Автор: Зубарева Анастасия Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: БОУ ДОД "Детская школа искусств №1 им. Ю.И. Янкелевича Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: лекция Тема: Фридерик Шопен Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Ю.И. Янкелевича»
ФРИДЕРИК ШОПЕН
лекция, посвященная 206-летию со дня рождения
А.Ю. Зубарева
Омск 2016
Шопен
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.
Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,
И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".
Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.
Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист.
Фредери́к Франсуа́ Шопе́н родился 22 февраля (по другим сведениям — 1 марта) 1810
года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17 октября 1849, Париж) — польский
композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано.
Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал
многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную
балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил
скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру;
сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Отец композитора — Николя Шопен (1771—1844) — француз, сын лотарингского
крестьянина, ещё в молодые годы переселился в Польшу. Трудно сказать, что заставило его
покинуть Францию, но в Польше он нашёл новую родину и принимал горячее участие в её
судьбе. Николя Шопен вместе с польскими патриотами принимал участие в борьбе за
независимость Польши. Человек широкого умственного кругозора и образования, он
занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из лучших
педагогов Варшавы. В 1802 году Николя Шопен, приглашённый в качестве воспитателя к
детям графа Скарбка, поселился в имении Скарбков Желязова-Воля. В 1806 году состоялся
брак с дальней родственницей Скарбков, — Юстиной Кшижановской. По сохранившимся
свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на
фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми
музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным
мелодиям. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и
благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе
Шопенов было ещё три сестры: старшая — Людвика (в замужестве Енджеевич), бывшая его
особенно близким и преданным другом, и младшие — Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали
разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся литературным
талантом.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был
окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих
музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым
пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и
необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на
фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк
о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе.
«Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет.
Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом
исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации,
которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во
Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание». Исполнительский
талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал
лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что
ничему больше не может научить его.
С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове,
исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда в 1830 г.
Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К
этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше
огорчения, чем счастья.
В Париж, где Шопена ожидали новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый
концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал
редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла
чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например,
Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных
поклонников как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки
и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов,
которые посвятили этому много времени.
В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. С этим временем совпадает
связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на
здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Зато он много времени
проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.
Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно
подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него
совершенно ненужный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть
Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848
г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его
путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное,
периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно
подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен слёг. 5 (17) октября 1849 г. его не стало.
О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи
поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах
известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора,
которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл
своими любимыми произведениями). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится
между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено
в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина, Польша, не давала такого музыкального
гения. Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий
композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом, его
деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не
считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном:
композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац
Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич,
художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.
Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи
его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний.
С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена.
Самым первым победителем этого конкурса стал российский пианист Лев Оборин. На
последнем Международном конкурсе им. Шопена, проходившем в 2010 году
победительницей стала российская пианистка Юлиана Авдеева. С каждым годом в конкурсе
Шопена в Варшаве становится все больше участников. Все произведения Ф.Шопена
собраны в большой фонотеке музея Шопена в Варшаве.
В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был
преобразован в Общество им. Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения
Шопена и статьи о его творчестве.
1 марта 2010 года в столице Польши, Варшаве после реконструкции и модернизации был
открыт самый современный и удивительный биографический музей в мире — Музей
Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого
польского композитора и музыканта.
Основные сочинения Шопена:
Фортепианное творчество
2 концерта для фортепиано с оркестром № 1 e-moll Op. 11 и № 2 f-moll Op. 21
3 сонаты (№ 1 c-moll Op. 4, № 2 b-moll Op. 35, № 3 h-moll Op. 58)
4 экспромта
4 скерцо
3 рондо
18 вальсов
58 мазурок
21 ноктюрн
16 полонезов
24 прелюдии Op. 28 и прелюдия cis-moll Op. 45
24 этюда Op. 10 и Op. 25 и 3 посмертных этюда
Вариации (в том числе «Блестящие вариации» Op. 12)
Танцевальные пьесы: Контрданс Ges-dur, 3 экосеза Op. 72 № 3
Другие произведения — «Большая фантазия на польские темы» Op. 13, «Краковяк, большое
концертное рондо» Op. 14, «Большой блестящий полонез» (либо, как его чаще называют,
«Andante spianato и Большой блестящий полонез») Op. 22, Тарантелла Op. 43, Концертное
аллегро Op. 46, Фантазия Op. 49, Колыбельная Op. 57, Баркарола Op. 60 и т. д.
Камерное творчество
Фортепианное трио Op. 8
Соната для виолончели и фортепиано Op. 65
Вокальное творчество
Особенности музыкального стиля
Музыкальный стиль Шопена отличается редким единством. Разумеется, развиваясь
непрерывно на протяжении почти четверти века, его творчество прошло через несколько
различных фаз. Путь между его первым опусом («Рондо», 1825) и «Баркаролой» (1846)
знаменует чуть ли не целую эпоху — от наивных фортепианных сочинений начала XIX века
до изысканных звучаний, предвосхищающих пианизм Дебюсси.
Важнейшая особенность интонации Шопена — ее «фортепианность». Подобно тому как
Берлиоз мыслил в основном оркестрально и самые интересные его мысли рушатся (или, во
всяком случае, предельно обедняются) при попытке исполнить его темы на фортепиано, так
музыка Шопена не существует в отрыве от ее пианистической природы. Исполненная на
других инструментах, она теряет не только большую часть своего обаяния, но часто и свою
индивидуальность. Она становится особенно обезличенной в оркестровом изложении, где
фортепиано не участвует совсем.
Музыкальные мысли Шопена рождались в импровизациях за фортепиано и облекались в
чисто пианистические звучания. (По воспоминаниям современников, в исполнении самого
Шопена, с его характерным rubato и изменчивым характером интерпретации, было ясно
ощутимо импровизационное происхождение его музыки). Новая эмоциональная атмосфера
этой музыки — ее интимные настроения, поэтическая свобода, тончайшие переливы
светотени, воздушность, зыбкость, неуловимость — все это воплощалось через особый строй
музыкального выражения, неразрывно связанный с новыми колористическими
возможностями фортепиано. Инстинктивное постижение природы обертонных звучаний на
фортепиано, тончайшая разработка выразительных возможностей педального фона и
педального смешения гармонических нюансов породили у Шопена новую пианистическую
фактуру, которая является важнейшим неотъемлемым элементом выразительности самой
темы. Тема у Шопена не только немыслима вне ее чисто пианистического облачения, но
часто весь ее художественный смысл кроется в особенностях пианистической фактуры.
Эффекты таяния и растворения в пространстве, эффекты слияния нескольких звуковых
плоскостей, разрастающейся и затухающей гулкости, обволакивания звука, тембрового
раскрашивания темы, как и множество других, содействовали тому, что музыкальные темы
Шопена лишались прямолинейной рельефности и воздействовали на слушателя прежде
всего своим неуловимым романтическим настроением.
В противоположность Листу, который трактовал фортепиано как инструмент, способный
воспроизвести грандиозное многокрасочное звучание оркестра, Шопен разрабатывал
колористические возможности, свойственные только пианистическим тембрам. Проблема
звуковой красочности занимала Шопена не меньше, чем Берлиоза. Как это ни странно на
первый взгляд, но на самом деле Шопен и Берлиоз работали в одном направлении,
стремясь отвести колориту важнейшее место. Оба искали принципы красочной динамики и
красочного голосоведения, оба, каждый в своей области, исследовали до предела
выразительные свойства тембрового колорита. В своей дотоле относительно бесколоритной
сфере Шопен открыл такую же богатейшую палитру красок, как его французский
современник в области симфонического оркестра. Но «инструментовка» Шопена оставалась
всегда в пределах чисто пианистических тембров. Его понимание выразительных ресурсов
фортепиано не имело себе подобных.
Мелодия редко показана у Шопена в виде простой «песенности», противопоставляемой
гармоническим голосам. Она обычно сливается с окутывающим ее фактурным и
гармоническим фоном, и часто эффект кантабильности целиком достигается или
усиливается благодаря скрытым в фактуре мелодическим голосам.
Утонченный камерный стиль западноевропейского пианизма слился у Шопена органически
и без этнографической подчеркнутости с особенностями польского фольклора.
Проникновение черт польской и вообще славянской народной музыки в творчество Шопена
определило оригинальность его стиля, быть может, даже в большей степени, чем новизна
пианистического мышления.
Народные лады, исчезнувшие из профессионального творчества западных стран, для
Шопена были художественно действенными и полноценными. Формы народной
художественной практики, ритмы народных танцев и песен таили для него не меньшее
выразительное богатство, чем жанры и музыкально-выразительные средства
профессиональной европейской музыки. Проникновение признаков одного стиля в другой
совершалось у него естественно и убедительно и сказалось в смелом новаторстве его
музыкального языка.
Истоки сложного гармонического языка Шопена восходят к польскому фольклору. Пусть в
нем нигде не встречается буквальный прообраз шопеновских утонченных многокрасочных
гармоний. Однако именно в переменных и других своеобразных ладах народной музыки
Польши, в свойственных ей хроматизированных звукорядах, выходящих за рамки системы,
утвердившейся в профессиональной музыке, и скрывается тот строй мышления, который
натолкнул Шопена на его собственные художественные находки. Подобные связи можно
обнаружить и в мелодическом стиле Шопена: по своей пленительной красоте,
проникновенности, доступности фортепианные темы Шопена выдерживают сравнение с
мелодиями самых выдающихся оперных и песенных композиторов. Несмотря на то что в
большинстве случаев шопеновские мелодии «запрятаны» в гармонические голоса,
сливаются с обволакивающим их фактурным фоном, по природе своей они вокальны.
Широкая плавная протяженность, гибкость и завершённость мелодической линии,
значимость каждой интонации создают подлинно «поющий» эффект. (Отсюда и частое
стремление перекладывать шопеновские произведения для скрипки или виолончели в
сопровождении фортепиано.)
Как в миниатюрах, так и в произведениях крупного плана у Шопена можно всюду
проследить общую закономерность: новое, романтическое, свободное появляется у него в
сочетании со строго оформленным классицистским, как нарочитое отклонение от него.
Подобно тому как узаконенный в его музыке прием rubato приобретал свою выразительную
остроту именно на фоне строжайшей ритмической точности, так свободное течение
орнаментированной детализированной мелодии смягчает периодическое однообразное
движение в аккомпанементе, а потоки хроматических диссонансов в верхних регистрах
«прикреплены» к диатоническим исследованиям в басах.
Характерные формы его миниатюр (вальсов, ноктюрнов, экспромтов, этюдов) представляют
собой новые разновидности давно отстоявшихся классицистских форм — периода,
трехчастности, рондо. Особенно интересно взаимодействие классицистских и
романтических тенденций проявляется в крупномасштабных произведениях 40-х годов (в
«Фантазии», балладах, последних скерцо, в «Полонезе-фантазии», сонатах), где основы
классицистской сонатности ясно проступают через модифицирующие ее черты
романтической «поэмности».
При бесспорной общности стилистических признаков, объединяющих все искусство
Шопена — от произведений конца 20-х до творчества конца 40-х годов, от танцевальных
миниатюр до крупных циклов, — его музыка отмечена почти «бетховенским» свойством
жанровой дифференциации. В рамках одной фортепианной музыки Шопен сумел ясно
обозначить неповторимые особенности каждого затронутого им жанра, придавая каждому
свои собственные «акценты», свои неповторимые штрихи. И новые жанры, появившиеся в
профессиональной музыке только в эпоху романтизма (мазурки, вальсы, экспромты,
баллады), и жанры, имеющие старинные традиции (полонезы, фантазии, прелюдии,
ноктюрны, скерцо, сонаты, этюды), — все получили в творчестве Шопена новую, подчас
неожиданную, но всегда высоко убедительную художественную трактовку. Трудно даже
назвать какой-либо из них, в котором индивидуальность Шопена не сумела бы себя
проявить. Все они вошли в концертный репертуар пианистов.
Произведения для иллюстрации (аудио):
Этюд до минор «Революционный» ор.10 №12
Ноктюрн cis-moll
Фантазия-экспромт
Баллада №1 g-moll (отрывок)
Полонез A-dur
Видео (фрагменты):
Фильм «По следам Шопена»
Фильм «Искусство Шопена»
«Шопен. Произведения для фортепиано.»
Передача «Их нравы» (сюжет, посвященный 200-летию Ф.Шопена) выпуск 298
Слайды
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42