Напоминание

«Современные образовательные технологии как фактор повышения эффективности работы школы»


Автор: Булачева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска СОШ № 69
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Современные образовательные технологии как фактор повышения эффективности работы школы»
Раздел: начальное образование





Назад




Совместный педагогический совет, в рамках сетевого

взаимодействия

между школами на тему:

«Современные образовательные технологии как фактор

повышения эффективности работы школы»

Заместитель директора по научно-методической работе

Булачева Татьяна Алексеевна

"Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое

слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны.

Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но

мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основание зов новизны".

П. С. Выготский.

Цель: формирование у педагогов установки на применение современных

образовательных технологий для совершенствования педагогической

деятельности.

Задачи:

1.

Осознать возможности развивающих образовательных технологий.

2.

Создать в педагогическом коллективе атмосферу творческой

деятельности.

3.

Развитие мобильности педагогических ресурсов путем

взаимодействия коллег.

4.

Создание « копилки» методических продуктов.

5.

Внедрение приемов и стратегий по новым технологиям в

педагогическое пространство.

Форма: комбинированная, сочетающая элементы традиционного педсовета и

деловую игру.

Участники: администрация, руководители методических объединений,

педагоги школ

Идея педсовета. Одним из ведущих факторов, влияющих на

результативность учебного процесса в конкретном образовательном

учреждении, является не столько желание администрации школы и ее

обоснованная управленческая деятельность и творчество новаторов-

одиночек, сколько грамотная, слаженная и целенаправленная работа

учительского коллектива, каждый член которого осознает свое

профессиональное мастерство, и, как следствие, свой профессиональный

долг. Вот почему, прежде чем вести коллектив по пути инновационных

преобразований, необходимо, чтобы он (коллектив) сам диагностировал и

осознал свое истинное состояние на текущий момент.

Ход педагогического совета

1.

Открытие педагогического совета

Вступительное слово директоров школ Т.И.Сахаровской и

М.В.Серковой

Слово заместителя директора по НМР Булачевой Т.А.

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является

производство компетентных людей - людей, которые были бы

способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья

основная компетенция заключалась бы в умении включаться в

постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. М. Ноулз

Основополагающие

государственные

документы

последних

лет,

касающиеся

школы,

Закон

Российской

Федерации

«Об

образовании»,

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

второго

поколения, книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в

идеологии

новой

школы

называют идею

развития,

выделяя

три

важных

постулата:

1) школа является важнейшим фактором развития личности;

2)

школа

должна

превратиться

в

действенный

перспективный

фактор

развития российского общества;

3) систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под

инновационной

деятельностью

понимается

деятельность

по

разработке,

поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из

всего

многообразия

инновационных

направлений

в

развитии

современной

дидактики

мы

сегодня

будем

говорить

об образовательных

технологиях.

Причиной выбора является следующее:

в

условиях

существующей

классно-урочной

системы

занятий

они

наиболее

легко

вписываются

в

учебный

процесс,

не

затрагивают

содержание обучения, которое определено стандартами образования и

не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

образовательные

технологии

позволяют,

интегрируясь

в

реальный

образовательный

процесс,

достигать

поставленные

программой

и

стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение

основных

направлений

педагогической

стратегии:

гуманизации,

гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

они

обе спечивают

интеллектуальное

развитие

детей,

их

самостоятельность;

обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к

другу;

отличительной

чертой

большинства

технологий

является

особое

внимание к индивидуальности человека, его личности;

четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской

и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению

этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят

по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит

личность ребенка и его деятельность.

Сегодня

основные

тенденции

совершенствования

образовательных

технологий характеризуются переходом:

от

учения

как

функции

запоминания

к

учению

как

процессу

умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

от

чисто

ассоциативной,

статической

модели

знаний

к

динамически

структурированным системам умственных действий;

от

ориентации

на

усредненного

ученика

к

дифференцированным

и

индивидуализированным программам обучения;

от

внешней

мотивации

учения

к

внутренней

нравственно-волевой

регуляции.

Каждому

учителю

необходимо

ориентироваться

в

широком

спектре

современных

инновационных

технологий,

идей

школ,

направлений,

не

тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически

грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала

образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных

инструкциях, в аттестационных материалах.

Результаты анализа мониторинговых исследований, а также уровня и

качества

обученности

учащихся,

участия

их

в

предметных

олимпиадах

различного

уровня,

интеллектуальных

конкурсах,

социальных

проектах,

научно

практических

конференциях

и

других

видах

интеллектуальной

деятельности

позволяют

сделать

вывод

о

том,

что

среди

разнообразия

современных

образовательных

технологий

наиболее

адекватными

поставленным целям нашей школы являются:

- Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во

главу

угла

ставится

личность

ребенка,

ее

самобытность,

самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием

образования.

Почему

мы

отдаем

предпочтение

этой

технологии обучения. Во-первых, личностно-ориентированные технологии

ставят

в

центр

всей

образовательной

системы

-

личность

обучаемого,

обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию

её природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии

не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не

средство достижения чего-либо отвлечённого.

Технология использования игровых методов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность - это образовательная технология,

нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с

реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это

специально

организованный

учителем

и

самостоятельно

выполняемый

учащимися

комплекс

действий,

завершающихся

созданием

творческого

продукта.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

совокупность

технологий,

обеспечивающих

фиксацию

информации,

ее

обработку

и

информационные

обмены

(передачу,

распространение,

раскрытие).

К

ИКТ

относят

компьютеры,

программное

обеспечение

и

средства электронной связи.

Как показывает практика, без новых информационных технологий

уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ на уроках помогает учащимся

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть

практическими

способами

работы

с

информацией,

развивать

умения,

позволяющие

обмениваться

информацией

с

помощью

современных

технических средств.

Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

обеспечивает наглядность

привлекает большое количество дидактического материала

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

Технология

развития

критического

мышления

-

предполагает

равные

партнерские

отношения,

как

в

плане

общения,

так

и

в

плане

конструирования

знания,

рождающегося

в

процессе

обучения.

Работая

в

режиме

технологии

критического

мышления,

учитель

перестает

быть

главным

источником

информации,

и,

используя

приемы

технологии,

превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому

процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей

жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного

сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных

методик,

которые

способствуют

развитию

критического

мышления

и

самостоятельности в процессе обучения;

-

стать

практиками,

которые

умеют

грамотно

анализировать

свою

деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других

учителей.

Артпедагогические технологии (в начальной школе)

Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание,

образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами

ис-кусства, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Арт-педагогика

имеет

единые

с

общей

педагогикой

цели:

помочь

ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться

жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам

красоты и нравственности.

Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий

обучения, включающая каждого из его участников в

«самостроительство» своих знаний через критическое отношение к

имеющимся сведениям, к поступающей информации и

самостоятельное решение творческих задач. Из существующих

педагогических методов работы мастерская приближается к

исследовательским и проблемным методам обучения, которые

опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в

мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного

не до конца творчества и последующего его осознания. В системе

мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам

процесс творчества.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках

опытного педагога, творчески думающего, владеющего современными

методами, приемами психолого-педагогической диагностики, способами

самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях

конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой

конечный результат.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному

учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя

ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь

извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и

общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими

профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть

самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное

профессиональное продвижение и развитие? Каким должен быть учитель

будущего и настоящего? Об этом мы спросили у наших учеников. (интервью)

- На сегодняшнем педсовете наши коллеги расскажут, о тех педтехнологиях,

которые используют в своей работе, о эффективности и результативности их

применения.

2.

Выступление педагогов

Преображенская Л.Ю., учитель информатики

Елисеева И.Ю., учитель химии

Булачева Г.М., учитель начальных классов

Процеева О.Б., учитель русского языка и литературы

Баталова О. А., учитель начальных классов

Чумовская Е. В., учитель биологии

Столбова Е. С., учитель информатики

Батурина Т. В., учитель математики

3.

Деловая игра "Мозаика".

Формирование творческих групп: произвольный выбор. Участники педсовета

выбирают разноцветные карточки с педагогическими афоризмами. Занимают

места за соответствующими столами (4 стола), получают задания

1. "Красная" - Педагогические технологии

Задание: Определите по предложенным элементам, о какой педагогической

технологии идет речь в каждом варианте

2. "Синяя" - Педагогические ситуации

Задание: Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо

выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную

ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен

3. "Зеленая" - Педагогическая "абракадабра"

Задание: Из беспорядочно составленных слогов составьте педагогические

термины и соотнесите их с определениями

4. "Розовая" - Творческий портрет идеального педагога

Задание: Закончите мысль: " Идеальный педагог - это:". На основе

предложенных вариантов творческих групп составить общий портрет

идеального педагога

1. Педагогические технологии

Задание: Определите по предложенным элементам, о какой педагогической технологии

идет речь в каждом варианте.

Элементы:

трансляция готового материала педагогом

поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала

попытка включения ученика в свою деятельность

информация в форме монолога педагога

многократные повторения

«пассивность» учеников (объяснительно-иллюстративная технология)

Элементы:

отказ от шаблона и формализма в организации урока

максимальное вовлечение в активную деятельность на уроке

занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия

принцип педагогики сотрудничества

учение без принуждения

«увлекательные добавки» в занятие

(игровая технология)

Элементы:

наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

самостоятельная деятельность учащихся

использование исследовательских методов

сбор, систематизация и анализ полученных данных

итоги, результаты, их оформление (метод проектов)

Элементы:

Включает элементы индивидуальной, парной, групповой работы

Учебная деятельность осуществляется путем общения в динамических (сменных)

парах

Сотрудничество становится нормой обучения

«каждый учит каждого»

«каждый работает на себя и других»

Предварительная подготовка учеников-консультантов (коллективные способы

обучения)

Элементы:

Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся

Учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся

Создание разнообразных условий обучения с учетом особенностей обучающихся

Создание для учащихся равных условий для ситуации успеха

Сотрудничество педагога и обучающегося

Преобладающий метод – объяснительно-иллюстративный (технология

разноуровневого (дифференцированного) обучения)

2: Педагогические ситуации

Задание: Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа

предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с

педагогической точки зрения наиболее правилен.

1.В самом начале занятия или уже после того, как Вы провели несколько занятий,

учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что Вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

«Твое дело – учиться, а не учить педагога».

«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

«Тебе просто не хочется учиться».

«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что

наводит тебя на подобную мысль».

2. Педагог дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я

не хочу этого делать!». Какой должна быть реакция педагога?

«Не хочешь – заставим!».

«Для чего же тогда пришел учиться».

«Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя закончиться?».

«Не мог бы ты объяснить, почему?».

«Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

3. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях,

говорит педагогу: «Как Вы думаете, удастся ли мне учиться лучше и не отставать от

остальных ребят в группе?».

«Если честно сказать – сомневаюсь».

«О, да, конечно, в этом ты можешь и не сомневаться».

«Почему ты сомневаешься в себе?».

«Давай поговорим и выясним проблемы»

«Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

3: Педагогическая «абракадабра»

Задание: Из беспорядочно составленных слогов составьте педагогические термины и

соотнесите их с определениями.

Ран-тно-ле-то-сть (толерантность – способность педагога адекватно оценивать реальную

ситуацию с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации).

Я-ре-са-ци-лак (релаксация – средство для снятия физического и умственного утомления, а

также предупреждение агрессивности и неадекватного поведения в педагогическом

взаимодействии).

За-ма-гу-ни-я-ци (гуманизация – социально-педагогический принцип , отражающий

направленность развития системы профессионального образования на гуманном

отношении в обществе как общечеловеческую ценность).

Ду-ция-ви-ин-за-ди-али (индивидуализация – дидактический принцип,

предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором

учитываются личностные особенности обучающегося…).

Фес-про-си-зм-ли-она (профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической

деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных

обязанностей…).

4: Творческий портрет идеального педагога

Задание: Закончите мысль: « Идеальный педагог – это…» На основе предложенных

вариантов творческих групп составить общий портрет идеального педагога

Идеальный педагог -

специалист

работник

человек

Знание педагогической

теории

Владение педагогическим

мастерством

Знание психологии

Владение технологиями

обучения и воспитания

Умение рационально

организовать труд

Любовь к делу

Педагогические способности

Общая эрудиция

Терпеливость

Оптимизм

Эмпатия (сопереживание)

Находчивость

Эмоциональная

уравновешенность

Желание работать с детьми

Ясность и убедительность

речи

Требовательность

Тактичность

Справедливость

Общительность

Умение слушать

Умение поставить цель и

достигнуть ее

Умение распределить время

Систематическое и

планомерное повышение

квалификации

Нацеленность на повышение

производительности труда

Способность к творчеству

Всесторонняя образованность

Разумный оптимизм,

умеренный скептицизм

Желание трудиться

Преданность делу

Умение работать в коллективе

Настойчивость

Дисциплинированность

Ответственность

Активность

Ориентация в

производственных ситуациях

Умение распределять работу

Готовность взять на себя

ответственность

Высокие моральные качества

Активное участие в

общественной жизни

Активная жизненная позиция

Личный пример всем и во

всем

Уважение к законам

государства

Национальная гордость

Патриотизм

Готовность к защите Родины

Крепкое здоровье

Здоровый образ жизни

Гуманизм

Духовность

Религиозность

Потребность в общении

Открытость

Нравственность

Критическое отношение к

своим действиям

Заключение.

Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же

реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога

состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды

деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-

Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться

морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а

моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения:

ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению,

это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально

рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание

прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать

фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей

остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны

овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и

достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Здесь было бы уместным напомнить о процентном усвоении информации:

лекция – не более 20-30%

самостоятельная работа с литературой – до 50%

проговаривание – до 70%

личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) – до 90%

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать

личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы

обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и

обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время

воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки

для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный

микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно

и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

^

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1.Проанализировать информацию, полученную в ходе педсовета и

спланировать самостоятельное изучение современных педтехнологий .

2. Создать в каждом МО банк данных методических разработок учителей

школы, практикующих использование современных педагогических

технологий.

3.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной

деятельности в сторону формирования оптимальных способов

самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них

практические навыки самообразования. Увеличить время на

самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и

экспериментальная деятельность). Усилить дифференциацию и

индивидуализацию образовательного процесса.

Список использованной литературы:

Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной

методики?: [рус.яз.]/ Е.С. Антонова//Русский язык в школе.-2007.-№

№6.-С.10-14.

Бершадский, М., Гузеев, В. Новая реальность образования: ответы на

Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический

инструментарий: [основной обучающий инструментарий учителя,

составляющий базу любых образовательных технологий.

Классификация основных методов обучения] / В.В. Гузеев. -

М.:Сентябрь,2006.-192с. – (Биб-ка ж. «Директор школы).

Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых инновационных

педагогических технологий в свете создания адаптивной школы:

[разноуровневое и модульное обучение физике]/Н.В.Кошелева//Физика

в школе.-2008.-№1.-С.14-17.

Образовательные технологии на уроках истории и обществознания:

теория и практика: Материалы областного научно-методического

семинара 15-16 ноября 2000 г. – Н.Новгород: НГЦ,2001.-100с.

Окушова Г.А. Технологическая компетентность современного учителя

сельской школы//Директор сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.

Русова, Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании:

Магистерский курс: Программа и терминологический словарь: [уч.

программа посвящена раскрытию совр. научных и образоват.

технологий. На уровне магистерского образования происходит

интеграция учебной и научной информации и формируются

составляющие методологической и профессиональной компетентности

учителя словесности] / Н.Ю. Русова. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ,2002.-

28с.

Савина Н.М. Инновационные компетентностно-ориентированные

педагогические технологии в профессиональном образовании

[«портфолио» и «кейс-стади»] //Среднее профессиональное

образование.-2008.-№4.-С.2-5.

Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко,

О.Ю. Соловьева //Управление современной школой. Завуч.-2008.-№2.-

С.4-15.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: [в

учебно-методическом пособии нового поколения представлены около

500 технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на

основе применения соврем. информац. средств]/ Г.К. Селевко: - М.:

НИИ школьных технологий,2006. - 816с. - (Серия «Энциклопедия

образовательных технологий).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники