Напоминание

Сценарий концерта «Сначала музыка, но речь вольна о музыке глаголить», посвященного Международному Дню Музыки для учащихся общеобразовательных школ


Автор: Мирошниченко Марина Леонидовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Елизовская детская музыкальная школа
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий концерта «Сначала музыка, но речь вольна о музыке глаголить», посвященного Международному Дню Музыки для учащихся общеобразовательных школ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Елизовская детская музыкальная школа"

Сценарий концерта

«Сначала музыка, но речь вольна о музыке глаголить»,

посвященного Международному Дню Музыки

для учащихся общеобразовательных школ

Автор: Мирошниченко М.Л.,

преподаватель

по классу фортепиано

г. Елизово

2017 год

Ведущий: Дорогие ребята и взрослые!

Мы рады видеть вас сегодня в нашем концертном зале, наш концерт мы

сегодня посвящаем Международному дню музыки. Этот праздник во всем

мире отмечают 1 октября. В 1975 году по решению ЮНЕСКО был учрежден

Международный день музыки. Но с музыкой человечество знакомо с давних

времен, но на самом деле музыка не бывает старой или молодой. Она бывает

старинной и современной, серьезной и легкой.

Послушай:

«Музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Вот потому-то иногда – почудится в концертном зале.

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется волна,

Как ветер шелестит листвой, как заскрипев качнулись ели.

А это арфы нам напели, Рояль и скрипки, и гобой»

Но прежде всего нам надо поговорить на очень важную тему: о чем

рассказывает музыка.

Музыка рассказывает? Разве может она о чем-нибудь рассказать? Ведь

у нее нет ни слов, с помощью которых в книгах описываются события,

приключения, подвиги героев. Нет в музыке и красок, которыми художник

рисует

картины,

пейзажи,

горы,

небо,

людей.

Музыка

не

пользуется

ни

словами, ни красками, и тем не менее она умеет рассказывать обо всем, что

нас волнует в окружающей жизни.

Сейчас мы с вами послушаем пьесу, а название нам подскажет Оля

Кузьменко, которая ее сыграет. Слушайте внимательно.

Кузьменко Оля: Между сосен, между елок,

Пробежало сто иголок.

Сто иголок непростых,

Едут яблоки на них

Фыркает, когда сердит.

Весь иголками покрыт

С головы до самых ножек!

Угадайте, это – ……

Дети все вместе отвечают громко: «Ежик!»

Звучит пьеса Д. Кабалевского «Ежик».

Ведущий: А сейчас еще одна музыкальная загадка, разгадываем вместе,

слушаем внимательно:

Не умею я ходить –

Только прыгать и летать.

«Чик-чирик» могу казать.

Кто готов меня назвать?

Послушаем

как

изобразил

эту

маленькую

птичку

музыкальными

звуками композитор А. Руббах, пьеса так и называется «Воробей», исполняет

Шушарина Аня.

Звучит пьеса А. Руббаха «Воробей».

Ведущий: В нашем концерте очень хотят выступить еще одни смешные

персонажи. У них круглые пяточки и хвостики крючком… Кто же это такие?

Звучит пьеса «Марширующие поросята» А. Берлина.

Исполняет Верижникова Маша.

Ведущий: В распоряжении музыки есть только звуки, которые сами по себе

(в отличие от слов) ничего не означают. Но если композитор соберет их

вместе, объединит в мелодии, аккорды, построит из них музыкальную пьесу,

звуки оживут, заговорят и, окажется что они могут рассказать какое красивое

высокое над нами небо, какой красивый чистый белый снег, и даже передать

душистый запах прекрасных цветов на лугу. Музыка может рассказать нам

очень интересную историю, и если вы внимательно будете слушать, вы

узнаете о ком в этой музыкальной истории идет речь. А подсказка для вас

такая:

На цветке сидит цветок,

Пьет нектар – цветочный сок,

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел,

Он взмахнул … и улетел!!!

Ведущий: Молодцы, ребята, в этом поэтическом описании вы правильно

узнали красавицу – бабочку, а теперь слушаем захватывающую музыкальную

историю, пьесу И. Иордана «Охота за бабочкой»; а для вас – следующее

задание – услышать какой конец у этой истории. Счастливый или не очень?

Звучит

пьеса

И.

Иордана

«Охота

за

бабочкой»

в

исполнении

Курбатовой Лизы.

Ведущий: Музыка окружает нас в разные моменты нашей жизни. Звуки

заставляют нас волноваться, печалиться, радоваться. И действительно, ни

один праздник не обходится без музыки. Давайте мы с вами на несколько

минут представим себе наш самый любимый новогодний праздник, как вы

приходите на школьную елку и сразу же попадаете в окружение знакомых

песен, веселых танцев. И, конечно, же детский праздник не может обойтись

без знакомой всем польки с ее живым, бодрым характером.

Потанцуй со мной, милый мой дружок! –

Лихо шпорами звякнет сапожок.

На балу горят тысячи свечей.

Полшага, подскок – взгляд твоих очей.

Мне ладонь в ладонь положи смелей,

Польку танцевать будет веселей.

Звучит «Полька» из «Детского альбома» П. Чайковского, исполняет

Швецова Ангелина.

Ведущий: Наш праздник продолжается дальше еще двумя на первый взгляд

похожими танцами – вальсом и мазуркой. Оба этих танца имеют трехдольный

размер. Только в вальсе главная сильная нота, находится на первой ноте

такта.

Вальс

желанный

гость

на

любом

празднике.

Вальсы

бывают,

медленные лирические и быстрые, бравурные. Музыка вальса может быть

очень

резной.

Давайте

мы

вместе

послушаем

«вальс

цветов»

из

балета

«Чипполино» Арама Хачатуряна.

Звучит

«Вальс

цветов».

Исполняет

ансамбль

Доронина

Аня

и

Шушарина Аня.

Ведущий: А теперь мы прислушаемся к мазурке. Счет у мазурки тоже на три,

но

движение

значительно

быстрее.

Часто

возникают

внезапные

острые

акценты. Вот как описывает мазурку А.С. Пушкин:

«Мазурка раздалась,

Бывало, когда гремел мазурки гром

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.»

Звучит «Мазурка» Андреева, исполняет Иванов Толя.

Ведущий: Но

в

жизни

нас

окружают

не

только

праздники

и,

конечно,

веселое,

праздничное

настроение

может

измениться,

перейти

во

взволнованность, беспокойство, грусть и даже в тоску и глубокую печаль –

все эти оттенки настроения могут выразить музыкальные звуки.

Льются звуки, печалью глубокой.

Бесконечной тоскою полны:

То рассыплются трелью высокой,

То замрут тихим всплеском волны.

Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,

Что в вас жгучую будит печаль?

Или в счастье вы веру теряете,

Иль минувшего страстно вам жаль?

Звучит

пьеса

Ф.

Годефруа

«Мои

пролитые

слезы»,

исполняет

Спиридонова Ангелина.

Ведущий: Ребята, скажите мне пожалуйста, о чем может рассказать такая

музыка? Правильно – о болезни, разочаровании, большой неудаче, тяжелом

горе. Но мы с вами грустить долго не будем. Посмотрите, какая отличная

погода за окном. Сейчас у нас на улице весна, но она еще совсем ранняя,

только-только

начал

таять

снег,

но

уже

появились

первые

приметы

наступающей весны.

За окном звенит она,

И поет – пришла весна.

И холодные сосульки

превратились в эти струйки.

Снег в лесу, сугробов много,

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает…

Дети все вместе – капель!

Ведущий: Но капель у нас сегодня необычная, она веселая, потому что после

нашей

долгой

надоевшей

всем

Камчатской

зимы

скоро

лето

и

такие

долгожданные летние каникулы.

Пьесу О. Хромушина «Веселая капель» исполняет Доронина Аня.

Ведущий: Итак, музыка прежде всего выражает настроение, чувство, но этим

она не ограничивается. Содержание музыки намного шире. Музыка может

поведать

обо

всем,

что

нас

окружает.

Музыка

может

рисовать

картины

природы.

Вот одна из них. Композитор Виктор Косенко сочинил пьесу «Дождик».

Уже

из

самого

названия

становится

понятно,

о

чем

будет

рассказывать

музыка.

С неба капает уныло –

Всюду мокро, влажно, сыро.

От него легко укрыться,

Стоит зонтику раскрыться.

Звучит пьеса В. Косенко «Дождик» в исполнении Дорониной Ани.

Ведущий: Ребята, расскажите мне, что вы услышали? Правильно. С первых

же звуков мы слышим падающие звонкие капли. Но это не тот осенний

холодный долгий дождь, который продолжается несколько дней, и заставляет

всех грустить и печалиться. Это маленький летний дождик. Молодцы, вы

даже ощутили теплые лучи солнца, которое проглядывает сквозь тучи и даже

«увидели» радугу, которую «нарисовал» звуками композитор.

Ведущий: А сейчас если мы будем внимательно вслушиваться в музыку,

перед нами появится еще одна картина природы. Давайте представим, что мы

ранним утром оказались на берегу прекрасного озера и проведем здесь целый

день.

Звучит

пьеса

Э.

Полдини

«У

озера»

в

исполнении

ансамбля

Спиридонова Ангелина и Шаповалова Катя.

Ведущий: Ребята, понравилось ли вам музыкальное путешествие к озеру?

Что вы из него запомнили?

С утра озеро спокойное, никакого волнения. Мы созерцаем тишину и

умиротворение.

Но

вот

слегка

подул

ветер,

набежали

тучи,

озеро

заволновалось. Ветер усилился, налетела буря, и начался шторм. Но к вечеру

природа

успокоилась,

буря

прошла,

и

опять

перед

нами

бесконечная

спокойная

зеркальная

гладь

в

вечерних

сумерках.

Озеро

готовиться

к

погружению в спокойный ночной сон.

Ведущий:

«Поле зыблется цветами,

В небе вьются света волны,

Вешних жаворонков пенья,

Голубые бездны полны.»

Эти строки из стихотворения поэта Майкова Петр Ильич Чайковский

предпослал своей фортепианной пьесе «Март. Песня жаворонка» из цикла

«Времена года». Ребята, а к вам вопрос – как же композитор рисует звуками

картину пробуждающейся природы.

Звучит пьеса «Март. Песня жаворонка».

Ведущий: Молодцы,

ребята,

вы

правильно

услышали,

что

композитор

передает радостное настроение, которое после долгой зимы вызывает у нас

первый весенний месяц. Мы слышим в музыке, как колышутся стебельки

полевых цветов и трав. А над ними высоко в голубом бескрайнем небе льется

звонкая и нежная песня жаворонка.

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины!

Я к ним протягиваю руки -

Ладони музыкой полны.

Замрет на миг и снова льётся

Живая звонкая струя.

И солнце ласково смеется,

И дышит ласково земля.

Содержание этой пьесы раскрыто в самом названии и подзаголовке,

уточняющем

намерении

композитора

и

направляющем

воображение

слушателя по нужному пути. Такая музыка носит название программной.

Ведущий: Звукам музыки подвластно все. Музыка может передавать любые

оттенки настроения, чувства, рисовать и подражать звукам природы. Но еще

она

может

повествовать

о

событиях,

рассказывать

истории,

она

может

изобразить целую сказочную сцену. И сейчас прозвучит сказочная пьеса,

героиня которой подскажет нам название этой сказки.

Доронина Аня:

«Лебедь к вам пришла Царевна,

Месяц в волосах блестит

Светом ясным и волшебным,

А во лбу звезда горит.»

Звучит пьеса В. Ходош «Царевна Лебедь», исполняет Доронина Аня.

Ведущий: И я вам, ребята задаю вопрос: «Назовите сказку, из которой к нам

приплыла Царевна Лебедь, и автора этой сказки, русского поэта…»

Молодцы!

«Сказка

о

царе

Салтане»

А.С.

Пушкина.

И

еще

одна

сказочная

сцена.

На

волшебной

поляне

в

фантастическом

лесу

пляшут

сказочные кузнечики.

Звучит

пьеса

А.

Холминова

«Хоровод

кузнечиков»

в

исполнении

ансамбля Спиридонова Ангелина, Шаповалова Катя.

Ведущий: Давайте вообразим себе, что мы встретились с этими веселыми

кузнечиками. Пофантазируем, что они делают в музыкальной пьесе? С каким

настроением? Как выглядит это сказочное место?

Молодцы. Вы правильно услышали, что хотел передать своей музыке

композитор – кузнечики так развеселились, что не могут остановиться. Они

хохочут, падают и снова пускаются в задорный пляс.

Ведущий: Дорогие ребята. Слушая музыку, мы остро переживали те же

чувства, которые волновали композитора, когда он писал свое произведение.

В этом и заключается сила творений искусства, что независимо от того, когда

они были созданы – в прошлом веке, недавно, или 20 столетий назад –

чувства, мысли, образы, заложенные в них, продолжают волновать нас до сих

пор. Музыка бессмертна. И надо учиться ее понимать, уметь не только

слушать музыку, но и слышать, о чем хотел рассказать автор.

И даже если вы не умеете играть на музыкальных инструментах, то по

крайней мере, не упускайте возможности почаще слушать хорошую музыку.

И скоро вы заметите, что с каждым разом она становится все ближе и

понятнее,

что

слушание

музыки

доставляет

вам

все

больше

и

больше

удовольствия.

Постепенно музыка раскроет все тайны, вы узнаете как богат и красив

этот мир прекрасных мелодий, красочных гармоний, удивительных тембров.

И вы полюбите этот мир музыки, как хорошую добрую интересную книгу.

Музыка станет вашим верным другом, с которым вам никогда не захочется

расстаться.

И всякий раз, когда в душе смятенье, –

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении

Вдруг начинает Музыка звучать.

Всем праздники нужны нам, вне сомнения!

И вот – день Музыки! И в праздник пожелать

Хочу я вам, друзья, – Восторга! Вдохновения!

И снова, снова, – Музыку и слушать, и играть!



В раздел образования