Автор: Сушкова Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Пичаевского филиала МБОУ "Жердевская СОШ №2"
Населённый пункт: село Пичаево, Жердевский район, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Главные формы рельефа суши"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока географии в 5классе
Предмет география
Класс 5
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2016 г. География. Землеведение.
Тема: Главные формы рельефа суши.
Цель: формирование представления об основных формах рельефа суши – равнинах и горах.
Задачи:
образовательная – научить работать с картами атласа, определять по ним основные формы рельефа;
развивающая - развивать умения определять географическое положение гор, их высоту работать с различными источниками информации,
способствовать развитию навыка исследования географических объектов природы,
совершенствовать коммуникативные навыки через организацию
групповой работы;
воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.
УУД:
Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока, работать в сотрудничестве по ходу поиска и сбора
информации;
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные – обучающийся должен знать понятия: горы, рельеф, равнина, классификацию гор и равнин.
Уметь называть и показывать на
карте основные формы рельефа.
Личностные – научиться ставить перед собой цель, уметь анализировать данные в различных источниках информации, работать как
самостоятельно, так и коллективно.
Метапредметные – уметь применять полученные знания и умения на других предметах.
Основные понятия: рельеф, горы, равнины, горный хребет, горная система, холм.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы и методы работы на уроке: Основной дидактический метод: метод организации и самоорганизации учебной деятельности.
Частные методы и приемы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский; индивидуальная, групповая, само- и
взаимоконтроль.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, электронное пособие, атласы, карта полушарий, рельефный глобус Земли, модели форм
рельефа, плакаты с изображением форм рельефа.
Структура урока:
1.
Орг. момент – 1 мин
2.
Фронтальный опрос -3 мин
3. Изучение нового материала – 31 мин
4. Физ. минутка – 1 мин
5. Закрепление – 5 мин
6. Рефлексия – 3 мин
7. Д/з – 1 мин
Ход урока
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационны
й момент
Приветствие учащихся
Приветствие учителя
Мотивация
- Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы
совершим виртуальное путешествие, для этого мы поделились на
3 отряда. В пути нас будет сопровождать фея.
Начало пути
Фея:
Отправимся сегодня в путь.
Свой рюкзачок ты не забудь.
А что нас ждет сегодня впереди?
Клад мы с тобой попробуем найти.
А что нам делать, чтоб его добыть?
Задачи надо будет нам решить.
Расшифруйте анаграмму
Разгадав анаграмму, назовите тему урока
Ванелыг мофры ерьефла ишус (Главные формы рельефа суши)
Тема путешествия:
Главные формы рельефа суши
Цель урока: формирование представления об основных формах
рельефа суши – равнинах и горах.
Разгадывают
анаграмму и называют
тему урока
Познавательные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Проверка
домашнего
задания
Изучение нового
материала
Старт
Фея:
На старте мы решим кроссворд
И смело двинемся в поход
Кроссворд по теме: «Движения земной коры»
1 этап
Фея:
Вот перед нами первая преграда,
Через равнину всем пройти нам надо.
А вот и первый сундучок –
Открой скорей его, дружок.
Что такое равнина?
Как различают равнины по высоте?
Давайте послушаем стихи о равнине
Задание 1: Распределите крупнейшие равнины мира на три
группы по абсолютной высоте:
На какие виды делятся равнины по характеру поверхности
Задание 2: На контурной карте подпишите названия крупнейших
равнин мира, которые обозначены цифрами.
Продолжение пути
Фея:
Клад в рюкзачок свой положи
И снова в путь ты поспеши.
2 этап
Отвечают на вопросы
кроссворда
Отвечают учащиеся:
Равнины - обширные
выровненные участки
земной поверхности с
небольшими
колебаниями высот
(не более 200 м)
Различие равнин по
высоте: низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Читают стихи
Выполняют задание в
группе, работая с
картой полушарий в
атласе.
Отвечают учащиеся: :
плоские (Западно-
Вспоминают
изученный
ранее материал
(понятия,
факты) которые
связаны с
формулировкой
вопросов.
Умение
работать с
различными
источниками
географической
информации;
Показывать
географические
объекты на
карте.
Фея:
А вот и новая преграда –
На гору нам подняться надо.
Там снова будет сундучок?
Давай за ним вперед, дружок.
Что такое горы?
Как делятся горы по высоте?
Давайте послушаем стихи о горах
Задание 3. Определите, какие элементы строения горной
страны изображены на рисунке цифрами.
Гребень, вершина, подошва, склон, межгорная долина
Подпишите цифры над названиями элементов
Сибирская),
холмистые (Восточно-
Европейская)
Выполняют задание в
группе, работая с
картой полушарий в
атласе.
Отвечают на вопросы:
Горы – это
положительные
формы рельефа,
высоко приподнятые
над равнинами,
сильно расчленённые,
с четко выраженными
подошвой, склоном и
вершиной.
Низкие – 1000 м,
Средние – от 1000 до
2000м, высокие
свыше 2000м
Читают стихи
Выполняют задание в
группе, работая со
схемой и текстом
учебника на стр.110.
Физическая
минутка
А теперь немного отдохнем и посмотрим музыкальное слайд-
шоу: «самые красивые горы мира»
Какие горы самые уникальные в мире?
Задание 4. Разгадайте ребусы
Продолжение пути
Фея:
Вот снова клад в рюкзак клади
И дальше в путь ты поспеши.
3 этап
Фея:
Ну вот, еще одна тропа,
Иди скорей, дружок сюда.
Но здесь, же речка впереди?
Нам в брод ее не перейти?
Садись-ка в лодочку, дружок –
Там в лодке будет сундучок.
На крупных формах рельефа размещены населенные пункты
и ведется хозяйственная деятельность. Давайте послушаем
сообщения.
Смотрят слайд-шоу
Отвечают на вопрос
Самые высокие – г.
Джомолунгма
(Эверест) 8848м.
Самые длинные -
горы Анды (более
9000 км)
Разгадывают ребусы,
где зашифрованы
названия гор.
Сообщения
Люди, в результате хозяйственной деятельности, изменяют
природу и загрязняют её.
Ответьте на вопрос: «Как сохранить планету?»
Посмотрите памятку: «Как сохранить планету?»
учащихся:
Хозяйственная
деятельность людей в
горах
Хозяйственная
деятельность людей
на равнинах
Формы рельефа
территории села
Пичаево
Ответы учащихся.
Смотрят памятку:
«Как сохранить
планету?»
Закрепление
изученного
материала
контроль,
самооценка
Продолжение пути
Фея:
Давай откроем эту дверь
Здесь много интересного, поверь.
За дверью тоже будет клад.
Открой и будешь очень рад.
4 этап
Фея:
Чтобы сундучок открыть
Вам необходимо тест решить
Тест:
-Выполняют тест,
проверяют и ставят
оценку
Умение
применять
имеющиеся
знания;
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Рефлексия
Финиш
Фея:
Личностные
Регулятивные
Закончили мы поиск клада.
Успеху твоему я рада.
Ты многое поведал для себя.
Ждёт рефлексия вас, друзья!
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня
Урок был интересен, урок в определённой степени полезен для
меня
Пользы от урока я получил мало и мне было неинтересно
В ходе выполнения задания я...
Попробовал
новые вещи
Работал
вместе с
другими
Помогал
другим
Делал
правильный
выбор
Был
сосредоточен
на
выполнении
задания
Продолжал
делать,
даже если
не
получалос
ь
Выполнял
задание
хорошо
ДА + старался, но не всегда получалось - НЕТ
Поставьте себе оценку за работу на уроке в данной таблице.
Поднимают
карточки в
соответствии с
критериями оценки
Заполняют таблицу и
ставят себе оценку за
работу на уроке
Домашнее задание
Домашнее задание: Параграф №29, стр. 109-114
В рабочей тетради стр. 67-69.
Подготовить сообщение о горах и равнинах.
Умение
применять
имеющиеся
знания;
Личностные
Регулятивные
Познавательные