Автор: Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Урок русского языка. 2 класс
Тема: «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме. Правописание безударных гласных в корне слова»
Раздел: начальное образование
урок русского языка
2 класс (1-4)
Тема «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на
письме. Правописание безударных гласных в корне слова»
урок закрепления новых знаний
Учитель: Аверьянова Светлана Викторовна
Цели : Формирование умения применять на практике правило о правописании безударной
гласной в корне слова, осуществляя проверку двумя способами».
Задачи:
Закреплять представление о возможном расхождении произношения и написания слова, о
слабой позиции гласных звуков;
-Формировать
представление
об
орфограмме
как
о
возможном
расхождении
произношения и написания слова;
-Развивать
орфографическую
зоркость,
фонематический
слух,
память,
внимание,
мышление, устную и письменную речь;
-Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля,
-Воспитывать
чувство
коллективизма,
каллиграфию
письма,
заботу
о
животных.
наблюдательность к окружающей природе, чувства прекрасного.
Оборудование:
записи
на
доске,
предметные
картинки
(словарные
слова),
образец
написания букв, лента букв, таблица, веера, иллюстрации с изображением осени.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Словарная работа.
(Слова записываем в строчку через запятую, ставя над словом ударение)
1)-Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.(Морковь)
2)-Слово рассыпалось на слоги. Собери его МИ-РЫ-ПО-ДО
.
(Помидоры, томаты. Помодоро- итальянское слово
«золотое яблоко». «Томато»- перуанское название)
3)-Этот продукт был привезён в Россию Петром 1
-Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)
Картофелеводы – специалисты по производству картофеля.
4)-Слово рассыпалось «РГЕОУЦ» РАБОТА В ПАРАХ
(Огурец)
_Что объединяет все эти слова?
(Тема
«Огород»,
«Овощи».
С
приходом
осени
все
люди
собирали урожай на полях и огородах
-
сущ.,
неодушевлённые,
нарицательные,
везде
встречается
буква «р»)
5) Запишем слово «-Г-РОД»
КАРТОЧКА С НАПИСАНИЕМ
-Ваше предположение, почему определённый участок назвали огородом?
-Прочитаем «Происхождение этого слова в словаре стр. 157.
-Запишем слово, выделим орфограмму, поставим ударение.
3. Минутка чистописания.
-Какая буква встречается во всех словарных словах?
(р)
-Дайте характеристику звуков, которые обозначаются буквой «р».
-Пропишите…
Запишем ещё раз слово ОГОРОД и произведём краткий фонетический разбор этого слова.
Огород [агарот]-5 б., 5 зв., 3 слога.
4.Сообщение темы и целей урока.
-Вспомним с какой темой мы начали знакомиться вчера (чтение темы стр. 122)
-Как по-другому можно озвучить эту тему?
-Сегодня мы с вами продолжаем упражняться в правописании безударных гласных в
слабой позиции в корне слова и в подборе проверочных слов.
-Какие 2 способа проверки существуют? (правило, стр.123)
5.Упражнения на отработку ЗУН.
1). -О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?
Утром мы во двор идём.
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-Правильно об «осени».
Как вы догадались?
-Запишите слово «Осень». Рядом напишем проверочное слово. Объясните наличие двух
букв «н». Как проверить безударную гласную?
осенний –осень ( разберём слова по составу,родственное слово: разные основы,
одно значение, один корень)
2)Игра «Учитель-ученик»
-Найди и исправь ошибки в предложении . Ошибки допущены по теме сегодняшнего
урока.
Осинь дарит диревьям цвитной наряд.
-С чем вы не согласны? Почему?
-На какое правило эти слова?
- Объясните правописание слов, в которых допущены ошибки.
3) Запись под диктовку. Проверка по доске.
-Разбор предложения по членам предложения и частям речи. (по цепочке у доски)
4) Упр. 91 стр. 123.
-Чтение задания
-Выполнени упр. Устно с объяснением орфограмм
-Ответы на вопросы
-Выпишите только то словосочетание, которое указывает, что не все деревья осенью
получили цветной наряд. ХВОЙНЫЕ (лес) ЛЕСА.
-Какие деревья относятся к хвойным?
-Какую роль они играют в жизни человека и природы? (Свежий воздух, красота, семена
для человека, птиц и животных, изготовление лекарства, …)
5)Образуйте и запиши прилагательные от им. сущ.,которые указывают название
дерева с проверочным словом. (гербарий)
1 ряд С_сновые-сосны (родственное слова)
2 ряд К_дровые – кедр (родственное слово)
3 ряд _ловые – ель (родственное слово)
ФИЗМИНУТКА
6) Деформированное предложение.
Л_сник, диких , охр_няет , ж_вотных. (ВЕЕРА)
Лесник охраняет диких животных.
(о профессии лесничего)
1 вариант записывает слово с проверкой имя сущ., 2 вариант – глагол. (ПРОВЕРКА ПО
ДОСКЕ)
_Каких диких животных знаете?
7)Упр.93.
-Чтение стихотворения.
-Ответы на вопросы по заданию
-Выписать слова, которые соответствуют теме сегодняшнего урока:
1 ряд сущ. + провер. слово
2ряд глаг.+ провер. слово
3ряд слово с безуд. гласн. , которую нельзя проверить
8)Д/з
Упр.93, помощь есть на стр. 125.
-Списать, вставить орфограммы, подбирая проверочные слова
-Посмотрите на какое правило пропущены орфограммы?
-Как проверить безударную гласную?
-Устно проговорим проверочные слова, а дома вы должны будете при списывании записать
проверку в скобках.
9) Упр.92 (устно)
-Запишите гласную, которая требует проверки. (ч/з запятую) проверка веером
Веером покажи какой звук слышим, какую букву пишем. Подбери проверочное слово
6.Итог урока.
-С какой темой мы сегодняработали?
-Как
проверить
безударную
гласную
в
корне
слова?
(1.
Изменить
форму
слова,
2.
Подобрать родственное слово, чтобы на гласную падало ударение)
1)Тетрадь на печатной основе стр.40, упр.48
2)Выберите проверочное слово:
Гр_за, гр_зовая, гр_зы
тр_ва, тр_вы, тр_вушка
-Для какого из проверяемых слов, проверочное слово будет являться формой слова, а какое
родственным словом? Почему?
7.Оценивание