научились применять суффикс на письме.

У: Ну в таком случае переходим к выполнению этих пунктов плана.

ВР: беседа

У: Вернёмся к слову лесок . От какого слова образовалось это слово .

Покажите это письменно. Разберите это слово по составу.

Д: лесок

лес

У: что обозначает частица –ок- . Где стоит эта частица?

Д: суффикс. Суффикс всегда стоит после корня.

У: Для чего нужен суффикс?

Д: Суффикс помогает образовывать новые слова. Придает словам

уменьшительно-ласкательное значение.

У: Итак, давайте попробуем самостоятельно дать определение понятию

суффикс.

Д: (дети дают определения)

Подсказка Летучей Мыши. (с 23 учебник 3 ч)

У: А для того чтоб убедиться правильно мы с вами сделали вывод, прочитаем

подсказку Летучей Мыши с 23 учебник Ч3

Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется

СУФФИКСОМ, если эта часть стоит после корня.

Суффикс обозначается так: ^.

Например: столик □, пенёк□

У: Смотрим, какой пункт плана выполнили ?

Д: 2 пункт. Дали определение понятию суффикс.

V Физкультминутка

VI Закрепление изученного материала.

ВР: Работа в тетрадях СР №2 упр. 22 с 17

(на доске слова: день, пень, уголь, огонь, зверь, окунь)

У: Открой Обратный словарь на – К, на -ёк. Найди и впиши подходящее по

смыслу слова- названия предметов. Рядом в скобках напиши слова,

образованные с помощь суффикса –ёк-. В выписанных тобой словах выдели

корень и суффикс, покажите словообразование .

Смотрим первое предложение: Солнечный день (денёк) и т.д.

- У: посмотрите одсказку Летучей Мыши с 24 учебник

3 часть :

Не забывай правильно ставить

знаки:

← и →. Правильно будет так:

день →денёк. Или так: денёк ← день!

У: смотрим, какой пункт плана выполнили?

Д: 5

VII. Итог урока. Оценка работы и рефлексия.

У: Давайте же скорей подведем итоги урока. Какую цель мы поставили в

начале урока?

Д: Узнать новую часть слова, и для чего она нужна.

У: Узнали новую часть слова?

Д: Да, это суффикс.

У: Что такое суффикс?

Д: часть слова

У: для чего нужен суффикс?

Д: суффикс нужен для образования новых слов

У: — Приведите примеры.

У: Как мы можем узнать, достиг ли каждый из вас поставленной цели урока?

Как мы можем об этом узнать?

Д: По результатам оценочной таблицы.

У: Хорошо, заполняем таблицу. Если есть вопросы, задавайте.

( Дети заполняют таблицу; Учитель раздает индивидуальные листы

рефлексии урока)

У: Кто набрал 11-10 баллов? поднимите руку. Это работа на « отлично»

У кого 9-7 баллов – отметка «хорошо».

- Свои баллы записали на полях в тетрадочки. Передали оценочные листы

по рядам на первые парты. Сейчас мы подведем итоги по урока в целом.

Перед вами у каждого лежат индивидуальные карточки, которые

характеризуют вашу работу на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем

знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. не понял мериал

Вам нужно подчеркнуть фразу, в каждой из колонок:

1. Для меня сегодня урок был…, выбрать 1 из 3.

2. На уроке я…, выбрать 1 из 3.

3. Итоги урока…, выбрать 1 из 3.

Всё заполняем. А я пока посмотрю ваши оценочные листы и выставлю

отметки в журнал.

VII Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Для ребят, которые набрали высокие баллы ( 7 и более) – записать в тетрадь

10 слов-предметов и от них образовать новые слова с помощью суффиксов;

разобрать эти слова по составу.

Что значит разобрать по составу?

Д: выделить корень, основу, суффикс, окончание.

У: молодцы! А для тех, кто набрал 5 и менее баллов - упражнение 22, с. 24

( учебник 3 часть).

-Всем спасибо за урок! Карточки сдаем, идем на перемену.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники