Детские исполнительские конкурсы в системе дополнительного образования в сфере искусства и культуры
Автор: Севостьянова Елена Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МКУДО Кумылженская ДМШ №1 Населённый пункт: станица Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: Детские исполнительские конкурсы в системе дополнительного образования в сфере искусства и культуры Раздел: дополнительное образование
Детские исполнительские конкурсы в системе дополнительного образования
в сфере искусства и культуры
Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления
молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности
существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу,
заключающуюся
в
общественном
признании
победителей,
в
возможности
сравнивать
творческие
достижения
других
учеников
и
преподавателей.
Противники
указывают
на
чрезмерную
нервную
нагрузку,
которую
испытывают
участники
конкурсов,
на
существующую необъективность у членов жюри. При этом обе стороны, несомненно правы:
природа
конкурсов
действительно
противоречива.
Они
объективно
имеют
и
свои
п р е и м у щ е с т в а ,
и
с в о и
н е д о с т а т к и .
Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до
той
поры
были
известны
лишь
собственному
педагогу
и
небольшому
кругу
близких.
Выявление
и
поощрение
наиболее
одарённых
и
способных
детей,
которые
возможно
впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, -
безусловно,
является
одной
из
основных
задач
конкурсов!
Но
всё
же
основной
целью
городских,
краевых
и
особенно
школьных
конкурсов,
по
моему
мнению,
является
привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.
Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при
упорной
подготовке,
целеустремлённости
и
грамотной
педагогической
работе,
могут
добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и
не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом
задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит
добиваться
ещё
лучших
результатов.
После
окончания
конкурса
у
таких
детей
часто
появляется
большое
желание
заниматься
на
инструменте
и
наблюдается
значительный
прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора
в дальнейшем профессии музыканта! В моей педагогической практике есть несколько таких
ярких примеров.
Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться.
Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна
являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте.
И вот пришло время новых технологий, благодаря которым дети, которые боятся сцены, не
всегда уверенные в себе, теперь могут принять участие в конкурсах нового поколения -
«Интернет-конкурсах».
Что
же
полезного
в
этих
конкурсах?
Да
всё!
Запись
своего
выступления в спокойной обстановке. Выбор самого лучшего выступления из записанного
материала.
Не
нужно
ехать
летом
в
жару,
а
зимой
в
холод
в
другой
город,
это
дополнительные расходы на дорогу, затрата своего личного времени. А в результате даже
участники
получают
наградные
документы!
Это
же
так
здорово!
Профессионалов-
музыкантов
пусть
принимают
на
таких
именитых
конкурсах
как
конкурс
им.
П.И.Чайковского или «Щелкунчик». Это для талантов. А общая масса детей, которые пришли
в музыкальные школы и достигли каких-то результатов, могут посоревноваться кроме своей
школы и в таких конкурсах, как Интернет-конкурсы.
В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны.
Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической
школой
для
преподавателей,
развивают
стремление
детей
к
соревнованию,
расширяют
репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными
кульминациями в жизни музыкальных школ!
И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся
ценителями
и
любителями
высокого
искусства,
но
и
учатся
исполнительству
профессионально,
что
является
основной
актуальной
задачей
новых
образовательных
программ предпрофессионального и общеразвивающего обучения детей.
Так в летний период обучающиеся Кумылженской детской музыкальной школы №1
Оралбаева Диана, Якубова Яна и Попова Дарья решили совместить отдых и подготовку к
участию во Всероссийском творческом Интернет-конкурсе для детей в г.Красноярске. Диана
и
Яна
в
номинации
«Музыкальное
творчество:
«Фортепианный
ансамбль,
категория
«Ученик-учитель», а Дарья готовилась к конкурсу Чтецов, номинация «Этот Великий День
Победы!». Ежедневные репетиции с преподавателем. И вот назначили день видеозаписи.
Оформили
заявки.
И
готово!
Работы
были
зарегистрированы.
Современные
технологии
позволяют
сделать
всё
в
короткие
сроки.
А
ранее
была
сделана
запись
Воробьёвой
Екатерины, Колесниковой Анна и Колесникова Андрея. Эти видео работы в номинации
«Инструментальное и вокальное творчество» также отправили на суд жюри.
Но как же хотелось побыстрее узнать результаты конкурса. Не верилось, что когда-
нибудь появиться такая возможность поучаствовать во Всероссийском конкурсе. Даже и не
мечталось! И вот по электронной почте пришло письмо с результатами, а на адрес школы
были высланы наградные документы.
Диана Оралбаева заняла 3 место в юношеской группе. Яна Якубова заняла 1 место во
второй средней группе, а Анна Колесникова в первой средней группе- 2 место. Дарья Попова
заслуженно получила 1 призовое место. В первой младшей группе Екатерина Воробьёва – 1
место, Андрей Колесников - 3 место. Победителей ожидали именные Дипломы и Медали с
Удостоверением.
Диана
Оралбаева
и
Воробьева
Екатерина
были
приглашены
поучаствовать
в
Международном творческом Интернет-конкурсе в номинации «Инструментальная музыка»,
который проходил в г.Казани. Результаты конкурса: у Дианы – 1 место, а Катя заняла 2 место.
Работа
Дарьи
Поповой
в
номинации
«Фортепианный
ансамбль»
в
категории
«Учитель-ученик» так же заслужено была оценена на Всероссийском конкурсе творчества,
но уже в начале 2015-2016 учебного года, и Дарья заняла 3 призовое место.