Напоминание

Декоративно–прикладное искусство


Автор: Чеботарева Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ с.Раздольное"
Населённый пункт: НСО, с.Раздольное
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: Декоративно–прикладное искусство
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств с. Раздольное»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Декоративно-прикладное искусство»

Срок освоения 4 года

Возраст обучающихся 7-11 лет

Новосибирск

2017

1

ОДОБРЕНО на заседании

педагогического совета

протокол №____

дата ____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУДО

«ДШИ с Раздольное»

______Вакорин П.Г.

Дата________________

Составитель: Чеботарева Татьяна Александровна

преподаватель

Муниципального казенного учреждения

дополнительного образования

«ДШИ с.Раздольное»

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного

предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной

аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования. Содержание разделов и тем.

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Комментарии к разделам и темам;

VI.

Литература нормативная, методическая,

психолого - педагогическая

3

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

Учебный предмет «Декоративно-прикладное искусство» занимает

важное место в комплексе предметов программы «Живопись». Он является

базовой составляющей для последующего изучения предметов в области

изобразительного искусства.

Творческие способности и практические умения детей не могут

развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Целью преподавания

декоративного искусства в детской школе искусств является формирование

художественной культуры обучающихся, как неотъемлемой части духовной

культуры;

обучение

учащихся

средствам

различных

видов

народного

и

современного

декоративно-прикладного

искусства.

Программа

учебного

предмета

«Декоративно-прикладного

искусства»

направлена

на

создание

условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах,

техниках,

на

выявление

и

развитие

творческих

способностей

каждого

ребенка, пробуждения интереса к национальной культуре.

Настоящая

общеобразовательная

программа

в

области

декоративно-

прикладного искусства (далее - «ДПИ») составлена на основе федеральных

государственных

требований

(далее

-

ФГТ),

которые

устанавливают

обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям

реализации.

Программа

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации образовательной и методической деятельности при реализации

общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ.

4

Предмет «ДПИ» тесно связано с предметами «Рисунок», «Живопись»,

«Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного

искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать

окружающий

мир

и

воплощать

его

в

формах

декоративно-прикладного

творчества,

гармонично

объединяя

функциональный

и

эстетический

компоненты в своей работе.

Срок реализации учебного предмета.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

по

предмету

«декоративно-прикладное

искусство»

реализуется

при

4-летнем

сроке

обучения. Возраст детей: от 7-11 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом

уровня

развития

детей.

Продолжительность

учебных

занятий

составляет 36 недель.

Общая трудоемкость учебного предмета «ДПИ» составляет 288 учебных

часов. Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий

Время на самостоятельную работу по данному предмету не выделяется в

связи

со

сложившимися

педагогическими

традициями

и

методической

целесообразностью.

Сведения о затратах учебного времени и

графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной

нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего

часов

Годы обучения

1-ый год

2-ой год

3-ий год

4-ый год

5

(классы)

(1-ый класс)

(2-ой класс)

(3-ий класс)

(4-ый класс)

Полугодия

1

2

1

2

1

2

1

2

Аудиторные

занятия

32

40

32

40

32

40

32

40

288

Максимальная

учебная

нагрузка

32

40

32

40

32

40

32

40

288

Вид

промежуточной

и итоговой

аттестации

Просмотры

по итогам

каждой

четверти

Просмотры

по итогам

каждой

четверти

Просмотры

по итогам

каждой

четверти

Просмотры

в 1.2, 3

четв.,

Выпускная.

Итоговая

работа

Форма проведения учебных аудиторских занятий.

Занятия по предмету «ДПИ» и проведение консультаций

осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10

человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить

процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и

индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство».

Целью учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство»

является художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в

процессе

освоения

программы

теоретических

и

практических

знаний,

умений и навыков работы с текстильными и природными материалами на

основе законов композиции. Овладение учащихся национальным культурным

наследием.

Программа

учебного

предмета

«Декоративно-прикладное

искусство»

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности

обучающихся,

направлена на решение следующих задач:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных

народов;

6

- формирование начальных общетрудовых и специальных умений и

навыков (ручного труда) в области ДПИ, основ экологической культуры,

умений кооперации и сотрудничества в процессе обучения;

- формирование способности понимать принципы создания предметов

декоративно - прикладного искусства;

- знакомство с законами, закономерностями, правилами и приемами

декоративной композиции.

- применение полученных знаний в композиционных работах;

-

формирование умения находить художественные средства,

соответствующие композиционному замыслу;

- формирование умения создавать грамотную художественную

композицию;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности,

обязательности, ответственности при выполнении любой работы, культуры

поведения и общения, аккуратности, бережного отношения к используемым

материалам, самостоятельности.

- содействие в формировании образного и пространственного мышления,

творческой

фантазии,

наблюдательности,

зрительной

памяти,

внимания,

способности к визуализации идей.

- формирование у способных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.

Перечисленные цели и задачи решаются в комплексе во время бесед,

наблюдений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.

Содержательной основой программы являются первоначальные знания

о технологии ручной обработки различных материалов, их декорировании и

составлении

различных

композиций.

Знакомство

обучающихся

с

правилами

безопасной

работы

с

инструментами

и

санитарно--

гигиеническими требованиями к организации учебного процесса.

7

Методы обучения

Для достижения поставленных целей и задач предмета «Декоративно-

прикладное искусство» используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, демонстрация методических пособий, иллюстраций,

слайдов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический

(упражнение,

приобретение

навыков

работы

с

материалами);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественных

впечатлений;

- творческий (творческие задание, выполнение вариативных заданий,

участие детей в выставках и конкурсах);

- исследовательский ( исследование свойств текстильных материалов,

красителей, фурнитуры, исследование свойств бумаги, красок, растворителей

и других материалов).

Предложенные методы работы в данной программе являются наиболее

продуктивными

при

реализации

поставленных

целей

и

задач

учебного

предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях

прикладного творчества.

Основной

формой

обучения

декоративно

-

прикладному

искусству

является урок с учетом нескольких основных структурных элементов его

проведения педагогом. Программа предлагает следующую схему проведения

занятий:

- обзорная беседа - знакомство с новой техникой работы в материале;

- освоение приемов работы в материале.

- выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в

материале. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в

8

тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач

обучения (экскурсия).

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета.

1.

Наличие

необходимого

количества

помещений

с

достаточной

освещенностью.

2.

Наличие в кабинете достаточного количества мебели, необходимой

для реализации учебного процесса.

3.

Наличие специального оборудования для классов: гладильная доска,

утюг,

швейная

машина,

швейные

аксессуары,

выставочное

оборудование.

4.

Наличие необходимых текстильных материалов.

5.

Наличие

методических

программ,

фотоматериалов,

современной

методической периодики.

6.

Фонд справочной литературы: по видам и техникам декоративно-

прикладного

творчества

и

народных

ремесел,

классическая

литература для иллюстрирования, справочники по истории Отечества,

истории костюма, этнографические материалы.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство»

построено с учетом возрастных особенностей обучающихся и особенностей

их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую

части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и

способами работы с различными материалами и историей их возникновения,

а

практическая

часть

основана

на

применении

теоретических

знаний

в

9

учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают

знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения

работы в различных техниках прикладного творчества.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Раздел 1: Обработка бумаги и картона.

Раздел 2: Обработка природных материалов.

Раздел 3: Текстиль.

Итоговая выпускная работа.

Каждый из предложенных разделов, как независимая единица

содержания,

представляет

собой

технический

процесс

обработки

определённого

материала

либо

группу

работ,

которые

объединены

смысловым

и

логическим

единством

и

направлены

на

достижение

комплексов дидактических задач.

В основу содержания

каждого

раздела

положена

определённая

последовательность

практических

заданий,

которые

объединяют

группы

изделий,

сходные

по

конструктивным

особенностям

и

технологическим

операциям.

Это

обеспечивает

учителю

возможность

дифференциации

трудовых заданий, а учащимся - ситуацию выбора.

Набор разделов

не является строго обязательным, отдельные модули

м о г у т

б ы т ь

и с к л юч е н ы ,

в в ед е н ы

н о в ы е

м од ул и ,

и з м е н е н а

последовательность их прохождения, с тем, чтобы максимально учитывались

индивидуальные потребности и возможности учителя и учащихся, местные

традиции, материально-техническое обеспечение школ.

10

Учебно-тематическое планирование по дополнительной общеразвивающей

программы «Декоративно-прикладное искусство»

1-4 годы обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 72.

Количество часов в неделю: 2.

Год

обучения

Тема

Раздел

Кол-во

часов

1

2

3

4

1-ый год

обучения

1.Обработка бумаги и картона. Основы

декоративной композиции. Аппликация с

элементами коллажа.

1. беседа о декоративно-прикладном

искусстве. Знакомство с понятием ДПИ и его

особенностями.

1.1. Знакомство с материалами и

инструментами. Организация рабочего места.

Правила безопасной работы.

1.2. Разрезание по прямой линии, приемы

приклеивания; задачи на плоское

конструирование. (Композиция «Наш двор»).

1.3. Свойства бумаги. Изготовление из бумаги

стилизованных животных.

( Лошадка, собачка).

1.4. Новые приемы обработки бумаги.

Композиция из бумажных шариков.

1.5. Рациональные приемы разметки и

заготовки одинаковых деталей. Орнамент в

квадрате.

1-ый

38

2

2

4

2

8

4

11

1.6. Симметричное вырезание из бумаги .

Орнамент в круге.

1.7. Конструирование по образцу из

бумажных полос. (Рыбка, корзинка с

цветами).

1.8. Композиция на плоскости. Мозаика из

кусочков цветной бумаги.(Петушок, собачка).

1.9. Симметричное вырезание. Ритм в

композиции. (Закладка).

1.10. Творческое задание на рационально

логическое мышление. Аппликация из

геометрических или растительных форм.

2. Работа с природными материалами.

2.1. Экскурсия в осенний сад, сбор

природных материалов.

2.1 Линейная композиция «Дерево».

2.2. Создание образа по ассоциации с формой

листьев.

2.3.Составление сюжетной композиции из

природных материалов. (Аквариум, осенний

букет).

2.4. Коллаж. Материал и образ. Композиция

из природных материалов- семена растений.

3. Текстиль.

3.1. Нитяная кукла. Кукла – оберег на Руси,

история возникновения.

3.2. Обработка ниток. «Мартиничка» - кукла,

изготовленная из ниток.

3.3. Обработка ткани. Знакомство с

материалами и инструментами. Организация

2-ой

3-ий

4

4

4

2

4

14

2

2

2

4

4

20

2

4

2

12

рабочего места. Правила безопасной работы.

3.4. Простые швы. Шов «вперед иголка»

швы на его основе.

3.5. Выполнение работы на ткани (салфетка

25х25) по собственным эскизам.

3.6. ВТО. Правила безопасной работы.

Оформление работы.

4

6

2

72

2-ой год

обучения

1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Задачи на плоское конструирование.

Композиция «Мой дом».

1.2. Свойства рванной бумаги. Композиция

«Кораблик в море».

1.3. Композиция из креповой бумаги. (цветы,

бабочки). Симметрия в композиции.

1.4. Конструирование из бумажных полос.

(Яблоки, гусеницы).

1.5. Тиснение на фольге. Работа по

собственным эскизам.

1.6. Конструирование из бумаги. (Коробочка,

конверт).

1.7. Мозаика из кусочков цветной бумаги по

собственным эскизам.

1.8. Пластилиновая роспись. Работа по

собственным эскизам.

1.9. Тестопластика. История лепки из

слоеного теста. Знакомство со свойствами

материала. Плоскостная лепка.

2. Работа с природными материалами.

1-ый

2-ой

32

4

2

4

4

4

2

4

4

4

2

13

2.1. Композиция «Осень». Метод штамповки

свежими листьями.

3. Текстиль.

3.1. Изготовление игольницы. Швы «вперед

иголка», сборка материала. (шляпка, тыква).

3.2. Новогодняя игрушка из фетра «Елочка»,

украшение бусинами, пуговицами, паетками.

3.3. Текстильная игрушка – напальник.

Ручные швы: шов «вперед иголка», «назад

иголка», «петельный» шов.

3.4. Текстиль. Мягкая игрушка «Рыбка» из

фетра и драпа. Ручные швы «стебельчатый» и

петельчатый «тамбурный».

3.5. Аппликация из ткани по мотивам

народных сказок. Оформление работы-

рамка, ритм в композиции.

3.6. Тряпичная кукла – оберег

«Неразлучники».

Славянские куклы обереги и их значение.

3.7. Изготовление помпонов. (Гусеница).

3.8 Пасхальный цыпленок из ниток.

Пасхальная композиция.

3-ий

2

38

4

4

6

6

6

6

2

4

72

3-ий

2 . Работа с природными материалами.

2.1.Коллаж. Композиция из природных

материалов « Кусочки лета». (листья, камни,

песок, ракушки).

1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Объемная композиция на плоскости:

2-ой

1-ый

6

6

16

6

14

форма, цвет, образ. «Волшебные квадраты».

1.2. Плетение из бумажных полос «Олень».

1.3. Плетение из бумажных трубочек

(Карандашница).

3. Текстиль.

3.1. Материаловедение – технология

получения тканей.

3.2. Ткачество.

3.3. Виды орнаментных композиций в полосе

с вертикальным и горизонтальным

чередованием мотивов.

3.4. Выполнение вышивки крестом по

выбранному образцу.

3.5. Мережка. Выполнение работы на

образце.

3.6. Оформление мережкой салфетки с

вышивкой крестом.

3.7. Декоративная подушка с аппликацией

«кот».

3.8. Салфетка с аппликацией, с применением

материалов на клеевой основе.

3-ий

4

6

50

4

10

4

10

4

6

6

6

72

4-ый

2.Работа с природными материалами.

2.1. «Осенний венок».

1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Техника симметричной аппликации из

цветной бумаги. Равновесие на плоскости.

Рациональные приемы разметки и заготовки

одинаковых деталей.

1.2. Композиция из бумажных полос.

2-ой

1-ый

6

6

16

6

4

15

Квиллинг.

1.3. Плетение из бумажных трубочек

(Корзинка).

3. Текстиль.

3.1. Ткачество. Полотняное переплетение –

круглый коврик.

3.2. Кукла из льняных ниток на конусе.

3.3. Закладка из вышивальных ниток -

«мулине».

3.4. Машиноведение.

3.5. Центр композиции. Салфетка из ткани.

3.6.Понятие «Орнамент» . Салфетка из ткани

с геометрическим орнаментом.

3.7. Проектирование и изготовление куклы –

скатки.

3-ий

6

50

8

4

8

4

12

10

4

72

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие

этапы:

- обзорное знакомство с каждой темой;

- изучение основных технологических приемов;

- практическое выполнение задания.

Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала:

1

класс

общее

ознакомление

учащихся

с

видом

декоративно-

прикладное искусство приобретение основных навыков и умений;

2-3 классы – дальнейшее изучение вида декоративно – прикладного

искусства, совершенствование знаний и навыков;

16

4

класс

углубленное

изучение

вида

декоративно

прикладного

искусства, совершенствование умений и навыков.

Основное время отводится на практические занятия. Теоретический

курс

изучения

декоративной

композиции

необходим

для

подготовки

учащихся к выполнению изделий декоративно – прикладного искусства в

различных техниках и материалах.

1 год обучения.

Раздел 1: обработка бумаги и картона. Основы декоративной

композиции. Аппликация с элементами коллажа.

1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с понятием

декоративно-прикладное искусство и его особенностями, красочностью,

оптимизмом.

Декоративное

искусство

в

быту,

народное

декоративно-

прикладное искусство.

Материалы: изделия декоративного искусства, слайды.

1.1.

Знакомство

с

материалами

и

инструментами.

Организация

рабочего места. Правила безопасной работы. Знакомство с кабинетом.

Изучение

правил

поведения

в

учебных

мастерских.

Инструктаж

о

безопасной работе с ножницами и клеем. Познакомиться с материалами и

инструментами необходимыми для обработки бумаги и картона. Работа в

учебных тетрадях.

1.2. Композиция «Наш двор». Познакомиться с особенностями

декоративной композиции. Выбрать удачное композиционное размещение

предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации. Заготовить детали

аппликации по заготовленным шаблонам (разрезание по прямой линии).

Приемы приклеивания.

Материалы и инструменты: белый и цветной картон, цветная бумага,

фольга, клей карандаш, ножницы, простой карандаш, линейка.

1.3. Изготовление из бумаги стилизованных животных. ( Лошадка,

17

собачка). Дать сведения о бумаге и ее свойствах (прочность, сгибание), об

истории возникновения. Научить складывать бумагу разными способами.

Развивать навыки работы с ножницами. Знакомство с понятием

«стилизация», овладением принципами стилизации.

Материалы и инструменты: разные виды бумаги и картона, ножницы,

линейка, фломастеры.

1.4.Новые приемы обработки бумаги. Композиция из бумажных

шариков. («Мой веселый, звонкий мяч …!»)

Знакомство с геометрическими фигурами (круг, шар). Заготовка шариков из

цветных квадратов. Отработка навыков разрезание по прямой линии.

Материалы: плотный картон, цветная двухсторонняя бумага, линейка,

простой карандаш, ножницы, кисточка, клей ПВА.

1.5. Рациональные приемы разметки и заготовки одинаковых деталей.

Орнамент в квадрате. Геометрический узор. Знакомство с геометрическими

фигурами и их свойствами . Знакомство с орнаментом и его особенностями –

симметрией, ритмом, выработка умения симметрично заполнять квадрат,

овладение умением последовательно вести работу над декоративным

рисунком из геометрических форм. Деление квадрата на части.

Материалы: цветной картон, белая и цветная бумага, клей карандаш,

ножницы, простой карандаш, линейка.

1.6. Симметричное вырезание из бумаги. Орнамент в круге.

Растительный узор. Формирование у обучающихся умения самостоятельно

составлять орнамент из растительных форм, симметричное заполнение круга

относительно центра. Деление круга на 8 равных частей. Научить учащихся

складывать бумагу для заготовки симметричных деталей.

Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш,

ластик, клей карандаш, ножницы.

1.7. Конструирование по образцу из бумажных полос. (Рыбка, корзинка с

цветами). Параллельные линии, разрезание по прямой линии. Переплетение

полос в шахматном порядке.

18

Материалы; цветная двухсторонняя бумага, линейка, простой карандаш,

ластик, ножницы, клей карандаш, картон.

1.8. Композиция на плоскости. Мозаика из кусочков цветной бумаги.

(Петушок, собачка). Познакомить учащихся с техникой мозаичной

аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного

искусства- мозаика. Выполнить композицию из кусочков цветной бумаги

(цветные журналы). Организовать плоскость листа при акцентировании

композиционного центра и соподчинением всех элементов композиции.

Задание выполняется на картоне с использованием заранее подготовленных

трафаретов животных.

Материалы: белый и цветной картон, цветная бумага, простой карандаш,

ластик, клей карандаш, ножницы

1.9. Симметричное вырезание. Ритм в композиции. (Закладка).

Растительный узор в полосе. Ритм в композиции. Выработка умения

ритмически заполнять полосу, овладение умением последовательно вести

работу над декоративным рисунком. Цвет как средство художественной

выразительности. Закрепление у учащихся умения вырезать симметричные

детали и составлять орнамент из растительных форм.

Материалы: цветной и белый картон, бархатная бумага, простой карандаш,

ластик, клей карандаш, ножницы.

1.10. Творческое задание на рационально логическое мышление.

Аппликация из геометрических или растительных форм. Закрепление

знаний и умений учащихся. Используя знания и навыки, приобретенные на

предыдущих уроках, самостоятельно выполнить аппликацию из

геометрических или растительных форм на выбор учащихся.

Материалы: цветной и белый картон, цветная и бархатная бумага, простой

карандаш, ластик, линейка, клей карандаш, ножницы.

Раздел 2: Работа с природными материалами.

2.1. Экскурсия в осенний сад, сбор природных материалов. Собрать

коллекцию осенних листьев различных по форме, конфигурации и цветовой

19

гамме. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по

форме различных листьев (рябина, липа, ясень, дуб, береза) и выявление их

геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных

формах.

2.1. Линейная композиция «Дерево». Знакомство с материалами и

инструментами необходимыми при работе с природными материалами.

Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использование в работе шаблона

листьев.

Материалы: картон, цветная бумага, декоративных маркеров.

2.2. Создание образа по ассоциации с формой листьев. Разнообразие

растений. Цвет, фактура. Способы заготовки растений.

Материалы: картон, плоские засушенные растения, клей ПВА, кисточка для

клея, ножницы.

2.3.Составление сюжетной композиции из природных материалов.

(Аквариум, осенний букет). Аппликация из плоских засушенных листьев на

цветном картоне или на тонированной бумаге формата А3. Тема сюжетной

композиции на выбор учащихся. Эскиз. Рисунок выложить лепестками,

листочками на листе, приклеить, обозначить окружение.

Материалы: бумага формата А3, цветной картон, клей ПВА, кисточка для

клея, ножницы, бумажные салфетки, простой карандаш.

2.4. Коллаж. Материал и образ. Композиция из природных материалов -

семена растений. Композиция в круге из различных семян. Знакомство с

семенами растений. Работа выполняется на тонированных грампластинках.

Материалы: грампластинки, гуашь, кисточки, клей ПВА, семена растений,

простой карандаш.

Раздел 3. Текстиль.

3.1 Нитяная кукла. Кукла – оберег на Руси.

Игрушка в жизни людей, особая роль куклы. Куклы –обереги на Руси,

история возникновения. Требования техники безопасности при работе с

колющими и режущими инструментами. Организация рабочего места

20

учащегося.

Материалы: нитяные куклы, слайды.

3.2. Обработка ниток. «Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток.

Изготовление куклы. На основе этой куклы возможно создание

разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком

или изделием для ярмарки.

Материалы: шерстяные нитки, ножницы.

3.3. Обработка ткани. Знакомство с материалами и инструментами.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Материалы: ткань х/б, ручные иглы, нитки х/б, ножницы, наперсток, линейка,

простой карандаш, сантиметровая лента, портновский мелок, булавки

портновские.

3.4. Простые швы. Шов «вперед иголка».

Знакомство с простейшими швами: швом « вперед иголка» и швами на его

основе. Учащиеся знакомятся с простейшими швами и закрепляют

полученные знания на образце.

Материалы: ткань х/б, ручные иглы, нитки х/б, ножницы, наперсток,

линейка, простой карандаш.

3.5. Выполнение работы на ткани (салфетка 25х25) по собственным

эскизам. Закрепление знаний и умений учащихся. Используя знания, умения

и навыки, приобретенные на предыдущих уроках выполнить работу на ткани

(салфетки 25х25) швом «вперед иголка» по собственным эскизам.

Материалы: ткань х/б, ручные иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток,

простой карандаш.

3.6. ВТО. Правила безопасной работы при ВТО. Основные правила влажно

– тепловой обработки и требования к ее выполнению. Правила безопасной

работы с утюгом. Оформление работы.

Материалы: гладильная доска, утюг.

2 год обучения

21

Тема 1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Задачи на плоское конструирование. Композиция «Мой дом».

Повторение правил поведения в учебных мастерских. Инструктаж о

безопасной работе с ножницами и клеем. Закрепление знаний, умений и

навыков, приобретенных учащимися на первом году обучения. Особенности

декоративной композиции. Выбрать удачное композиционное размещение

предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации. Заготовить детали

аппликации по согласно собственным эскизам. Выполнение работы на

картоне.

Материалы и инструменты: белый и цветной картон, цветная бумага, клей

карандаш, ножницы, простой карандаш, линейка.

1.2. Свойства рванной бумаги. Композиция «Кораблик в море».

Познакомить учащихся со свойствами рванной бумаги. Повторение свойств

бумаги (сгибание, прочность) при изготовлении корабликов разными

способами.

1.3. Композиция из креповой бумаги. (цветы, бабочки). Симметрия в

композиции. Расположить предмет на листе так, чтобы он был симметричен

относительно вертикали, горизонтали, вертикали и горизонтали

одновременно. Знакомство с работой в новом материале.

Материалы: белый картон, креповая бумага, линейка, простой карандаш,

ножницы, клей.

1.4. Конструирование из бумажных полос (яблоки , гусеницы). Знакомство

учащихся с полотняным переплетением, выполнение его из цветной бумаги.

Оформление работы в виде яблок на дереве, с гусеницами (коллективная

работа). Вырезание по прямой линии.(параллельные линии).

Материалы: цветная бумага, линейка, простой карандаш, ластик, ножницы,

клей карандаш, ватман, гуашь.

1.5. Тиснение на фольге. Работа по собственным эскизам. Знакомство с

работой в новом материале. Продавливание картинки сплошной линией или

22

прерывистой. Чеканка отдельных элементов.

Материалы; лист фольги, подложка (фетр), бумага для эскиза, карандаш,

ластик, ручка, зубочистки, кисточка (ее обратная сторона), не пишущая

ручка, картон, ножницы.

1.6. Конструирование из бумаги. (Коробочка, конверт)

Изготовить поделку « Коробочка», используя прием складывания из квадрата.

Совершенствование конструктивных умений и навыков создания из бумаги

разных поделок, без использования ножниц. Работа со схемами. Плоские и

объемные геометрические фигуры. Оформление работы на выбор учащихся.

Материалы: бумага для черчения, цветная бумага, фломастеры, линейка,

простой карандаш, ластик, ножницы, клей карандаш, образцы, плоский

квадрат, объемный куб .

1.7. Мозаика из кусочков цветной бумаги по собственным эскизам.

Познакомить учащихся с анималистическим жанром в декоративно-

прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в

технике аппликация из кусочков рванной бумаги. Найти выразительное

решение композиции.

Материалы: белый картон, цветная бумага, клей, простой карандаш,

иллюстрации к русским народным сказкам – слайды.

1.8. Пластилиновая роспись. Работа по собственным эскизам. Асимметрия

в композиции. Расположить предметы на листе так чтобы они были

асимметричны относительно вертикали, горизонтали, вертикали и

горизонтали одновременно. Повторение ранее изученного с учащимися

материала на тему – симметрия. Знакомство с работой в новом материале.

Материалы: виниловые пластинки, бумага, простой карандаш.

1.9. Тестопластика. История лепки из слоеного теста. Знакомство со

свойствами материала. Основные приемы, используемые при лепки

животных. Технологический процесс изготовления поделок из теста. Работа с

шаблоном. Плоскостная лепка.

Материалы; доска для лепки, скалка, нож, различные предметы и трафареты

23

для нанесения рисунка, гуашь, клей ПВА.

Тема 2. Работа с природными материалами.

2.1. Композиция «Осень». Метод штамповки свежими листьями.

Геометризация формы. Приведение измененного по форме растительного

объекта (листьев) к простейшим геометрическим формам – кругу (овалу),

квадрату (прямоугольнику), треугольнику.

Материалы: бумага формата А3, простой карандаш, гуашь, свежие листья.

Тема 3. Текстиль.

3.1. Изготовление игольницы. Шов «вперед иголка» (шляпка, тыква).

Учащиеся закрепляют полученные знания о простейших швах (шов «

вперед иголка» , полученных на первом году обучения. Сборка материала.

Материалы: ткань х/б, иглы, нитки, ножницы, наперсток, линейка, простой

карандаш.

3.2. Новогодняя игрушка из фетра «Елочка», украшение бусинами,

пуговицами, паетками.

3.3. Текстильная игрушка – напальник.

Учащиеся продолжают знакомиться с простейшими швами: « вперед иголка»

«двухсторонний вперед иголка», « назад иголка», «петельный». Отработка

навыков выполнения швов на образце с дальнейшим переходом на изделие

(игрушка – напальник, животные, театр на ладошке).

Материалы: фетр, драп, кожа, пуговицы, бумага, простой карандаш, ластик,

ножницы, ручные иглы, нитки х/б, нитки мулине.

3.4. Текстиль. Мягкая игрушка «Рыбка» из фетра и драпа.

Ручные швы «стебельчатый» и «тамбурный» (цепочка и широкий). Отработка

навыков выполнения швов на образце с дальнейшим переходом на изделие

(рыбка из фетра или драпа.) и закрепление навыков выполнения простейших

швов «вперед иголка» и швов на его основе.

Материалы: фетр, драп, кожа, пуговицы, бумага, простой карандаш, ластик,

ножницы, ручные иглы, нитки х /б, нитки мулине.

3.5. Аппликация из ткани по мотивам народных сказок. Оформление

24

работы - рамка, ритм в композиции. Продолжаем знакомить учащихся с

анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить

иллюстрацию к русской народной сказке (на выбор учащихся) в технике

аппликация из ткани.

Материалы: ткань разная по цвету и фактуре, кожа, бумага, простой

карандаш, ластик, ножницы, клей ПВА, плотный картон, калька.

3.6. Тряпичная кукла – оберег «Неразлучники».

Славянские куклы обереги и их значение. Что символизирует кукла

«неразлучники»? Изготовление куклы по образцу.

Материалы: куклы, слайды, лоскуты ткани х/б, красные нитки, вата,

щепочка.

3.7. Изготовление помпонов. (Гусеница). Коллективная работа.

Изготовление помпонов разного размера при помощи вилки, картона

(вырезанного определенным способом) или втулки от туалетной бумаги.

Оформление работы (сборка помпонов в виде гусеницы).

Материалы: картон, циркуль, ножницы, разноцветные шерстяные нитки,

клей ПВА.

3.8. Пасхальный цыпленок из ниток.

Пасхальная композиция. Коллективная работа.

Изготовление цыплят из пряжи.

Материалы: картон, ножницы, шерстяные нитки желтого цвета (можно

другого цвета, близкого к окраске цыплят), клей ПВА, черные бусинки, вата

(кусочек поролона).

3 год обучения

1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Объемная композиция на плоскости: форма, цвет, образ.

«Волшебные квадраты». Характеристики цвета. Учащиеся должны усвоить

такие характеристики как цветовой тон, светлота и насыщенность. Задание

включает в себя создание колористической шкалы из 5-7 оттенков заданного

25

диапазона (основные группы цветов: теплые и холодные, насыщенные и

ненасыщенные).

Материалы: картон, цветная бумага, линейка, простой карандаш, ластик, клей

карандаш.

1.2. Плетение из бумажных полос «Олень». Плетение по образцу.

Выполнить работу в технике прямого плетения из полосок бумаги.

Совершенствовать навыки плетения из бумаги, умение размечать и

заготавливать одинаковые полоски при помощи линейки.

Материалы: двухсторонняя цветная бумага, линейка, простой карандаш,

ластик, ножницы, клей карандаш, образцы.

1.3. Плетение из бумажных трубочек (Карандашница). Плетеные изделия

(история). Изучение нового способа обработки бумаги. Изготовление

трубочек из газет (желательно черно-белых), заготовка каркаса для

прямоугольной или квадратной карандашницы, с применение картонного

основание. Освоение азов плетения (прямое плетение, плетение

«веревочкой»). Завершение края плетеной карандашницы.

Материалы: газеты, линейка, карандаш, ножницы, клей карандаш, спицы

(или деревянные шпажки).

Тема 2 . Работа с природными материалами.

2.1.Коллаж. Композиция из природных материалов « Кусочки лета».

Материалы: диски, гуашь, клей ПВА, плоские засушенные листья (растения),

камни, песок, ракушки.

Тема 3.Текстиль.

3.1. Материаловедение – технология получения тканей.

Основные сведения о материалах, используемых в ткачестве и их свойствах.

Знакомство с различными видами волокон (растительного и животного

происхождения) их свойствами и способами получения. Структура ткани как

система переплетения основы с утком (полотняное переплетение). Основные

признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани и н направления нити

основы и нити утка.

26

Материалы: ткани, лупа, ножницы, линейка, карандаш, бумага, слайды,

видеоматериал, различные виды волокон.

3.2. Ткачество. История развития ткачества. История ткацкого стана

(вертикальный, горизонтальный). Изучение устройства ткацкого стана, назначения

и взаимодействия основных его частей. Порядок заправки стана основой.

Инструменты, применяемые в ткачестве. Выполнение текстильного полотна

полотняного переплетения, используя различные по цветовой гамме нити в утке.

Материалы: слайды различных ткацких станов, текстильных изделий,

инструментов и оборудования.

3.3. Виды орнаментных композиций в полосе с вертикальным и

горизонтальным чередованием мотивов.

Знакомство с принципами построения линейного орнамента: повторение,

инверсия (обратное расположение), чередование, симметрия. Освоение

приемов получения орнамента: зеркальная симметрия, переносимая

симметрия, переносимая симметрия с добавление ритма в пределах ряда,

сдвиг рядов, зеркальное отражение рядов. Учащиеся фиксируют основные

схемы построения орнамента. Выполнение схем построение орнамента

условно. Подача графическая – карандаш, фломастер. Размещение на

формате А 4.

Материалы: слайды, фотографии, рисунки орнаментов, бумага, карандаши,

фломастеры.

3.4. Выполнение вышивки крестом по выбранному образцу. Беседа о

народном творчестве, о видах вышивки и вышивке родного края. Краткий

обзор истории ремесла. Определение связи с другими предметами: «история

народной культуры и изобразительного искусства». Виды счетных швов в

ручной вышивке. Знакомство с видами швов на примере образцов.

Приобретение навыков работы по схеме. Зарисовка орнаментов вышивки.

Материалы применяемые в вышивке. Подбор игл и нитей для вышивки.

Знакомство учащихся со способами закрепления нити на ткани.

Материалы: канва, иглы, нитки мулине, схемы, пяльцы, наперсток.

27

3.5. Мережка. Выполнение работы на образце.

Простые мережки. Понятие шов «мережка», виды узоров. Подготовка ткани,

изучение способов выдергивания нитей из ткани. Технология выполнения

простых мережек и требования предъявляемые к ним. Способы зашивок.

Освоение приемов выполнения простых мережек. Ход рабочей нити при

затягивании пучков (кисточек), образование столбиков и получения мережки.

Материалы: ткань х/б полотняного переплетения, ручные иглы, нитки х/б,

ножницы.

3.6. Оформление мережкой салфетки с вышивкой крестом.

Закрепления навыков вышивания вариантов мережек (на выбор учащихся).

Материалы: салфетка с вышивкой, ручные иглы, нитки х /б, ножницы.

3.7. Декоративная подушка с аппликацией «кот». Повторение с

учащимися ранее изученных ручных швов. Изучение потайного шва

.

Повторение основных признаков определения лицевой и изнаночной стороны

ткани и направления основной нити (нити основы и нити утка).

Материалы: ткань, нитки, ручные иглы, наперсток, бумага, простой

карандаш, ластик, ножницы, портновский мелок, линейка, сантиметровая

лента, шнур х/б, пуговицы, кожа (для носика), наполнитель – синтепон,

декоративная тесьма.

3.8. Салфетка с аппликацией, с применением материалов на клеевой

основе. Знакомство с материалами на клеевой основе ( флизелин, паутинка) и

их назначением. Повторение техники безопасности при работе с утюгом и

правил ВТО.

Материалы: ткани, различные по цвету и фактуре, калька, бумага, простой

карандаш, ножницы, флезилин, утюг, гладильная доска.

4 год обучения

Тема 2.Работа с природными материалами.

2.1. «Осенний венок».

28

Самостоятельная заготовка природных материалов (засушенные листья,

растения, сено или солома). Заготовка основы для венка. Оформление венка.

Материалы: засушенные растения, сено (солома), проволока, нитки,

ножницы, клей ПВА, клеевой пистолет.

Тема 1. Обработка бумаги и картона.

1.1. Техника симметричной аппликации из цветной бумаги. Равновесие

на плоскости. Рациональные приемы разметки и заготовки симметричных и

одинаковых деталей. Композиция «живая музыка» (бабочки на нотном

стане).

Материалы: картон, цветная бумага, линейка, простой карандаш, ластик, влей

карандаш, ножницы.

1.2. Композиция из бумажных полос. Квиллинг – техника

бумагоскручивания, формирование представления о новом виде декоративно

– прикладного искусства. Ознакомить учащихся с техникой выполнения

квиллинга. Формирование спирали. Основные модули закрытого и открытого

типа (тугая спираль, свободная спираль, конус, овал, капля, глаз, треугольник,

квадрат, месяц, лепесток, веточка, рожки и другие). (открытка маме).

Материалы: зубочистки, (раздвоенное шило), ножницы, пинцет, клей ПВА,

линейка с круглыми отверстиями, набор бумаги для квиллинга, простой

карандаш, циркуль, картон.

1.3. Плетение из бумажных трубочек (Корзинка).

Изготовление трубочек из газет (желательно черно-белых), плетение круглого

основания для корзинки с переходом на стенки корзинки. Освоение

( плетения «веревочкой». Завершение края плетеной корзинки, плетение

ручки.

Материалы: газеты, линейка, простой карандаш, ножницы, спицы.

Тема 3. Текстиль.

3.1. Ткачество. Полотняное переплетение – круглый коврик. Повторение

ранее изученного материала на тему «ткачество». Выполнение работы на

плотном картоне.

29

Материалы: нитки «ирис» для , шерстяные нитки, ножницы, плотный картон,

шило.

3.2. Кукла из льняных ниток на конусе. Кукла льняная на конусной основе,

выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности

головы. При отсутствии льняной пряжи можно воспользоваться другими

подходящими материалами.

Материалы: льняные нити, ножницы, образцы кукол.

3.3. Закладка из вышивальных ниток - «мулине».

Способы закрепления нитей. Основные узлы. Способы плетения (косое и

прямое). Расчет длины ниток, для желаемой длины закладки. Выполнение

работы косым плетением.

Материалы: нитки мулине, ножницы, линейка, зажим.

3.4. Машиноведение. Изучение с учащимися устройства бытовой швейной

машины и принцип ее работы. Техника безопасности при работе на швейной

машине, повторение техники безопасности при работе с колющими и

режущими предметами. Подготовка швейной машины к работе с тканью

(устройство, подбор и установка машинной иглы, подбор нитей, заправка

верхней нижней нитей, регулировка машинной строчки).

3.5. Центр композиции. Салфетка из ткани. Формирование навыка

выполнение ровной строчки (работа на образце), терминология ручных и

машинных работ. Выполнение изделия – салфетки с композиционным

центром в середине. Изнаночная сторона. Оформление края салфетки

окантовочной тесьмой (косой бейкой). Повторение техники безопасности при

работе с утюгом. Закрепление полученных знаний об устройстве бытовой

швейной машине и работы на ней.

Материалы: швейная машинка, руководство по эксплуатации, ткани х/б,

нитки х/б № 40, линейка, простой карандаш, портновский мелок, ручные

иглы, портновские иголки, иглы № 80-90, утюг, гладильная доска.

З.6. Понятие «Орнамент» . Салфетка из ткани с геометрическим

орнаментом. Отработка навыков при работе на швейной машине.

30

Самостоятельный подбор ткани и ниток.

Материалы: швейная машинка, руководство по эксплуатации, ткани х/б,

нитки х/б № 40, линейка, простой карандаш, портновский мелок, ручные

иглы, портновские иголки, иглы № 80-90, утюг, гладильная доска.

3.7. Проектирование и изготовление куклы – скатки. Народная

традиционная кукла. Изготовление тряпичной куклы, бесшовным способом.

Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание,

скручивание, обматывание, завязывание.

Материалы: ткани х/б цветные, ткань х/б белая, кружево, вата, нитки,

ножницы, линейка, портновский мелок.

С

целью

организации

творческой

деятельности

и

расширения

культурного

кругозора

учащихся

в

программе

на

втором

году

обучения

предусмотрено:

- проведение просмотров в конце каждого полугодия;

- организация посещений учащимися учреждений и организаций

культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);

- участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий

носит

рекомендательный

характер

и

имеет

по

некоторым

разделам

возможность раскрытия темы в нескольких взаимозаменяемых техниках на

выбор педагога, что позволяет творчески подойти к преподаванию учебного

предмета, применять разработанные педагогом методики.

В течение всего времени обучения продолжается накопление

практических навыков выразительного использования фактуры материалов,

цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умения согласовывать

между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и

навыки осваиваются в процессе разработки конкретной композиции рисунков

или дизайнерских проектов.

31

III. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения предмета « Декоративно – прикладное искусство»

учащийся должен знать:

- место и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и

общества в разные времена;

- особенности народного (крестьянского) искусства своего края;

-

несколько

разных

народных

промыслов,

историю

их

возникновения

и

развития;

- понятия и термины, используемые при работе с изделием;

- свойства материалов, применяемых при выполнении изделия;

- основные законы общей композиции, закономерности ее построения;

- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами,

при работе на швейной машине и утюге;

Уметь:

-

применять

полученные

знания

при

изготовлении

и зд е л и я ,

соответствующего теме урока;

- правильно выстраивать технологический процесс от эскиза до готового

изделия в материале;

- работать с различными материалами;

- применять знания при разработке и изготовлении собственных изделий, в

том числе, самостоятельно применять различные материалы и техники в

русле

образного

языка

народного

искусства

и

современных

народных

промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментных мотивов

и т. п.);

-

анализировать

и

оценивать

результаты

собственной

творческой

деятельности;

- соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими

предметами, при работе на швейной машине и утюгом.

32

-

работать

с

лекалами,

необходимыми

для

изготовления

изделия,

при

необходимости разрабатывать их.

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по

созданию

проектов

украшения

интерьера

своей

школы,

или

других

декоративных работ, выполненных в материале.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает

текущий

контроль,

промежуточный

контроль.

Промежуточный

контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по

окончании

каждого

полугодия

учебного

года.

Преподаватель

имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры

по разделам программы (текущий контроль).

Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются

оценки: «5», «4», «3».

5 (отлично):

работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок,

аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;

4 (хорошо):

работа

выполнена

в

полном

объеме,

но

есть

технологические

ошибки;

3 (удовлетворительно):

работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.

33

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для

успешного

результата

в

освоении

программы

«Изготовление

игрушки»

необходимы

следующие

учебно-методические

пособия

и

методические материалы:

- наглядные методические пособия по темам,

- технологические карты,

- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,

- видеоматериал,

- интернет - ресурсы,

- презентационные материалы по тематике разделов.

Процесс обучения учащихся по предмету « Декоративно – прикладное

искусство»

строится

на

основе

его

взаимосвязи

с

процессами

общего

развития

детей

и

их

воспитания.

В

ходе

обучения

развиваются

индивидуальные творческие способности детей.

Овладение

техникой

изготовления

изделий

начинается

с

простых

технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в

сочетании

с

развитием

творческой

фантазии

учащихся

необходимо

для

создания самостоятельных работ.

Для

развития

навыков

творческой

работы

учащихся

программой

предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных

этапах

обучения

(разработка

заданий

разной

степени

сложности,

индивидуальная

мера

помощи

преподавателя

учащимся,

учет

темпов

освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет

педагогу

полнее

учитывать

индивидуальные

возможности

и

личностные

особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и

развитии творческих способностей.

Предмет «Композиция прикладная» предлагается рассматривать

как связующее звено между предметами «Рисунок», «Живопись» и

«Композиция станковая».

Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка

конкретных задач, просмотр аналогов, создание эскизов ( цветовых

34

или тональных), проработка утвержденных вариантов, индивидуальная

работа с каждым учеником.

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции

следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу

творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять

разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам

задания.

Необходимо формировать у обучающихся культуру выполнения работ

небольшого размера. Все выполненные варианты заданий по теме

необходимо композиционно грамотно размещать на одном формате. Работы

собираются в отдельную папку и служат индивидуальным учебным

пособием для учащихся на протяжении всего образовательного периода.

Выполненные работы могут быть использованы как эскизы для итоговой

композиции..

В процессе работы педагог должен помогать детям с выбором

темы работы. При всей углубленности и широте задачи она должна

быть вполне доступна именно данному ученику. После выбора темы и

ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с

каждым обучающимся и поиски ее решений.

VI. Литература нормативная,

методическая, психолого-педагогическая

1.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов

н\Д.: Феникс, 2006 г.

2.

Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Издательство

«Деловая книга», 1996.- 344 с.

35

3.

Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка. М., 1973

4.

Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность.

Северный паломник, 2008

5.

Васильев А. Красота в изгнании. Слово, 2005

6.

Внутренний контроль в учреждениях дополнительного образования:

виды методы, планирование. Рекомендации для руководителей

УДОД. Сост. Т.Е. Макарова, Самара, 2001. - 60 с.

7.

Вышивка. Художник М.И.Гумилевская. Орнаменты цветной перевити.

Культура и традиции, 2005

8.

Давыдов В.В., Дубровина И.В. Психолого-педагогические проблемы

становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М.,

1980.

9.

А. Данилюк, А. Кондаков, В. Тишков. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина Росии.

М.: Просвещение, 2009 г.

10.Ерёменко Т. Вышивка. Техника. Приёмы. Изделия. М., АСТ-пресс, 2000

11. Ермолаева Т.И. Дополнительная образовательная программа в

системе дополнительного образования детей: Методические

рекомендации. Самара, 2008.

12.Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М.,

Изобразительное искусство, 1984

13. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-

РФ.

14.Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

15. Конвенция о правах ребенка. Документ ООН.

16. Коджаспирова Г.Н. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

17. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в

начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и

колледжей / Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

18. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов

36

начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность

(основы дизайнообразования)

19. КорчакЯ. Как любить ребенка. - М.: «Дом», 1990.- 446с

20.Макарова Н.П. Модель многоуровнего эстетического образования

учащихся ДШИ и ДМХС, Самара, 2000.

21. Методические рекомендации по проведению уроков трудового

обучения в начальных классах. - М.: ЦГП, Ставрополь; Сервисшкола,

2005Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

22.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. М. - 1998.

23. Новикова И.В., Базулина Л. В. 100 поделок из кожи. М. - 1998.

24. Образовательная программа детских объединений в учреждениях

дополнительного образования: Методические рекомендации в

помощь педагогическим работникам учреждений дополнительного

образования детей, молодежных социальных служб,

реабилитационных центров. Под редакцией Т.Е. Макаровой. Авторы-

составители Т.Е.Макарова, В.В.Юсупова, Н.В.Рылова - Самара:

СЦВО «Творчество». 2001 - 60 с.

25. Огерчук Л.Ю. Программа по обучению технологии 1-4 классы :

Обработка материалов. - М.: Школьная пресса 2003 г.

26.Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М.,

1986

27. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог.

учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп.

- М.: Юрайт - М, 2001.

28.

Педагогика.

Новый

курс:

учеб.

для

студ.

высш.

учеб.

заведений: в 2 кн. - Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. -

Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.

29. Программа средних общеобразовательных учреждений. Трудовое

обучение. Технология. 1-1У, У-Х1 классы. - М.: Просвещение, 1997.

30.Русская

вышивка XVII

н а ч а л а XX

века.

Из

с о бр а н и я

37

Государственного

Эрмитажа/

Моисеенко

Е.

Ленинград,

«Художник

РСФСР», 1978

31.

Русская

народная

вышивка.

Государственный

русский

музей.

М.,

Искусство, 1972

32.Соколова Ю.Г.,Сидорович Ю. К.Мягкая игрушка. Санкт - Петербург

2000.

33.Стасов

В.

Русский

народный

орнамент.

Шитьё,

ткани,

кружева.

GOLDEN BOOK, 2008

34.Федотов Г.Н.Основы художественного ремесла. Сухие травы.-М. 1999.

35.Хворостов А.С.Декоративно - прикладное искусство в школе.-

М.1988.

36.Черноморец А.Д. Ажурная вышивка и игольное кружево. Киев,

«Час», 1992.

37.Черныш И.В.Поделки из природных материалов. - М . 1999.

38.Юрова Елена. Старинные узоры для вышивания. Обзор за 400 лет и

энциклопедия вышивки XVIII в. М., Этна, 2010

39.Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию

творческого

потенциала

учащихся.

/

Под

ред.

В.И.Панова.

-

М.:

«Молодая гвардия», 1997. - 78 с

38

39



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники